II. Работа над русскими народными загадками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Работа над русскими народными загадками.



Предлагаем два варианта проведения данного этапа урока.

Вариант I

1. «Книжкины задания».

1) Работа с методическим блоком учебника на с. 41 вверху.

– Прочитайте задания на голубой планшетке. Загадки вы любите. А кто сможет сейчас загадать по памяти загадку классу? (Дети загадывают и отгадывают загадки.)

2) Самостоятельное чтение загадок на с. 41, 42 учебника.

– Понравились ли вам загадки?

– Какие из них уже знакомы?

3) Соотнесение рисунков-отгадок с загадками (с. 43).

– К каждой загадке справа есть отгадка в рисунке. Прочитайте загадку и соедините ее по линии карандашом с рисунком, который соответствует отгадке. (Эту работу лучше выполнять в паре.)

Проверка выполняется коллективно.

– Как вы соотнесли загадки с рисунками? О предметах на рисунках говорится не прямо, а косвенно: их сравнивают с одушевленными предметами или с предметами, похожими на них в действительности. О смысле слова, значении слова или выражения, которое употреблено не в буквальном, не в прямом значении, говорят, что оно имеет переносное значение. Понимание переносного смысла и значения в загадках помогает их отгадывать. Поэтому загадки надо внимательно слушать.

В некоторых загадках есть слова, которые наводят на отгадку, – это подсказки. Например, в загадке «не огонь, а жжется» мы сразу припоминаем все предметы, кроме огня, которые нас обожгут. Вскоре мы догадываемся, что это крапива. Найдите слова с переносным значением в других загадках и подчеркните их.

5) Повторное чтение загадок самостоятельно.

После чтения дети называют слова-подсказки.

Вариант II

Инсценировка «В гостях у бабушки».

Учитель вводит персонажи: девочку по имени Загадушка и мальчика из мешка, заранее подготавливает учащихся к исполнению ролей.

Учитель. Утро доброе, Загадушка!

Загадушка. Здравствуйте, гости дорогие!

Дай бог тому,

Кто в нашем дому, –

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Будем сегодня опять друг друга потешать, загадки загадывать? (Дети отвечают.)

Учитель. Не хочешь ли, Загадушка, наши загадки про твою избу послушать?

Дети.                   Стоит копна

                            Вся в дырках,

                            На копне гора,

                            Из горы дым идет. (Изба.)

Загадушка. Вот вам моя отгадка:

Стоит бычище –

Проклеваны бочища.

Дети.                   Дарья да Марья

                            Друг на друга глядят. (Пол, потолок.)

Загадушка.        Ой, да это те два братца,

                            Которые глядятся,

                            А вместе не сойдутся!

Дети.                   Набита пухом,

                            Лежит под ухом. (Подушка.)

Загадушка.     Ах, вот она:

                            Два брюшка,

                            Четыре ушка.

Кто будет играть в интересную игру, а в какую – не скажу! Солнце разгорается, игра начинается.

Игра «С бубном».

Считалка.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен?

Тот загадку скажет нам.

Ученик, на котором остановились, загадывает загадку, остальные учащиеся отгадывают ее.

Слышится чихание из мешка.

Загадушка. Кто, ребята, из вас простудился? (Чихание.)

Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

Учитель. Скажи, Загадушка, что у тебя в мешке?

Загадушка.        Что за чудо –

                            Скок да скок –

                            Гляньте, тронулся мешок!

(Мешок шагает на середину избы.)

                            Эй, ребята, хватайте его! Ловите!

                            Поскорее мешок держите!

Давайте развяжем мешок да посмотрим, что он нам приготовил.

(Открывает мешок. Он пуст.)

Что-то он пуст. Что же он хочет?

Мешок. Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришел.

Дети загадывают загадки. Загадушка складывает отгадки в мешок.

Дети.                   Толстый, пузатый,

                            Стоит и пыхтит. (Самовар.)

Загадушка.        Сверху – дыра,

                            Снизу – дыра,

                            А посередине – огонь да вода!

(Кладут самовар в мешок.)

Дети.                   У нее есть рот и нога,

                            Она совсем слепая,

                            Во рту всегда суп.

                            Проглотить не может,

                            А в другой рот выливает. (Ложка.)

Загадушка.        Что за урод –

                            Нога и рот.

                            Ничего не вижу,

                            Ртом таскаю жижу,

                            Сама не глотаю, а выливаю.

(Кладет ложку в мешок.)

Дети.                   Никогда не ленятся:

                            И ночь работают,

                            И день работают. (Часы.)

Загадушка.        Вот они: кто ходит ночь

                            И ходит день, не зная, что такое лень.

(Кладет часы в мешок.)

Мешок кивает, «благодарит», прощается с учениками.

Учитель. Спасибо, Загадушка, позабавила ты ребят народными загадками, пора нам дальше в путь отправляться – в страну литературных загадок.

Физкультминутка

Упражнение-игра «Сорока».

– В давние времена народ придумывал много разных игр, которые проводились на ярмарках, праздниках. Давайте и мы сейчас поиграем в игру «Сорока».

Дети образуют круг и стоят, взявшись за руки. По считалочке выбирают сороку, она стоит в центре, показывает движения и произносит слова, дети повторяют движения за сорокой.

Дети. Сорока-сорока, где была? (Идут по кругу.)

Сорока. Далеко. (Останавливаются.)

Кашку варила, детушек кормила. (Имитируют движения помешивания каши в горшке.)

На порог скакала (прыжки на правой ноге),

Гостей созывала (прыжки на левой ноге).

Гости услыхали (прыжки на двух ногах),

Быть обещали (кланяются).

6) Чтение загадок (с. 42).

Дети читают загадку вслух, дают на нее отгадку. После чтения сверяют свои отгадки с ответами на с. 44.

2. Знакомство с литературными загадками (с. 43).

– Сейчас вы познакомитесь с другим видом загадок. Кто их сочинил, вы узнаете, отгадав, о чем идет речь в стихотворении, которое я вам прочту (Е. Стюарт. «Писатель»).

Сидит, склонившись над столом,

Он час, и два, и три.

И водит тоненьким пером

До утренней зари.

Совсем простым пером стальным

Он водит по страницам,

Но возникают перед ним

И города, и лица,

И страны, и герои,

И краны новостроек –

Все, что на тысячи дорог

Он встретить и запомнить смог…

И все, что он увидеть смог

На тысячах больших дорог,

Им пройденных на свете,

Расскажут строки эти!

Делить свое богатство рад

Он с каждым из ребят. (Писатель.)

– Ребята, вы познакомились с загадками – произведениями устного народного творчества. Но есть загадки литературные, которые сочиняют писатели и поэты. Послушайте загадку.

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (Зебра.)

– Кто отгадал загадку? Кто такие «разлинованные лошадки»?

– Как вы думаете, кто сочинил эту загадку? Объясните, почему.

– С чем сравниваются зебры в загадке? (С линиями в школьной тетрадке.)

– Могли люди раньше, когда не было письменности, рассуждать подобным образом? Значит, эта загадка была сочинена в наше время, у нее есть автор – Самуил Яковлевич Маршак.

– Прочитайте задание на синей планшетке. Чьи загадки будете сейчас читать? Попытайтесь найти отличие русских народных загадок от литературных.

1) Чтение загадок  вслух.

Дети читают загадку и находят предмет на рисунке-отгадке, соединяют линией.

2) Определение особенностей литературных загадок.

Учащиеся самостоятельно повторяют загадки.

Вопросы после чтения:

– Какие вы сейчас читали загадки? (Литературные.)

– Почему вы так решили? (Их написал поэт.)

– Кто именно их написал? (Автор С. Маршак.)

– О каких предметах говорится в загадках?

– Как вы думаете, возможно ли было описание и сравнение этих предметов в прошлом? (Нет, потому что эти предметы раньше не существовали.)

– Чем отличаются русские народные загадки от литературных? (У литературных загадок есть автор, некоторые из них сочинены для отгадывания современных предметов, которых раньше не было: часы, велосипед, мячик и т. д. )

3. Выборочное чтение вслух.

III. Итог урока.

– Какие бывают загадки?

– Что понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание: прочитать загадки на с. 42; нарисовать к ним отгадки. Подготовить другие загадки к конкурсу.

Урок 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.029 с.)