II. Введение в раздел «Что такое хорошо и что такое плохо». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Введение в раздел «Что такое хорошо и что такое плохо».



Предлагаем два варианта проведения данного этапа.

Вариант I

1. Работа по сюжетным картинкам и стихотворениям.

Учитель предлагает детям рассмотреть рисунки (сюжетные картинки) и обращает их внимание на основные правила поведения в общении, игре, во время разговора и т. д.

Далее учитель читает несколько отрывков из стихотворений, в которых говорится о нарушении правил в поведении детей, и организует их обсуждение.

Примеры стихотворений:

1. Как вы думаете, можно ли считать хорошим поведение ребенка, о котором говорится в стихотворении? (Читает стихотворение, не называя заголовка.)

СОВЕТЫ НЕПОСЛУШНЫМ ДЕТЯМ

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом

Громко крикнуть

Прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет!

           С. Погореловский

2. Сейчас я вас познакомлю с другим мальчиком. Хотели бы вы с ним дружить? (Читает новое стихотворение.)

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» – говорил.

– Хотите вы, ребята, дружить с этим мальчиком? (Ответы детей.) Но почему никто не хочет дружить с этим мальчиком? Ведь он такой вежливый, всегда говорит «спасибо».

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Учитель показывает девочку-замарашку и читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая».

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях – дорожки.

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги – как у негра.

Дети разглядывают неряху.

– Как воспринимают окружающие люди дурные привычки? Как можно справиться с плохими привычками? Какими всегда нужно быть? (Чистыми, опрятными.)

Учитель сообщает ребятам о том, что в отрывке из стихотворения Н. Найденова «Ольга Павловна», вероятно, кто-нибудь себя узнает, а если не решится сказать об этом, его могут узнать и изобразить сверстники.

Кто сейчас же разберется,

Почему Олег дерется.

Почему у Гали с Ниной

Он матрешку отобрал,

Почему слона из глины

Миша сразу поломал?

– О каких поступках говорится в стихотворении?

Во время обсуждения стихотворений дети должны формулировать основные правила хорошего поведения, тона:

Ÿ говори вежливым тоном;

Ÿ используй «волшебные» слова;

Ÿ смотри в лицо собеседника;

Ÿ не держи руки в карманах;

Ÿ во время разговора не следует есть, так как никому не приятно смотреть, как ты пережевываешь пищу, брызги и слюна могут попасть в лицо собеседнику, да и слова произносятся невнятно;

Ÿ если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

Ÿ невежливо сидеть детям, если рядом стоят взрослые, конечно, нужно уступить место;

Ÿ нельзя обижать младших, животных;

Ÿ быть задиристым, драчливым, неряхой скверно (плохо).

Вариант II

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: игра формирует у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других; учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

Дидактический материал – кукла-мальчик; изображения описанных в стихотворении ситуаций, оформленных для фланелеграфа или настольного театра; два фона: красный и серый (фоном могут служить либо фланель, либо две доски, либо покрывала, которыми накрывают столы, где будет развертываться действие); игрушечные или картонные поросенок и большая свинья.

Ход игры

Учитель читает детям стихотворение В. Маяковского, а они изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.

Учитель: Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое             хорошо и что такое             плохо?   Показывает куклу.

Может быть, вы сами объясните это мальчику? (Проводит конкурс ответов.)

У меня секретов нет, – слушайте, детишки, – папы этого               ответ помещаю              в книжке.  

А вы помогите мальчику разобраться. Вот картинка, изображающая и хорошее, и плохое. Хорошее будем показывать на красном фоне, а плохое – на сером.

Учитель предлагает ученикам выбрать картинку в соответствии со стихами, которые начинает читать. Для выбора и оценки фрагментов из стихотворения выходит каждый раз новый ученик. Остальные дети одобряют или изменяют его выбор.

Если ветер               крыши рвет, если               град загрохал, – каждый знает – это вот для прогулок…   Делает паузу и жестом предлагает ученику выбрать красный или серый цвет для размещения картинки.
Дети: Плохо. Учитель: Дождь покапал               и прошел. Солнце               в целом свете. Это… Дети: Очень хорошо и большим,           и детям. Учитель: Если          сын                  чернее ночи, грязь лежит             на рожице, – ясно,            это… Дети: Плохо очень для ребячьей кожицы. Учитель: Если     мальчик                    любит мыло и зубной порошок, этот мальчик     очень милый,                       поступает…     Вызывает другого ученика. После того как учащийся выбрал фон для картинки. Выбирает ученика. Дети размещают картинку на красном или сером фоне. Приглашает следующего ученика, чтобы выбрать картинку и фон.
Дети: Хорошо. Когда картинка на месте.

Учитель говорит о том, что настало время заставить задуматься о своем поведении драчуна. Он приглашает этого ученика для игры, но не говорит вслух, что драчун – это он.

Учитель: Этот вот кричит:                    – Не трожь тех,     кто меньше ростом! – Этот мальчик        так хорош… Дает время подумать и правильно разместить картинку.
Дети: Загляденье просто!  
Учитель: Если ты          порвал подряд книжицу            и мячик, про такого говорят… Приглашает ученика, который небрежно обращается с вещами.
Дети: Плоховатый мальчик.  
Учитель: Если мальчик             любит труд, тычет             в книжку                          пальчик, про такого             пишут тут… Вызывает ученика, отличающегося трудолюбием, но не говорит об этом вслух. Предлагает ему подобрать картинку к стихам.
Дети: Он            хороший мальчик. Картинка помещается на красном фоне.
Учитель: От вороны              карапуз убежал, заохав. Мальчик этот               просто трус. Приглашает следующего ученика.
Дети: Это            очень плохо.  

Если учащийся неправильно подобрал фон, участники игры исправляют ошибку.

Учитель: Этот, хоть              и сам с вершок, спорит             с грозной птицей. Храбрый мальчик,              хорошо… Подзывает следующего.
Дети: В жизни           пригодится. Отвечают, когда будет подобран соответствующий фон для картинки.

Следующая картинка предназначена тому, кто еще неряшлив.

Учитель: Этот в грязь полез                 и рад, что грязна рубаха. Про такого                говорят…  
Дети: Он плохой,              неряха. Картинка на сером фоне.
Учитель: Этот        чистит валенки, моет            сам галоши. Он         хотя и маленький… Выходит следующий ученик.
Дети: Но вполне хороший. Картинка на красном фоне.
Учитель: Помни         это                   каждый сын. Знай       любой ребенок: вырастет                из сына                               свин, если сын –             свиненок. Обращается к кукле-мальчику и к учащимся.
Мальчик         радостный                              пошел, и решила кроха… Показывает большую свинью, вызывая смех.
Дети: Буду        делать хорошо и не буду – плохо.  

Учитель:

Ну что ж, вы правильно оценили каждый поступок. А на самом деле сумеете поступать так же?

2. Рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 65).

– Расскажите, что изобразил художник.

– Прочитайте заглавие нового раздела.

– Как можно озаглавить эти рисунки? (Рисунки о плохих и хороших поступках детей. На них изображено поведение детей.)

3. Постановка учебной задачи.

– О чем вы будете читать в этом разделе учебника? (О хороших и плохих поступках людей.)

– Для чего нужно читать о плохих поступках? (Чтобы уметь отличать плохое от хорошего в поведении и поступках людей, поступать только хорошо.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.009 с.)