I. Введение в раздел «звенит звонок – начинается урок». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Введение в раздел «звенит звонок – начинается урок».



Урок 1

А. БАРТО. «СТАЛИ ГРАМОТНЫМИ».
Г. НОВИЦКАЯ. «КНИЖКИ»

Цели: формировать навыки словового чтения; отрабатывать правильное произношение и употребление слов; развивать умение целостного и дифференцированного восприятия слов; обогащать лексический запас речи.

Оборудование: иллюстрации первого школьного дня, встречи детей со школой, учителем; фотографии этого события; видеосюжет самых первых уроков азбуки, когда дети только начинали учиться читать; выставка книг А. Барто, Г. Новицкой; портреты поэтесс; «Слоговик» (игрушка или нарисованное изображение).

Ход урока

I. Введение в раздел «Звенит звонок – начинается урок».

1. Беседа по иллюстрации (с. 3).

Вопросы:

– Кто нарисован?

– Какие события и к какому времени они относятся?

– Как вы догадались?

Мы сильные, здоровые,

Нам всех привольней жить,

Пришли мы в школы новые

Учиться и дружить.

           А. Прокофьев

– Эта иллюстрация помогла вам вспомнить, какими вы пришли в первый класс. Прошло некоторое время с того памятного дня, вы многому научились. Все ребята умеют читать. Об этом написано в стихотворении А. Барто, которое вы будете читать сегодня на уроке. Сначала выполним речевую разминку.

2. Речевая разминка (с. 4).

– Все разминки в учебнике обозначены значком «колокольчик».

1) «Слововые цепочки» – чтение в паре «шустрик – мямлик» (читающий – слабочитающий).

Дети читают друг другу цепочку превращения слов в позиции «слушатель–читатель», потом меняются ролями.

2) «Получи словечко» (с. 6 учебника) – это упражнение можно провести с помощью сказочного персонажа или придумать своего, например куклу-робота или человечка «Слоговика». Персонаж читает по слогам, а ребята вслед за ним хором повторяют целое слово после стрелки-указателя (®).

3) Словарная работа – чтение «семьи» слов с выделенной частью; определение главного слова в этой «семье».

4) Игра «Будь внимательным» (с. 6 учебника).

Описание. Нужно найти отличие в словах и объяснить значение каждого слова.

Физкультминутка

Упражнение «Мячи».

Дети прыгают, изображая мячики, ритмично; каждый прыжок соответствует ударному слогу произносимого учителем текста-стихотворения А. Барто:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой –

Не угнаться за тобой!

II. Работа над стихотворением А. Барто «Стали грамотными».

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися (с. 7).

Вопросы для обсуждения:

– О чем это стихотворение?

– Какие картины себе представили во время чтения?

– Помогли ли вам в этом иллюстрации?

2. Чтение каждой строфы с комментированием.

Учащиеся читают 1-ю и 2-ю строфы стихотворения.

Вопрос:

– Почему дети сначала читали с трудом и звали маму, чтобы она им почитала?

Учащиеся читают 3-ю строфу.

Вопрос:

– Что означает слово «одолеть»?

Ÿ Одолеть – пересилить, побороть. Затратив много труда, преодолеть что-нибудь, овладеть чем-нибудь, прочно усвоить. (С. И. Ожегов.)

Учащиеся читают 4-ю строфу.

Вопросы:

– Где происходило торжество по случаю поздравления ребят, научившихся читать? (На «Празднике Азбуки».)

– Какие сюрпризы приготовили ребята для гостей?

Учащиеся читают 5-ю строфу.

Вопросы:

– В чем ошиблась девочка? (Прочитала букву Е неправильно и произнесла слово «булочка».)

– Как отреагировали гости на ошибку девочки?

– Как вы думаете, обиделась ли девочка?

III. Чтение стихотворения Г. Новицкой «Книжки».

1. Упражнение-игра «Получи словечко» (проводит «Слоговик»), с. 10 учебника.

– Какие получились словечки? (Мартышки, красивые, просматривай.)

– Подходят ли эти слова к рисунку?

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

Вопросы после чтения:

– Почему мартышки видят в книжках только картинки? (Они не умеют читать.)

– Какой совет дает автор?

– Для чего нужно читать книги?

3. «Книжкины задания».

Работа с методическим блоком учебника.

Дети выполняют задания на голубой планшетке.

IV. Итог урока.

– Что узнали на уроке? Что было интересным? Забавным?

– Давайте закончим наш урок дружным хоровым чтением стихотворения В. Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!

Домашнее задание: приготовить мини-рассказ о своей любимой книжке. Принести книгу в класс для выставки. Выразительное чтение стихотворения «Первоклассникам» Л. Дьяконова.

Урок 2

Р. СЕФ. «УЧИСЬ ЧИТАТЬ!»

Цели: формировать навык словового вдумчивого чтения; развивать умение целостного восприятия слов; развивать устную речь и познавательный интерес к предмету.

Оборудование: выставка любимых книг учащихся; детские книги Р. Сефа; портрет Р. Сефа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Работа с выставкой книг.

Учащиеся под руководством учителя:

1) систематизируют находящиеся на выставке книги по темам (подтемам);

2) выделяют авторскую выставку книг внутри общей (если ассортимент имеющихся на выставке изданий позволит это осуществить);

3) распределяют книги с произведениями народными и авторскими.

2. Заслушивание мини-рассказов  о любимой книжке по плану:

1) Название и автор книги. Что тебе известно об авторе книги?

2) Как появилась у тебя эта книга? Впервые ты сам ее прочел, или тебе читали книжку родные?

3) Чем она тебе нравится?

II. Работа над стихотворением Р. Сефа «Учись читать!».

1. Речевая разминка (с. 12).

Упражнение-игра «Получи словечко».

Дети читают вместе со «Слоговиком».

– Какие слова вы получили? (Серьезно и внимательно.)

– Подходят ли эти слова к нашей беседе о книгах? (Книги нужно читать серьезно и внимательно.)

– Почему именно так нужно относиться к чтению книг? (Чтобы лучше понимать их смысл.)

– Да, ребята, очень важно читать книги серьезно и внимательно. Но еще очень важно, когда книги ты можешь читать сам, без помощи взрослых. Хотите узнать, почему? Тогда прочитайте стихотворение Р. Сефа «Учись читать!» (с. 12 учебника).

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

Вопросы для обсуждения:

– О чем это стихотворение? (Автор дает совет детям.)

– Почему важно уметь читать самому?

3. Повторное чтение стихотворения (выразительное).

– Найдите в стихах строки, подтверждающие важность и необходимость умения читать. (Важнее нет науки. Совсем не знает скуки.)

– Какой совет дает автор? Кому он дает совет?

Физкультминутка

Упражнение «Жуки».

Дети на своих ковриках ложатся на спину, шевелят руками и ногами, как перевернувшиеся на спину жуки.

Учитель.            Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

                            Ножками пошевелите,

                            Ручки дружно вы встряхните.

                            Отдохнули? Быстро встаньте

                            И к уроку приступайте.

III. Работа с иллюстрацией (с. 13).

1. Беседа по иллюстрации «В библиотеке».

Вопросы:

– Что нарисовал художник?

– Что обозначает слово «библиотека»?

Ÿ Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования; собрание книг; название серии книг определенной тематики. (С. И. Ожегов.)

2. Мини-экскурсия в библиотеку.

1) Учитель знакомит учащихся с работниками библиотеки, расположением книг на стеллажах, информационными стендами для читателей.

Библиотекарь показывает детям карточку читателя, книги, которые рекомендованы для чтения первоклассникам, рассказывает о правилах пользования библиотекой, отвечает на вопросы учащихся.

2) Учитель объясняет правила пользования библиотекой.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КНИГОЙ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

1. Береги книгу.

2. Не мни, не пачкай, не рви книги.

3. Вовремя возвращай книги в библиотеку.

4. Подклей книгу, если видишь, что она порвана.

5. Научи другого, как надо беречь книгу.

3) Беседа по вопросам:

– Расскажите, что находится в библиотеке.

– Какая в ней обстановка? Какая царит атмосфера в библиотеке?
(Очень тихо.)

– Как догадались? (Никто не прыгает, не бегает, не кричит.)

3. «Книжкины задания» (с. 13).

Дети читают вопрос в учебнике.

В стихотворении автор вам дал совет, для чего нужно учиться читать. А теперь вы сами дайте друг другу совет, для чего человеку нужно уметь читать.

IV. Итог урока.

– Чему учились на уроке? Что нового узнали?

Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Сели на страничку

Веселые сестрички.

Сели – не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

– Как следует обращаться с книгами? (Бережно, аккуратно; нельзя их разрисовывать, рвать.)

– Поступайте с книгами всегда так же, как герой стихотворения Б. Заходера «Берегу свои книжки».

Заболела эта книжка –

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею;

Я возьму ее и склею.

Домашнее задание: задать вопрос из «Книжкиных заданий» на с. 13 своим близким; подготовить рассказ на тему «Как живется у нас в семье книгам?».

Урок 3

Л. ПАНТЕЛЕЕВ. «АУ!»

Цели: формировать навык словового чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; развивать умение читать по ролям; формировать умение целостного восприятия слова; обогащать лексический запас и грамматический строй речи учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Сообщения учащихся.

Учащиеся рассказывают, какие ответы они получили от своих близких.

II. Речевая разминка.

1. Работа с «семьей» слов (с. 14).

– Прочитайте выделенные главные слова в рамке. (Учил, дума.)

– Прочитайте слова-родственники из этих «семей».

– Ответьте, как получились новые слова.

2. Упражнение «Слововые цепочки».

«Слововые цепочки» учащиеся читают в паре «шустрик-мямлик».

3. Упражнение-игра «Получи словечко».

Учащиеся, если трудно сразу читать целыми словами, читают плавно, по слогам со «Слоговиком» хором.

II. Работа над текстом.

1. Подготовка к восприятию текста.

– Скажите, что нужно складывать при чтении и что должно получаться. (Складывать нужно слоги, а получаться должны слова, которые написаны в книге.)

– Это легко делать? Посмотрите на рисунок. Кто учится читать?

2. Первичное самостоятельное чтение.

– Прочитайте текст Л. Пантелеева «Ау!», а потом ответьте на вопрос: соответствует ли содержание текста рисунку в учебнике? (Этот текст о девочке, которая учится читать по слогам, но у нее не получается. Текст «Ау!» соответствует рисунку в учебнике.)

– Какое чувство вызвало у вас чтение этого текста? (Улыбку, потому что младшая сестра ответила невпопад.)

Физкультминутка

Упражнение «Прогулка в лес».

Учитель произносит текст, учащиеся выполняют имитирующие движения.

Я по лесу пойду, я бруснику найду. (Шагают.)

Если нет лукошка – соберу в ладошку.

(Наклоны к полу – «собирают ягоды».)

Прыгну через лужицу (прыжок),

Голова закружится (перекладывают ладони,

                                     покачивают головой),

Вот в траве брусника… (приседают) –

Тут ее найди-ка! (Дети в подскоке поднимаются.)

Примечание. Этот фрагмент провести перед чтением по «цепочке».

3. Повторное чтение по «цепочке» вслух.

Вопросы для обсуждения:

– Какое качество характера проявила старшая сестра при обучении чтению своей младшей сестренки? (Большое терпение. Она ждет ответа и не подсказывает девочке. )

– Почему старшая сестра так поступает? (Она хочет, чтобы сестричка научилась сама читать.)

– Кому из девочек вы бы предложили поговорку в качестве совета: «Терпенье и труд все перетрут»?

– Ребята, как лучше читать этот текст? (По ролям.)

– Почему? (Это диалог. Здесь много предложений со знаками препинания.)

Физкультминутка

Упражнение «Прогулка по лесу» (продолжение).

Учитель читает текст, дети показывают все движения по ходу чтения.

Пойдем дальше по лесу гулять (шагают),

За природой наблюдать («рассматривают» –

                          повороты головой вправо-влево).

Вдруг мы видим – у куста

Птенчик выпал из гнезда (садятся на корточки).

Тихо птенчика берем (встают)

И назад в гнездо кладем (поднимаются на носочки,

                                     тянут вверх руки).

III. Чтение по ролям.

Игра «Радиотеатр», «Книжкины задания» (с. 17).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ

1. Общая проверка восприятия текста.

2. Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов первой буквой их названия.

3. Характеристика эмоционального состояния или качеств действующих лиц с целью выразительности прочтения слов «за них» (цель доводится до сведения учащихся).

4. Определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев.

5. Выбор чтецов и первое чтение по ролям.

6. Разбор достоинств и недостатков чтения по ролям.

7. Выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям.

IV. Итог урока.

– Чему учились на уроке? (Читать диалог по ролям.)

– Какие качества необходимы человеку, чтобы овладеть чем-то хорошо? (Терпение, добросовестность, трудолюбие, огромное желание.)

– Завершая наш урок, предлагаю вам послушать стихотворение С. Маршака «Школьнику на память».

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

Домашнее задание: прочитать вместе с родителями этот диалог. Организовать семейный «радиотеатр».

Урок 4

С. ПОГОРЕЛОВСКИЙ.
«ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ»

Цели: формировать навык словового чтения, умение целостного и дифференцированного восприятия слова; упражнять в интонационно-выразительном чтении; обогащать словарный запас; развивать познавательный интерес.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают, как они организовали домашний «радиотеатр», как распределяли роли; делятся впечатлениями, что удалось, справились ли родители со своими ролями.

III. Итог урока.

– Вспомните, какую ошибку допустил Миша.

– Послушайте потешку и найдите в ней слова, в которых мог бы допустить ошибки Миша. Помогите Мишке разобраться в их правописании.

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молоком.

– Что вам понравилось сегодня на уроке? Какие выводы вы для себя сделали?

Домашнее задание: 1. Запомнить правописание слова корова. 2. Составить рассказ к иллюстрации (с. 21) «Про корову» по плану:

1) Кто нарисован на картинке?

2) Какая кличка у животного?

3) Описание внешнего вида животного.

4) Что делает животное на иллюстрации?

5) Мое отношение к животному.

Урок 5

В. ГОЛЯВКИН. «БОЛТУНЫ»

Цели: формировать навык словового вдумчивого чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; совершенствовать смысловой уровень восприятия текста; развивать познавательный интерес; обогащать лексический запас речи.

Оборудование: иллюстрации с изображением коровы (в коровнике, на ферме, на пастбище, с потомством) и людей, занятых уходом за этим домашним животным.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Слушание рассказов «Про корову».

2. Беседа о пользе, которую приносит корова человеку.

Вопросы:

– Кто знает, как у человека появилась корова? (Это было очень давно, человек приручил дикое животное, одомашнил его.)

– Правильно. Крупный рогатый скот произошел от европейского тура, который был распространен на юге Европы и Азии.

– Какую пользу приносит корова человеку? (Дает мясо, молоко, потомство, которое помогает в хозяйстве людям.)

– Среди сельскохозяйственных животных первое место принадлежит корове. Она составляет основу нашего мясного питания. Кожа – основной материал для обувной промышленности. Из отходов кожевенного производства вываривается столярный клей. Шерсть идет на войлок, рога дают материал для мелких поделок и пуговиц. Но самый важный продукт, который дают коровы, – молоко.

II. Работа над текстом.

Подготовка к чтению текста.

1. Речевая разминка.

1) Чтение слов по слогам вместе со «Слоговиком».

2) Лексическая работа по сноске (с. 22) со словом вуалехвост. (Оно состоит из двух частей – сложное слово.)

2. Предварительная беседа перед чтением текста.

Вопросы и задания:

– Прочитайте фамилию автора текста и его заглавие. (Здесь нет заглавия.)

– Какую работу вам предстоит выполнить в задании к тексту? (Читать вдумчиво и подобрать заглавие к тексту.)

3. Чтение текста хором.

Вопросы для обсуждения:

– О чем этот текст?

– Какое чувство вызвало чтение? (Чувство юмора.)

– Каким делом были заняты мальчики?

Физкультминутка

Игра-упражнение «Хлоп!».

Хлоп! Раз! Еще раз!

Мы похлопаем сейчас!

А теперь скорей, скорей!

Хлопай, хлопай веселей.

Шлеп! Раз! Еще раз!

Мы пошлепаем сейчас!

А теперь скорей, скорей!

Шлепай, шлепай веселей.

4. Повторное самостоятельное чтение.

– Как вы относитесь к этой ситуации?

5. Работа с методическим блоком учебника «Книжкины задания» (с. 24).

Выполнение задания 1.

– Прочитайте первое задание на голубой планшетке. Кто ответит на вопрос учителя? (Эти мальчики – болтуны.)

– Прочитайте продолжение этого задания. (Этот рассказ можно назвать «Болтуны».)

– Напечатайте на схеме в учебнике заглавие, которое вы подобрали.

III. Итог урока.

– Справились вы с работой, которую предложил текст? Почему вы так считаете? (Потому что читали вдумчиво, подобрали подходящий заголовок к тексту.)

Домашнее задание: 1. Упражняться в чтении диалога между мальчиками. 2. В «Книжкиных заданиях» выполнить задание 2.

Урок 6

В. ГОЛЯВКИН. «БОЛТУНЫ»
(продолжение темы)

Цели: формировать навык словового вдумчивого чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; совершенствовать смысловой уровень восприятия текста; развивать познавательный интерес; обогащать лексический запас речи.

Оборудование: звукозапись с разнохарактерной музыкой (марш, вальс, юмореска, полька, менуэт).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение диалога мальчиков в тексте.

2. Слушание ответов на задание 2 из методического блока (2–3 ученика).

– Что заметили при чтении текста? (Заглавие к тексту у автора такое же, как и у нас.)

II. Чтение текста по ролям.

1. Игра «Радиотеатр» (с. 25).

1) Подготовка к чтению.

– Ребята, прочитайте задание 3 и скажите, чему вы будете учиться на уроке. (Мы будем играть в «радиотеатр», будем учиться читать текст по ролям.)

Учащиеся отвечают на вопросы задания 3.

– Распределите роли по желанию.

2) Чтение текста по ролям.

Обмен впечатлениями. Дети-«слушатели» высказывают свое мнение об исполнителях ролей, о выразительности или недостатках их чтения.

Физкультминутка

Упражнение «Музыкальный антракт».

– Как в театре называется перерыв? (Антракт.) Сейчас мы устроим музыкальный антракт в нашем «Радиотеатре». Звучит музыка. Вы свободно ходите, маршируете, плавно двигаетесь, прыгаете, кружитесь соответственно характеру звучащей музыки. Как только музыка прекращает звучать, вы сразу останавливаетесь – «замираете».

Учащиеся продолжают движения до 4–5 раз (музыкальных эпизодов).

3) Повторное чтение по ролям.

Выбирают для участия в «Радиотеатре» тех детей, которые исполняли роли очень выразительно, награждают их аплодисментами.

III. Итог урока.

– Послушайте стихотворение П. Воронько «Про ежика и бычка».

Учитель читает стихотворение монотонно, скучно, без выразительной интонации, умышленно не соблюдает знаков препинания.

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

Но лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеётся:

– В рот не суй, что попадётся.

– Понравилось вам стихотворение? Почему? А мне кажется, оно вызывает добрую улыбку, очень непринужденное. Значит, не только нужно научиться читать, но уметь читать выразительно, чтобы вас было приятно и интересно слушать.

Учитель повторно читает стихотворение с добродушным и веселым настроением, выразительно.

– Что теперь можете сказать о стихотворении, о своем настроении?

Домашнее задание: организовать выступление в «Радиотеатре» вместе с родителями.

Урок 7

В. ОРЛОВ. «ОПРАВДАЛСЯ».
Э. МОШКОВСКАЯ. «МОЖНО ВСЕМУ-ВСЕМУ НАУЧИТЬСЯ»

Цели: формировать навык словового вдумчивого чтения; совершенствовать навык смыслового чтения; расширять читательский кругозор; обогащать грамматический строй и лексический запас речи.

Ход урока

III. Итог урока.

– Объясните, как понимаете выражения:

Ÿ Если очень захотеть,

Можно многое суметь!

Ÿ Жизнь дана на добрые дела.

Ÿ Если будешь ты стараться,

Будет все и получаться!

А ленивым, неумелым –

Ох, как стыдно… Право дело!

Домашнее задание: выучить любое стихотворение наизусть; читать выразительно.

Урок 8

В. СМИТ. «ЧАС ПОТЕХИ»

Цели: формировать навык словового вдумчивого чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; расширять читательский кругозор; обогащать лексический запас и грамматический строй речи учащихся; совершенствовать навык смыслового чтения; развивать познавательный интерес.

Оборудование: иллюстрации с делами и занятиями людей, с их играми, досугом, развлечениями; конверты «Дело» и «Потеха».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Мини-конкурс на лучшего чтеца стихотворений.

II. Введение в новый раздел учебника «Час потехи» (с. 32, 33).

1. Работа с пословицей «Делу – время, потехе – час».

1) Лексическая работа.

– Как объяснить значение слов дело и потеха?

Ÿ Дело – работа, занятие, деятельность. (С. И. Ожегов.)

Ÿ Потеха – забава, развлечение. (С. И. Ожегов.)

2) Соотнесение рисунков со словами дело, потеха.

3) Игра «Кто каким делом занят?».

Описание. Учитель показывает детям заранее подготовленные конверты «Дело» и «Потеха», в которые вложены карточки с названием того или другого вида деятельности, развлечения (игры). Например: пилит, играет на скрипке, стирает, прыгает, танцует, поет, забивает гвоздь и т. д. Учащиеся по желанию выходят к доске, достают карточку-потеху и, не называя ее, показывают (мимикой, жестами). Учащиеся-зрители должны узнать вид деятельности, занятия, развлечения.

4) Группировка рисунков по общему признаку.

Назовите рисунки по признакам:

– школьные принадлежности;

– игры, развлечения.

5) Задание Кузи – веселого человечка.

– Шутку шутить – людей насмешить. К нам в гости пришел Кузя – веселый человечек.

На урок приходит Кузя (персонаж введен учителем для ознакомления учащихся с потешным фольклором).

Учитель с учениками просят его их развеселить. Кузя с удовольствием рассказывает докучные дразнилки, сказки, скороговорки.

Жили-были два павлина, вот и сказки половина;

Жили-были два гуся – вот и сказка вся.

Жил-был царь Ватута,

Вот вся сказка тута.

Рева-корова, дай молока!

Сколько стоит? Три пятака!

Андрей-ротозей, не гоняй голубей,

Голуби боятся, на крышу садятся!

Крыша ломается, хозяин ругается.

6) Вопросы:

– Чем вы занимались сейчас на уроке? Можете сформулировать, чем предстоит заняться на последующих уроках? Какое бы название вы дали этому разделу учебника?

Учащиеся читают название раздела, высказывают свои предположения, о чем будут читать.

IV. Итог урока.

– Для чего нужен людям час потехи? Что они получают в это время?

– Какие эмоции их переполняют?

– Почему они получают удовольствие от потех?

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение дома для родителей.

Урок 9

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения В. Смита «Час потехе».

II. Работа над побасенками.

1. Речевая разминка.

1) Упражнение «Цепочки слов».

– Прочитайте выделенную часть в словах и объясните, как получились другие слова.

2) Упражнение-игра «Задание Слоговика».

– Прочитайте по слогам слова, а затем целые слова с правильной постановкой ударения.

3) Лексическая работа со словами (в сноске внизу страницы учебника).

2. Рассказ об устном народном творчестве.

– Давным-давно, когда не было книг и письменности, люди придумывали различные истории, загадки, потешки и рассказывали их друг другу, чтобы себя повеселить и людей потешить. Устная речь – это звучащая речь, поэтому такие устные произведения называются устным народным творчеством. Название произошло от старинного русского слова уста – рот, губы. До наших дней дошло творчество народа, которое передавалось из уст в уста, от одного поколения человечества к другому. И сейчас есть такие книги, куда собраны лучшие сказки, загадки, пословицы и другие сочинения народа. Сегодня вы познакомитесь с побасенками.

Ÿ Побасенка – короткий, занимательный рассказ, анекдот из народной жизни. (С. И. Ожегов.)

Побасенками называют маленькие смешные истории. В них обязательно присутствует ирония.

Ÿ Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
(С. И. Ожегов.)

С помощью иронии народ указывал на отрицательные качества людей: лень, глупость, жадность, любопытство.

3. Рассматривание иллюстраций.

– Определите по рисункам содержание побасенок (с. 38–39). (Они о животных, об утвари, еде, о поведении людей в быту.)

4. Чтение побасенок о животных и качествах людей.

Игра «Радиотеатр».

– Какой значок вы видите на странице? Как лучше читать побасенки? Сколько ролей в побасенках? (Двое людей разговаривают.) Правильно, побасенки – это диалоги.

– Распределитесь по парам и прочитайте побасенки по ролям.

Вопросы:

– Что высмеивал народ в побасенках? (Лень и глупость.)

– О каких отрицательных качествах людей в них говорится? (О любопытстве, вранье, лени.)

– Как вы поняли содержание побасенок? Поясните.

– Что вам понравилось при чтении? (Побасенки очень веселые, они похожи на шутки.)

Физкультминутка

Упражнение «Шутка».

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

Дети имитируют движения по ходу текста, произносимого учителем вместе с учащимися. Затем капусту пробуют. «Пересолили?» – мимикой показывают, что соли много. Надо еще капусты нарубить! Упражнение повторяется.

5. Повторное самостоятельное чтение.

– Прочитайте в парах побасенку по выбору, разыграйте между собой сценку. Представьте, что вы сценические актеры. Вы должны исполнить роли артистично, выразительно.

После непродолжительных репетиций учащиеся показывают инсценированные побасенки. Зрители-ученики дружно аплодируют «артистам».

III. «Книжкины задания».

Работа с методическим блоком учебника.

Дети упражняются в смысловом, выборочном чтении.

IV. Итог урока.

– Что такое побасенки? Для чего нужен людям этот вид устного народного творчества?

Домашнее задание: разыграть сценки-побасенки с родителями.

Урок 10

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ.
С. МАРШАК. «ЗАГАДКИ»

Цели: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; познакомить с литературными загадками; совершенствовать навык смыслового чтения; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; прививать любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг с русскими народными и литературными загадками; портрет С. Я. Маршака.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа об устном народном творчестве.

– Что вы знаете о творчестве народа?

– Мы входим в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости – мир фольклора. В нем звучат сказка и песня, загадка и пословица, считалка и потешка… Здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…

В древние-древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни…

У каждого народа были свои сказки, песни, обряды, игры, загадки – свой фольклор.

– Вы хотите узнать как можно больше о русском фольклоре – фольклоре наших предков?

Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательны к природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда теплой погоды, и еще многое, многое другое…

Будьте и вы внимательны к окружающему вас миру: к родной природе и к людям. Ведь все мы дети одной планеты – Земля, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии. Будем трудолюбивы, бережны, терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит народная мудрость – фольклор.

Продолжим знакомство с прекрасным миром устного народного творчества.

– Какие виды устного народного творчества вы знаете? Приведите примеры пословиц, поговорок, побасенок, сказок.

– Какие вы знаете считалки?

– Выучим еще одну:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на дороге,

Сколько нужно гвоздей?

Говори поскорей,

Не задерживай наших людей!

– Пять! (Может быть и другое число.)

– Раз, два, три, четыре, пять… (пятый входит).

– Как вы думаете, почему все люди любят и берегут все произведения народного творчества? Что они дают человеку?

– Очень красиво и точно написал об этом Владимир Высоцкий:

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

2. Чтение понравившихся побасенок.

– Сегодня вы продолжите знакомиться с устным народным творчеством.

– Вам нравится загадывать друг другу загадки? Какие загадки вы помните с дошкольного возраста?

III. Итог урока.

– Какие бывают загадки?

– Что понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание: прочитать загадки на с. 42; нарисовать к ним отгадки. Подготовить другие загадки к конкурсу.

Урок 11

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков к загадкам.

2. Мини-конкурс на лучшего знатока загадок.

Учащиеся загадывают одноклассникам подготовленные загадки. Дети определяют, чьи загадки были интереснее, необычнее. Называют победителей – знатоков загадок и отгадок.

Победителям вручаются призы.

III. Итог урока.

– Что узнали на уроке сегодня?

– Что вас заинтересовало?

Домашнее задание: читать и кратко пересказывать текст.

Урок 12

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Устный пересказ  учащихся о том, как цыпленок и гусеница играли в прятки.

Дети пересказывают текст.

2. Постановка учебной задачи.

– Почему у героев этого рассказа не получилась игра в прятки?

– Что важно знать в игре? (Правила, описание игры.)

– Умение привлечь участников к игре, начать игру интересно, увлекательно, необычно тоже играет большую роль в общем эмоциональном настроении играющих, в их взаимоотношениях, соблюдении правил. Как можно интересно начинать некоторые игры? Как в игре «Прятки» можно, не обижая никого из играющих, равнозначно распределить роли, обязанности водящих и тех, кого ищут? (Можно посчитаться. )

– Какие считалки вы знаете?

– Сегодня вы познакомитесь с новыми считалками и разучите их.

IV. Итог урока.

– Для чего нужны считалки?

– Что вам особенно понравилось на уроке?

Домашнее задание: выполнить «Книжкины задания» (посчитать сказочных героев) на с. 48.

Урок 13

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение считалок.

– Что заметили, когда считали сказочных клоунов? (По разным считалкам ведущими в игре будут разные герои.)

2. Постановка учебной задачи.

Беседа.

– Как вы вместе отдыхаете? Как играете? Как друг другу помогаете?

На доске:

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

– Прочитайте предложение. К какому виду устного народного творчества относится это высказывание?

– В каком виде деятельности незнакомые ребята могут стать друзьями, выручать друг друга, вместе радоваться успехам, победе, огорчаться в поражении, проигрыше?

На доске: иллюстрация картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», детские рисунки с изображением игр.

Задание: сделайте устное описание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», где изображен эпизод старинной русской игры.

– Что будете рассматривать сегодня на уроке? О чем будете читать? (Наш сегодняшний урок посвятим игре.)

– Скажите, с кем из ровесников вы дружите и почему?

– Кого бы вы не хотели брать с собой в игру?

– С кем вы иногда даже ссоритесь? Почему происходят эти ссоры?

– Каким должен быть мальчик, с которым бы вам хотелось играть? (Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, помогать девочкам в игре, уступать им игрушки или первенство в игре.)

– С какими девочками вам нравится играть и почему? (С девочками добрыми, аккуратными, терпеливыми, которые умеют многое делать.)

Учитель в беседе приводит в качестве примеров имена героев из стихотворений, сказок, из своих наблюдений за учащимися класса.

III. Чтение скороговорок.

1. Подготовка к чтению.

Беседа «Словесные игры».

– Игры бывают разные: настольные, подвижные, а еще есть словесные. Любите вы игры со словами? Назовите, какие из них вы знаете.

Учитель должен предложить варианты словесных игр на тот случай, если учащиеся не смогут привести примеры игр со словами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.344 с.)