Святитель Иоанн Златоуст. 35 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святитель Иоанн Златоуст. 35



Произведения святителя Иоанна Златоустого. 38

Богословие Иоанна Златоустого. 39

Свт. Иоанн Златоуст. Его жизненный путь и труды. Экзегеза Свящ. Писания. 40

 

Отцы-каппадокийцы

Начинаем с вами новую тему, которая продолжает предыдущую – тему антиарианской борьбы, которую начала Церковь в IV веке.

Не будем разрывать тему каппадокийцев, чтобы сохранить целостность темы, чтобы раскрыть эволюцию их взглядов. У одного из них мысль может выглядеть недосказанной, второй и третий из каппадокийцев ее более полно раскрывали. Все они были никейскими богословами, чувствовали буквально одно и то же, хотя могли формулировать по-разному, но сама последовательность формулировок, взятая в целостном видении всех трех представляет собой непревзойденный образец Троического богословия, в котором Церковь раз и навсегда дала свой ответ на триадологический выпад арианства. Дальше идут уже

Блестящая тройка отцов-каппадокийцев: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Интересно, что когда мы празднуем память трех святителей, то третьим стоит на Григорий Нисский, а святитель Иоанн Златоуст. Свт. Григорий Нисский в некоторых моментах своего богословия был, скажем так, еретиком — с точки зрения не его современников, а последующего V Вселенского Собора, в антропологии, в эсхатологии, в оригенистических мотивах, которые были осуждены на V Вс.Соб. — м.б. это способствовало тому, что он не был включен в тройку великих святителей, чья память празднуется вместе.

В богословской науке принято отделять св.Афанасия Великого и отцов I Вс.Соб. от отцов-каппадокийцев и отцов II Вс.Соб. Первых принято именовать староникейцами, вторых — новоникейцами. Наверное, в этом есть определенная правда. Некоторые богословские посылки староникейцев и новоникейцев различаются, прежде всего, в терминологии. У староникейцев есть некоторая непроясненность триадологической терминологии. Свт.Афанасий Великий: «в Боге одна сущность, одна ипостась, и Три ипостаси» — имеется в виду три Лица. В этом определенная путаница, тем более что в 362 году, на Александрийсом соборе, на котором свт.Афанасий стремился воссоединить православных с омиусианами, которые во многом совпадали во взглядах (говорили, что лица Святой Троицы подобны по сущности). Они как раз и ввели эту терминологию, что в Боге три ипостаси. Свт.Афанасий Великий засвидетельствовал эту формулировку таким противоречивым утверждением, что в Боге одна ипостась и три ипостаси. Получается некое формальное противоречие. Стояла задача, чтобы не возникала путаница, развести понятия. Интуитивно все понимали, что когда говорится о единосущии, надо говорить о единстве Бога, с одной стороны, о теснейшем единстве в Боге по сущности, сдругой стороны, надо говорить о различии в Боге, о различии Лиц.

Церковь избегала понятия «Лицо», которое было правильно в юридическом смысле использовано монархианами, Савеллием, который вполне мог признавать, что в Боге три Лица, но не признавал их ипостасность. Эта недосказанность, нежелание староникейских богословов использовать в отношении Троицы термин «ипостась», который означает бытие устойчивое, в противоположность бытию изменчивому — приводило к некоторым обвинениям в их адрес в савеллианстве.

Новоникецы, в рядах которых оказалось очень много омиусиан, которые были присоединены к рядам православных очень умелой дипломатией свт.Афанасия Великого и свт.Василия Великого, позаимствовав терминологический аппарат омиусиан, которые настаивали не на единстве, а на различии ипостасей, говорили про три Ипостаси (и при этом настаивали на их подобии во всем по сущности), свт.Василий именно таким образом трактовал единосущие как подобие во всем по сущности до безразличия, что, с его точки зрения, приравнивало к единосущию, с другой стороны, избавляло его от обвинений в монархианстве. Эта задача терминологического прояснения триадологического богословия решили новоникейцы. Главная роль в этом вопросе принадлежит свт.Василию Великому.

Однако не стоит полагать, что отцы-каппадокийцы писали исключительно на потребу дня, что их богословие заключается исключается толко в отстаивании решений I Вс.Соб. и внесении ясности. Надо сказать, что каждый из них обладал великим даром, который служил на пользу Церкви, личный дар у каждого был особый. Каждый сделал из них свой вклад в богословие. Хотя триадология была в центре их внимания, свт.Василий предпринял, пусть и в виде общедоступного объяснения, в виде гомилий «Шестоднев», предпринял попытку на языке современной науки, на языке современной философии объяснить христианское понимание творения мира, пусть и не без философских влияний и заимствований. Плюс свт.Василий был выдающийся аскет, не просто в личном смысле, но идеологом и даже законодателем в прямом смысле восточного монашества. Он дал два свода монашеских правил: «Правила краткие» и «Правила пространные». Он и сам основывал монастыри, и сам начинал духовный путь именно с монастыря, и сам разрабатывал стратегию аскетической жизни, духовной борьбы, постепенного восхождения человека в аскезе к духовным вершинам и к обожению. Свт.Василий был прекрасным церковным дипломатом. Большая часть его жизни была проведена под властью императоров-ариан, которые оказывали давление и гнали православных. Известны случаи убийств, когда на корабле были сожжены 80 православных пресвитеров. Гонения принимали насильственные формы, не просто смещения с кафедр и ссылки. Сторонники Никейского собора были рассеяны, вдобавок находились во многочисленных противостояниях, и именно эту задачу воссоединения взял на себя свт.Василий, плюс еще задачу принять в Православие тех, кого можно было принять. Василий воссоединяет, давая каждому повод для воссоединения, при этом бесстрашно отстаивая позиции православной Церкви перед лицом арианствующей власти. Его тонкая дипломатия не всегда адекватно воспринималось его друзьями. Вы, наверное, знаете этот знаменитый случай, когда ради нужд церковной дипломатии свт.Василию приходилось жертвовать отношениями со своими лучшими друзьями и родственниками: когда возникла необходимость закрепить за собой в результате проведенного арианским императором Валентом разделения каппадокийской епархии на две, то необходимо было закрепить на этих территориях своих епископов, то свт.Василий поставил в Сосимы своего лучшего друга — Григория Богослова, а в Ниссу — своего брата Григория, за что они обиделись, совершенно не приняли этого поступка, восприняли это как предательство своего любовного отношения к свт.Василию. Но насущные нужды церковной дипломатии требовали определенной жесткости, определенного мужества, чтобы выбрать не личные отношения, а церковную пользу. Стойкости духа свт.Василия дивились даже его противники, в т.ч. имп. Валент.

Свт.Григорий Богослов и свт. Григорий Нисский были людьми, склонными к уединенно-созерцательной жизни. Свт.Г.Б. был прекрасным оратором, непревзойденным IV века, впоследствии его стали называть «христианский Демосфен», он дал прекрасные образцы христианской словесности. Он и свт.В.В. обучались у известного языческого оратора Ливания. Свт.Г.Б. был, конечно, не только оратором, но и прекрасным богословом, за что и получил свой титул. Но не только триадологией занимался свт.Григоий, хотя мы видим, что в своих «Словах о богословии» он развил учение свт.В.В., усовершенствовал терминологически. Свт.Г.Б. сформулировал саму идею богословия, и, конечно, дал прекрасный пример богословия. Свт.Г.Б-ву приходилось решать и другие важные богословские задачи. Он дал яркое опровержение ереси Аполлинария Лаодикийского, дал образец православного вероучения в области христологии. Хотя свт.Г.Б. был более склонен к уединенной жизни, к жизни ученого писателя и даже поэта (мы видим, что он писал большое количество стихов), тем не менее Господь поставил его в самый водоворот догматической борьбы, он стал главным вдохновителем победы Православия в КПле после смерти имп.Валента. Именно «Слова о богословии» переломили ситуацию в КПле. И свт.Г.Б. стал инициатором собрания II Вс.Собора, председательствовал на этом Соборе, пока некоторые не воспротились его присутствию на этом соборе и не настояли на его удалении, видя между определенное противоречие между внутренним складом человека и тем призванием, на которое Господь поставляет.

Свт.Григорий Нисский не отличался такой академической образованностью, как свт.В.В. и свт.Г.Б. Он был младшим братом свт. Василия, однако свт.Г.Н. некоторым образом самообразовался и дал прекрасный образец церковного ученого и богослова. Пусть он не блистал такими риторическими дарованиями, но дал образец церковного систематического богословия и церковного таинственного, мистического богословия, богословия восхождения души к обожению и соединению с Богом в жизни вечной. Моделью этого восхождения была жизнь пророка Моисея, богооткровение на горе Синай. И свт.Григорий Нисскийй носит флаг изъяснения триадологического учения, продолжая дело своих предшественников — он был младше свтт.В.В. и Г.Б.

У каждого из них были черты и свои склонности, которые дали образец богословия 4 века и богословия Церкви вообще. Все они сослужили прекрасную службу христианскому богословию и христианской культуре тем, что очень активно использовали понятийный аппарат языческой философии, античной культуры, прекрасно им владея и прекрасно ему обучившись. Они использовали все это наследие языческой культуры на пользу Церкви. Наиболее ярко это выявил свт.Г.Н., когда в «Жизнеописании Моисея» уподобил ознакомление с этой культурой тому золоту, которое забрал Моисей при выходе из Египта. Эти сокровища потом пошли на украшение Скинии свидения, образ которой Моисей видел на Синае. Как серебро и золото пошли на украшение ВЗ Церкви, так и знания христиан должны идти на украшение современного церковного учения. Всем трем Отцам удалось успешно совершить этот синтез христианского учения с наследием языческой культуры. Мы видим, что не все такие попытки оканчивались успешно, в частности, Ориген, Аполлинарий Лаодикийский, Несторий, привлекая эту терминологию, часто запутывались, и от слов рождались неправомысленные учения. Ничего подобного мы у отцов-каппадокийцев встретить не можем. Этот синтез поднял мысль каппадокийцев на непревзойденную высоту.

Итак, свт.Василий Великий был личностью выдающихся качеств, церковный деятель, организатор, дипломат, бесстрашный исповедник православного вероучения. Он был и законодателем восточного монашества. Организационный талант проявился и в акценте его мысли на добродетели милосердия и благотворительности, в этом он мыслил подвиг христианский. И сам на свои средства (был он из достаточно состоятельной семьи) потратил на обустройство лечебниц, богаделен, больниц, кормил нуждающихся во время голода. Не только обращенность к внутренней жизни духа, но и направленность вовне. Была и его существенная литургическая деятельность — Литургия свт. Василия, которая совершается и поныне (пусть не вся она полностью принадлежит свт.В, но анафора несомненно принадлежит именно его перу).

Свт.Василий Великий

Свт.Василий родился в Кесарии Каппадокийской около 330 года. Семья его тоже была знаменита и своим христианским духом, и знатностью. Его отец, также Василий, был сыном святой Макрины Старшей, которая была духовной дочерью св.Григория Неокесарийского. Св.Григорий Чудотворец заложил основы духовной жизни в душе св.Макрины Старшей, которая передала это всем своим детям: и Василию Великому, и Макрине Младшей, и другим братьям и сестрам — всего было 10 детей. Трое из этих детей стали епископами: Василий Великий, Григорий Нисский и Петр Севастийский. Женская часть семьи тоже не отставала в добродетели, и св.Макрина Младшая дала образец женского монашеского подвига. Свт.Григорий Нисский повествует о ней в «Жизни святой Макрины», а свт.Василий почти не упоминает ее в своих произведениях. Свт.Василий отличался талантами к изучению наук. Когда он уже прошел начальное образование в провинциальных образовательных центрах (в Кесарии и КПле), оказался в Афинах, образовательной столице — он оказался желанным учеником для многих учителей, все были наслышаны о его талантах.

Он сначала учился риторике в Кесарии Кападокийской, в КПле, а в 351 году оказался в Афинах, где встретил своего друга на всю жизнь — св.Григория Назианзина, Богослова. Как замечает о.Георгий Флоровский, в душе свт.Василия боролись два желания: жажда знания и желание уйти от мира. Будущий архипастырь провел в Афинах 4 года и уехал оттуда раньше друга. Он блестяще освоил те науки, которым там обучался, его душа стала требовать большего, чем блестящее накопление светских знаний. В Афинах он успел многому научиться, что впоследствии положил как богатый дар в сокровищницу Церкви: и богатейшую эрудицию, широту кругозора. Здесь он изучал и философию, и медицину. Возможно, что на изучение медицины повлияло очень плохое здоровье свт.Василия — не даром он не дожил и до 50 лет (скончался в 379 году). В 40 лет он чувствовал себя 100-летним. Видимо, у него была неизлечимая болезнь желудка, которая истончала его тело. Свт.Василий стойко переносил эту болезнь и благодарил Бога за эту болезнь, и тем стяжевал духовные дарования. В Афинах свт.Василий стал и прекрасным оратором, дал прекрасные образцы ораторского искусства, хотя по блеску свт.Григория Назианзин его превзошел, но за свт.Василием отмечается простота изложения и доступность мысли, что не всегда можно сказать о свт.Григории, поскольку слова его иногда переполняли и он начинал любоваться внешней формой. На это указывают и древние, и поздние авторы. И философия, и диалектика — ведение философского диалога, диспута, рассуждения. Результат этого изучения — его знаменитые опровержения ариан, в частности, трактат против Евномия.

После пребывани в Афинах свт.Василий в 356 году возвращается на родину, и по традиции как человек с риторским образованием, начал работать как адвокат в суде. Так он работал не более года, возможно, только несколько месяцев. Он понял, что это не его призвание, и решает посвятить свою жизнь Богу. В письме (№223): «Всю свою юность я провел в трудах по изучению мудрости, которую Бог соделал безумной, внезапно я проснулся, увидел свет Истины, пролил поток слез и просил зерна, начатка благочестия…» Письма свт.Василия привел в порядок и систематизировал свт.Григорий Богослов. Свт.Василий совершает первый шаг и в 356 году принимает Крещение. Достаточно сильное влияние на аскетический склад свт.Василия оказала его дружба с Евстафием Севастийским, одним из лидеров омиусианского движения, из крайне-аскетического крыла. Он был известным аскетом, имел множество учеников, Василий сначала относился к нему с уважением, но потом оказалось, что Евстафий — пневматомах, т.е. духобор, боролся с учением о Божестве Св.Духа. После нескольких попыток переубедить, Василий разорвал с ним общение.

 

2005.12.01 (2)

Когда свт.Василий вернулся на родину, Евстафий отправился в путешествие по монастырям Сирии и Египта, то Василий отправился вслед за ним, чтобы его там найти, но так его там и не застал, зато сам побывал во многих монастырях Сирии и Нижнего Египта — Александрии; возможно, в монастырях Пахомия Великого и Макария Великого он все же не был. Он ознакомился с опытом подвижнической жизни, что помогло ему стать потом законодателем подвижнической жизни. Многих подвижников он нашел в иных монастырях Александрии, в Палестине, Сирии, Месопотамии. Про них он говорил, что «они самым делом показали, что значит быть здесь пришельцами». Так об идеале говорится и в Пастыре Ерма, где автор обращается к христианам с призываом помнить, что они здесь странники, и не стоит преобретать благ здешней жизни. Этот идеал впоследствии воплотилдся в монашестве. Свт.Василий желал сделаться подражателем этих мужей.

После своего возвращения из этого путешествия, свт.Василий уходит в отшельничество на своей родине, на реке Ирис. К нему начинают приезжать и рядом селиться друзья, образуется община, где занимаются физической работой, долгим молитвенным деланием, богословием. Когда его друг Григорий Назианзин приезжает из Афин, то они в этом отшельничестве на реке Ирис пишут «Филокалию» — собрание из оригеновских текстов. Эта «Филокалия» сохранилась, и благодаря этому мы имеем чуть ли не большинство греческих фрагментов Оригена, которые до нас дошли — все остальное в латинском переводе. Здесь же свтт.Василий и Григорий написали два монашеских Правила. В результате этого монашеского делания Василий проявляет себя как организатор и организует еще несколько монастырей. Его труды не остаются незамеченными и митр.Кесарии Евсевий в 364 году убеждает Василия принять священный сан — и он становится для Евсевия «правой рукой». После смерти Евсевия в 370 году свт.Василий становится епископом Кесарии, и параллельно исполняет гражданские обязанности…

На область, которой управляет Василий, обрушивается голод в 378 году, и Василий на свои деньги организует лечебницы, создает целый город «Василиада»: лечебница, странноприимный дом и др. богоугодные заведения. Своей церковной проповедью он подвигает богатых людей возобновить продажу хлеба (они пытались его придержать, чтобы повысить цену) и жертвовать хлеб бедным.

В условиях непрекращающейся борьбы свт.Василий ведет борьбу против арианства, проявляя дипломатический такт для того, чтобы привлечь на сторону православия тех, кого можно было привлечь: многие разногласия были лишь из-за слов, но понимание было одинаковым. В некоторых же случаях свт.Василий проявлял и твердость, например, когда имп.Валент послал своего чиновника Модеста для того, чтобы запугать Василия и м.б. даже сместить Василия и направить его в ссылку: свт.Григорий Богослов рассказывает [Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской], как твердо повел себя Василий при встрече с этим чиновникам, которого многие боялись. Василий отказался принять арианскую формулу, которую требовал принять имп.Валент. Модест пришел в ярость: «Разве ты не боишься власти?» — «Не подлежит описанию имуществ, кто ничего у себя не имеет, разве потребуешь от меня и этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю; потому что не связан никаким местом; и то, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше же сказать, везде Божие место, где ни буду я странником и пришлецом (Пс.38:13). А истязания что возьмут, когда нет у меня и тела, разве имеешь в виду первый удар, в котором одном ты и властен? (Василий имеет в виду свою телесную слабость) Смерть же для меня благодетельна — она скорее препошлет к Богу, для Которого живу и тружусь, для Которого большей частью себя самого я уже умер и к Которому давно спешу».

Правитель удивился: «Так и с такой свободой никто раньше не говаривал передо мной».

— «Может быть, — отвечал Василий, — ты не встречался с Епископом, иначе, без сомнения, имею дело о подобном предмете, услышал бы ты такие же слова. Ибо во всем ином, о правитель, мы скромны и смирнее всякого, — это повелевает нам заповедь, и не только перед таким могуществом, но даже перед кем бы то ни было, не поднимаем брови, а когда дело о Боге, и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, мы имеем в виду одного Бога. Огонь же, меч, дикие звери и терзающие плоть когти скорее будут для нас наслаждением, нежели произведут ужас. Сверх этого оскорбляй, грози, делай все, что тебе угодно, пользуйся своей властью. Пусть слышит об этом и царь, что ты не покоришь себе нас и не заставишь приложиться к нечестию, какими ужасами ни будешь угрожать».

Имп.Валент вначале был разъярен, а потом так произошло, что по молитвам свт.Васили серьезно была облегчена болезнь сына Валента. Кроме того, на пасхальном богослужении Валент, войдя в храм и увидя великолепие и строй богослужение, и сам вид свт.Василия, и его твердость — Валент закачался и чуть не упал, так что свт.Василий остался чуть ли не единственным православным епископом, который не был изгнан с кафедры при Валенте, и стал опорой Православия на Востоке.

Свт.Василий был порицаем со стороны особых ревнителей. Например, в своем трактате «О Святом Духе», свт. ни разу не называет Св.Духа Богом — и это особо ревностные кесарийские монахи ставят ему в вину, что он свое нечестие прикрывает своим ораторским искусством. Свт.Григорий Богослов оправдывает Василия, говоря, что свт.Василий не назвал Святого Духа Богом ради того, чтобы не оттолкнуть тех нетвердых в вере, которых он привлек в Православие, также и для того, чтобы не навлечь на себя новых гонений — враги ловили каждое его слово. В своих письмах, и в своей жизни (например, факт разрыва с духобором Евстафием Севастийским) — он, конечно, исповедовал Святого Духа Богом. Свт.Василий стремился собирать Церковь, и в этом проявился его организаторский талант. Для больших успехов собирания разрозненных группировок он обращается к Западу и пишгет письмо папе Дамасу, в котором просит приехать и помочь в объединении, но к сожалению, Запад не внял. Однако началась переписка, и этот факт Василия уже серьезно ободрил. 379 год — умирает имп.Валент, создаются все предпосылки для победы Православия, однако в тот же год умирает и свт.Василий.

II Вселенский Собор осуществил на деле, что всю свою жизнь готовил свт.Василий, объединение всех православных сил на базе Никейского исповедания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.021 с.)