Тема 1. Гностические психические процессы:   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Гностические психические процессы:  



Ощущение, восприятие, мышление и воображение.

Речь и ее взаимосвязь с другими психическими познавательными процессами.

Нарушения гностических психических процессов

 

Тема 1.1. Психология чувственного познания

Опорный конспект:

 

Начальным этапом познавательной деятельности человека, чувственным познанием окружающей действительности являются ощущения и восприятие.

Ощущение – первичный психический акт, психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств (качеств) предметов или явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины или силы. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности (i0). Раздражители меньшей силы называются подпороговыми, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Слабые подпороговые раздражители, идущие от внешней или внутренней среды, могут создавать в коре больших полушарий доминантный очаг и способствовать возникновению «обманов чувств» – галлюцинаций.   Верхний абсолютный порог ощущения (i-max) – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Воздействия, превышающие (i-max), перестают ощущаться или вызывают боль. Интервал между (i0) и (i max) – носит название   диапазона чувствительности. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называют дифференциальной чувствительностью.

Все анализаторы функционируют не изолированно, а представляют собой единую сложную систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны. Примерами взаимодействия анализаторов является соместезия, синестезия.

Соместезия – комплексное образование, объединяющее все виды кожной рецепции, кинестезию, интерорецепцию, зрительные ощущения и формирующее схему тела. Это чувство «существования тела» связано с развитием самосознания человека и является по выражению Сеченова «сенсорным источником личности».

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора (например, «цветной слух»). Используя механизмы синестезии можно целенаправленно изменять уровень чувствительности анализаторов. При этом общим правилом является следующее: сильные воздействия на какой-либо анализатор понижают уровни чувствительности других анализаторов, а слабые, даже подпороговые раздражители – повышают.

Сенсорная организация человека – совокупность сенсорных порогов человека. В структуру сенсорной организации включается система постоянных межанализаторных связей, общий состав чувственного отражения. Определяющими для формирования сенсорной организации являются среда обитания, образ жизни и способ жизнедеятельности.

Рассматривая совокупность порогов конкретного человека, психолог обнаруживает индивидуальные особенности этого человека. Формирование таких качеств, как впечатлительность, эмпатийность, наблюдательность существенно связано с сенсорной организацией. Кроме того, сенсорная организация лежит в основе формирования способностей человека к различным видам деятельности.

В многочисленных экспериментах было показано, что для человека универсальным является тактильный анализатор. Касание, короткое и легкое прикосновение руки мощно снижает дискомфорт, уменьшает или даже снимает барьер между психотерапевтом и клиентом, повышает активность и самораскрытие последнего. В настоящее время этот эффект активно используется в психотерапевтической практике, например, в рамках так называемой телесноориентированной психотерапии.

Отражение внешнего мира не ограничивается ощущениями, а проявляются в более сложном процессе – процессе восприятия.

Восприятие – психический процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств (качеств) при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это не механическое объединение всех ощущений, а сложный синтез комплекса наличных ощущений и представлений. При этом какой-либо из анализаторов играет ведущую роль в формировании образа.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами. Например, клинический метод применяется для исследования болевой и тактильной чувствительности, исследования температурной, вибрационной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения.

Для исследования более сложных функций используются экспериментально-психологические методы, которые направлены дляизучения либо отдельных свойств восприятия, либо совокупностей свойств. Гайда и Лоскутов предложили трехуровневое деление свойств объектов.

1-й уровень, это особенности восприятия отражать наиболее простые свойства объектов, т.е. локализации в пространстве, удаленности от субъекта, направление движения относительно субъекта, рельефа, формы, величины, длительности воздействия объекта на субъект, последовательности воздействия.

2-й уровень, это свойства более высокого порядка – предметность, константность, целостность, структурность, обобщенность восприятия.

3-й уровень, после включения в сознание, – избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность.

В клинике для изучения восприятия наиболее широко используются нейропсихологические методики. Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследования зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать “Классификацию предметов”). Испытуемый должен узнать предмет. Затем предлагают более сложные рисунки, например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера). Можно использовать для исследования зрительного восприятия таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органических изменений головного мозга используют таблицы с движущимися квадратами, "волнистый фон", предложенные М.Ф. Лукьяновой. Для исследования зрительного восприятия используют тахистоскопический метод (предъявление изображений на короткое время), для исследования слухового восприятия методику дихотического прослушивания для идентификации прослушанных магнитофонных записей раздельно правым и левым ухом. Для этого необходимо иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелест страниц переворачиваемой книги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т.д. С помощью этих методов можно выявить особенности функциональной асимметрии полушарий, обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Представление – след бывшего ощущения или бывшего восприятия, сохраняется в памяти. Это образные воспоминания, мыслительный (субъективный) образ действительности, возникающий в сознании человека в отсутствие соответствующего предмета или явления, который действовал на органы чувств ранее.

Значение представлений особенно велико в детском и подростковом возрасте. Представления – главный компонент детского воображения, основа творчества, детских фантазий. От 3 до 7 лет у детей чрезвычайная яркость и образность зрительных представлений, поэтому ребенок с трудом отличает образы представлений от образов непосредственного восприятия. Такую способность воспроизводить яркие представления называют эйдетизмом. Эйдетизм – явление физиологическое. Он свойственен художникам (зрительный), музыкантам (слуховой).

Для лучшего понимания нарушений процессов ощущения и восприятия нужно знать, чем отличается восприятие от представления, каковы свойства восприятия. Они следующие:

1. Восприятие обладает чувственной живостью

2. Восприятие обладает экстрапроекцией (во внешний мир)

3. Восприятие не обладает произвольной изменчивостью

4. Восприятие обладает чувством реальности

5. Восприятие обладает непринадлежностью "мне".

Свойства представления:

1. Не имеет чувственной живости.

2. Проецируется во внутреннем мире человека.

3. Его можно произвольно изменять.

4. Не обладает чувством реальности

5. Принадлежит субъекту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.159 (0.007 с.)