Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека.



 

1. Разнообразие видов познавательной деятельности человека и место науки среди них.

2. Наука и техника. Наука и художественное творчество.

3. Значение науки в истории человечества. Социальная роль науки.

4. Роль философии по отношению к естественным и гуманитарным наукам.

5. Понятие паранаучного, псевдонаучного и квазинаучного зания; их отличие от науки.

6. Лженаука и антинаука; опасность лженауки для человечества

 

 2. Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.

 

1. Естествознание в античности. Особенности и роль древнегреческой науки.

2. Социально-гуманитарное знание в античности.

3. Естествознание в Средние века и в эпоху Возрождения.

4. Первая научная революция (XVI–XVII вв.) Рождение классической научной парадигмы.

5. Вторая, третья и четвёртая научные революции. Неклассическая и «постнеклассическая» научные парадигмы.

6. Понятие «картины мира». Эволюция картины мира в истории науки и культуры.

 

Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности.

1. Идеалы, нормы и принципы науки. Понятие границы науки.

2. Понятие научной объективности и её значение для познания.

3. Материальные, информационные и математические средства познания.

4. Логические средства познания и их роль в науке.

5. Логика и другие формы познания: чувственное восприятие, интуиция.

6. Значение диалектики в познании объективной реальности..

 

Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы

1. Научные факты, их источники и методы работы с ними

2. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни науки.

3. Основные методы эмпирического исследования. Значение эксперимента в науке.

4. Понятие научной гипотезы. Разновидности научных гипотез.

5. Понятие научной проблемы. Значение научной проблемы для исследования.

6. Планирование и подготовка научной работы.

7. Трудности на пути научно-познавательного процесса и их преодоление.

8. Специфика научного процесса в гуманитарном исследовании.


 

Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.

1. Фундаментальные особенности предмета гуманитарного знания.

2. Герменевтика и её история. Понятие герменевтического круга.

3. Герменевтика в ХХ в. Идеи Х.-Г. Гадамера и П. Рикёра

4. Основные идеи феноменологии. Понятие феноменологической редукции и «жизненного мира».

5. Феноменологический метод Р. Ингардена.

6. Понятие структурализма и семиотики. Разнообразие структуралистских методологий в гуманитарном знании ХХ в.

7. М. Фуко и его метод исследования проблем современного общества и культуры.

8. Постмодернистские методологии. Идеи Р. Барта, Ю..Кристевой, Ж. Делеза и Ж. Деррида.

 

6.Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность.

1. Рефлексивная стадия научного исследования. Оценка научных результатов и самооценка исследователя.

2. Язык, стиль и логика построения научного текста.

3. Нормы использования чужого текста в научной работе. Понятие плагиата.

4. Научный обмен и сотрудничество. Основные нормы коммуникативной этики.

5. Особенности научно-коммуникативного процесса в сфере гуманитарного знания.

6. Современная научно-информационная среда и использование её возможностей.

 

 

Заключение

 Рабочая программа дисциплины «Философия и методология науки», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, вопросы для семинарских занятий, тестовые задания для текущего контроля успеваемости, варианты заданий для творческих работ, вопросы для итогового контроля успеваемости, тестовые задания для итогового контроля успеваемости, методические рекомендации для изучения дисциплины, руководство для преподавателя) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по базовой части общенаучного цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки СПбГИК уровня магистратуры (форма обучения – очная). Глубокое знание и понимание философской проблематики науки, а также знание методологий современного гуманитарного научного исследования обязательны для выпускающегося по этим направлениям.

Компетенция, формируемая в ходе изучения дисциплины «Философия и методология науки» – ОК-1: «способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу».

Учебно-методическое пособие «Философия и методология науки» составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по базовому компоненту цикла специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Приложение 1

 

Список литературы

Основная литература

1. Ивин А. А. Философия науки [Электронный ресурс]. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 557 с.

2. Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: учеб. пособие. – М.: Инфра М, 2014. – 407 с.

3. Линдгрен, М. Философия в зеркале рациональности [Электронный ресурс]. – СПб.: Алетейя, 2016. – 100 с.

4. Онтология и теория познания: вопросы и задания: практикум [Электронный ресурс]. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 101 с.

5. Павлов А. В. Логика и методология науки [Электронный ресурс] – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341, [2] с.

6. Рузавин Г. И. Философия науки [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 182 с.

7. Соболева М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции [Электронный ресурс] – М.: Академический проект, 2014. – 160 с.

8. Соколов А. В. Философия информации [Электронный ресурс]. – М: Юрайт, 2019. – 340 с.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Аванесова Г. А. Методология анализа культуры, общества и человека в отечественном гуманитарном познании 19–20 веков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 5. – С. 83–96.

2. Андреев Г. И. Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Электронный ресурс] / Андреев Г. И., Барвиненко В. В., Верба В. С. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 297 c.

3. Антоненко В. И. Социально-гуманитарное знание как основа формирования гражданского общества в России: коллективная монография [Электронный ресурс] – М.: Научный консультант, 2015.

4. Батурин В. К. Философия науки: учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 303 с.

5. Бургин М. С. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания. Пособие для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 1994. – 304 с.

6. Гончаров С. С. Введение в логику и методологию науки – Москва: Интерпракс: Изд-во ин-та математики СО РАН, 1994. – 255 с.

7. Захаров А. А. Учебный процесс в вузе с точки зрения герменевтики // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 1. – С. 50–53.

8. Ивин А. А. Что такое диалектика. Философский очерк [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2012. – 246 с.

9. Ильин В. В. Теория познания [Электронный ресурс]. – М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2013. – 165 с.

10. Ковалева С. В. Философия как опыт становления культуры мышления: образовательный аспект // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 104–108.

11. Кузьменко Г. Н. Философия и методология науки: учеб. для магистратуры. – М.: Юрайт, 2014. – 450 с.

12. Кун, Т. Структура научных революций – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

13. Лебедев С. А. Философия науки: терминологический словарь – М.: Академ. проект, 2011. – 269 с.

14. Лекторский В. А. Философия науки: проблемы исследования и преподавания / В.А. Лекторский, В.С. Степин // Вопросы философии. – 2006. – № 10. – С. 45–54.

15. Лебедев С. А. Философия науки: учеб. пособие для магистров – М.: Юрайт, 2013. – 288 с.

16. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов – М.: Приор, 2001. – 423 с.

17. Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия: сб. науч. тр. / отв. ред. Б.А. Парахонский. - Киев: Наук. думка, 1990. – 160 с.

18. Метлов В. И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки – М.: Высш. шк., 1987. – 141, [2] с.

19. Методология науки и антропология [Электронный ресурс] – М.: Институт философии РАН, 2012. – 289 с.

20. Орлов И. Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания [Электронный ресурс] – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 193 c.

21. Осипов А. И. Философия и методология науки [Электронный ресурс] – Минск: Белорусская наука, 2013. – 287 с.

22. Основы теории познания: Учеб. пособие / ред. Б.И. Липский. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 334 с.

23. Проблемы методологии науки и научного творчества: [сборник статей] / под ред. проф. В.А. Штоффа и проф. А.М. Мостепаненко. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 181 с.

24. Методология науки и дискурс-анализ [Электронный ресурс] – М.: Институт философии РАН, 2014. – 287 с.

25. Рашковский Е. Б. Философия науки, науковедение и мир культуры // Вопросы философии. – 2014. – № 7. – С. 68–80.

26. Рузавин Г. И. Методы научного исследования – М.: Мысль, 1974. – 237 с.

27. Светлов В. А. Философия и методология науки [Электронный ресурс] – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 768 с.

28. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного знания [Электронный ресурс] – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 561..

29. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания [Электронный ресурс]. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 192 с.

30. Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов – М.: Контакт – Альфа, 1995.

31. Столяров В. И. Диалектика как логика и методология науки – Москва: Политиздат, 1975. – 247 с.

32. Сулима И. И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 36–43.

33. Фазылзянова Г. И. Понимание как мыследеятельностная практика // Вопросы культурологии. – 2009. – № 1. – С. 23–27.

34. Франк, Ф. Философия науки: связь между наукой и философией – М.: Изд. иностр. лит., 1960. – 543 с.

35. Хмелевская С. А. Система гуманитарного и социально-экономического знания [Электронный ресурс] / С. А. Хмелевская, В. А. Соломатин, С. В. Хмелевский. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 752 с.

36. Чепкасова Е. В. Герменевтический и феноменологический подходы к анализу текста // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера»). – Новосибирск: ГПНТБ, 2010. – С. 187–192.

37. Шкода В. В. Оправдание многообразия: принцип полиморфизма в методологии науки – Харьков: Изд-во «Основа» при Харьков. ун-те, 1990. – 175, [1] с.

38. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования – М.: Знание, 1964. – 48 с.

 


Рекомендуемая литература

1. Батюта Е. А. Философская антропология [Электронный ресурс]. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 275 с.

2. Бородай Ю. М. Воображение и теория познания: (критич. очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения). – М.: Высш. школа, 1966. – 150 с.

3. Бухарин Н. И. Методология и планирование науки и техники: избранные труды Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации – М.: Наука, 1989. – 344 с.

4. Васильев С. Ф. В поисках диалектики [Электронный ресурс] – М./Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 127 с.

5. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: основы филос. герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 699, [1] с.

6. Горохов А. А. Феноменология религии Мирчи Элиаде [Электронный ресурс] – СПб.: Алетейя, 2011. – 160 с.

7. Декарт, Р. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках. – М.: Новая Москва, 1925. – 113, [2] с.

8. Зотов А. Ф. Современная буржуазная методология науки – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 208 с.

9. История диалектики. Немецкая классическая философия [Электронный ресурс] – Ростов-Ярославский: Мысль, 1978. – 365 с.

10. Кант, И. Критика чистого разума. – Симферополь: Реноме, 2003. – 462 с.

11. Кондрашов П. Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Альма Матер (Вестник высшей школы). – 2016. – № 11. – С. 9–12.

12. Лебедев С. А. Философская антропология: Человек многомерный [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 352 с.

13. Логиновский С. С. К вопросу о границах научной методологии и специфике гуманитарных наук: на примере анализа позитивистского определения понятия «обряд» // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 4–7э

14. Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки: критический анализ буржуазной методологии науки – М.: Наука, 1983. – 176 с.

15. Пущаев Ю. В. Феноменология и диалектика в творчестве М.К. Мамардашвили и Э.В. Ильенкова [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2009. – 193 с.

16. Попков Н. В. Философия как учебный предмет в системе высшего образования // Альма матер (Вестник высшей школы). – 2015. – № 10. – С. 14–17.

17. Рикёр, П. Очерки о герменевтике [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2007. – 559 с.

18. Соколов В. В. Историческое введение в философию: история философии по эпохам и проблемам: учебник. – М.: Академ. проект, 2004. – 911 с.

19. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. – М.: Инфра М, 2008. – 518 с.

20. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности – М.: Магистериум: Касталь, 1996. – 446 с.

21. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманит. наук. – М.: Прогресс, 1977. – 488 с.

22. Шульга Е. Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии [Электронный ресурс] – Москва: ИФ РАН, 2004. – 203 с.

 


Приложение 2

Список интернет-ресурсов

1. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window/library?p_mode

2. ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/

3. ЭБС «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/

4. ЭБС «БиблиоРоссика» http://www.bibliorossica.com/

5. Электронный каталог Российской национальной библиотеки http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

6. ГОСТ на оформление результатов НИР (дипломы и курсовые работы)

7. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=123051&pageK=DEDCA6CD-F0A4-4D88-AACE-A2C78BC78DE9

8. Оформление дипломной работы (ВКР) http://www.234555.ru/publ/4-1-0-386

9. Искусство педагогических наблюдений http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001723

10. Новый ГОСТ оформления библиографических ссылок (2009) http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511

11.

12.

13. Для кого пишутся учебники? http://ps.1september.ru/article.php?ID=200600706

14. Методики изучения внутригрупповых отношений http://www.booksite.ru/fulltext/tes/ty2/psy/hol/ogy/1.htm

15. Как написать научно-популярную статью? http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/SCILANG/HOLD.HTM

16. Состав и содержание диссертационной работы http://library.krasu.ru/ft/ft/_doc/raizberg-write.pdf

17. Алгоритм развития для науки http://www.nit.kiev.ua/tp/ns/ar.htm

18. Лекции по методологии научного исследования http://openedu.ministry.ru/method_phys/lections.htm

19. Очерк методологии науки http://nrc.edu.ru/est/r1/index.html

20. Замысел исследования и рабочая гипотеза. «Бритва Оккама» http://alter.sinor.ru/school/lecture_4.htm

 


Приложение 3

Типовые контрольные задания и иные дидактические материалы

Тематика занятия, имитирующего научную конференцию (примеры)

 

Пояснение: Занятие данного типа проводится следующим образом: преподаватель заранее объявляет день и предоставляет в письменной форме тематику конференции. Далее определяется состав участников. Тематика конференции не является готовым списком тем, она лишь определяет границы проблемного поля; поэтому студент должен самостоятельно сформулировать свою собственную тему, входящую в данное проблемное поле, предварительно согласовав её с преподавателем. Помимо устного выступления, каждый участник конференции обязан подготовить и сдать преподавателю текст доклада объёмом не менее 5 страниц. Необходимо учесть, что тематика конференции, будучи преднамеренно усложнённой, предполагает серьёзную и вдумчивую работу, включающую активный самостоятельный поиск материала и его критический анализ. Цель занятия, имитирующего научную конференцию – помочь учащимся углубить свои знания в области философии и методологии науки, по возможности охватив тот материал, который выходит за границы лекционного курса. Кроме того, активное участие в семинаре данного типа должно помочь студентам сформировать начальные навыки самостоятельного научного исследования, подготовки научного текста и устного научного выступления, а также начальные навыки научной дискуссии.

 

Вариант 1:

1. Роль общенаучных методов познания в социально-гуманитарных науках.

2. Принцип детерминизма и проблема его актуальности в социально-гуманитарных науках.

3. Социально-гуманитарное знание и проблема научной рациональности.

4. Проблема научной истины и её критериев в социально-гуманитарном познании.

 

Вариант 2:

1. Объективность и мера субъективности в социально-гуманитарных науках.

2.  Предмет социально-гуманитарного знания и фактор человеческой свободы.

3. Роль и место философской рефлексии в социально-гуманитарном познании.

4. Герменевтика как научный метод и проблемы её использования в гуманитарном знании.

 

Темы для мини-конференции

Пояснение: В отличие от занятия, имитирующего научную конференцию, данный тип семинара основывается не на общей тематике, а на готовом списке уже сформулированных тем. По желанию, студенты могут предложить собственные темы (разумеется, согласовав их с преподавателем). Следует также обратить внимание на то, что предлагаемые темы уже, чем темы, которые должны обсуждаться на занятиях, имитирующих научную конференцию. В данном случае не предполагается настолько же углублённая работа, поскольку цель занятия в форме мини-конференции – охватить как можно больше информативного материала, не вошедшего в лекционный курс, для того, чтобы расширить эрудицию аудитории в области культуры и искусства Индии. Отсюда и требование к докладам: максимум информативности, ясность и лаконичность. Время, отводимое на доклад (в данном случае предоставление письменного варианта не требуется) – не более 7 минут. Занятие не предполагает развёрнутой дискуссии, слушателям предлагается задавать докладчику только те вопросы, которые необходимы для прояснения смысла и содержания доклада. Таким образом, занятия в форме мини-конференции должны помочь студентам освоить больший круг научной информации, чем это предполагает лекционный курс, а также научиться находить, отбирать, оформлять и излагать такую информацию.

 

1. Сходство и различие философии и науки; проблемы в их взаимодействия.

2. Проблема актуальности принципа детерминизма в социально-гуманитарных науках.

3. Критерии научной истины в социально-гуманитарном познании.

4. Проблема научной рациональности в социально-гуманитарном познании.

5. Объективность и мера субъективности в социально-гуманитарных науках.

6. Роль общенаучных методов познания в социально-гуманитарных науках.

7. Предмет социально-гуманитарного знания и фактор человеческой свободы.

8. Роль и место философской рефлексии в социально-гуманитарном познании.

9. Философия, наука, методология в постиндустриальном, информационном обществе.

10. Синергетика и ее роль в становлении постнеклассической модели науки.

 

Вопросы для занятий в форме научных диспутов (примеры)

 

Пояснение: Знакомясь с предлагаемыми ниже вопросами для семинара в форме научного диспута, нетрудно заметить, что сама их форма предполагает как минимум две контрарных (противоположных) точки зрения относительно обозначенной в вопросе проблемы. Семинар данного типа предполагает обсуждение не более двух проблемных вопросов; список вопросов объявляется или высылается преподавателем заранее, при этом группе предоставляется возможность самостоятельно выбрать вопрос из предложенного списка, либо предложить свой собственный – если, конечно, данный вопрос не выходит за рамки изучаемой дисциплины. Преподаватель может предварительно проконсультировать студентов относительно литературы, необходимой для подготовки к занятию. Кроме того, преподаватель заранее сообщает им правила проведения диспута и напоминает о нормах коммуникативной этики, которые необходимо соблюдать. На время диспута преподаватель берёт на себя роль арбитра и обычно занимает в нём нейтральную позицию, отдавая инициативу студентам и следя за соблюдением ими правил. Форма диспута может варьироваться. Так, возможным вариантом является следующий: один из участников подготавливает и выносит на обсуждение тезис и его основание (аргументы в его защиту). Остальные по очереди выступают в роли оппонентов. В данном случае в качестве главного предмета спора выступает скорее не сам тезис, а его основание, в котором оппоненты пытаются обнаружить «брешь». Другая форма диспута: группа делится приблизительно пополам; каждая из двух образовавшихся подгрупп берёт на себя защиту одной из контрарных позиций по выбранному вопросу. В этом случае внимание в споре уделяется в первую очередь тезису, и лишь во вторую – аргументации.

 Таким образом, семинарское занятие в форме научного диспута предназначено не только для усвоения и закрепления знаний по изучаемой дисциплине, но также для развития речевых, мыслительных и коммуникативных навыков студентов. Участие в правильно организованном диспуте служит эффективным способом формирования у обучающихся способности определять для себя и отстаивать перед другими собственную точку зрения, выносить непредвзятые обоснованные суждения по спорным и проблемным вопросам. Всё это, наряду с навыками мышления и речи, безусловно, помогает формированию профессиональных компетенций, а также полноценному и всестороннему развитию личности студента.

 

1. Соотношение логики и интуиции в научном познании. Что важнее для успеха в исследованиях – упорство и строгое следование методу, или талант и гениальная догадка?

2. Особенности предмета социально-гуманитарных наук и его отличия от предмета естествознания. Оправданы ли осуществляемые и по сей день попытки создания универсального научного метода, одинаково применимого к обеим областям научного знания?

3. Теории и гипотезы в современной науке, проблема их различения. Можно ли считать полноценными научными теориями большинство современных теорий в области гуманитарного знания, например, «теорию психоанализа»?

4. Проблема экспериментального знания в науке и разнообразие его оценок с точки зрения его нравственной обоснованности. Допустимы ли эксперименты над человеком и обществом?

5. Представления о научном познании как о схематическом отражении реальности и о научной теории как о её модели. Есть ли соответствие между моделью и оригиналом?

6. Выбор предметного поля и темы научного исследования: Чем должен руководствоваться учёный: соображениями престижа (актуальность темы, социальная приемлемость результатов), или интересом и личными пристрастиями (любопытство, внутренняя «близость» темы)?

7. Проблема одновременного сосуществования различных теорий относительного одного и того же предмета (напр., в психологии, культурологии, социологии). Можно ли относиться к ним, как к одинаково верным, или необходимо избрать среди них одну-единственную?

8. Естественный язык как средство выражения научного знания и проблема адекватности его использования. Возможна ли формализация и создание универсального искусственного языка социально-гуманитарных наук?

Темы контрольных работ (примеры)

 

Пояснение: Контрольная работа, наряду с устным опросом и коллоквиумом предназначена для текущего контроля знаний студентов по изучаемой дисциплине. Данное проверочное мероприятие помогает преподавателю вовремя выявить уровень усвоения ими пройденного материала в объёме лекционного курса и выявить в нём (если таковые имеются) «провалы» и «слабые места» для того, чтобы вовремя их восполнить за счёт дополнительных объяснений, обсуждений, дополнительных заданий и т.д. На контрольную работу отводится часть семинара и даётся она без предупреждения. Контрольная работа проводится письменно по вариантам; пользоваться какими-либо вспомогательными материалами при этом запрещается. Число вопросов в каждом из вариантов зависит от того, сколько времени будет на неё отведено преподавателем.

 

1. Соотношение науки и мифа в античной культуре.

2. Главные достижения древнегреческой науки.

3. Особенности науки Средневековья и Возрождения.

4. Классическая наука, её достижения и её важнейшие характеристики.

5. Отличительные особенности неклассической и «постнеклассческой» науки.

6. Средства научного познания и их характеристики.

7. Понятие научной проблемы и ее роль в научно-исследовательском процессе.

8. Научное доказательство и основные требования к нему.

9. Аксиоматико-дедуктивный и индуктивно-дедуктивный методы научного доказательства.

10. Нормы коммуникативной этики в научном общении.

11. Диалектический метод познания. Гегелевская триада.

12. Понятие герменевтического круга и область его применения.

13. Принцип феноменологического метода.

Устный опрос (примеры)

 

Пояснение: Как и контрольная работа, устный опрос предназначен для текущего контроля знаний обучающихся. Преимущество устного опроса в том, что данная форма контроля сразу же, непосредственно и наглядно продемонстрирует и преподавателю, и самим студентам качество их знаний – как их достоинства, так и недочёты. На опрос отводится не более 20 минут; вопросы составлены так, чтобы можно было дать на него однозначный и краткий ответ. Опрос проводится без предупреждения; пользоваться какими-либо вспомогательными материалами, как и во время контрольной работы, запрещается.

 

Опрос 1:

1. Откуда произошла наука?

2. Каковы основные научные парадигмы?

3. В чем ее отличие от науки других регионов Древнего мира?

4. Какие достижения древнегреческой науки сделали возможным дальнейшее развитие европейской науки?

5. Что такое средневековая наука и каковы ее особенности?

6. Какую роль в развитии науки эпохи Возрождения сыграли идеалы антропоцентризма?

7. В чем суть научной революции Нового времени?

8. Какова роль Галилея в становлении нового научного мышления?

9. Как развивались в эпоху Нового времени представления об эксперименте, научных методах и моделировании?

10. В чем суть механистической модели мира?

11. Каковы главные научные открытия эпохи Нового времени?

12. В чем суть новейшей революции в науке?

13. Чем отличается неклассическая наука от классической?

14. Какие направления науки связаны с неклассическим естествознанием?

15. Что такое «постнеклассическая» наука?

 

Опрос 2:

1. Какие виды познания существуют помимо научного и каковы их взаимоотношения с наукой?

2. Каковы особенности научного познания?

3. Что такое квазинаучные, лженаучные и антинаучные взгляды и почему они несовместимы с наукой?

4. Что такое «научные факты» и откуда они берутся?

5. Что такое «научное понятие»?

6. Что такое «научная идеализация» и «идеальный объект»?

7. Каковы условия проведения научного эксперимента?

8. Как различаются эмпирический и теоретический уровни научных исследований?

9. Что включают в себя теоретические и эмпирические уровни научного познания?

10. Какую роль в естествознании играет математика?

11. Как происходят открытия в науке?

12. Что такое научная революция?

13. Как объясняли развитие науки К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд?

14. Что такое «научная картина мира» и каковы ее составные части?

15. Что такое «научное сообщество» и какова социальная роль науки?


 

Темы для выполнения творческих заданий (примеры)

 

Пояснение: Тем студентам, которые проявляли активность на семинарских занятиях и показали хороший и отличный уровень знаний во время текущих проверок (контрольной работы, устного опроса и т.д.) преподаватель может предложить творческое задание. Выполнение творческого задания считается эквивалентным сдаче устного зачёта. Студент может либо выбрать готовую тему из списка, либо предложить свою собственную (разумеется, соответствующую тематике изучаемой дисциплины); в этом случае её необходимо согласовывать её с преподавателем. Предполагается, что выбранная тема вызывает у студента неподдельный интерес; только в этом случае выполнение творческого задания может быть по-настоящему успешным. Цель творческого задания – помочь студенту не только обогатить свои знания в области культуры и искусства Индии, но также расширить и углубить свою общую эрудицию, самостоятельно освоив тот материал, который либо не вошёл в лекционный курс, либо вошёл лишь в частичной или обобщённой форме. Выполнение творческого задания предполагает работу над текстами или визуальным материалом повышенной сложности и требует от учащегося концентрации и мобилизации его интеллектуальных творческих и выразительных способностей. В случае необходимости преподаватель даёт необходимые консультации по поводу выбора материала. Текст выполненного творческого задания должен иметь объём не менее 6 страниц печатного текста, быть логически ясным и стилистически выверенным; приветствуется обоснованная индивидуальная точка зрения на выявленную в ходе работы научную проблематику, а также любые проявления творческой индивидуальности, разумеется, если они соответствуют чувству меры и находятся в границах научной и литературной нормы.


1. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

2. Интеграция наук и ее проявления в междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях.

3. Категориальные схемы философии в практике подготовки научной работы и проекта.

4. Круг понимания и «жизненный мир»: методологические возможности герменевтики.

5. Метод восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному.

6. Методологические новации интеллектуальной культуры средних веков и эпохи Возрождения.

7. Методологические программы и идеи Нового времени и Просвещения XVIII в.

8. Методологический потенциал и открытия античной философии.

9. Наука и философия между «мифом» и «логосом».

10. Научная революция XVI–XVII вв. и её отражение в философии Нового времени.

11. Познавательный, личностный, социальный факторы в становлении науки и философии.

12. Постижение противоречивого: диалектика Гераклита, Платона, Дамаския и Гегеля.

13. Постмодернистские методологические стратегии Ю. Кристевой, Р. Барта, Ж. Деррида.

14. Рациональное и внерациональное как факторы познания.

15. Революции в науке и в философии. Сравнительный анализ, оценка последствий, роль в интеграции отраслей культуры.

16. Современная философия и наука на пути к познанию реальности: идеи, проблемы, важнейшие результаты.

17. Структурализм и семиотика в методологии Тартуско-московской школы.

18. Теоретико-вероятностная и детерминистическая и ориентации в развитии методологии.

19. Терминологический аппарат философии науки и методологии: основные трудности и способы их разрешения.

20. Феноменология как методологическая программа.

21. Феноменология художественного творчества Р. Ингардена.

22. Формально-логическое и диалектическое толкование противоречия.

 

Тестовые задания

Пояснение: Тестовые задания студенты выполняют в удобное для себя время, но не позже установленного срока; результаты должны быть предъявлены преподавателю. Ниже приведён тренировочный вариант тестовых заданий; правильные варианты ответов для самопроверки даны в конце.

Тема 1: Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.134 с.)