Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра теории и истории культуры
С. В. Ватман Философия и методология науки Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург СПбГИК 2019
Р30 |
||||||||||||
В21 | |||||||||||||
| |||||||||||||
Практическое руководство издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры. Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № _ от ______________ в качестве учебно-методического пособия
| |||||||||||||
| |||||||||||||
Рецензенты: Смирнов М. Ю., доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ЛГУ им. А. C. Пушкина. Русаков А. Ю., доктор философских наук, доцент, проректор по научной и творческой работе СПбГИК. | |||||||||||||
Ватман С. В. | |||||||||||||
В21 | Философия и методология науки: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов / С.В. Ватман. – СПб.: СПбГИК, 2019. – …с. | ||||||||||||
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия и методология науки» предназначено для студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки СПбГИК (уровень магистратуры). В учебно-методическом пособии представлено основное содержание тем курса, список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по каждой теме, а также задания для самостоятельной практической работы студентов. Примерные тестовые задания, задания для подготовки к зачету позволяют оценить уровень знаний и степень сформированности умений, навыков и компетенций студентов в соответствии с требованиями к освоению дисциплины «Культура и искусство Индии». Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов. | |||||||||||||
УДК | 1+001.8 | ||||||||||||
ББК | 87.25р30 | ||||||||||||
| |||||||||||||
| © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019 | ||||||||||||
Оглавление
Введение
Цель данного учебно-методического пособия состоит в следующнм: помочь учащимся составить для себя ясное представление о роли науки в истории и культуре человечества и о динамике науки, приобрести знание об основных этапах её исторического развития, понять роль научной методологии в познавательном процессе, изучить и освоить основные общенаучные методы, а также современные методологические подходы, используемые в социально-гуманитарном знании.
|
В ходе подготовки по данному курсу предполагается решить следующие задачи:
1) дать студентам ясное понимание природы человеческого познания вообще и сущности научного знания в частности; понимание социальной и культурной роли науки;
2) познакомить их с важнейшими закономерностями происхождения и эволюции научного знания, а также с основными этапами его истории;
3) привить им глубокое философское понимания всей сложности и неоднозначности культурно-исторического процесса становления естественных и гуманитарных наук;
4) дать обучающимся чёткое представление о характере научной деятельности и о её отличительной специфике;
5) познакомить учащихся с важнейшими принципами научно-исследовательской работы;
6) дать им основное представление об общенаучных методах исследования и развить у них основные навыки пользования этими методами;
7) развить у студентов ясное представление о фазах научного исследования; научить их планировать научно-исследовательскую работу;
8) познакомить студентов с важнейшими современными исследовательскими стратегиями и методами в области гуманитарного знания.
Рабочая программа курса «Философия и методология науки» учитывает особенности СПбГИК; поэтому одной из дополнительных задач курса является также придание изучаемой тематике глубокого гуманитарного измерения. С этой целью при изучении курса «История и методология науки» сделан особый акцент на тех разделах, в которых затрагиваются проблемы общефилософского, экзистенциально-антропологического и культурологического характера («истина» – «личность» – «культура»). Необходимо отметить, что в основу курса «История и методология науки» положен традиционный для СПбГИК принцип доверия к педагогу, уважения его профессионального авторитета, а также неформального, личностного подхода к учащимся, уважения их индивидуальности, поощрения их творческой и исследовательской инициативы, плюрализма и свободы в формировании их индивидуального мировоззрения.
|
Разделы дисциплины охватывают следующую тематику: Наука, её понятие и определение. Роль науки в развитии человечества. Зарождение науки. Наука античности и её историческая роль. Наука Средневековья и Возрождения. Научная революция XVI–XVII вв. Научные революции и смена научных парадигм. Естествознание XX–XXI вв. Эволюция научной картины мира. История гуманитарного знания; гуманитарное знание в XX–XXI вв. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы. Особенности и проблемы методологии гуманитарного знания. Герменевтика и феноменология. Структуралистские и постмодернистские исследовательские стратегии. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Нормы научной коммуникации. Подготовка научного выступления.
Общий объём дисциплины «Философия и методология науки» составляет 72 часа (2 зачётных единицы). Их них 18 часов – лекции, 18 часов – семинары; остальные 36 часов отводятся на самостоятельную работу. Форма итогового контроля – зачёт.
Предлагаемое учащимся учебно-методическое пособие по дисциплине «Философия и методология науки» включает в себя все тематические разделы, необходимые для осуществления сформулированной цели, а также целый ряд методических материалов, призванных помочь студенту успешно освоить курс и пройти все проверочные испытания. Так, в основную часть пособия входят краткое содержание лекций и контрольные вопросы и темы для подготовки к семинарским занятиям. Помимо тематической части учащимся предлагаются списки необходимой литературы и электронных ресурсов, подборка типовых контрольных заданий и иных дидактических материалов, методика оценивания по балльно-рейтинговой системе, а также дополнительные методические указания.
Содержание лекционного курса
Пояснение: Лекционный курс дисциплины «Философия и методология науки» разработан с учётом специфики преобладающих в СПбГИК гуманитарных и творческих профилей и направлений. При этом были приняты во внимание несколько важных факторов. Во-первых, это колоссальный рост научного знания как такового в XX–XXI вв., и, как следствие, рост нерешённых проблем, в том числе и методологических. Во-вторых, это происходившее в тот же период осознание специфики социально-гуманитарного знания, уникальности его предмета и наличия в нём своей собственной методологической проблематики, иной, нежели в науках естественных. Наконец, в-третьих – это сопутствовавшее этим процессам развитие той самой области философского знания, предметом которой как раз и является наука как сфера познавательной деятельности человека, а также методология научного познания со всей присущей ей проблематикой, в том числе и проблематикой социально-гуманитарных наук. В лекционном курсе «Философия и методология науки», представленном здесь в сжатой конспективной форме, автором использован накопленный предшественниками опыт преподавания философских дисциплин в СПбГИК. Учитывая, большой объём материала, широту и глубину затрагиваемой проблематики, можно сказать, что для добросовестного слушателя содержание курса представляет собой лишь «путеводную нить», составленную из наиболее важных информативных и смысловых элементов, без которых начальное знание и понимание такого предмета, как философия и методология наки, просто невозможно. Но для по-настоящему глубокого освоения предмета учащемуся потребуется большая самостоятельная работа, включающая дополнительное чтение научной и философской литературы, чего не может включить в себя скромный по объёму лекционный курс. Поэтому материал лекций (а также практических занятий) подобран и скомпанован таким образом, чтобы не только сообщить учащемуся необходимые знания, но и пробудить его к самостоятельному чтению, поиску материалов, исследованию и т.д. Для лучшего усвоения учащимися предмета дисциплины и для стимулирования интереса к нему, лекции частично проводятся в интерактивной форме.
|
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.009 с.)