Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патологические формы воображения и их оценка
В клинической практике врачу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может относиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображения. Все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающимся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию («мифоманическая» конституция). Патологические формы пассивного воображения. В психиатрической и общесоматической клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также нарушениях сна в связи со сновидениями. Онейроид– сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизируются процессы воображения, причемсоздаваемые им образы «визуализируются» в виде калейдоскопических фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации. Ониризм (греч. oneiros – сон, сновидение) – больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие «видения» бывают и при открытых глазах – грезы по типу сна наяву или «сна с открытыми глазами». У психически здоровых лиц последнее может отмечаться при ослаблении деятельности сознания – в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта. Галлюцинации воображения разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникают у детей с болезненно обостренным воображением. Бред воображения – является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией (описана E. Dupre). Возникает остро, как бы по «интуиции, вдохновению и озарению». Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован в месте и собственной личности.
Сновидные эпилептические приступы – сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны, с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В дневное время подобные сноподобные состояния могут быть предвестником (аурой) припадка при височной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены «уже виденного» и «никогда не виденного», «насильственные» (не подавляемые усилием воли) фантастические представления. Патологические формы активного воображения. Главным признаком расстройств активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в клинической практике врачу приходится сталкиваться с феноменом патологической лживости – так называемой фантастической псевдологией (pseudologia phantastica). Она выражается в том, что человек начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы). В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах. 1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно более устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях) и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характерны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нарушениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), также эпилепсии и шизофрении. 2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования: «для себя» («бегство» в мир мечты от действительности) и «для других» (повышение собственной привлекательности), т.е. обладает свойствами как механизмов психологической защиты, так и свойствами «манипуляционных механизмов» другими людьми. Непсихотические фантазмы как разновидность псевдологии особенно часто встречаются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и «мифоманической конституцией». При этом такой человек, как и всякий лгун, знает, что он лжет. Однако эта ложь патологическая – она отличается от обычной тем, что чаще всего бывает явно нецелесообразной, и больной понимает всю ее бесполезность, но противостоять своей потребности лгать не может. Псевдологии в отличие от обычных истерических психопатических личностей, более активны и в стремлениях воплотить в жизнь свои фантастические построения, поэтому они чаще вступают в конфликт с законом. Лживость при этом заслоняет у них все остальные личностные черты.
Тема 1.4. Речь Опорный конспект:
Речь – это процесс словесного общения, выражение какой-либо мысли. Для человека она является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Язык – это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Если в речи выражается психология отдельно взятого человека, то в языке отражается психология целого народа, говорящего на данном языке. Связующим звеном между языком и речью является значение слова. Значение слова едино для всех людей, а его смысл может носить сугубо личностный характер. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости обмена информацией, т.е. общения. Формирование речевой деятельности у детей. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, а в ряде случаев имеют и самостоятельную роль в формировании различных дисфункций речевой системы. Выделяют три главных критических периода в развитии речевой функции у детей. Первый критический период (1-2-й год жизни), когда формируются предпосылки речи. В возрасте 14-18месяцев идет интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые неблагоприятные факторы, действующие в этот возрастной период, могут отразиться на речевом развитии ребенка. Второй критический период (3 года) – интенсивно развивается связанная речь. Ранимость психики в этот период могут влиять на речевое развитие. Заикание и мутизм могут возникать в этот период как реакция протеста на завышенные требования взрослых. Заикание также может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой системы («эволютивное заикание»). Третий критический период (5-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. При предъявлении повышенных требований также могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания. Жестовая речь. В любом общении существуют различные неречевые средства, в частности жесты, которые дополняют или выражают отношение говорящего к содержанию сообщения. Особое значение жестовая речь приобретает у людей с дефектами слуха. Система жестового общения глухих имеет сложную структуру и включает две разновидности жестовой речи – разговорную и калькирующую. Разговорная жестовая речь глухих совершенно самостоятельная система. Жест не звучит, но он имеет свою конфигурацию, пространственное положение и движение, передающие все особенности и оттенки сообщений собеседнику. Состав и количество жестов разговорной жестовой речи очень велико, порой складываются системы общения, которой пользуются только в данной конкретной семье.
Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Ею ребенок овладевает в процессе специального обучения, и она становится основным средством общения глухих со слышащими. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Каждое слово, как и отдельные буквы, здесь сопровождаются своим жестовым эквивалентом. Например, дактильный (греч. daktylos - палец) русский алфавит составлен из жестов одной руки, а английская дактилология - двуручная. Используются специальные дактильные алфавиты и для слепоглухих. В их основе лежат национальные дактильные азбуки. Рука слепоглухого накладывается на руку говорящего, и он «считывает» дактильную речь. Существует и международный дактильный алфавит для слепоглухих. Нарушения речи Нарушения речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражении речевых зон коры головного мозга. Их следует отличать от речевых нарушений при психических заболеваниях, где у заболевшего исчезает инициатива в вербальном общении — больной ведет себя пассивно, отвечает кратко, незаинтересованно (ответы типа «да», «нет») или отказными понятиями («не помаю», «не знаю»), что порой ошибочно трактуется как нарушения памяти и интеллекта. Угасание потребности в общении является одним из главных проявлений аутизма. Реже встречается противоположное состояние — многоречивость, но также с отсутствием заинтересованности в собеседнике. Главный признак здесь – монологичность речи, исчезновение диалогичности. Такое обезличенное общение часто называют «аутизмом наоборот, наизнанку». Расстройства фонационного оформления речи 1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Патология голоса может возникать при различных заболеваниях: органических (ларингиты, парезы и параличи гортани) или функциональных (фонастения у лиц голосоречевых профессий, психогенная афония при неврозах). 2. Брадилалия (брадифразия) и тахилалия (тахифразия) - патологически замедленный или патологически ускоренный темп речи. Эти расстройства связаны с центрально-обусловленными нарушениями реализации речевой программы (органическими или функциональными по своей природе).
При брадилалии звуки и слова сменяют друг друга в замедленном темпе, хотя и произносятся правильно (в норме произносится 10-12 звуков в секунду). Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. При брадилалии голос обычно монотонный, теряет свою модуляцию. Лицо амимичное, все движения замедленные и вялые. Замедленность отмечается также в сфере мышления, в переключении внимания. При тахилалии может произноситься 20-30 звуков без резких искажений фонетики. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, неясность произношения фраз, но при привлечении внимания происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью. Лицам с тахилалией свойственна и общая моторная гиперактивность. Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели). 3. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную (логоневроз) природу, возникает чаще в ходе речевого развития ребенка. Главным внешним симптомом заикания являются речевые судороги. Их длительность при умеренном заикании составляет от 0,2 до 13 секунд, в тяжелых случаях до 90 секунд. При тонических судорогах имеет место короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-ополь» (черта после буквы означает судорожную паузу при произношении слова). При клонических судорогах наблюдается ритмическое повторение одних и тех же судорожных движений – клонус: «то-то-поль». Могут наблюдаться не только клонические и тонические, но и смешанные (клонико-тонические) формы заикания. 4. Дислалия (косноязычие) – нарушение, недостатки звукопроизношения фонем при формально нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. В основе акустико-фонематической дислалии лежат недостатки в процессе узнавания и различения входящих в состав слова фонем (фонематический слух). Ребенок не распознает тот или иной акустический признак сложного звука (гора - «кора», жук - «щук», рыба - «лыба»). Все это мешает правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. При артикуляторно-фонематической дислалии фонематический слух у ребенка сформирован полностью, но имеют место нарушения в моторном звене производства речи. При этом может быть не полностью сформирована артикуляторная база некоторых звуков, что приводит к замене нужного звука другим, более простым по артикуляции. В других случаях, что бывает наиболее часто, артикуляционная база сформирована, но принимается неправильное решение об использовании звука, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произносить слова правильно и неправильно).
При артикуляторно-фонетической дислалии дефекты звуков обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего в этих случаях неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному и окружающими распознается. Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «изм»: ротацизм - дефект произношения «р», ламбдацизм - «л», гаммацизм - «г», хитизм - «х», каппацизм - «к», сигматизм - свистящих и шипящих звуков и др. 5. Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба, нарушения резонансных свойств полостей носа и др.). 6. Дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения без расстройства восприятия устной речи, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (паралич или парез речедвигательных мышц, что нередко встречается при детском церебральном параличе). Основными ее признаками являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Тонус речевой мускулатуры может быть как патологически повышенным, так и сниженным. Расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления речи 1. Алалия (дисфазия, слухонемота) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Встречается примерно у 1% дошкольников (0,1% всего населения), чаще у мальчиков. При моторной алалии нарушено произношение слов, родители таких детей характеризуют их как понимающих, но не желающих говорить. При сенсорной алалии нарушено понимание речи – ребенок слышит, но не понимает слов. Часто при этом он довольно болтлив (повышенная речевая активность) и слышимые слова проговаривает по несколько раз как эхо (эхолалия), но смысла их он не улавливает. 2. Афазия (утрата речи) – полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга в результате травм головы, нейроинфекций и опухолей мозга. До 3 лет, пока речь еще не сформирована, диагностика афазии невозможна. У взрослых афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, причем здесь наиболее часто наблюдается моторная афазия. Афазия Вернике – корковая сенсорная афазия, возникает при поражении верхней височной извилины и характеризуется нарушением понимания речи. Нарушения письменной речи Для обозначения нарушений чтения используется термин «дислексия», письма - «дисграфия», а полную несформированность навыков чтения и письма обозначают соответственно как «алексия» и «аграфия». 1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искажению понимания прочитанного. Дислексия встречается у 3% детей начальных классов массовой школы, чаще у мальчиков. По проявлениям обычно выделяют два вида дислексии (аграфии): вербальная и литеральная. При вербальной дислексии нарушено понимание смысла фраз и отдельных слов, а при литеральной дислексии нарушено узнавание отдельных букв, цифр и других знаков. 2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. При амнестической (чистой) дисграфии наибольшие трудности возникают при спонтанном письме и письме под диктовку, в то время как списывание остается относительно сохранным. При апраксической аграфии больные не могут взять правильно ручку или карандаш и придать руке нужное для письма положение. В силу этого рисунок буквы искажается, зеркален или нарушены его пропорции. Нарушения сохраняются при всех видах письма, в том числе и при копировании. Психолого-педагогическая коррекция дислексии и дисграфии развития осуществляется приемами, направленными на совершенствование зрительного слухового гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Тест: Мышление, воображение, речь
1. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это … a) [ ] анализ b) [ ] сравнение c) [ ] классификация d) [ ] абстракция
2. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это … a) [ ] мышление b) [ ] интеллект c) [ ] эвристика d) [ ] гипотеза
3. К.Спирмен разработал … теорию интеллекта a) [ ] однофакторную b) [ ] двухфакторную c) [ ] трёхфакторную d) [ ] четырёхфакторную
4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как … a) [ ] быстрота b) [ ] гибкость c) [ ] самостоятельность d) [ ] широта
5. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит… a) [ ] Дж. Равену b) [ ] Г. Айзенку c) [ ] Дж. Кеттеллу d) [ ] А. Бине
6. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется … мышлением. a) [ ] наглядно-действенным b) [ ] наглядно-образным c) [ ] словесно-логическим d) [ ] абстрактным
7. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является …. мышление a) [ ] наглядно-действенное b) [ ] наглядно-образное c) [ ] словесно-логическое d) [ ] интуитивное
8. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как … a) [ ] обобщение b) [ ] сравнение c) [ ] классификация d) [ ] абстрагирование
9. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется … a) [ ] понятием b) [ ] суждением c) [ ] умозаключением d) [ ] рассуждением
10. Центральной особенностью допонятийного мышления (по Ж.Пиаже) является… a) [ ] эгоизм b) [ ] эгоцентризм c) [ ] логичность d) [ ] использование понятий
11. Конвергентное и дивергентное мышление выделил a) [ ] П. Торенс b) [ ] Дж. Гилфорд c) [ ] Ж. Годфруа d) [ ] Ж. Пиаже
12. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как … a) [ ] анализ b) [ ] синтез c) [ ] обобщение d) [ ] классификация
13. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как … a) [ ] ширина b) [ ] глубина c) [ ] самостоятельность d) [ ] гибкость
14. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как… a) [ ] широта b) [ ] глубина c) [ ] самостоятельность d) [ ] гибкость
15. Теоретическое и практическое мышление различают по … a) [ ] типу решаемых задач b) [ ] характеру обобщений c) [ ] активности субъекта d) [ ] ведущему анализатору
16. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками мышления a) [ ] понятийного b) [ ] наглядно-действенного c) [ ] практического d) [ ] наглядно-образного
17. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется: a) [ ] индукцией; b) [ ] дедукцией; c) [ ] понятием; d) [ ] суждением.
18. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется: a) [ ] а) гиперболизацией; b) [ ] б) схематизацией; c) [ ] в) типизацией; d) [ ] г) агглютинацией.
19. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов, называется: a) [ ] восприятием; b) [ ] мышлением; c) [ ] воображением; d) [ ] вниманием.
20. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется: a) [ ] ощущением; b) [ ] восприятием; c) [ ] представлением; d) [ ] воображением.
21. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку): a) [ ] язык; b) [ ] обмен мнениями; c) [ ] процесс использования языка в целях общения; d) [ ] дискуссия.
22. К функциям речи не относятся: a) [ ] функция обозначения; b) [ ] функция обобщения; c) [ ] функция распределения; d) [ ] функция воздействия.
23. Свойством речи не является: a) [ ] содержательность; b) [ ] выразительность; c) [ ] простота; d) [ ] действенность.
24. Образы воображения, появляющиеся в процессе чтения художественной литературы, это результат: a) [ ] пассивного воображения; b) [ ] активного воображения; c) [ ] репродуктивного воображения; d) [ ] творческого воображения.
25. Один из основных способов создания образов воображения получил название: a) [ ] агглютинация; b) [ ] антиципация; c) [ ] апперцепция; d) [ ] анамнез.
26. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как… a) [ ] гиперболизация b) [ ] схематизация c) [ ] типизация d) [ ] агглютинация
27. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется … a) [ ] восприятием b) [ ] мышлением c) [ ] воображением d) [ ] вниманием
28. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема … a) [ ] агглютинации b) [ ] схематизации c) [ ] типизации d) [ ] гиперболизации
29. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется… a) [ ] агглютинацией b) [ ] схематизацией c) [ ] типизацией d) [ ] гиперболизацией
30. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения…. a) [ ] агглютинация b) [ ] схематизация c) [ ] типизация d) [ ] гиперболизация
Эталон ответа:
Тест Патология мышления, воображения и речи
1. Термин «шперрунг» используется для обозначения переживания больным возникновения… a) [ ] чуждых мыслей b) [ ] внезапной остановки, обрыва мыслей c) [ ] скачки идей d) [ ] замедленного мышления
2. В расстройство мышления по форме входит всё, кроме… a) [ ] неологизмов b) [ ] шизофренической бессвязности c) [ ] маниакальной бессвязности d) [ ] навязчивых идей e) [ ] резонёрства
3. К какому из приведенных ниже типов формальных расстройств мышления относится оторванность от реальности, погруженность в мир внутренних переживаний? a) [ ] болезненно замедленное мышление b) [ ] болезненно ускоренное мышление c) [ ] резонерское мышление d) [ ] аутистическое мышление e) [ ] разорванное мышление f) [ ] бессвязное мышление
4. Бредовое настроение характеризуется всем перечисленным, кроме … a) [ ] напряженного предчувствия надвигающейся катастрофы b) [ ] четко оформленного бреда преследования c) [ ] необъяснимого мучительного беспокойства d) [ ] приобретения окружающим иного смысла e) [ ] психосенсорных расстройств
5. Для какого из нижеперечисленных синдромов характерны слуховые истинные галлюцинации? a) [ ] синдром Кандинского-Клерамбо b) [ ] синдром дереализации c) [ ] синдром деперсонализации d) [ ] вербальный галлюциноз e) [ ] астенический синдром
6. Для какого из нижеперечисленных синдромов характерны псевдогаллюцинации? a) [ ] синдром Кандинского-Клерамбо b) [ ] синдром дереализации c) [ ] синдром деперсонализации d) [ ] вербальный галлюциноз e) [ ] делириозный синдром f) [ ] астенический синдром
7. Для какого синдрома характерен мегаломанический бред? a) [ ] делириозный синдром b) [ ] аментивный синдром c) [ ] депрессивный синдром d) [ ] Кандинского-Клерамбо синдром e) [ ] маниакальный синдром f) [ ] парафренный синдром
8. Для какого синдрома характерен острый чувственный бред? a) [ ] параноидный синдром b) [ ] парафренный синдром c) [ ] астенический синдром d) [ ] паранойяльный синдром
9. Для какого синдрома характерно переживание вкладывания и отнятия мыслей? a) [ ] кататонический синдром b) [ ] синдром Кандинского-Клерамбо c) [ ] аментивный синдром d) [ ] паранояльный синдром e) [ ] астенический синдром
10. Для какого синдрома характерно бессвязное мышление? a) [ ] кататонический синдром b) [ ] синдром Кандинского-Клерамбо c) [ ] аментивный синдром d) [ ] паранояльный синдром e) [ ] парафренный синдром
11. Какие патологические идеи характерны для параноидного синдрома? a) [ ] навязчивые идеи b) [ ] сверхценные идеи ревности c) [ ] бредовые идеи преследования и воздействия d) [ ] навязчивые страхи e) [ ] бредовые идеи величия и преследования
12. Навязчивый страх (фобия) характеризуется всем перечисленным, кроме… a) [ ] периодическим непроизвольным повторением b) [ ] постоянным непрерывным характером с полным отсутствием критики c) [ ] конкретным содержанием d) [ ] критическим отношением пациента и попыткой борьбы со страхом
13. Идеи самообвинения и самоуничижения характерны для больных с аффектом тоски. a) [ ] ВЕРНО b) [ ] НЕВЕРНО
14. Паранойяльный бред часто отличается правдоподобием. a) [ ] ВЕРНО b) [ ] НЕВЕРНО
15. Синдром Кандинского-Клерамбо является надежным признаком опухоли мозга. a) [ ] ВЕРНО b) [ ] НЕВЕРНО
16. Больные с обсессивно-фобическим синдромом ощущают на себе влияние и психологическое воздействие посторонних лиц и не могут противостоять этому воздействию. a) [ ] ВЕРНО b) [ ] НЕВЕРНО
17. При каком из синдромов при соответствующей настойчивости обычно удается убедить больного в ложности его суждений и умозаключений? a) [ ] при синдроме Кандинского-Клерамбо b) [ ] при паранойяльном синдроме c) [ ] при парафренном синдроме d) [ ] ни при одном из указанных e) [ ] при всех указанных
18. Наиболее точное определение понятия ИПОХОНДРИЯ: a) [ ] беспричинные боли в подреберье b) [ ] чувство усталости, подавленности, разбитости, тоски c) [ ] чувство апатии, безразличия, сопровождающееся бездельем и равнодушием d) [ ] опасения или убежденность больного в наличии у него соматического заболевания, не существующего в действительности e) [ ] слезливость, пессимизм, непреодолимый страх перед будущим
19. Наиболее точное определение понятия ДИСМОРФОМАНИЯ (дисморфофобия): a) [ ] ощущение, что окружающие предметы изменились по форме и размерам b) [ ] ощущение, что изменились размеры собственного тела c) [ ] убежденность в наличии физического недостатка или уродства d) [ ] стремление к бродяжничеству, воровству, алкоголизации e) [ ] ощущение, что посторонние люди являются переодетыми и загримированными родственниками больного
20. Ускорение мышления является признаком: a) [ ] синдрома Котара b) [ ] парафренного синдрома c) [ ] маниакального синдрома d) [ ] корсаковского синдрома e) [ ] наблюдается при всех перечисленных выше синдромах
21. Обстоятельность мышления: a) [ ] является характерным симптомом олигофрении b) [ ] выражается в уменьшении словарного запаса c) [ ] купируется применением психостимуляторов d) [ ] сопровождается многословием и излишней детализацией e) [ ] характеризуется всеми указанными выше признаками
22. Какой темп речи характерен для заикания: a) [ ] прерывистый; b) [ ] ускоренный; c) [ ] замедленный
23. Резонёрство характеризуется a) [ ] склонностью к пустым рассуждениям b) [ ] отсутствием связи между отдельными мыслями или даже словами c) [ ] полной хаотичностью, бессмысленностью мышления d) [ ] отсутствием в мышлении логической связи
24. Паралогичное мышление характеризуется a) [ ] склонностью к пустым рассуждениям b) [ ] отсутствием связи между отдельными мыслями или даже словами c) [ ] полной хаотичностью, бессмысленностью мышления d) [ ] отсутствием в мышлении логической связи
25. Разорванность мышления характеризуется a) [ ] склонностью к пустым рассуждениям b) [ ] отсутствием связи между отдельными мыслями или даже словами c) [ ] полной хаотичностью, бессмысленностью мышления d) [ ] отсутствием в мышлении логической связи
26. Не являются формой воображения a) [ ] мечты b) [ ] грезы c) [ ] иллюзии d) [ ] галлюцинации
27. Частичное специфическое нарушение процесса чтения называется: a) [ ] Дисграфия b) [ ] Дислексия c) [ ] Дисфазия d) [ ] Дислалия e) [ ] Дисфония
28. Что из перечисленного относится к социальным фобиям: a) [ ] Клаустрофобия b) [ ] Мизофобия c) [ ] Эрейтофобия d) [ ] Лиссофобия
29. Каким из терминов обозначают болезненную убежденность человека в том, что у нее (него) влюблен (а) кто-то из выдающихся личностей: a) [ ] Сексуальный невроз b) [ ] Бред отношения c) [ ] Эротоманический бред d) [ ] Бред воздействия
30. Какой из приводимых терминов является синонимом паранойяльного бреда: a) [ ] Инкапсулированный бред b) [ ] Инициальный бред c) [ ] Образный бред d) [ ] Интерпретативный бред
Эталон ответа
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.332 с.) |