Речевая деятельность. Виды речевой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевая деятельность. Виды речевой деятельности



У человека, наряду с трудовой, научной, государственной и другими видами деятельности, существует самая распространенная – речевая деятельность. Без неё невозможна никакая другая; она предшествует, сопровождает, а иногда и формирует, составляет основу другой деятельности.

Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л.С.Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т.е. превращения её в слово.

Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания.

В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р.О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой происходит общение), передаваемая информация (сообщение).

Графически ситуацию общения можно представить так:

 

 

Контекст

Код                                                     Код

Адресант                           Сообщение                Адресат

(отправитель)                    (референция)           (получатель)

Теория речевой деятельности учитывает также и то, что коммуникация (общение) – это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» – коммуникатор, «ты» – перципиент), высказываясь об общем предмете речи.

Выделяют три ступени речевого акта:

· подготовка и исполнение высказывания;

· восприятие и понимание высказывания;

· обратная связь.

Первая ступень состоит из 6 этапов:

· Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мысли (например, ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, подготовить проект договора и т.п.).

· Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.

· Вероятностное прогнозирование. Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.

· Внутренний план, который определяет содержание и структуру сообщения.

· Языковое структурирование – это три операции по подготовке средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.

· Переход к внешней речи, который происходит по законам фонетики или по правилам графики.

На второй ступени выделяются шаги:

1. Приём звукового сигнала.

2. Анализ акустического потока с точки зрения фонетики (здесь слушающий начинает понимать слова).

3. Узнавание значения каждого слова.

4. Расшифровка грамматических связей между словами.

5. Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.

6. Понимание второго, переносного смысла.

Третья ступень – обратная связь (реакция на высказывание) - понимается широко: это вопросы, реплики, ответы учащихся на занятии или экзамене и т.п.

Такова единая модель речевого акта.

Виды речевой деятельности

Различают 4 вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), письмо и чтение. Два из них производят текст (говорение и письмо), а другие (слушание и чтение) осуществляют восприятие готового текста.

Говорение – это отправление речевых сигналов, несущих информацию.

Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом курса «Русский язык и культуры речи»?

2. Каковы задачи изучаемого курса?

3. Назовите основные аспекту дисциплины «Культура речи»?

4. Почему язык – это знаковая система?

5. Назовите единицы языка. Прокомментируйте их.

6. Какие уровни языка вы можете назвать, и как они соотносятся с языковыми единицами?

7. Назовите виды речи.

8. В каких формах существует внешняя речь?

9. Какие формы имеет устная речь?

10.  Дайте определение речевой деятельности.

11. Какие компоненты включает в себя схема речевого акта?

12.  Назовите ступени речевого акта.

13. Назовите виды речевой деятельности и охарактеризуйте их.

 

Глоссарий

Когнитивная (познавательная) функция – одна из двух главных базовых функций языка: предназначение языка быть «непосредственной действительностью мысли» (К. Маркс), т. е. являться важнейшим орудием мышления (наряду с другими знаковыми системами, как абстрактными – напр., математическими знаками, так и конкретно-образными, напр., «языком искусства»). 

Кумулятивная (накопительная) функция – язык выступает как средство хранения культурно-исторической информации

Фоновая (от лат. fundus – дно, основание) лексика – лексика, несущая информацию национально-культурного характера и нуждающаяся в лингвострановедческом комментарии, так как понятия, выражаемые словами изучаемого языка, отсутствуют в родном языке учащихся либо их знания в двух языках не совпадают. К таким словам в русском языке относятся: советизмы («ударник», «партсобрание»), предметы быта («щи», «сени»), историзмы («кулак», «сажень»), фразеологизмы («бить челом»), фразы литературного происхождения («человек в футляре»). Для изучающих английский язык трудности представляют случаи несовпадения объема значений в двух языках (to get married шире по объему значения, чем «жениться», «выходить замуж» в русском языке).


 

ЛЕКЦИЯ 2. Русский язык как живой, национальный, государственный. Литературный язык как образцовый вариант языка

ПЛАН

1. Формы существования национального языка.

2. Литературный язык как высшая форма национального языка.

3. Понятие нормы.

4. Динамичность развития языка и изменчивость норм.

5. Типы норм.

 

Рекомендованная литература

Основная:

1. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О.И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2015. – 243 с.

2. Реденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334 с.

3. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]; под общ.ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена. – Москва: Юрайт, 2014. – 505 с.

 

Дополнительная:

1. Болотнова Н.С. Современный русский язык: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: Учебно-методическое пособие / Н.С. Болотнова, И.И. Бабенко, А.С. Савенко. – Томск: ТГПУ, 2006. – 106 с

2. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для вузов / Н. С. Валгина. – Москва: Логос, 2003. – 302 с.

3. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 6-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 287с.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – Москва: ACT: Мир и образование, 2015 – 1357с.

5. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2011.

6. Розенталь Д.Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – Москва: Мир и Образование, 2015. – 702 с.

Русский язык признан официальным языком ООН. 6 июня отмечается официальный праздник – День русского языка.

В современном мире языки развиваются в соответствие с тенденциями, заложенными в 70-х годах прошлого столетия. Тенденции развития языков характеризуют два разнонаправленных процесса: развитие национальных языков и распространение отдельных языков как средств межнационального и межгосударственного общения в мире.

Если говорить о каком-то языке, как о мировом, следует сказать, что ему характерны определенные категории развития. Мировой язык отличается такими особенностями, как глобальное распространение, сознательное принятие его массами, объем языка и специфика функций.

В данный момент русский язык по распространению занимает четвертое место в мире. Он уступает только английскому, китайскому и испанскому языкам, которые занимают первое, второе и третье места соответственно. Отличные шансы у французского языка. А также мировыми языками можно считать хинди (урду), арабский, португальский и бенгали.

Русский язык обладает свойствами, присущими мировому языку: у него большая география распространения в максимальном количестве стран.

В итоге относительно русского языка в мире складывается следующая картина: говорят на русском языке порядка 170 миллионов человек, 350 миллионов отлично его понимают. За пределами исторической родины (России) проживает более 30 миллионов человек, для которых русский язык является родным. 180 миллионов человек, жителей стран ближнего и дальнего зарубежья, изучают русский язык. И все эти факторы делают русский язык средством глобального общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.011 с.)