Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.



 

Основные вопросы

Особенности гуманитарного знания и его отличие от естественнонаучного.

Проблематика языка, означивания и понимания.

Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов.

Основные принципы феноменологии и феноменологического метода.

Структуралистские и постмодернистские методологии.

Гуманитарные исследования конца ХХ – начала Х I Х вв.

Содержание темы

 Понятие социально-гуманитарного знания. Особенности предмета гуманитарного знания: изменчивость, историчность, многозначность. Идея принципиального различия методологий гуманитарного и естественнонаучного знания. Проблематика языка, означивания и понимания. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов. Разработка герменевтики в качестве метода научного и философского познания Ф. Шлейермахером, В. Дильтеем и Х.-Г. Гадамером. Противопоставление методов «понимания» и «объяснения». Понятие «герменевтического круга». Основные принципы феноменологии Э. Гуссерля. Применение феноменологии в гуманитарном знании. Феноменологический метод Р. Ингардена в исследованиях искусства. Структуралистские и постмодернистские методологии. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Методологии Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко). Постструктурализм: поиск свободы от структур. Исследование социокультурных «маргиналий» как «репрессивных пространств» современной культуры, общества, политики. Принцип «деконструкции» (Ж. Деррида). Фрейдо-марксизм Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Структуралистские и постмодернистские исследования искусства литературы.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём особенности предмета социально-гуманитарного знания?

2. Какова роль человеческой свободы и произвола в формировании предмета социально-гуманитарного знания

3. Почему для исследования социально-гуманитарного предмета недостаточно общенаучных методов?

4. Какую роль в формировании предмета гуманитарного знания играет язык?

5. Что означает понятие «герменевтика»? Какую роль герменевтика играла в древности

6. Что такое «экзегетика»? Какую роль в развитии герменевтики сыграли христианские экзегеты?

7. Какую роль в развитие герменевтики как научного метода внесли Ф. Аст, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер?

8. Что такое герменевтический круг и как он используется в науке?

9. Каковы основные принципы феноменологии Э. Гуссерля?

10. Что такое «феноменологическое эпохэ»? Как оно осуществляется?

11. Как в феноменологии осуществляется дескриптивный метод? Как какому результату он должен привести?

12. Как использовал феноменологический метод Р. Ингарден в своих исследованиях литературы, изобразительного искусства, музыки?

13. Каковы элементы метода, разработанного Р. Ингарденом для исследования стихотворения?

14. Когда и как появляются структуралистские методы исследования в гуманитарных науках? Каков был вклад Ф. де Соссюра?

15. Как развивается структуралистская методология в ХХ в.?

16. Что такое «хронотоп»? Как он используется в исследованиях литературы?

17. Какие методы были разработаны М. Фуко? Как они им применялись его социально-философских исследваниях?

18. Что означают понятия «произведение» и «текст» в исследованиях Р. Барта?

19. Что такое «деконструкция» и как её применял в качестве метода Ж. Деррида?

20. Какие методы применяли в своих исследованиях Ж. Делёз и Ф. Гваттари?

 

6. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность.

 

Основные вопросы

Разнообразие видов и жанров научных текстов.

2. Современные нормативные требования к оформлению научных работ.

Подготовка и осуществление научного выступления.

Принципы научной коммуникативной этики.


Содержание темы

 Разнообразие видов и жанров научных текстов. Особенности написания и оформления студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломов), магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, рефератов, рецензий, научных статей, монографий и эссе. Современные нормативные требования к оформлению научных работ. Нормы использования чужого текста. Правила оформления библиографий. Язык, стиль и логика построения научного текста. Подготовка и осуществление научного доклада, выступления на семинаре и круглом столе. Взаимопонимание, согласие и объективность. Трудности коммуникативного процесса в гуманитарном знании. Информация и знание. Научная информационная среда. Научные коммуникации, их виды и их значение в науке. Понятие информационной культуры учёного. Важнейшие виды профессионального научного общения. Научные встречи и мероприятия. Принципы научной коммуникативной этики: отсутствие лицеприятия и предрассудков; отказ от присвоения научных знаний и их результатов; бескорыстие и отсутствие личных мотивов; рациональный скептицизм. Этикет научного общения: равенство, взаимоуважение, открытость к новым знаниям и информации, готовность к конструктивной критике. Культура языка и речи. Недопустимость плагиата.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие жанры научной литературы вы знаете?

2. Что такое монография, научная, статья, реферат? Чем они отличаются друг от друга?

3. В чём особенность студенческих научных работ?

4. Что такое выпускная квалификационная работа? Как она осуществляется?

5. Что такое кандидатская диссертация и в чём её значение для науки?

6. Каковы основные требования, предъявляемые к оформлению ВКР?

7. Что такое научное эссе? Какие требования к нему предъявляются?

8. Как составить и правильно оформить библиографию?

9. Каким образом может быть использован чужой текст в научной работе? Что при этом недопустимо?

10. Какова логическая структура научного текста?

11. Каковы важнейшие виды профессионального научного общения?

12. Какие виды научных мероприятий вы знаете?

13. Каков порядок подготовки научного выступления на конференции, симпозиуме, круглом столе?

14. Что такое научное сообщество?

15. Что такое научно-коммуникативный процесс? Каковы особенности научно-коммуникативного процесса в социально-гуманитарных науках?

16. Что такое научная информационная среда?

17. Каковы принципы научно-коммуникативной этики?

18. Каковы основные правила этикета научного общения?

19. Почему плагиат недопустим и в чём его опасность?

 


Планы семинарских занятий

Пояснение: Основная форма работы на семинарах такова: студентам предлагается план для подготовки к занятию (такая подготовка обязательна для всех без исключения студентов группы); кроме того, по согласованию с преподавателем, каждый из пунктов плана может быть взят кем-то из студентов в качестве темы для устного доклада или доклада-презентации. Главная цель такого занятия – осмысление и запоминание учащимися лекционного материала, а также расширение и углубление знания этого материала за счёт практической самостоятельной работы над ним, т.е. за счёт подготовки доклада путём изучения основной и дополнительной литературы, за счёт приобретения опыта устного выступления, презентации, ответов на вопросы, обсуждения и дискуссии. Однако, в случае успешного усвоения материала студентами группы, на некоторых занятиях основная форма семинара может быть заменена на дополнительную. Так, преподавателем могут быть предложены иные формы практических занятий, например, такие как занятие, имитирующее научную конференцию, занятие в форме мини-конференции, занятие в форме научного диспута. Кроме того, при необходимости часть времени практических занятий может быть отведена для проведения контрольных работ, устного опроса, коллоквиума, а также для выполнения тестовых заданий. О проведении занятий в дополнительной форме преподаватель сообщает студентам заблаговременно (это не относится к контрольной работе и устному опросу). Все необходимые материалы – примерная тематика занятий, имитирующих научную конференцию, темы для занятий в форме мини-конференции, вопросы для научного диспута и для устных опросов, темы контрольных работ, коллоквиума, а также темы для выполнения творческих заданий приведены в Приложении 3 к основному тексту пособия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.007 с.)