Равные возможности в области занятости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равные возможности в области занятости



Статья 119 Римского договора требует равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин, и это требование в принципе является обязательным для всех стран — членов ЕС. Совет министров ЕС указывает также на необходимость предоставления мужчинам и женщинам равных прав на пенсионное обеспечение и льготы по социальному обеспечению. В интерпретации Европейского суда это требование означает необходимость установления одинакового возраста выхода на пенсию для работников обоего пола. Статья 119 распространяется на ЗП, дополнительные льготы, натуральную оплату (товарами и услугами), доступ к разным схемам пенсионного обеспечения и т.д. Под равной работой подразумевается работа эквивалентной ценности (а не просто работники, занятые выполнением идентичных должностных обязанностей), а также равное бремя возложенной на работников обоего пола ответственности, чтобы показать, что возможное расхождение в уровне оплаты труда мужчин и женщин не объясняется дискриминацией по признаку пола.

Законодательство, предусматривающее равные возможности в области занятости, существует во всех странах ЕС. В Бельгии, например, жертва несправедливой  дискриминации по признаку пола или расы может требовать в суде по трудовым спорам компенсацию (вплоть до шестимесячной оплаты труда или в размере фактически понесенного от этого ущерба). В виде наказаний виновным в дискриминации предусматривается целый ряд мер — от небольшого штрафа до тюремного заключения на срок до одного месяца. Во Франции также предусматриваются наказания за дискриминацию по признаку пола. Французские компании, имеющие численность персонала более 50 человек, в обязательном порядке должны ежегодно представлять представителям профсоюзов и инспекций по труду отчет о степени равенства работников обоих полов предприятия. В Германии претенденты на вакантное место, чьи кандидатуры были отвергнуты на основании половой принадлежности, могут требовать оплаты работы, которую они могли бы выполнять будучи отобранными, за четырехмесячный период. Германское  трудовое законодательство в этой области распространяется также на вопросы внутреннего продвижения персонала в пределах компании.

В Греции жертвы несправедливой дискриминации по признаку пола могут требовать удовлетворения в гражданском суде, хотя штрафы небольшого размера могут также налагаться непосредственно Министерством труда. В Ирландии в аналогичных случаях можно требовать компенсацию в размере ЗП за период 104 недели, а суды могут наложить штраф из расчета на каждый день всего периода, когда несправедливая дискриминация имела место.

В Дании, Греции и Бельгии предусматривается существенное различие в правах служащих и инженерно-технических работников, работающих на условиях твердого оклада, по сравнению с работниками физического труда. Например, согласно Закону о договоре найма, принятому в Бельгии в 1978 г., принадлежность работника к «белым» или «голубым воротничкам» влияет на продолжительность испытательного срока и срока обязательного уведомления о предстоящем увольнении и срока начала действия уведомления об отставке (так, представителей «белых воротничков» работодатель обязан уведомить о предстоящем увольнении за месяц, а для «голубых воротничков» увольнение происходит в ближайший после получения уведомления понедельник). В Дании также имеется различие в законодательных положениях для разных категорий работников, в том числе определяющих оплату по болезни и продолжительность срока уведомления об увольнении. В Греции «голубые воротнички» по закону не имеют права на обучение для выполнения канцелярской работы.

Отпуск по уходу за ребенком

Термин «отпуск по уходу» относится к неоплачиваемому (или опла­чиваемому по очень низкой ставке) отпуску, который предоставляется женщине-работнице после окончания отпуска по беременности и родам и который предусматривает право вернуться на работу в свою бывшую компанию и на аналогичную должность. Законодательные положения в отношении отпуска по уходу за ребенком сильно различаются в разных странах ЕС. Например, в Ирландии вообще не существует предусмотренного законодательством права на отпуск по уходу за ребенком. Существующие большие различия в условиях и льготах сводятся в основном к следующему.

- В пяти странах ЕС для его получения стажа вообще не требуется, в Германии право на подобный отпуск получает работница, имеющая стаж четыре недели, в трех других странах продолжительность стажа должна превышать 6 месяцев, а в некоторых — один год.

- Продолжительность отпуска составляет от трех месяцев (в Греции) до трех лет (во Франции, Германии, Норвегии и Испании).

- Отпуск предоставляется без сохранения содержания в четырех странах, оплачивается по ставке ЗП в пяти других странах и на условиях процента от заработка — во всех остальных странах ЕС.

Девять стран ЕС дают право работнице, вышедшей после отпуска по уходу за ребенком, требовать предоставления работы с неполной занятости.

Проблема отпусков по уходу за ребенком приобрела особую важность в связи с тем, что в последние два десятилетия в странах Европейского союза наблюдается огромный рост численности работающих женщин в сочетании с увеличением численности домохозяйств, состоящих из одного лица.

Преимущества, которые дает предоставление работницам отпусков по уходу за ребенком, состоят в следующем.

а) Возможность сочетать производственные и домашние обязанности.

б) Предоставление равных с мужчинами возможностей для женщин (поскольку это позволяет женщине остаться в составе рабочей силы).

в) Повышение деторождаемости. Это критический фактор в странах, где рождаемость катастрофически падает.

г) Сокращение уровня безработицы за счет привлечения свежей рабочей силы взамен тех, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

д) Компании получают возможность на более длительный срок сохранять компетентных и обученных за их счет работников.

е) У матерей появляется возможность больше времени уделять се­мье. Обеспечивается возможность равного распределения семейных обязанностей между мужчинами и женщинами; проходит стресс, вызванный необходимостью возвращаться на работу, оставляя дома маленького ребенка.

ж) Государство формально признает социальную важность воспи­тания детей.

з) Критика в адрес предоставления работницам отпуска по уходу за ребенком сводится к следующему.

и) Более эффективно предоставить рыночному механизму самостоя­тельно регулировать необходимость подобного отпуска. Если компании на самом деле требуется от женщин долгосрочная служба, она будет готова заплатить соответствующую «цену», чтобы удержать их в штате.

к) Фонд  ЗП увеличивается за счет расходов на отпуска по уходу за ребенком, что, вероятно, способствует снижению конкурентоспособности европейских компаний на мировом рынке.

л) Длительное отсутствие работников, занимающих ключевые должности, может сильно нарушить работу компании.

м) Поиск замены работницам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, сопряжен с дополнительными затратами времени и средств. Работников, заменяющих их, необходимо вводить в должность и обучать, а по возвращении основной работницы из отпуска, нередко приходится увольнять.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.005 с.)