Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека.



 

Основные вопросы

Развитие и изменение понимания науки в различные историко-культурные эпохи.

Разнообразие видов знаний, важнейшие характеристики научного и ненаучного знания.

Философская рефлексия научного знания. Понятие философии науки.

Объективность как важнейший принцип науки.

Содержание темы

 Развитие и изменение понимания науки в различные историко-культурные эпохи. Наука и миф. Наука и философия. Наука и художественное творчество. Разнообразие определений науки. Наука как познавательная деятельность, как форма общественного сознания, как производительная сила, как социальный институт, культурная традиция, коммуникативная сфера. Стимулы научного познания. Разнообразие видов знаний, важнейшие характеристики научного и ненаучного знания. Формы знания и деятельности, несовместимые с наукой. Философская рефлексия научного знания. Понятие философии науки. Проблемы языка науки, логики исследования; строения, функционирования, обоснования научного знания. Коллективный характер современного научного творчества. Требование диалога и консенсуса, недопустимость догматизма. Объективность как важнейший идеал науки. Познавательный энтузиазм как главный стимул научного освоения мира. Наука как расширяющаяся сфера между познанным и непознанным. Доступность научного знания для критики. Роль научной проблемы. Специфика гуманитарного знания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение в разные времена придавалось понятию науки?

2. Как наука соотносится с мифом и философией?

3. В чём особенность науки как разновидности познавательной деятельности человека?

4. Какие виды знаний существуют в человеческом обществе помимо науки?

5. Какие виды ненаучных знаний представляют проблему для науки?

6. Что такое псевдонаучные, квазинаучные и паранаучные знания?

7. Что такое лженаучные и антинаучные знания?

8. Что такое философия науки и каков её предмет?

9. Для чего нужна философия науки?

10. Как устроено научное знание? Как оно функционирует?

11. Каковы особенности научного знания в современную эпоху?

12. Что такое консенсус в науке? Для чего нужен диалог учёных?

13. Что такое догматизм в науке? Как его избежать?

14. В чём роль познавательного энтузиазма учёного?

15. Что такое научная объективность? Почему объективность является важнейшим идеалом науки?

16. В чём специфика гуманитарного знания?

 

Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.

Основные вопросы

 

Развитие науки. История науки от древности до эпохи Возрождения.

Роль научной революции XVI – XVII вв. Классическая, неклассическая и пост-неклассическая наука.

Развитие гуманитарного знания от античности до современности.

Картина мира как культурно-исторический феномен.

Содержание темы

 Наука в древних цивилизациях Востока. Истоки древнегреческой науки. Переход от «мифа» к «логосу». Древнегреческий рационализм. Синкретизм науки Средневековья. Наука эпохи Возрождения: роль гуманистического мировоззрения и художественного энтузиазма. Научная революция XVI–XVII вв. и классическая наука. Неклассическая и пост-неклассическая наука: Междисциплинарность, развитие комплексных исследовательских программ; синергетика и «антропный» принцип. Гуманитарное знание античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени. «Лингвистический» и «антропологический» «поворот» ХХ в. Особенности гуманитарного знания эпохи постмодернизма. «Кумулятивная» теория развития науки и теория научных революций. Концепции К. Поппера, И Лакатоса, П Фейерабенда, Т. Куна. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные парадигмы. Научные парадигмы в гуманитарном знании. Картина мира как культурно-исторический феномен, как высшая система знаний о мире, как целостное миропонимание на основе фундаментального систематизирующего принципа. Картина мира и мировоззрение. Представления о физической реальности как основа научной картины мира. Исторические формы научной картины мира; её структура и функции.

Вопросы для самоконтроля

1. Как возникла наука? В чём особенность науки в цивилизациях Древнего мира?

2. Как происходить переход от «мифа» к «логосу»?

3. Каковы особенности древнегреческой науки? Каковы её достижения?

4. В чём особенности науки Средневековья? В чём проявлялся её синкретизм?

5. Каковы особенности науки эпохи Возрождения? Почему науку Возрождения ещё нельзя считать наукой вполне?

6. С деятельностью каких учёных связана Научная революция XVI–XVII вв.? В чём заключался их вклад развитие науки?

7. В чём особенность новой картины мира, созданной в эпоху Первой научной революции?

8. Каковы особенности классической науки?

9. Какой вклад в развитие науки внесли Вторая и Третья научные революции?

10. Как на протяжении истории развивалось гуманитарное знание?

11. В чём значение «антропологического» и «лингвистического» поворотов ХХ в.?

12. Каковы особенности гуманитарного знания ХХ в.?

13. Какие концепции развития науки были выдвинуты в ХХ в.?

14. В чём заключались концепции К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда?

15. В чём значение научной картины мира? Как она менялась в течение веков?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.008 с.)