Эсхатология Григория Нисского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эсхатология Григория Нисского.



Он держится взглядов Оригена о всеобщем восстановлении (апокатаститис). Но отличен от Оригена в том, что отвергает учение о предсуществовании душ, о котором говорил Ориген. Учение о восстановлении заключается в том, что адские муки не вечны. Сами эти муки являются лишь исправительными. Григорий не может себе представить вечное наказание от Всеблагого Бога для своих разумных творений. В огне адских мучений к добру будут приведены не только грешники, но и падшие духи и даже сам Диавол. Но есть мнение, что учение о восстановлении было вставлено в сочинения Григория оригенистами (Герман Константинопольский 7 в.). Однако это учение содержится в 16 произведениях Григория и встречается 24 раза. Сложно сделать такой значительный подлог. Варсонофий Великий ум. около 540 г. определенно высказывается по поводу Григория Нисского и учения о восстановлении. Учение о восстановлении было анафематствовано на соборе 543-553 г., а Григорий скончался в 394 г. Но никогда Григория в ереси никто не осуждал. Его имя включено в число избранных отцов, отцов которые являются гарантами православия. 7 Вселенский собор называет Григория отцом отцов.

Антиохийская и Александрийская школы.

Антиохийская школа это некий антипод Александрийской школой. Существовала некая ревность.

Александрийская школа. Аллегорический метод истолкования Священного Писания. Пренебрежение буквального смысла ради смысла духовного. Пренебрежение всем телесным. Именно в Египте по большей части возникло монофизитство. Александрийцев интересовало все вечное в Священном Писании. То вечное которое Св. Писание скрывая – открывает. Александрийская школа была подвержена платоническому влиянию. Платонизм говорил о том, что истинным бытием обладает идеальное, идеи, которые существую в идеальном мире, в умном мире, а материальный мир – это некие образы, копии, зачастую искаженные, разрешимые и тленные. Не на чувственную реальность надо обращать внимание, а умом постигать реальность.

Антиохийская школа. Авторитет – Аристотель. Аристотель говорил, что подлинным бытием обладают единичные вещи, чувственно воспринимаемые. Идеи же не имеют своего реального существования, всё общее оно только мыслится. Поэтому антиохийцев интересовала история библейского повествования, детали истории. Они по большей части были эгзегетами, их богословие было постольку поскольку. Главное занятие их было истолкование Священного Писания. В христологии антиохийцы большой акцент делали на человеческой природе Спасителя и меньше внимания уделено человеческой душе.

Эгзегетика, толкование Св.Писания – помимо иносказательного, аллегорического понимания, антиохийцы обращали внимание на букву текста, лексику и обращали на исторические реалии. Проводили параллели именно внутри библейского текста, делая выводы только из самого текста библии. Тут они достигли больших успехов. Но, выступали против Оригена, против его вольного аллегоризма.

Св.Писание – это Божественное откровение и многое в нем излжено символически, его они не исключали, но относили его к пророческому смыслу, к соответствию между Н.З и В.З. То, что в последствии получило название типологии (типос – образ), говорили, что истины боготкровения были выражены в образах, эти образы они созерцали в уме, ту реальность, которая была отражена в этих образах. Весь В.З., глубоко символичен. Н.З., является истинным. Антиохийцы противопоставляли образ истине.

История антиохийской школы.

Два периода. Первый – связан с арианским движением. Арианское движение имеет родиной Антиохию. Основатель – св.мученик Лукиан, он основал экзегетический кружок. О нем практически ничего не известно. В 312 г. пострадал за Христа. Он был и основателем и главой основанной им экзегетической школы.

Ученики Лукиана сами себя называли солукианисты. Они оказались предводителями арианского движения. Во-первых, это Арий, Евсевий Никомидийский, Феогнит Никейский, Вдоксий и проч.

Но были и не только ариане, Был и св. Евстафий Антиохийский – был борцом против арианского движения. Говорил о Божестве Сына. Но следуя антиохийской логике, поводил четкое разделение м\у Божеством и человечеством. Он ста предтечей второго периода истории антиохийской школы.

Первый период в основном был связан с арианской ересью с её опровержением, то второй период был связан с антиохийской христологией.

Антиохийская христология – главный принцип это разграничение, равный акцент на Божественную и человеческою природу. И здесь делался акцент не только Божественной, но и человеческой природы, на равное участие во спасение, что приводило к учению о двух сынах. За, что и был осужден Несторий. С этим было связано его учение, о том, что Богородицу нельзя называть так, но Христородицей, так как она родила не Бога Сына, а человека-Христа. Бог Слово обитал во Христе как в храме, опираясь на слова ап.Павла, люди являться храмом Духа, кто разорит храм, того разорит Бог.

В то время сильно развивалось учение Аполинария Лаодикийского, он учил о единой природе Христа, основываясь на словах Аристотеля – в одно не могут существовать две совершенные природы, существования двух субъектов. И учил о единой природе, Бог-Слово воплотился в усеченной человеческой природе, тем создал единую природу.

Антиохийцы активно выступали против Аполинария, можно сказать, что, они развили учение о том, что две природы очень сильно отдаляются друг от друга. Тогда объясняли каким образом Бог Слово обитает во Христе, как сочетаются вместе. Говорили, что обитает как в храме. Иисус во всем подобен нам изначально, он имел те же самые страсти и туже греховную волю, как у нас, но человеку-Христу, приходилось посредством аскетических усилий подавлять в себе эту греховность – учил Федор Мапсуэстийский, при этом ему было легче, потому, что Бог Слово был всегда рядом с ним и помогал ему.

Представители александрийского богословия учат об Обожении человеческой плоти Христа, сразу, с самого момента воипостазирования человеческой ипостаси в ипостась Бога Слова, то антиохийцы учат о преуспеянии Христа. Основываясь на евангельских словах, о том, что Иисус преуспевал в премудрости. Обожение Христа в человеческой плоти Христа произошло не сразу, а происходило постепенно, а полного единства человечества и Божества, Христос достигает после воскресения в Царствии Небесном.

Диодор Тарсийский г\ж 324-395. Его ученики св. Иоанн Златоуст и Федор Мапсуетитский. Федор Мап. не был осужден при жизни, но на пятом Вселенском Соборе (553 г), в вопросе о трех главах он был осужден. Федор Мап. стал учителем Нестория, в 428 г., когда Ф.М. умер Несторий взошел на патриаршую кафедру Константинополя и стал активно продвигать антиохийскую христологию, уча о двух субъектах во Христе и, что Дева Мария не может называться Богородицей.

К этой школе принадлежал и блаж. Феодорит Кирский. Тоже подпал под осуждение о трех главах, но блаж.Ф.К., тем не менее, несмотря на то, что был соратником Нестория, выступал против св. Кирилла Александрийского, тем не менее, в последствии произошло примирение Кирилла Александрийского в 433г. и далее блаж.Ф.К., вполне может быть назван православным автором. За исключением христологических аспектов его учения в нестроианском духе. На пятом Всел. Соборе были осуждены его произведения, прочие же произведения являются вполне православными, к примеру его Церковная история.

После осуждения на третьем Всел. Соборе, Антиохийская школа перемещается на Восток, под её влиянием находится Эдесская школа несторианского богословия, и здесь Федор Мапсуэстийский становится официальным богословом несторианской церкви.

Диодор выступал против аплоинария, настаивая на неизменности вечности, что привело его к дуалистической идеологии. Всякая полная природа, по его мнению, она должна обладать лицом, должна быть природой совершенной, а совершенная природа это уже субъект. Что в последствии и превратилось в учение о двух субъектах. Он говорил о вселении Слова в плоть, а не о Воплощении. Диодор выступал против тог, что Бог может пострадать, говори, что Бог Слово и Сын Марии оба сыны Божии, первый по естеству, а второй по благодати.

Продолжилдел дело Диодора Тарсийского, Феодор - в последстивии епископ Мапсуэстийский. Феодор, учась у Диодора, познакомился с Иоанном, будущим Златоустом. Федор, сначала решил посветить себя в монашество, но потом передумал, к нему то и написал Иоанн Златоуст одно из ранних своих произведений «к Феодору отпавшему», где убедил его вернуться в монастырь. 383г. Флавиан Антиохийский посвятил его во пресвитера, а через девять лет во епископа Мапсуэтского. 428г. умер.

Федор написал большое число комментариев, прежде всего на В.З., на бытие, псалтирь, книги малых пророков, на послание ап.Павла, написал также огласительное беседы. Когда он начал толковать моливу Отче наш, Федор следуя антиохийской логике, понимает под хлебом простую пищу, в то время как в тродиционном толковании под хлебом понимается и Евхаристия. Писал против магии, против македониан, против еномия, против апполинария.

Против последнего выступал особенно. Христос есть не только Бог, не только человек, он Он есть по естеству, точнее Оба, Бог и человек. Бог Слово который воспринял, и человек который воспринят. Единый в образе Бога, который принял на себя зрак раба, а не раб, который принял на себя образ Бога. Вполне православно, единственно, что есть четкое разграничение двух естеств, Божества и человечества. Ясно показано, кто может воспринять и, что может быть воспринято, а кто не может воспринять и, что не может быть воспринято.

Друга сторона антиохийской христологии. Делая акцент на человеческой душе Христа, что александрийцы обходили молчанием. Первый стал говорить Ориген, но у него это вылелось в пресуществование души Христа. Но, если они говорили плоть, то подразумевалось, плоть - не просто тело, а плоть – одушевленная, разумная душа, тут вех александрийцев, даже православных, современные протестанские теологи, упрекали в апполинарианстве, что не верно. Федор Мап. делает акцент на человеческой душе Христа, что он обязательно должен иметь человеческую душу, что бы быть полным и совершенным человеком. Безумие говорит, неверие, что Христос воспринял душу, но ещё безумней верить, что Он не воспринял человеческий разум. Антиапполинарианская лексика. Потому что, думать так, значит верить, что Он был подобе неразумным зверям. Вполне православно, что Христос имел полный человечески состав.

Говорит о вселении Бога Слова во Христа человека. Эта логика в последствии выплелась в законченную форму несторианства. Перед Феодором стояла задача, как их соединить. Говорил, что эти два лица соеденены неким третьим лицом, лицо соединения. Оно позволяет говорить о единстве Христа. Единство не по ипостасем. Соединение основанное на единстве Славы, Слава Бога Слова, она через подвиг Христа, распространяется и на человека Иисуса. Пример: Царь, облеченный во багряницу, кому мы кланяемся? Царю, как человеку, но кланяясь ему мы не отделяем его от одежд, тем самым мы воздаем равную честь и одежде царя. Багряница в данном случае и есть человеческая природа.

Святитель Иоанн Златоуст.

Иоанн Златоусный, был более Александрийским нежели Антиохийским. Он понимал некоторую неправоту представителей своей антиохийской школы, в терминологии был, конечно наследником ей.

Видная фигура в богословии. Титул Златоусный (Хризостом), такой титул давали риторам. Был такой Дион Хризостом – известный оратор.

Год рождения точно не известен 344 - 354, родился в Антиохи, в богатой аристократической семье. Родители отец Секунд – военачальник, мать – Афуиса (Анфиса), отец его рано умер, и по смерти мужа она пожелала остаться вдовой. И все свои силы отдала на то, чтобы воспитать сына в верности к христианству.

Для воспитния своих сыновей матеря отдавали их в монастыри, по благочестивому обычаб христианских женщин. Но Анфиса не отдале его в мостырь, но дла ему светское риторическое образование. Иоанн учился у одного из знаменитых риторов того времени, у Ливания. (У Ливания учился и Григорий Богослов.)

Ливаний он был язычником, к христианам относился с презрением, от него осталось несколько произведений.

Рано Иоанн выделился из учеников Ливания. Но так как он был язычником, то это была проблема, как воспринимать это языческое учение. (У Василия Великого есть целое произведение, как относиться к языческому образованию, к языческим учителям.) Но семена веры, данные матерью, они помогли ему сохранить веру.

По получении образования он вступил в сословие адвокатов. Как и Василий Великий и Григорий Богослов. Тяга к подвижничеству влекла его к занятию Священным Писанием. Иоанн приметил св. Милетий Антиохийский, он привлек его к себе и Иоанн начал получать образование в христианской антиохийской школе. По истечении трех лет, Мелетий крестил Иоанна и вскоре произвел его в звание чтеца.

Очевидно, влечение к подвижничеству привело его к тому, что он отправился в пустыню, где прожил три года в монастыре, а зареем два года в самой пустыне вместе с отшельником. О нем рассказывается как он там жил. Спал на голой земле, дни проводил в труде, ночью читал Св.Писание. (Антиохия, Сирия славилась своим подвижничеством, причем более даже чем в Египте.) Этим самим подвижничеством повредил своему здоровью, заработал хронические болезни на всю оставшуюся жизнь. И когда у него случались приступы болезни желудка, ему не обходимо было что-то есть, и он ел своего рода пастилу. (На соборе «под дубом», в частности, одним из пунктов обвинения было то, что он, переодеваясь в алтаре ел пастилу.)

С 375-378 Иоанн провел в монашеской жизни и после расстройства здоровья, вернулся в Антиохию. В 381г. Милетий его рукоположил его в диаконы, а в 386г. еп.Флавиан рукоположиеего во пресвитеры и назначил его кафедральным проповедником, главным проповедником. 12 лет он ревностно исполнял свое служение. Именно в этот период он производит большинство своих гомилий и слов.

Но в 397г. архиеп.Нектарий Константинопольский умер, стали искать замену, и все указали на Иоанна Златоусного. Его вызвали в Константинополь, но он отказался. Тогда имп.Аркадий своей силой привез его из Антиохи в Константинополь. И вопреки желанию Алекандрийского патриарха Феофила, который и сыграет отрицательную роль в жизни Иоанна. Император надавил на Феофила и тот произвел Иоанна во епископа Константинополя. Такого самоунижения Феофил не простил Иоанна до конца его (Иоанна) жизни. 26.02 – была хиротония.

Горя духом ревности по Богу, Иоанн принялся за активные реформы Конст. общества и Конст. клира.

Нектарий, предшественник Иоанна по Конст. кафедре смотрел на дисциплину, что называется сквозь пальцы. Была и симония (продажа дара Святаго Духа за деньги). Тут Иоанн встретил множество проблем. Атиохия и Константинополь это разные города. Антиохия всё-таки столица провинции, а Конст. столица империи. Нравы разные. Люди жили более в расслабленном состоянии в отношении благочестия, много театров, цирков, ипподромов и проч. И Константинопольцы очень охотно проводили жизнь в этих учесилениях.

Взойдя на кафедру Конст. он столкнулся с сопротивлением человеческих страстей и принципов. Иоанн принялся усиленно проповедовать, по времени 15 минут, в то время как в Антиохи он проповедовал по два часа без перерывов.

Конечно, Конст.народ полюбил Иоанна. Этому свидетельствует то народное проявление недовольствия на изгнание Иоанна из Конст. и та ответная любовь, когда он возвращался на кафедру.

Разные мнения по поводу его церковной политике в Конст. Одни говорят, что он поступил как провинциал, приехавший в столицу. Надо было более гибко относится, а он постоянно вступал в конфликт, не только с простыми чиновниками ни и самим императором. (Не знаю. Поступал не гибко, а известен нам как великий учитель церкви!? – П.К.)

Он не учувствовал в интригах, не устраивал вечеров, это многих знатных Константинопольцев некоторым образом оттолкнуло. Попытки го реформировать клир, поднять нравственный уровень конст.священства, епископов, они напротив вызывали раздражение и консолидировали фронт противников против него.

Иоанн заботился о народе. Помогал бедным, внес большой вклад в возведение больниц.

После собора в Ефесе в 401г., на котором Иоанн обвинил шесть епископов в симонии, после этого все его противники стали постепенно объединяться.

После отстранения евнуха Евтропия, влиятельного лица в государстве. Импер. Аркадий был слабовольным и подпадал по влияние, сначала Евтропия, атем, когда Евтропия убили, власть оказалась в руках жены императора Евдоксии, которая сразу невзлюбила Иоанна. Ей не понравилось его прямота. Он метко бичевал человеческие пороки, всегда говорил прямо и четко, что могло быть воспринято как некий дурной тон. Её императорская душа была уязвлена и эту ненависть к Иоанна, стали подогревать его недоброжелатели, его же епископы, это Сивериан Гобайский, Акакий Верейский, Антиох Плимаитский.

Главным врагом конечно был Феофил, патриарх Александрийский. Он обладал большими материальными средствами, благодаря которым он собрал собор «Эпидрю» - «собор под дубом». (Собор происходил не под деревом. Происходил он в пригороде Конст. Дрю, куда прибыло 36 епископов, 7 из которых было не из Египта, которые приехали по приглашению Феофила. Представлено было 29 сфабрикованных обвинений.

Формальным поводом послужило то, что когда Феофил понял, что настало время гнать оригенистов, то он начал гнать оригенистских монахов, двух братьев, разгромив монастырь в Египте, и эти братья монахи стали искать поддержке в Конст. Пришли к Иоанну, он их выслушал и приютил, что вызвало вспышку ярости у честолюбивого Феофила. И Феофил устраивает этот собор, рядом с Холкидоном.

Сам Иоанн на соборе не учавствовал, отнесясь к собору достаточно презрительно. По правилам, епископ, кот. обвиняется на соборе не является на него, после трех пригласительных «биллетов», а Иоанну было три раза послано приглашение, то в августе 403г. он был низложен с Конст. престола. Импер. Аркадий подписал это решение собора и изгнал Иоанна в малую Азию.

Не долго продлилось его изгнание. Когда его выгнали, начались массовые беспорядки и то в тот же вечер произошло землетрясение, во время которого пострадал больше всех царский дворец, и именно спальня царицы Евдоксии. Именно она настаяла на том, что бы вернули Иоанна в столицу.

В окружении множества народа Иоанн подошел к стенам города, но в город не вступил. А потребовал созвать собор из епископов, которые снимут все постановления собора под дубом. Но император и императрица, уговорили Иоанна забыть это недоразумение. И он померившись, стал вновь Конст.еп.

Этот поступок, (не созыв собора) в последствии стоил ему кафедры. Спустя два месяца, враги Иоанна стали возжигать ненависть императрицы против Иоанна. Этому же послужил такой случай. Не далеко от кафедрального собора св.апп.Петра и Павла. Императрица повелела воздвигнуть серебренную статую, где происходили песни и пляски во время богослужения. Иоанн выступил против этого с проповедью, которая окончательно настроила императрица против Иоанна. Проповедь была в память Иоанна Крестителя, и прозвучали такие слова: «Иродиада опять беснуется, опять возмущается, опять пляшет, опять хочет получить на блюде главу Иоанна, всё устремляется к нечестию». Нечестие в данном случае звучит как «адоксия», а императрицу звали Евдокси.

Когда он это сказал, Евдоксии тут же доложили, она этого оскорбления понести не смогла. Было понятно кто Иоанн, а кто Иродиада. Трудно сказать, толи было это по не осторожности Иоанна, то ли осознанное действие, то ли случайность.

Тут вспомнили это самое собор под дубом, что Иоанн, согласно постановлению собора, незаконно занимает Конст. кафедру. Иоанн отказался уходить с кафедры, тогда ему запретили во всех храмах Константинополя. Но на Пасху, так как было приготовлено несколько человек для крещения, Иоанн собрался с ними в Константинопольских банях, но ему не дали совершить крещении. Ворвались вооруженные солдаты, возможно, что кто-то даже был ранен или убит. (Встречается фраза: «крещенские воды обагрились кровью».)

В 9 июня 404г., императорский натрари передал постановление импер. Аркадия, что Иоанн изгоняется в г. Кукус, в Армению. В то время это была приграничная область, подвергавшееся набегам.

Но и тут он не оставил свою паству. Известна его переписка с монахиней диоконнисой Алимпиадой. Переписка носит духовно-утешительный характер.

Армения была ближе к Антиохии чем Конст., и многие люди, которых Иоанн как-то наставлял, как-то окормлял в антиохии, они потянулись к нему в Кукус, в Армению. Это стало известно императору и Евдоксии, тогда решили, как сказано «прервать его жизнь». И для этого, его больного, отослали на совсем дальнюю окраину империи, современную Абхазию в Пицунду (г. Питиунд). Больной Иоанн не выдержал тяжести этого пути и 14 сент. 407г., он скончался. Был похоронен там же, в Абхазии. В 438г., его мощи были с почетом перенесены в Конст. Импер. Феодосий II-ой, сын императора Аркадия с импер.двором вышли встречать мощи Иоанна Златоусного. Сам Феодосий склониля над мощами Иоанна и просил прощение за грех отца.

До своего изгнания Иоанн подал эпиляцию Иннокентию I-му, и некоторым западным епископам, с некой просьбой о помощи. Что его незаконно отстраняют от архиерейского служения. И когда Феофил Александрийкий с удовольствие оповестил Иннокентия, о том, что Иоанн изгнан. Иннокентий потребовал созыва собора для разбора дела. Но по истечении некоторого времени собор не был созван, Запад на долго разорвал общение в Константинополем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.028 с.)