Системы памяти и ассоциированные с ними дефекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы памяти и ассоциированные с ними дефекты



Рабочая (оперативная) память: исполнительские функции

Расположение: префронтальная кора

Проявления дефицита: умеренная антероградная амнезия, замедление способности восстановления информации, слабость суждений, умеренная ретроградная амнезия

Эпизодическая память Целостное воспоминание эпизодов личного предыдущего опыта Расположение: медиальная часть височных долей и диэнцефалон Проявления дефицита: антероградная и ретроградная амнезия Семантическая память Запас знаний безотносительно к месту и времени их приобретения Расположение: височно-теменные области Проявления дефицита: слабость воспроизведения общеизвестных знаний (напр., неспособность вспомнить имя президента страны) Процедурная память Подсознательная память (знание того, как надо действовать) Расположение: базальные ганглии Проявления дефицита: слабость воспроизведения или приобретения навыков (т.е. неспособность изучить или исполнять действия в специфических задачах)

 

В нейропсихологии принято выделять модально-специфические и модально-неспецифические виды памяти.

А) Модально-специфические виды памяти выделяются соответственно ведущему анализатору: тактильная, слуховая, зрительная и т.д. В отличие от модально-неспецифических видов памяти, они в значительной степени локальны. Место их представительства в мозге совпадает с местом расположения корковых концов анализаторов (нейросенсорных зон), т.е. есть II и III функциональных блоков мозга (по Лурия). У разных людей преобладают разные виды модально-специфической памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Нарушения слухоречевой памяти лежат в основе акустико-мнестической афазии. Дефект слухоречевой памяти выступает здесь в изолированной форме, т.к. у таких больных отсутствуют четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы.

Нарушения зрительно-речевой памяти лежат в основеоптико-мнестической афазии, когда нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать (жестами, междометиями и т. п.). У них нет собственно гностических зрительных расстройств, они полностью ориентируются в окружающем зрительном мире (и его изображениях). В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной (или зрительно-речевой) системы.

Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга (у правшей). Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух – возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам (например, лицам) – возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты.

Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса.

Б) Модально-неспецифическая память охватывает самые разные стимулы и события. Ее качество зависит от состояния связей между разными участками мозга, и прежде всего между корой и подкоркой («глубиной»). Нарушения этого вида памяти охватывают целую группу патологических явлений, неоднородных по своему характеру, но для которых общим является плохое запечатление информации любой модальности. Они возникают при поражении разных уровней срединных неспецифических структур мозга (I-й функциональный блок мозга по Лурия) В зависимости от уровня поражения неспецифических структур модально-неспецифические нарушения памяти носят разный характер.

Уровень продолговатого мозга (ствола) – нарушения памяти протекают в синдроме нарушений сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование». Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму.

Поражения гипофизарно-диэнцефального уровня – у таких больных больше страдает кратковременная (на текущие события), а не долговременная память. Однако мнестический дефект связан не с самим процессом запечатления, а с плохим сохранением следов в связи с усиленным действием механизмов интерференции, т.е. феномена тормозимости следов кратковременной памяти побочными раздражителями (помехами). Посторонняя деятельность, предложенная таким больным сразу же после предъявления материала, как бы «стирает» предшествующие следы. Например, больному предлагается для запоминания 3-4 слова. После их повторения ему предлагается запомнить другие 3-4 слова. После того как больной правильно воспроизводит вторую группу слов, его просят воспроизвести первую группу. Именно в этих условиях, когда запоминаются две группы слов (то есть когда интерферирующим фактором выступает та же мнестическая деятельность), возникает наиболее отчетливый феномен тормозимости следов (слов первой группы – словами второй группы). Использование в качестве помех не мнестической деятельности, например чтения текста или счета в уме, оказывает аналогичное влияние на запоминание, но выраженное менее отчетливо.

Другой особенностью нарушений памяти этого уровня является повышенная реминисценция следов, то есть лучшее отсроченное воспроизведение материала (через несколько часов или даже дней) по сравнению с непосредственным воспроизведением. Это пока еще недостаточно хорошо изученное явление в определенной степени присуще и здоровым людям. Однако у больных с поражением мозга диэнцефального уровня оно проявляется более явно, что связано, по-видимому, с нарушениями нейродинамики следовых процессов.

Поражение лимбической системы (лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др.) приводят нарушениям памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром. У таких больных практически отсутствует память на текущие события. Они по несколько раз в день здороваются с врачом, не могут вспомнить, что они делали несколько минут тому назад и т. п. Это грубый распад памяти на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, то есть памяти на далекое прошлое и профессиональные знания. В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур обоих полушарий. Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти.

Специальное изучение показало, что нарушения памяти при корсаковском синдроме похожи на нарушения памяти у больных с поражением диэнцефальной области мозга, но в более обостренной форме. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда (например, 4-5 слов из 10) после первого их предъявления. Однако достаточно было пустой паузы, без применения проб на интерференцию, чтобы следы «стирались».

Вторая особенность связана с процессами компенсации дефекта. Клинические наблюдения показали, что при диэнцефальных поражениях у больных существует определенный резерв компенсации дефекта, т.к. запоминание материала у них улучшается, если есть заинтересованность в результатах или если материал организуется в семантически осмысленные структуры. У больных с корсаковским синдромом этот резерв практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания.

Следует отметить, что у таких больных нередко наблюдаются и конфабуляции (тонкие симптомы нарушения сознания), так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме. В целом, однако, это те же модально-неспецифические нарушения памяти, подверженной влиянию интерференции, как и у больных с диэнцефальными поражениями мозга.

Поражения медиальных и базальных отделов лобных долей мозга. Относительно узколокальные зоны поражения этих структур нередко возникают при аневризмах передней соединительной артерии, а также опухолях разной этиологии. У таких больных нарушения памяти возникают в целом также по модально-неспецифическому типу в виде преимущественного нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов. Однако нередко к этим нарушениям добавляются и расстройства семантической памяти, или памяти на логически связанные понятия.

Расстройства семантической памяти проявляются в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни (или какого-либо другого логически связного текста), они быстро «соскальзывают» на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», то есть тех, которых не было в списке, слов-ассоциаций (смысловых или звуковых). Неустойчивость семантических связей проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала (словесного, наглядно-образного), но и при решении разного рода интеллектуальных задач (на аналогии, определение понятий и др.). У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала (например, с помощью его семантической организации), что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга.

В. Псевдоамнезии — мнестические нарушения, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения памяти характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга (левой лобной доли или обеих лобных долей). Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, то есть страдает структура любой сознательной психической деятельности, в том числе и мнестической. У «лобных» больных (особенно при двухстороннем поражении лобных долей) наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты (зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др.), связанные с распадом любой произвольной познавательной деятельности.

Методы исследования памяти

Оценить особенности памяти больного можно с помощью клинико-психопатологического метода: в ходе беседы врач проверяет память на недавние и отдаленные события, задавая специальные вопросы. Необходимо проверить память на общеизвестные исторические события. Для оценки кратковременной памяти можно предложить больному запомнить и затем повторить фразу или короткий рассказ.

Для исследования состояния памяти используют также экспериментально-психологические методики. Среди методик исследования памяти в клинической практике широко используют две группы: изучение непосредственной памяти (методика запоминания 10 слов, повторение за собеседником возрастающих рядов цифр в прямом и обратном порядке, тест зрительной ретенции Бентона) и опосредованного запоминания (методика пиктограммы).

Комплексный тест памяти Векслера, в котором конечный результат выражается в стандартных единицах интеллекта, включает семь самостоятельных субтестов для специального исследования отдельных мнестических функций.

Психопатология памяти

ПАМЯТЬ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

КАЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

СНИЖЕНИЕ

Гипомнезии

ОТСУТСТВИЕ

Амнезии

УСИЛЕНИЕ

Гипермнезии

ИСКАЖЕНИЕ ОБМАНЫ УЗНАВАНИЕ

Парамнезии

НЕГАТИВНАЯ СИМПТОМАТИКА

ПОЗИТИВНАЯ СИМПТОМАТИКА

Терминология



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.18 (0.02 с.)