Учение Григория Нисского о Богопознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Григория Нисского о Богопознании



Продолжаем разговор об учении Григория Нисского о Богопознании. Григорий опровергает те рационалистические притязания евномиан о том, что с помощью имени можно познать Бога. Григорий говорит, что даже само слово божество (феотес) относится не к божественной сущности, а к (феотеке) зрительной силе божественной, которая надзирает и промышляет обо всем мире. Григорий разделил понятие сущности и способа бытия. Бог существует нерожденно, а не нерожденность есть Бог. Нерожденность это способ бытия божественной природы. Сущность божественная превышает всякое человеческое познание и разумение. Бог превыше всякого имени. Постижение сущности бога не возможно, но есть некоторое пространство некоторому мистическому богопознанию. Познавать Бога можно через божественный образ, который есть в человеке, а так же в превышающем всякое разумение мистическом экстазе. Григорий использует понятие и образ и подобие. Образ человеку дан неизменно и неотъемлемо, составляет разумную природу, а подобие это динамическая категория оно может быть в разной степени, и зависит от усилий человека, к стремлению уподобления Богу (Так считают большинство отцов). Григорий больше говорит об образе, в этом смысле, когда он говорит о подобии, то оно характеризует образ. Образ отличается от первообраза своим подобием. Но можно у него найти и классический смысл подобия, когда он рассуждает о сущности христианства, он говорит, что христианство есть уподобление Богу в меру человеческого естества. Он говорит, что в грехопадении не просто исчезло подобие, но сам образ затуманился. Задача человека сделать образ прозрачным, тогда он начнет отображать Бога. Человек подвластен тем же процессам течения вещества, как и весь мир. Образ божий в человеке есть некий осколок зеркала, он может отражать весь солнечный диск, т. е. отображать божественные свойства. Подобное познается подобным. Мы не можем познавать то, чего в нас нет. Если бы в нас ничего не было бы подобного Богу, то мы бы Бога и не увидели. Образ божий в человеке позволяет достичь непосредственного богопознания. Григорий пишет: «Ибо могущество и чистота и неизменяемость и несоединяемость противоположным и все всему подобное напечатлевает в душах представление некоего божественного и возвышенного понятия. И так из сказанного открывается, что Господь истинен в Своем обетовании говоря, что имеющий чистое сердце узрит Бога». «Очистивший сердце свое от всякой твари, от страстного расположения, в собственной своей красоте усматривает образ божественного естества». Бога не нужно искать, где то в дали от себя. Через познание себя и самосовершенствование мы будем приобретать больше богоуподобления и больше познавать Бога. Чистый сердцем делается, блажен потому что, смотря на собственную чистоту в этом образе, усматривает первообраз. Все, что в нас есть лучшего и богоподобного, это и есть отблески божественного естества. Через божественный образ в себе мы познаем первообраз. Бог проявился и в красоте творения этого мира, но в большей степени в человеке, который является образом Божьим. Сам Бог предназначает человека к богопознанию и становлению причастником Его божества. Человек был сотворен последним, но последним не, потому что как нестоящий был, отринут в последнее, а потому что был призван стать царем подвластного ему. Если все творение создавалось одновременно с повелением, то перед сотворением человека происходит некий божественный совет. Целью является познание Бога, стать другом Божьим и разделять природу, стать причастником божественных благ и уподобиться Богу в меру человеческого естества. Человек не только есть малый мир, но в человеке есть нечто, что этот мир красивый, гармоничный на много больше преодолевает. Человек с одной стороны является частью этого мира, а с другой имеет в себе нечто такое, что выходит далеко за рамки этого мира, это и есть образ божий. Нечто бога больше так не отражает как образ божий в человеке. Образ это и ум в человеке и свободная воля и самовластие, это и добродетели и благодать Святого Духа, которая обитает в человеке. Ум, который хотя и разделяется, действует через чувства, тем не менее, ум является чем-то единым, равноприсущ каждому из чувств. Стать выше ума редко кому удается. Выйти из ума мы тоже не можем, т. е. изучить его со стороны. «Кто уразумел свой собственный ум, пусть скажут те (в данном случае аномеи) кто природу Божью пытается заключить в свое собственное восприятие, познали ли они сами себя, познали ли они природу своего собственного ума». Григорий дает понять, что природа своего собственного ума для человека не познаваема. В нас очень многое себе самим не подвластно и не познаваемо, прежде всего, наш собственный ум. Но не для Бога конечно, для Бога тайна нашего ума, конечно же, открыта и для святых тоже (они могут проникать в мысли других людей). 

Центром жизни человека является его сердце, следовательно, сердце и есть место пребывания ума (библейская традиция). А Григорий говорит, что ум, не будучи пространственным, не имеет ни какого преимущественного место положения в существе человека. Ум не придан, какой либо части тела, но равно касается всего произведения соответственно природе подвергающейся воздействия части. «Да умолкнет ныне всякое гадательное суесловие тех, кто в какие либо телесные члены заключает умственную энергию …». Ум и душа с точки зрения Григория являются сущностями вне пространственными.

О разделении полов. Григорий слова «мужа и жену сотворил их» (в писании говорится дважды) понимает не как повторение одного и того же, но как двойное творение (или двойное устроение). Он пишет: «Одно уподобляемое естеству божественному, другое разделяемое на разные полы». Т. е. в первом устроении Бог сотворил все человеческое естество сразу как некую идею человека или как некую полноту человечества. С другой стороны полнота человеческой природы содержит в себе идеи абсолютно всех людей, которые когда-либо рождались, и которые должны были родиться на земле. Когда вся полнота придет в бытие, т. е. реализуется, тогда и наступит конец этого мира. Одновременно Бог создал и полноту человеческой природы, и одновременно Бог создал разделение на полы. Для чего разделение на полы? Григорий говорит для размножения. Но это размножение не единственный способ исполнить заповедь о размножении человеческого рода. Бог предусмотрел для человека другой идеальный способ (бесстрастный) для размножения, но сразу же Бог в силу Своего предуведения грехопадения, дал человеку способность размножаться скотоподобным образом. В результате чего, человек страдает как при рождении, так и при смерти. Этот образ размножения и есть кожаные ризы, о которых говорит СП, считает Григорий Нисский. Через этот способ размножения в человека входят страсти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.006 с.)