Этапы обучения двигательным действиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы обучения двигательным действиям



• На первом этапе происходит ознакомление с физическим упражнением, направленное на создание представлений о разучиваемом двигательном действии. Вначале формируется общее понимание физического упражнения и его рациональной техники, затем - образца техники, которой нужно овладеть. Если у обучаемого созданы необходимые образы упражнения, и он воспроизводит его технику, то первый этап обучения завершается. • На втором этапе формируется умение выполнять упражнение ста бильно в объеме требований техники. Решение этой задачи предполагает: - предупреждение возникновения лишних движений, ошибок и их устранение; - освоение целостной техники двигательного действия.

Внимание обучаемых избирательно сосредоточивается на анализе деталей техники движения, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. С появлением слитности в движениях и ее закрепление внимание занимающихся переключается на овладение рациональным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля качества целостного двигательного действия. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема осваиваемой техники и от двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенное увеличение количества повторений разучи ваемого упражнения в ходе одного занятия.

• На третьем этапе закрепляются умения и совершенствуется техника физического упражнения, формируется навык и обеспечивается способность применять его в реальных условиях практической деятельности. За крепление происходит за счет многократного повторения разученного действия в относительно стабильных внешних условиях, Попутно совершенствуются временные и динамические характеристики движения.

Продолжительность третьего этапа обучения зависит от цели и ха рактера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся и других сопутствующих факторов. Основой закрепления и дальнеЙшего совершенствования двигательного навыка являются стереотип ное (в обычных условиях) и вариативное (в усложненных условиях) повторения двигательных действий.

Последовательность процесса обучения двигательным действиям

   этап

Разучивание

Закрепление и совершенствование

Начальное

Углубленное

Сформировать умение выполнять основу техники Двигательного дей-

СТВИЯ.

Сформировать умение выполнять Двигательное Действие в объеме намеЧеННЫХ технических требований„ Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять Двигательное Действие в условиях его практического применения.

1. Создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им.

1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникновение значительных ошибок. 1. Закрепить в необходимой мере технику двигательного действия.

2, Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому.

2. Последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники действия. 2. Совершенствовать изучаемое действие в соединениях С другими двигательными действиями.

З. Разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок.

З. Добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия. З. Сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях.

4. Добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом

 

4.Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия„

5.Совершенствовать выполнение действия при повышающихся волевых и изических сили

А. S. -

Методы разучивания движений

Обучение двигательным действиям, в зависимости от сложности техники выполнения упражнений, можно проводить в целом или по частям.

• Метод целостного разучивания заключается в многократном повторении упражнения без искажения его целостной структуры.

(+) Ценной чертой этого метода является сохранение техники действия, его ритма, структуры, силового и временного рисунка движения.

(-) Недостатком же является невозможность применения при разучивании сложных упражнений.

• При обучении по частям каждое движение расчленяется на части, ко торые разучиваются с последующим соединением в единое целое. (+) Данный метод позволяет полнее сосредоточить внимание обучаемых на выделенной части для более тщательного ее разучивания, исключая повторное выполнение неотработанных частей и предупреждение грубых ошибок.

(-) Не подходит для случаев, когда двигательное действие нельзя разделить на части.

• В тех случаях, когда упражнение не делится на части, но оно сложно для усвоения, наиболее целесообразным является метод его разучивания с помощью подводящих и подготовительных упражнений. Каждое подводящее упражнение имитирует одну из фаз целостного двига тельного действия, представляя его упрощенный вариант. Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется, если выявлены недостатки в развитии тех или иных физических качеств или у студента не сформированы способности концентрировать свои усилия при выполнении главных звеньев разучиваемого упражнения. После разучивания упражнение выполняется в целом,

В процессе обучения у занимающихся могут возникнуть ошибки в технике выполнения упражнений. Эти ошибки следует своевременно исправлять, иначе они, при многократном повторении, будут закрепляться в неправильное двигательное действие.

Ошибки, возникающие в процессе разучивания двигательных дей ствий, исправляются в такой последовательности: при групповом обучении, вначале — общие, затем — частные; при индивидуальном обучении, вначале — значительные, затем — второстепенные.


ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ДВИЖЕНИЙ

Техника упражнения - это способ его выполнения, заключающийся в конкретных, целенаправленных движениях спортсмена. Сущность спор тивной техники состоит в наиболее разумном использовании спортсменом своих двигательных способностей для лучшего решения задачи, стоящей перед ним при выполнении того или иного упражнения. Т.е. под техникой подразумеваются эффективные и наиболее рациональные и действия для решения каких-то конкретных двигательных задач: как можно быстрее преодолеть дистанцию, прыгнуть максимально высоко или дале ко или послать снаряд как можно дальше.

Техника каждого упражнения в целом одинакова. Индивидуальные особенности спортсмена и его подготовленность влияют лишь на выполнение отдельных компонентов движения:

• исхоДное положение,

• последовательность включаемых Движений,

• направление Движений, амплитуДу,

• величину усилий,

• ритм и темп.

Любое двигательное действие можно разделить на фазы, в этом действии будет одна главная фаза, а остальные вспомогательные. Главная фаза — это ведущий элемент, где происходит реализация целевого назначения всего двигательного действия (отталкивание). Остальные фазы (разбег) создают оптимальные условия для ВЫПОЛНеНИЯ главной фазы или помогают наиболее эффективно достичь цели (полет, приземление) после ее выполнения. Эти фазы разделяются определенными границами, где происходит изменение движения по форме, направлению скорости, мышечным усилиям и др. Такие границы называют моментами.

Например, цель разбега — набрать оптимальную скорость, цель опалкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную„ Эти две цели разделяются моментом постановки толчковой ноги на место отталкивания.

Фазы определяют состав Действия, а их взаимосвязь друг с другом определяет структуру действия. Чем стабильнее взаимосвязь, тем эффективнее техника действия. Правильное представление о технике позволяет спортсмену точнее оценить и лучше использовать в процессе тренировки каждое вспомогательное упражнение. Совершенствование техни ки должно идти постоянно и непрерывно по мере ПОВЫШеНИЯ уровня подготозленности спортсмена.

Кинематическая структура Движений создает визуальную картину действий в пространстве, во времени, с определенной скоростью, ускорением. Рассматривая кинематическую структуру движений различают:

• пространственные,

• пространственно-временные характеристики движений.

1, Пространственные характеристики - Пространственно техника физических упражнений характеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата человека, обеспечивающим:

• целесообразное исходное положение перед началом движений (низкий старт),

• оперативную позу в процессе его выполнения (достаточный прогиб в поясничном отделе во время перехода через планку в прыжках в высоту),

• соблюдение оптимальной траектории движений (фаза полета в Прыжках в длину).

Траектория движений — имеет существенное значение для эффективности выполнения физических упражнений. Траектория — это непрерыв ная линия, воображаемый след движущейся точки. По форме траектория движений может быть прямолинейной и криволинейной. Простейшие из криволинейных движений — вращательные движения (движения по окружности). Когда необходимо обеспечить наибольшую скорость какому-либо звену на коротком отрезке пути предпочтительна прямолинейная форма траектории. Направление движений влияет на точность двигательных действий и на их конечный результат. Нужные направления движениям задаются с помощью:

• внешних пространственных ориентиров (разметка беговых дорожек и секторов),

• ориентации по плоскостям трёхмерного пространства:  -в горизонтальной плоскости — вправо-влево;  во фронтальной (вертикальной) — вверх-вниз;  в сагиттальной (переднезадней) — вперёд-назад  в промежуточных направлениях (вперед-вверх-вправо).

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Для увеличения подвижности в суставах, совершенствования эластичности мышц и связок применяются специальные упражнения на гибкость.

2. Временные характеристики движений: Длительность Движений, темп и ритм.

Длительность движения — это его временная мера, которая измеря-

ется разностью моментов окончания и начала движения.

Темп движений — характеризует частоту циклов или движений в единицу времени и зависит от массы движущегося тела (звена). Темп может изменить структуру движения (беспредельное увеличение темпа шагов в спортивной ходьбе приведет к бегу).

Ритм движений — это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая порядок распределения усилий во времени и пространстве, нарастания и уменьшения их в динамике действия. Он определяется по соотношению частей движения. Ритм движений характеризует, например, отношение фаз времени опоры и фазы времени полёта в беге.

Ритмические характеристики движений — это определённая упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличаЮЩИеСЯ меньшим напряжением либо расслаблением).

З. Пространственно-временные характеристики — это скорость и уско-

рение-

Скорость — это путь, пройденный за единицу времени.

Ускорение — это изменение скорости во времени (её увеличение или уменьшение). Эти характеристики во многом определяют рациональную технику движений и конечный результат.

Динамическая структура отображает все внешние и внутренние силы, без которых движение будет невозможно. Движение возможно лишь при взаимодействии внешних и внутренних сил.

К внешним силам относят: силу тяжести, силу реакции опоры, силу сопротивления, силу трения, силу ОТЯГОЩе-

ния, силу инерции.

Лен

Сила тяжести — мера относительно постоянная, ее действие всегда направлено вертикально вниз. Она не может влиять на изменение скорости при горизонтальном движении, но при спуске действует положительно, увеличивая скорость движения, а при подъеме отрицательно, уменьшая скорость движения.


Величина силы тяжести расчитывается как: P=m*g,

где т-масса тела спортсмена, ускорение свободного падения 981,9 см/сек2 .

Сила реакции опоры возникает при воздействии другой силы на опору и диаметрально противоположна по направлению, т. е. силе давления на опору противодействует сила реакции опоры. Эта сила зависит от качества опоры, чем жестче опора, тем сила реакции больше. При стоянии сила реакции опоры равна весу тела, а при ходьбе к этой силе прибавляются сила инерции и сила, создаваемая мышцами при отталкивании от опоры. Например, в прыжках в длину ногу на планку следует ставить выпрямленной, потому что прямая нога легче переносит большую нагрузку, а в первой части отталкивания давление на опору в несколько раз превышает вес тела прыгуна, что приводит к увеличению силы реакции опоры во второй части отталкивания. При движении спортсмена сила реакции опоры делится на вертикальную, продольную и поперечную составляющие.

Сила сопротивления возникает при движении и оказывает тормозяидее воздействие. Поток возду-

Подъевная ха, водная среда— это силы Сип Направленн сопротивления ВНеШНеЙ сре-

ды. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на технику движения. Если воздушный поток обтекает снаряд под некоторым углом атаки, то силу сопротивления воздуха можно разложить на две составляюЩИе: одна из них направлена по потоку - это лобовое сопротивление, дру гая перпендикулярна к потоку - это подъемная сила. Направление подъемной силы зависит от положения снаряда и направления относительно него воздушного потока. В тех случаях, когда подъемная сила направлена вверх и уравновешивает вес снаряда, он может начать планировать.

Планирование копья и диска существенно ПОВЫШаеТ результаты в метании, при этом результаты в дискоболов и копьеметателей с падением плотности воздуха ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плотности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одновременно и уменьшает подъемную силу.

Сила лобового сопротивления воздуха приложена к центру поверхности тела. Она увеличивается пропорционально квадрату скорости. При беге со скоростью 9 м/с сила лобового сопротивления воздуха в 4 раза больше, чем при скорости 4,5 м/с, и в 9 раз больше, чем при скорости З м/с.

Сила трения или сила сцепления с поверхностью. Без этой силы невозможно движение. Сила трения зависит от массы тела и площади поверхности соприкосновения. В зависимости от двигательных действий спортсмена она может иметь как положительный (шиповки), так и отрицательный характер (трение воздуха, приземление в яму). Сила трения действует в направлении, противоположном направлению движения.

Сила инерции возникает в процессе дзижения, когда на тело уже не воздействует сила, придавшая ему скорость, т. е. тело даижется по инерции (молот, выпущенный метателем, в фазе полета движется по инерции). Силы инерции зависят от массы тела и скорости, с какой движется тело.

F=ma -ТА = Fin

К внутренним силам относят силу активного действия (сила тяги мышц) и силу пассивного взаимодействия.

Сила тяги мышц служит источником энергии движения, сохраняет или изменяет позы спортсмена, управляет движением, изменяет взаимодействие тела человека с опорой, снарядами и т. п. Величина проявления силы тяги мышц зависит от условий:

- механических (создание определенной нагрузки на МЫШЦУ, без которой невозможно заставить мышцу выполнять сокращение);  анатомических (строение мышц, их расположение в разные моменты движения и др.);

- физиологических (психофизиологическое состояние в момент движения, которое сводится к параметрам возбуждения и утомления)

К силе пассивного взаимодействия относится сила упругой деформации (связки и сухожилия, которые при растягивании в определенных условиях могут передать упругую силу).

Взаимосвязь динамической и кинематической структур определяет ритмическую структуру движений.

Правила техничного выполнения двигательных действий опираются на основные законы механики с учетом биологических закономерностей человеческого организма.

1. Направление Действия мышечных сил должно стремиться к направлению намеченного Движения. Например, действия МЫШеЧНЫХ групп и звеньев тела в момент отталкивания при прыжках в длину должны приближаться к оптимальному углу вылета тела прыгуна.

2. Оптимальное увеличение скорости Движения. В движении, особенно в скоростно-силовых видах, необходимо ускорить движение звена или снаряда, чтобы придать ему максимальную скорость. Для этого надо либо увеличить силу, придающую движение, либо путь действия этой силы, либо и то и другое, для увеличения времени действия данной силы. З. Непрерывность и последовательность применения развиваемых сил. Это правило основывается на законах Ньютона об инерции и ускорении. Чтобы начать движение, надо преодолеть инерцию покоя, применив большую силу; когда же надо продолжить движение, применяется меньшая сила. для сохранения или ускорения движения необходимо, чтобы усилия выполнялись непрерывно и в определенное время. Если в метании копья после выполнения разбега будет небольшая пауза, то эффект от данного разбега будет утрачен.

4. Передача количества Движений от одного звена к Другому. Количество движений в спортивных действиях передается от одного звена к другому с сохранением энергии движения путем последовательно го вовлечения звеньев. Например, толкание ядра в финальном усилии это передача энергии снаряду, которая создается в нижних звеньях (ногах) и заканчивается в верхних звеньях (руках).

5, Создание противодействия Действующим силам. Это правило опирается на третий закон Ньютона, согласно которому действия двух тел друг на друга разны по величине и противоположны по направлению. Толкатель ядра воздействует на ядро с определенной силой, а ядро с такой же силой воздействует на руку толкателя. Ноги толкателя воздействуют на опору, а опора воздействует на ноги, придавая таким образом определенную жесткость. Получается, что ядро через толкателя воздействует на землю. При жесткой передаче энергии ядру ядро полетит дальше. Только при непосредственном контакте с опорой можно передать энергию снаряду или телу.

А. S. -Sport


ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

При систематических занятиях определённым видом спорта для 60лее эффективной подготовки важное значение имеет правильное планирование тренировочного процесса.

Обычно за единицу отсчёта берётся годичный цикл тренировки, который планируется и строится на основе определённой периодизации, делится на циклы (олимпийский, годичный), периоды (подготовительный, соревновательный) и этапы (общеподготовительный, специальноподготовительный), которые имеют свои цели, задачи, подбор тренировочных средств.

Циклы представляют собой завершённую последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса, чередующихся между собой. Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно отличается от предыдущих обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием трениРОВОЧНЫХ нагрузок и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

микроциклы

 

2' 73

29

3' 33 33

43

4-5 47 49

Мезоциклы

В В

 

КП С

 

кп

с

в

кп

с

кп

с

 

кп

с

кп

тс с

вс
макроцикл ы

 

 

 

 

 

 

 

ял

                                                                             

Рис. 25.16. структура и содеохзние илестиаиоовой системы годичной ПОХОТОВкИ спортсменов высокого *Ј1'С• са. специализирующихся н циклических аилах спорта, Виды подготовки: 1' — общая: 2 — м:тмотательнаи: 3 — специ• альная; 4 — активный отдых- Микроциклы“ З — втягивающий: Ь — КП — «онтрольно.љфдготовительный•, ПС — предсоревновэтельнв№: С — ВС — ТП — соедзе•соо• ная и высокогорная; ИГП — Соревнования: тонкие стрелки — и подводящие, —

В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от элементарных звеньев до этапов многолетней подготовки. В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный проЦеСС, различают микроциклы (несколько занятий определённой направленности, недельный микроцикл), мезоциклы (законченный ряд из 3-6 микроциклов от 2 недель до 2 месяцев) и макроциклы (ГОдичНыЙ, 4-х годичный макроцикл при подготовке к Олимпиаде).

ПЛАНИРОВАНИЕ ГОДИЧНОГО УЧЕБНОГО ЦИКЛА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ

Построение тренировочного процесса на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи, методы и средства тренировки и реализовать основные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки, постепенное увеличение нагрузок и тенденция к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок.

При планировании годичного цикла учебно-тренировочных занятий в рамках программы по физической культуре в высшем учебном заведении основными задачами являются:

• гармоничное сочетание умственной и физической подготовки студентов;

• повышение уровня общей и специальной физической ПОДГОТОВЛеННОсти студентов;  развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений;  овладение рациональной техникой выполнения движений в выбранном виде спортивной специализации;  улучшение психологической подготовленности и воспитание моральных качеств;

• профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом выбранной специальности;

• подготовка к участию в соревнованиях и сдаче нормативов комплекса гто.

Как правило, в высших учебных заведениях студенты занимаются физической культурой в рамках одной из выбранных спортивных специаЛИЗИИЙ.

Годичный учебный цикл (на примере специализации «Лёгкая атлетика») делится на осенне-весенний и зимний периоды подготовки.

Осенне-весенний период предполагает проведение учебнотренировочных занятий на открытом воздухе (стадион, сквер, парк) в сентябре-октябре и апреле-мае.

В сентябре и мае месяце решаются вопросы скоростной и скоростно-силовой подготовки, основной акцент делается на развитие физического качества быстроты. В этот период выполняется много специальных беговых и прыжковых легкоатлетических упражнений, ускорений от 30 до 150 метров с различной интенсивностью, бег с низкого и высокого старта, бег с хода, эстафетный бег, прыжки в длину с разбегат а также упражне-

A.S. - Sport

ния на совершенствование техники легкоатлетических метаний. Контрольными нормативами в данный период времени являются: бег на 60 и 100 метров, прыжок в длину с разбега, метание мяча или гранаты.

В октябре и апреле приоритет отдается развитию выносливости — в тренировку включается повторный и переменный бег на отрезках от ЗОО до 800 метров, проводится кроссовая подготовка, в том числе и по пересеченной местности (от 1 до З км). В конце месяца проверяется уровень подготовленности бегунов на ЗОО, 500, 1000 метров, на 2 и З км.

В зимний период с ноября по март проводятся занятия в спортивных залах, направленные на развитие силы мышц всего мышечного корсета, развитие качеств гибкости, ловкости, координации движений.

В ноябре-декабре акцент делается на выполнение большого количества скоростных и скоростно-силовых специальных легкоатлетических упражнений, различного вида прыжков и прыжковых упражнений. Кроме этого в тренировку включаются силовые упражнения (с партнером, с набивными мячами, с различными отягощениями), всевозможные эстафеты, упражнения на развитие ловкости и координации. В этот период заНИМаЮЩИеСЯ сдают контрольные нормативы в прыжках в длину с места, в прыжках в высоту, в челночном беге и беге на 20 метров

В январе-марте кроме общеразвивающих и специальных беговых и прыжковых легкоатлетических упражнений, выполняется много силовых упражнений, как на тренажерах, так и с собственным весом, упражнений со скакалкой, упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости (на мягкой дорожке). В тренировку включаются челночный бег, подводящие упражнения с барьерами, большое количество подвижных и спортивных игр. Контрольными нормативами в конце данного периода являются: челночный бег 3х10, 6х10 или 10х10 м, З-ой прыжок с места, броски набивного мяча из-за головы из исходного положения стоя на коленях.

В программе по физической культуре отводится и определенное ко личество часов на самостоятельные занятия студентов во внеурочное и каникулярное время. В зимний период предполагаются лыжные прогулки или кроссовая подготовка для повышения выносливости, занятия с отягоЦРНИЯМИ дома или в зале атлетической гимнастики, в летние месяцы — подвижные и спортивные игры, езда на велосипеде, туристские походы, физическая подготовка на туристских базах и в оздоровительных лагерях.

А. S. - Sport



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.083 с.)