III. Чтение стихотворения В. Смит «Час потехи». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Чтение стихотворения В. Смит «Час потехи».



1. Речевая разминка.

1) Упражнение «Составь слова» (с. 34).

– Прочитайте главное слово в «семье».

– Объясните, как составить другие слова.

2) Упражнение-игра «Задание Слоговика».

Чтение слов в паре «шустрик – мямлик».

3) Упражнение «Цепочка слов».

– Найдите главное слово; объясните превращения главных слов в другие слова.

Физкультминутка

Упражнение «Зимние забавы».

Хороши мои коньки,

Быстроходны и легки.

Я на них не падаю,

Очень маму радую.

Дети делают скользящие по полу движения ступнями ног, имитируя движение конькобежца. Руки энергично (параллельно) работают: ритмичные маховые движения вправо–влево, соответствующие движениям правой–левой ноги.

2. Чтение стихотворения вслух по «цепочке» (с. 35).

Вопросы для обсуждения:

– Понравилось вам стихотворение? Передайте его содержание.

3. Повторное самостоятельное чтение.

Вопросы для обсуждения:

– Какое вы испытываете настроение после прочтения стихотворения?

– Что помогло вам поднять его?

– Прочитайте строки, которые вам понравились больше всего.

4. «Книжкины задания».

Работа с методическим блоком (с. 37).

– Рассмотрите рисунки. Дайте ответ на первый вопрос голубой планшетки.

– Выполните второе задание на планшетке по инструкции:

Выразительно читайте, когда правильно выбрали:

– темп речи (быстро – медленно);

– интонацию (соблюдение знаков препинания);

– звучание (громко – тихо).

Физкультминутка

Упражнение «Зимние забавы».

Если я бегу на лыжах,

Школа так намного ближе.

До нее ведет меня

По утрам моя лыжня.

Дети делают движения, имитируя ходьбу на лыжах. Исходное положение: ноги вместе. Затем приседают на полусогнутых коленях, взмахивают руками, как будто отталкиваются лыжными палками, и «скользят» по полу, не отрывая ступни ног.

5. Мини-конкурс  на лучшее исполнение стихотворения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения.

2) Индивидуальная работа по выразительному чтению стихотворения.

IV. Итог урока.

– Для чего нужен людям час потехи? Что они получают в это время?

– Какие эмоции их переполняют?

– Почему они получают удовольствие от потех?

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение дома для родителей.

Урок 9

ПОБАСЕНКИ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Цели: формировать навык словового чтения; расширять читательский кругозор; совершенствовать навык смыслового чтения; обогащать лексический запас речи; прививать интерес к национальной культуре.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения В. Смита «Час потехе».

II. Работа над побасенками.

1. Речевая разминка.

1) Упражнение «Цепочки слов».

– Прочитайте выделенную часть в словах и объясните, как получились другие слова.

2) Упражнение-игра «Задание Слоговика».

– Прочитайте по слогам слова, а затем целые слова с правильной постановкой ударения.

3) Лексическая работа со словами (в сноске внизу страницы учебника).

2. Рассказ об устном народном творчестве.

– Давным-давно, когда не было книг и письменности, люди придумывали различные истории, загадки, потешки и рассказывали их друг другу, чтобы себя повеселить и людей потешить. Устная речь – это звучащая речь, поэтому такие устные произведения называются устным народным творчеством. Название произошло от старинного русского слова уста – рот, губы. До наших дней дошло творчество народа, которое передавалось из уст в уста, от одного поколения человечества к другому. И сейчас есть такие книги, куда собраны лучшие сказки, загадки, пословицы и другие сочинения народа. Сегодня вы познакомитесь с побасенками.

Ÿ Побасенка – короткий, занимательный рассказ, анекдот из народной жизни. (С. И. Ожегов.)

Побасенками называют маленькие смешные истории. В них обязательно присутствует ирония.

Ÿ Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
(С. И. Ожегов.)

С помощью иронии народ указывал на отрицательные качества людей: лень, глупость, жадность, любопытство.

3. Рассматривание иллюстраций.

– Определите по рисункам содержание побасенок (с. 38–39). (Они о животных, об утвари, еде, о поведении людей в быту.)

4. Чтение побасенок о животных и качествах людей.

Игра «Радиотеатр».

– Какой значок вы видите на странице? Как лучше читать побасенки? Сколько ролей в побасенках? (Двое людей разговаривают.) Правильно, побасенки – это диалоги.

– Распределитесь по парам и прочитайте побасенки по ролям.

Вопросы:

– Что высмеивал народ в побасенках? (Лень и глупость.)

– О каких отрицательных качествах людей в них говорится? (О любопытстве, вранье, лени.)

– Как вы поняли содержание побасенок? Поясните.

– Что вам понравилось при чтении? (Побасенки очень веселые, они похожи на шутки.)

Физкультминутка

Упражнение «Шутка».

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

Дети имитируют движения по ходу текста, произносимого учителем вместе с учащимися. Затем капусту пробуют. «Пересолили?» – мимикой показывают, что соли много. Надо еще капусты нарубить! Упражнение повторяется.

5. Повторное самостоятельное чтение.

– Прочитайте в парах побасенку по выбору, разыграйте между собой сценку. Представьте, что вы сценические актеры. Вы должны исполнить роли артистично, выразительно.

После непродолжительных репетиций учащиеся показывают инсценированные побасенки. Зрители-ученики дружно аплодируют «артистам».

III. «Книжкины задания».

Работа с методическим блоком учебника.

Дети упражняются в смысловом, выборочном чтении.

IV. Итог урока.

– Что такое побасенки? Для чего нужен людям этот вид устного народного творчества?

Домашнее задание: разыграть сценки-побасенки с родителями.

Урок 10

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ.
С. МАРШАК. «ЗАГАДКИ»

Цели: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; познакомить с литературными загадками; совершенствовать навык смыслового чтения; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; прививать любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг с русскими народными и литературными загадками; портрет С. Я. Маршака.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа об устном народном творчестве.

– Что вы знаете о творчестве народа?

– Мы входим в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости – мир фольклора. В нем звучат сказка и песня, загадка и пословица, считалка и потешка… Здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…

В древние-древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни…

У каждого народа были свои сказки, песни, обряды, игры, загадки – свой фольклор.

– Вы хотите узнать как можно больше о русском фольклоре – фольклоре наших предков?

Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательны к природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда теплой погоды, и еще многое, многое другое…

Будьте и вы внимательны к окружающему вас миру: к родной природе и к людям. Ведь все мы дети одной планеты – Земля, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии. Будем трудолюбивы, бережны, терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит народная мудрость – фольклор.

Продолжим знакомство с прекрасным миром устного народного творчества.

– Какие виды устного народного творчества вы знаете? Приведите примеры пословиц, поговорок, побасенок, сказок.

– Какие вы знаете считалки?

– Выучим еще одну:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на дороге,

Сколько нужно гвоздей?

Говори поскорей,

Не задерживай наших людей!

– Пять! (Может быть и другое число.)

– Раз, два, три, четыре, пять… (пятый входит).

– Как вы думаете, почему все люди любят и берегут все произведения народного творчества? Что они дают человеку?

– Очень красиво и точно написал об этом Владимир Высоцкий:

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

2. Чтение понравившихся побасенок.

– Сегодня вы продолжите знакомиться с устным народным творчеством.

– Вам нравится загадывать друг другу загадки? Какие загадки вы помните с дошкольного возраста?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.025 с.)