Санкт-Петербургский государственный институт культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-Петербургский государственный институт культуры



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет мировой культуры

Кафедра теории и истории культуры

С. В. Ватман

Философия и методология науки

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

2019


УДК

 1+001.8

ББК

Р30

 

В21

 

 

 

Практическое руководство издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № _ от ______________ в качестве учебно-методического пособия

 

 

 

 

Рецензенты:

Смирнов М. Ю., доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ЛГУ им. А. C. Пушкина.

Русаков А. Ю., доктор философских наук, доцент, проректор по научной и творческой работе СПбГИК.

 

Ватман С. В.

В21

Философия и методология науки: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов / С.В. Ватман. – СПб.: СПбГИК, 2019. – …с.

 
 

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия и методология науки» предназначено для студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки СПбГИК (уровень магистратуры).

В учебно-методическом пособии представлено основное содержание тем курса, список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по каждой теме, а также задания для самостоятельной практической работы студентов.

Примерные тестовые задания, задания для подготовки к зачету позволяют оценить уровень знаний и степень сформированности умений, навыков и компетенций студентов в соответствии с требованиями к освоению дисциплины «Культура и искусство Индии». Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

 

УДК

 1+001.8

ББК

87.25р30

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019

         

 

Оглавление

Введение

 

 Цель данного учебно-методического пособия состоит в следующнм: помочь учащимся составить для себя ясное представление о роли науки в истории и культуре человечества и о динамике науки, приобрести знание об основных этапах её исторического развития, понять роль научной методологии в познавательном процессе, изучить и освоить основные общенаучные методы, а также современные методологические подходы, используемые в социально-гуманитарном знании.

 В ходе подготовки по данному курсу предполагается решить следующие задачи:

 1) дать студентам ясное понимание природы человеческого познания вообще и сущности научного знания в частности; понимание социальной и культурной роли науки;

 2) познакомить их с важнейшими закономерностями происхождения и эволюции научного знания, а также с основными этапами его истории;

 3) привить им глубокое философское понимания всей сложности и неоднозначности культурно-исторического процесса становления естественных и гуманитарных наук;

 4) дать обучающимся чёткое представление о характере научной деятельности и о её отличительной специфике;

 5) познакомить учащихся с важнейшими принципами научно-исследовательской работы;

 6) дать им основное представление об общенаучных методах исследования и развить у них основные навыки пользования этими методами;

 7) развить у студентов ясное представление о фазах научного исследования; научить их планировать научно-исследовательскую работу;

 8) познакомить студентов с важнейшими современными исследовательскими стратегиями и методами в области гуманитарного знания.

 Рабочая программа курса «Философия и методология науки» учитывает особенности СПбГИК; поэтому одной из дополнительных задач курса является также придание изучаемой тематике глубокого гуманитарного измерения. С этой целью при изучении курса «История и методология науки» сделан особый акцент на тех разделах, в которых затрагиваются проблемы общефилософского, экзистенциально-антропологического и культурологического характера («истина» – «личность» – «культура»). Необходимо отметить, что в основу курса «История и методология науки» положен традиционный для СПбГИК принцип доверия к педагогу, уважения его профессионального авторитета, а также неформального, личностного подхода к учащимся, уважения их индивидуальности, поощрения их творческой и исследовательской инициативы, плюрализма и свободы в формировании их индивидуального мировоззрения.

 Разделы дисциплины охватывают следующую тематику: Наука, её понятие и определение. Роль науки в развитии человечества. Зарождение науки. Наука античности и её историческая роль. Наука Средневековья и Возрождения. Научная революция XVI–XVII вв. Научные революции и смена научных парадигм. Естествознание XX–XXI вв. Эволюция научной картины мира. История гуманитарного знания; гуманитарное знание в XX–XXI вв. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы. Особенности и проблемы методологии гуманитарного знания. Герменевтика и феноменология. Структуралистские и постмодернистские исследовательские стратегии. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Нормы научной коммуникации. Подготовка научного выступления.

 Общий объём дисциплины «Философия и методология науки» составляет 72 часа (2 зачётных единицы). Их них 18 часов – лекции, 18 часов – семинары; остальные 36 часов отводятся на самостоятельную работу. Форма итогового контроля – зачёт.

Предлагаемое учащимся учебно-методическое пособие по дисциплине «Философия и методология науки» включает в себя все тематические разделы, необходимые для осуществления сформулированной цели, а также целый ряд методических материалов, призванных помочь студенту успешно освоить курс и пройти все проверочные испытания. Так, в основную часть пособия входят краткое содержание лекций и контрольные вопросы и темы для подготовки к семинарским занятиям. Помимо тематической части учащимся предлагаются списки необходимой литературы и электронных ресурсов, подборка типовых контрольных заданий и иных дидактических материалов, методика оценивания по балльно-рейтинговой системе, а также дополнительные методические указания.

 

 


Содержание лекционного курса

 

Пояснение: Лекционный курс дисциплины «Философия и методология науки» разработан с учётом специфики преобладающих в СПбГИК гуманитарных и творческих профилей и направлений. При этом были приняты во внимание несколько важных факторов. Во-первых, это колоссальный рост научного знания как такового в XX–XXI вв., и, как следствие, рост нерешённых проблем, в том числе и методологических. Во-вторых, это происходившее в тот же период осознание специфики социально-гуманитарного знания, уникальности его предмета и наличия в нём своей собственной методологической проблематики, иной, нежели в науках естественных. Наконец, в-третьих – это сопутствовавшее этим процессам развитие той самой области философского знания, предметом которой как раз и является наука как сфера познавательной деятельности человека, а также методология научного познания со всей присущей ей проблематикой, в том числе и проблематикой социально-гуманитарных наук. В лекционном курсе «Философия и методология науки», представленном здесь в сжатой конспективной форме, автором использован накопленный предшественниками опыт преподавания философских дисциплин в СПбГИК. Учитывая, большой объём материала, широту и глубину затрагиваемой проблематики, можно сказать, что для добросовестного слушателя содержание курса представляет собой лишь «путеводную нить», составленную из наиболее важных информативных и смысловых элементов, без которых начальное знание и понимание такого предмета, как философия и методология наки, просто невозможно. Но для по-настоящему глубокого освоения предмета учащемуся потребуется большая самостоятельная работа, включающая дополнительное чтение научной и философской литературы, чего не может включить в себя скромный по объёму лекционный курс. Поэтому материал лекций (а также практических занятий) подобран и скомпанован таким образом, чтобы не только сообщить учащемуся необходимые знания, но и пробудить его к самостоятельному чтению, поиску материалов, исследованию и т.д. Для лучшего усвоения учащимися предмета дисциплины и для стимулирования интереса к нему, лекции частично проводятся в интерактивной форме.

 

Содержание темы

 Развитие и изменение понимания науки в различные историко-культурные эпохи. Наука и миф. Наука и философия. Наука и художественное творчество. Разнообразие определений науки. Наука как познавательная деятельность, как форма общественного сознания, как производительная сила, как социальный институт, культурная традиция, коммуникативная сфера. Стимулы научного познания. Разнообразие видов знаний, важнейшие характеристики научного и ненаучного знания. Формы знания и деятельности, несовместимые с наукой. Философская рефлексия научного знания. Понятие философии науки. Проблемы языка науки, логики исследования; строения, функционирования, обоснования научного знания. Коллективный характер современного научного творчества. Требование диалога и консенсуса, недопустимость догматизма. Объективность как важнейший идеал науки. Познавательный энтузиазм как главный стимул научного освоения мира. Наука как расширяющаяся сфера между познанным и непознанным. Доступность научного знания для критики. Роль научной проблемы. Специфика гуманитарного знания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение в разные времена придавалось понятию науки?

2. Как наука соотносится с мифом и философией?

3. В чём особенность науки как разновидности познавательной деятельности человека?

4. Какие виды знаний существуют в человеческом обществе помимо науки?

5. Какие виды ненаучных знаний представляют проблему для науки?

6. Что такое псевдонаучные, квазинаучные и паранаучные знания?

7. Что такое лженаучные и антинаучные знания?

8. Что такое философия науки и каков её предмет?

9. Для чего нужна философия науки?

10. Как устроено научное знание? Как оно функционирует?

11. Каковы особенности научного знания в современную эпоху?

12. Что такое консенсус в науке? Для чего нужен диалог учёных?

13. Что такое догматизм в науке? Как его избежать?

14. В чём роль познавательного энтузиазма учёного?

15. Что такое научная объективность? Почему объективность является важнейшим идеалом науки?

16. В чём специфика гуманитарного знания?

 

Содержание темы

 Наука в древних цивилизациях Востока. Истоки древнегреческой науки. Переход от «мифа» к «логосу». Древнегреческий рационализм. Синкретизм науки Средневековья. Наука эпохи Возрождения: роль гуманистического мировоззрения и художественного энтузиазма. Научная революция XVI–XVII вв. и классическая наука. Неклассическая и пост-неклассическая наука: Междисциплинарность, развитие комплексных исследовательских программ; синергетика и «антропный» принцип. Гуманитарное знание античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени. «Лингвистический» и «антропологический» «поворот» ХХ в. Особенности гуманитарного знания эпохи постмодернизма. «Кумулятивная» теория развития науки и теория научных революций. Концепции К. Поппера, И Лакатоса, П Фейерабенда, Т. Куна. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные парадигмы. Научные парадигмы в гуманитарном знании. Картина мира как культурно-исторический феномен, как высшая система знаний о мире, как целостное миропонимание на основе фундаментального систематизирующего принципа. Картина мира и мировоззрение. Представления о физической реальности как основа научной картины мира. Исторические формы научной картины мира; её структура и функции.

Вопросы для самоконтроля

1. Как возникла наука? В чём особенность науки в цивилизациях Древнего мира?

2. Как происходить переход от «мифа» к «логосу»?

3. Каковы особенности древнегреческой науки? Каковы её достижения?

4. В чём особенности науки Средневековья? В чём проявлялся её синкретизм?

5. Каковы особенности науки эпохи Возрождения? Почему науку Возрождения ещё нельзя считать наукой вполне?

6. С деятельностью каких учёных связана Научная революция XVI–XVII вв.? В чём заключался их вклад развитие науки?

7. В чём особенность новой картины мира, созданной в эпоху Первой научной революции?

8. Каковы особенности классической науки?

9. Какой вклад в развитие науки внесли Вторая и Третья научные революции?

10. Как на протяжении истории развивалось гуманитарное знание?

11. В чём значение «антропологического» и «лингвистического» поворотов ХХ в.?

12. Каковы особенности гуманитарного знания ХХ в.?

13. Какие концепции развития науки были выдвинуты в ХХ в.?

14. В чём заключались концепции К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда?

15. В чём значение научной картины мира? Как она менялась в течение веков?

 

Содержание темы

 Идеалы, нормы и принципы как эталонные установки и регулятивные ориентиры научного знания, их социально-культурный характер. Практический, изменчивый и конвенциональный характер научной нормы. Философский характер научного идеала. Различие ценностных оснований науки. Принципы научного познания. Понятие научной рациональности. Эволюция научной рациональности. Классическая и неклассическая рациональность. Средства научно-исследовательской деятельности. Материальные, информационные, математические средства познания. Логические средства познания: формальная, символическая и математическая логика. Диалектика как средство познания сложных, развивающихся и внутренне противоречивых объектов. «Формулы» диалектического мышления и «законы» диалектики. Значение диалектики в гуманитарном знании. Лингвистические средства познания. Использование семантического потенциала естественного языка: ясность, точность, убедительность, выразительность научной речи.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое идеалы научно познания?

2. Что такое нормы научного познания и чем они отличаются от идеалов?

3. Что такое ценностные основания науки? Как со относятся ценности с объективностью научного познания?

4. Что такое рациональность вообще? Что такое научная рациональность?

5. Как менялось понятие научной рациональности в течение веков?

6. Что такое материальные средства научного познания?

7. Что относится к информационным средствам научного познания?

8. Что относится к математическим средствам научного познания? Насколько они применимы в гуманитарных науках?

9. Что относится к логическим средствам познания? Что такое логика? Что такое интуиция и как они взаимосвязаны?

10. Что такое формальная логика и из каких разделов она состоит?

11. Что такое «понятие», «суждение», «умозаключение»?

12. Почему для научного познания недостаточно одной лишь формальной логики?

13. Что такое диалектика? Какие существуют исторические формы диалектического мышления?

14. Что такое «диалектическая триада» и как её использовать в социально-гуманитарных науках?

15. Что такое лингвистические средства познания?

16. Каковы достоинства стиля научного текста и научной речи?

 


 

 

Содержание темы

 Психологические аспекты научного мышления. Роль чувственного восприятия, логики и интуиции. Обобщение, абстрагирование, формализация. Знаковые и образные аспекты научного мышления; восприимчивость и наблюдательность, умение оперировать знаниями и информацией. Личность учёного, его внутренний мир и внутренние ценности. Феномен научной гениальности. Понятие общенаучных методов исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы эмпирического исследования. Значение эксперимента. Понятие зависимой и независимой переменой. Преимущества и недостатки эксперимента. Факты как «выходной продукт» эмпирического исследования. Обобщение и систематизация научных фактов. Понятие научной теории. Научные гипотезы. Методы теоретического исследования. Дедукция и индукция. Виды научных доказательств. Правила доказательств. Принципы планирования, подготовки и осуществления исследования. Выбор области и объекта исследования. Стадии и этапы научного исследования. Роль научной проблемы. Осмысление и критическая оценка результатов научного исследования.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы психологические особенности научного мышления?

2. Какую роль в научном познании играют любознательность и любопытство

3. Какое место в научном познании занимает чувственное восприятие?

4. Как соотносятся в познании логика и интуиция?

5. Что такое наблюдательность и почему она необходима учёному?

6. Какие личные качества исследователя способствуют успешной научной деятельности?

7. Что такое научная гениальность?

8. На кие фазы делится научное исследование?

9. Что такое общенаучные методы исследования?

10. Что такое наблюдение, измерение, эксперимент? Каково основное правило эксперимента?

11. Возможно ли экспериментальное исследование в социально-гуманитарных науках?

12. Что такое научные факты? Откуда они берутся?

13. Как правильно обобщать научные факты?

14. Что такое научная гипотеза? В каких случаях она нужна, а в каких нет?

15. Какие вы знаете методы теоретического исследования? Что такое анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, формализация, дедукция, индукция, моделирование?

16. Как правильно планировать научное исследование?

17. Каковы стадии и этапы научного исследования?

18. В чём заключается роль научной проблемы? Как её обнаружить?

Содержание темы

 Понятие социально-гуманитарного знания. Особенности предмета гуманитарного знания: изменчивость, историчность, многозначность. Идея принципиального различия методологий гуманитарного и естественнонаучного знания. Проблематика языка, означивания и понимания. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов. Разработка герменевтики в качестве метода научного и философского познания Ф. Шлейермахером, В. Дильтеем и Х.-Г. Гадамером. Противопоставление методов «понимания» и «объяснения». Понятие «герменевтического круга». Основные принципы феноменологии Э. Гуссерля. Применение феноменологии в гуманитарном знании. Феноменологический метод Р. Ингардена в исследованиях искусства. Структуралистские и постмодернистские методологии. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Методологии Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко). Постструктурализм: поиск свободы от структур. Исследование социокультурных «маргиналий» как «репрессивных пространств» современной культуры, общества, политики. Принцип «деконструкции» (Ж. Деррида). Фрейдо-марксизм Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Структуралистские и постмодернистские исследования искусства литературы.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём особенности предмета социально-гуманитарного знания?

2. Какова роль человеческой свободы и произвола в формировании предмета социально-гуманитарного знания

3. Почему для исследования социально-гуманитарного предмета недостаточно общенаучных методов?

4. Какую роль в формировании предмета гуманитарного знания играет язык?

5. Что означает понятие «герменевтика»? Какую роль герменевтика играла в древности

6. Что такое «экзегетика»? Какую роль в развитии герменевтики сыграли христианские экзегеты?

7. Какую роль в развитие герменевтики как научного метода внесли Ф. Аст, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер?

8. Что такое герменевтический круг и как он используется в науке?

9. Каковы основные принципы феноменологии Э. Гуссерля?

10. Что такое «феноменологическое эпохэ»? Как оно осуществляется?

11. Как в феноменологии осуществляется дескриптивный метод? Как какому результату он должен привести?

12. Как использовал феноменологический метод Р. Ингарден в своих исследованиях литературы, изобразительного искусства, музыки?

13. Каковы элементы метода, разработанного Р. Ингарденом для исследования стихотворения?

14. Когда и как появляются структуралистские методы исследования в гуманитарных науках? Каков был вклад Ф. де Соссюра?

15. Как развивается структуралистская методология в ХХ в.?

16. Что такое «хронотоп»? Как он используется в исследованиях литературы?

17. Какие методы были разработаны М. Фуко? Как они им применялись его социально-философских исследваниях?

18. Что означают понятия «произведение» и «текст» в исследованиях Р. Барта?

19. Что такое «деконструкция» и как её применял в качестве метода Ж. Деррида?

20. Какие методы применяли в своих исследованиях Ж. Делёз и Ф. Гваттари?

 

6. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность.

 

Основные вопросы

Подготовка и осуществление научного выступления.

Содержание темы

 Разнообразие видов и жанров научных текстов. Особенности написания и оформления студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломов), магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, рефератов, рецензий, научных статей, монографий и эссе. Современные нормативные требования к оформлению научных работ. Нормы использования чужого текста. Правила оформления библиографий. Язык, стиль и логика построения научного текста. Подготовка и осуществление научного доклада, выступления на семинаре и круглом столе. Взаимопонимание, согласие и объективность. Трудности коммуникативного процесса в гуманитарном знании. Информация и знание. Научная информационная среда. Научные коммуникации, их виды и их значение в науке. Понятие информационной культуры учёного. Важнейшие виды профессионального научного общения. Научные встречи и мероприятия. Принципы научной коммуникативной этики: отсутствие лицеприятия и предрассудков; отказ от присвоения научных знаний и их результатов; бескорыстие и отсутствие личных мотивов; рациональный скептицизм. Этикет научного общения: равенство, взаимоуважение, открытость к новым знаниям и информации, готовность к конструктивной критике. Культура языка и речи. Недопустимость плагиата.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие жанры научной литературы вы знаете?

2. Что такое монография, научная, статья, реферат? Чем они отличаются друг от друга?

3. В чём особенность студенческих научных работ?

4. Что такое выпускная квалификационная работа? Как она осуществляется?

5. Что такое кандидатская диссертация и в чём её значение для науки?

6. Каковы основные требования, предъявляемые к оформлению ВКР?

7. Что такое научное эссе? Какие требования к нему предъявляются?

8. Как составить и правильно оформить библиографию?

9. Каким образом может быть использован чужой текст в научной работе? Что при этом недопустимо?

10. Какова логическая структура научного текста?

11. Каковы важнейшие виды профессионального научного общения?

12. Какие виды научных мероприятий вы знаете?

13. Каков порядок подготовки научного выступления на конференции, симпозиуме, круглом столе?

14. Что такое научное сообщество?

15. Что такое научно-коммуникативный процесс? Каковы особенности научно-коммуникативного процесса в социально-гуманитарных науках?

16. Что такое научная информационная среда?

17. Каковы принципы научно-коммуникативной этики?

18. Каковы основные правила этикета научного общения?

19. Почему плагиат недопустим и в чём его опасность?

 


Планы семинарских занятий

Пояснение: Основная форма работы на семинарах такова: студентам предлагается план для подготовки к занятию (такая подготовка обязательна для всех без исключения студентов группы); кроме того, по согласованию с преподавателем, каждый из пунктов плана может быть взят кем-то из студентов в качестве темы для устного доклада или доклада-презентации. Главная цель такого занятия – осмысление и запоминание учащимися лекционного материала, а также расширение и углубление знания этого материала за счёт практической самостоятельной работы над ним, т.е. за счёт подготовки доклада путём изучения основной и дополнительной литературы, за счёт приобретения опыта устного выступления, презентации, ответов на вопросы, обсуждения и дискуссии. Однако, в случае успешного усвоения материала студентами группы, на некоторых занятиях основная форма семинара может быть заменена на дополнительную. Так, преподавателем могут быть предложены иные формы практических занятий, например, такие как занятие, имитирующее научную конференцию, занятие в форме мини-конференции, занятие в форме научного диспута. Кроме того, при необходимости часть времени практических занятий может быть отведена для проведения контрольных работ, устного опроса, коллоквиума, а также для выполнения тестовых заданий. О проведении занятий в дополнительной форме преподаватель сообщает студентам заблаговременно (это не относится к контрольной работе и устному опросу). Все необходимые материалы – примерная тематика занятий, имитирующих научную конференцию, темы для занятий в форме мини-конференции, вопросы для научного диспута и для устных опросов, темы контрольных работ, коллоквиума, а также темы для выполнения творческих заданий приведены в Приложении 3 к основному тексту пособия.

 

 


Заключение

 Рабочая программа дисциплины «Философия и методология науки», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, вопросы для семинарских занятий, тестовые задания для текущего контроля успеваемости, варианты заданий для творческих работ, вопросы для итогового контроля успеваемости, тестовые задания для итогового контроля успеваемости, методические рекомендации для изучения дисциплины, руководство для преподавателя) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по базовой части общенаучного цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки СПбГИК уровня магистратуры (форма обучения – очная). Глубокое знание и понимание философской проблематики науки, а также знание методологий современного гуманитарного научного исследования обязательны для выпускающегося по этим направлениям.

Компетенция, формируемая в ходе изучения дисциплины «Философия и методология науки» – ОК-1: «способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу».

Учебно-методическое пособие «Философия и методология науки» составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по базовому компоненту цикла специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Приложение 1

 

Список литературы

Основная литература

1. Ивин А. А. Философия науки [Электронный ресурс]. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 557 с.

2. Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: учеб. пособие. – М.: Инфра М, 2014. – 407 с.

3. Линдгрен, М. Философия в зеркале рациональности [Электронный ресурс]. – СПб.: Алетейя, 2016. – 100 с.

4. Онтология и теория познания: вопросы и задания: практикум [Электронный ресурс]. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 101 с.

5. Павлов А. В. Логика и методология науки [Электронный ресурс] – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341, [2] с.

6. Рузавин Г. И. Философия науки [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 182 с.

7. Соболева М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции [Электронный ресурс] – М.: Академический проект, 2014. – 160 с.

8. Соколов А. В. Философия информации [Электронный ресурс]. – М: Юрайт, 2019. – 340 с.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Аванесова Г. А. Методология анализа культуры, общества и человека в отечественном гуманитарном познании 19–20 веков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 5. – С. 83–96.

2. Андреев Г. И. Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Электронный ресурс] / Андреев Г. И., Барвиненко В. В., Верба В. С. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 297 c.

3. Антоненко В. И. Социально-гуманитарное знание как основа формирования гражданского общества в России: коллективная монография [Электронный ресурс] – М.: Научный консультант, 2015.

4. Батурин В. К. Философия науки: учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 303 с.

5. Бургин М. С. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания. Пособие для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 1994. – 304 с.

6. Гончаров С. С. Введение в логику и методологию науки – Москва: Интерпракс: Изд-во ин-та математики СО РАН, 1994. – 255 с.

7. Захаров А. А. Учебный процесс в вузе с точки зрения герменевтики // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 1. – С. 50–53.

8. Ивин А. А. Что такое диалектика. Философский очерк [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2012. – 246 с.

9. Ильин В. В. Теория познания [Электронный ресурс]. – М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2013. – 165 с.

10. Ковалева С. В. Философия как опыт становления культуры мышления: образовательный аспект // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 104–108.

11. Кузьменко Г. Н. Философия и методология науки: учеб. для магистратуры. – М.: Юрайт, 2014. – 450 с.

12. Кун, Т. Структура научных революций – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

13. Лебедев С. А. Философия науки: терминологический словарь – М.: Академ. проект, 2011. – 269 с.

14. Лекторский В. А. Философия науки: проблемы исследования и преподавания / В.А. Лекторский, В.С. Степин // Вопросы философии. – 2006. – № 10. – С. 45–54.

15. Лебедев С. А. Философия науки: учеб. пособие для магистров – М.: Юрайт, 2013. – 288 с.

16. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов – М.: Приор, 2001. – 423 с.

17. Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия: сб. науч. тр. / отв. ред. Б.А. Парахонский. - Киев: Наук. думка, 1990. – 160 с.

18. Метлов В. И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки – М.: Высш. шк., 1987. – 141, [2] с.

19. Методология науки и антропология [Электронный ресурс] – М.: Институт философии РАН, 2012. – 289 с.

20. Орлов И. Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания [Электронный ресурс] – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 193 c.

21. Осипов А. И. Философия и методология науки [Электронный ресурс] – Минск: Белорусская наука, 2013. – 287 с.

22. Основы теории познания: Учеб. пособие / ред. Б.И. Липский. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 334 с.

23. Проблемы методологии науки и научного творчества: [сборник статей] / под ред. проф. В.А. Штоффа и проф. А.М. Мостепаненко. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 181 с.

24. Методология науки и дискурс-анализ [Электронный ресурс] – М.: Институт философии РАН, 2014. – 287 с.

25. Рашковский Е. Б. Философия науки, науковедение и мир культуры // Вопросы философии. – 2014. – № 7. – С. 68–80.

26. Рузавин Г. И. Методы научного исследования – М.: Мысль, 1974. – 237 с.

27. Светлов В. А. Философия и методология науки [Электронный ресурс] – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 768 с.

28. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного знания [Электронный ресурс] – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 561..

29. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания [Электронный ресурс]. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 192 с.

30. Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов – М.: Контакт – Альфа, 1995.

31. Столяров В. И. Диалектика как логика и методология науки – Москва: Политиздат, 1975. – 247 с.

32. Сулима И. И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 36–43.

33. Фазылзянова Г. И. Понимание как мыследеятельностная практика // Вопросы культурологии. – 2009. – № 1. – С. 23–27.

34. Франк, Ф. Философия науки: связь между наукой и философией – М.: Изд. иностр. лит., 1960. – 543 с.

35. Хмелевская С. А. Система гуманитарного и социально-экономического знания [Электронный ресурс] / С. А. Хмелевская, В. А. Соломатин, С. В. Хмелевский. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 752 с.

36. Чепкасова Е. В. Герменевтический и феноменологический подходы к анализу текста // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера»). – Новосибирск: ГПНТБ, 2010. – С. 187–192.

37. Шкода В. В. Оправдание многообразия: принцип полиморфизма в методологии науки – Харьков: Изд-во «Основа» при Харьков. ун-те, 1990. – 175, [1] с.

38. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования – М.: Знание, 1964. – 48 с.

 


Рекомендуемая литература

1. Батюта Е. А. Философская антропология [Электронный ресурс]. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 275 с.

2. Бородай Ю. М. Воображение и теория познания: (критич. очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения). – М.: Высш. школа, 1966. – 150 с.

3. Бухарин Н. И. Методология и планирование науки и техники: избранные труды Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации – М.: Наука, 1989. – 344 с.

4. Васильев С. Ф. В поисках диалектики [Электронный ресурс] – М./Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 127 с.

5. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: основы филос. герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 699, [1] с.

6. Горохов А. А. Феноменология религии Мирчи Элиаде [Электронный ресурс] – СПб.: Алетейя, 2011. – 160 с.

7. Декарт, Р. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках. – М.: Новая Москва, 1925. – 113, [2] с.

8. Зотов А. Ф. Современная буржуазная методология науки – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 208 с.

9. История диалектики. Немецкая классическая философия [Электронный ресурс] – Ростов-Ярославский: Мысль, 1978. – 365 с.

10. Кант, И. Критика чистого разума. – Симферополь: Реноме, 2003. – 462 с.

11. Кондрашов П. Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Альма Матер (Вестник высшей школы). – 2016. – № 11. – С. 9–12.

12. Лебедев С. А. Философская антропология: Человек многомерный [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 352 с.

13. Логиновский С. С. К вопросу о границах научной методологии и специфике гуманитарных наук: на примере анализа позитивистского определения понятия «обряд» // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 4–7э

14. Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки: критический анализ буржуазной методологии науки – М.: Наука, 1983. – 176 с.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.164 с.)