Право первой ночи и растительная магия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право первой ночи и растительная магия



Как уже должно быть ясно из прочитанного, ритуалы имеют обыкновение сочетаться друг с другом. Именно это и происходит в некоторых областях Восточной Африки, где племенные вожди традиционно обладают правом первой ночи. Каждый год несколько молодых людей обязаны приводить своих невест к суверену. Тот держит их у себя в течение года, прежде чем вернуть женихам. Характерная особенность этого обычая заключается в том, что в течение всего периода пребывания в доме монарха его сожительницы почти не покидают наполненное зерном хранилище, и это придает ему черты классического растительного ритуала.

Дефлорация с молотка

В настоящее время ритуальная дефлорация все еще практикуется в Африке, однако наблюдается процесс ее коммерциализации. Иногда после обряда бракосочетания новоиспеченный супруг выставляет невинность своей жены на аукцион. Победитель торгов запирается с молодой женщиной в хижине, а муж ждет возле дверей.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ПУТЕМ ПОХИЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ

Бегство во время брачной церемонии представляет собой символическое воспоминание о том, что предшествовало дефлорации в ту эпоху, когда ее осуществляло животное. Девушка пугалась и пыталась убежать. За ней устраивали погоню, догоняли, силой возвращали назад и принуждали подвергнуться нападению зверя, которое, по всей вероятности, иногда влекло за собой летальный исход. Все это, должно быть, производило столь сильное впечатление на наших отдаленных предков, что у некоторых народов бегство женщины, ее поимка и притворное сопротивление стали неотъемлемой частью свадебного обряда. Девушка пытается убежать. Она и сегодня, как и в те далекие времена, охвачена страхом, но при этом, в силу своего естества, страстно желает контакта, который сделает из нее женщину, и поэтому, подчиняясь закону природы, позволяет догнать себя. Именно поэтому у многих примитивных народов союз мужчины и женщины знаменуется бегством, преследованием и довольно часто борьбой. И если цивилизованные нации отказались от этого ритуала из-за грубости и насилия, неизбежно с ним связанных, тем не менее его отголоски сохранились в таком вполне современном обычае, как свадебное путешествие, хотя и в весьма символической форме. Таким образом, церемония, характерная для доисторических человеческих общин, оставила следы в религиозной жизни народов и в психологии женщины.

Брак путем похищения

Еще совсем недавно в Лапландии браки осуществлялись только путем похищения, которому предшествовало самое грубое насилие. Женщина защищалась изо всех сил, а жених добивался ее согласия не иначе как с помощью кулаков. В некоторых племенах Океании желающий жениться юноша подкарауливает девушку из соседнего племени, набрасывается на нее, избивает ее палкой и затем насилует... В этом, по сути дела, и заключается обряд бракосочетания. У арауканов традиционный свадебный ритуал состоит в похищении и грубом изнасиловании, сопровождающемся иногда настоящей битвой. В России, в христианской среде, еще в прошлом веке кнут играл очень важную роль в быту. Он присутствовал в каждом доме, и муж довольно часто прибегал к нему при общении с супругой.

Экзогамия

У многих народов, разбитых на кланы, существует практика, называемая экзогамией. Молодой человек, желающий вступить в брак, должен найти свою суженую в соседнем племени и увести ее оттуда, иногда с применением силы. Экзогамный брак - это брак путем похищения. В отношениях между мужчиной и женщиной преследование и поимка являются стойкой традицией. Похищение невесты из соседнего клана позволяет организовать ее преследование и поимку, что было бы невозможно, если бы молодой человек женился в рамках своего клана. У некоторых кочевых народов Азии, живущих в шатрах, невеста убегает через потайное отверстие, унося с собой ягненка. Она садится на лошадь и устремляется в степь. Тем временем будущий муж преследует ее вместе со своими товарищами, а родственники невесты всеми силами пытаются задержать их. Игра заканчивается в тот момент, когда ягненка вырывают из рук женщины. В Риме свадебный обряд включал в себя инсценировку похищения. Дом украшали лавровыми венками, устраивали в нем иллюминацию и наполняли звуками песнопений и гимнов. В то время как невеста приводила в порядок свой свадебный туалет, в дом врывался жених во главе группы людей с обнаженными мечами в руках, старавшихся произвести как можно более устрашающее впечатление. Девушку вырывали из рук матери и с помпой доставляли в жилище жениха в сопровождении процессии мальчиков, несших факелы. В Армении и Персии иногда в бега пускался жених. Его ловили и с помощью тычков и пинков отводили в дом, где происходила брачная церемония. В некоторых поселениях Бретани еще в XIX столетии бытовала традиция, согласно которой во время свадебной церемонии новобрачная пользовалась малейшей возможностью, чтобы сбежать от супруга в родительский дом. Происходила захватывающая игра: друзья жениха, в чью обязанность входило следить за невестой, давали ей, как бы нечаянно, возможность убежать, что она и делала в сопровождении своих подруг. Все присутствующие бросались в погоню и спустя некоторое время с триумфом возвращали беглянку в дом жениха. Для организации подобного представления бретонцы часто специально приглашали массовика-затейника (поэта, певца, танцовщика).

РИТУАЛЬНАЯ ПРОСТИТУЦИЯ

Когда на смену древним культам, отправлявшимся на открытом воздухе, пришли храмы, женская свита бога стала располагаться в помещениях за священными стенами. Там во время церемоний происходили ритуальные совокупления, положившие начало священной проституции. Во второй половине XVIII столетия Вольтер привлек внимание общественности к вопросу священной проституции в связи с переводом "Истории" Геродота, выполненным Лярше. Речь шла о торговцах верблюдами, ложившихся в храме, перед алтарем, с самыми знатными дамами Вавилона. Геродот пишет следующее: "В Вавилоне существовал храм Милитта. Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме иностранцу". Только мужчины-иностранцы (купцы, путешественники) имели право воспользоваться услугами ритуальной проституции, оказываемыми вавилонскими дамами однажды в своей жизни. Геродот также рассказывает о богатых женщинах, которые заставляли провозить себя перед храмом в закрытых колесницах в окружении многочисленной челяди. Другие - менее богатые и просто бедные - входили за ограду храма и сидели там, повязав головы лентами. Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались по одну сторону такой аллеи, а иностранцы, выбирая их, прохаживались вдоль другой. Женщины, по всей вероятности, сидели на корточках, а иностранцы бросали на колени монеты тем из них, которые им приглянулись. Мужчина, бросавший монету, говорил, должно быть: "Я взываю к богине Милитте". Женщина должна была следовать за первым же мужчиной, бросившим деньги. Ей категорически запрещалось отвергать кого бы то ни было, какой бы скромной ни была заплаченная сумма. Исполнив свой долг перед богиней, женщина возвращалась домой. Геродот отмечает, что некоторым некрасивым женщинам случалось иногда проводить в храме больше трех лет, прежде чем их выбирали. В Вавилоне брак заключался на основе результатов аукциона. Красивые женщины быстро находили себе богатых мужей, плативших большие деньги. Вырученные от аукциона деньги распределялись среди мужчин, соглашавшихся брать в жены самых некрасивых женщин, на которых не было охотников. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.

Сакральные проститутки

Большой храм Анаитиса в Зеле принимал всех жителей Понта. У армян дочери наиболее знатных семейств занимались проституцией в храме Анаитиса в течение длительного периода времени, прежде чем выйти замуж. Некоторые женщины закреплялись за храмом Ас-тарты. Они должны были обслуживать жрецов и иностранцев. Праздник Астарты отмечался в пятнадцатый день пятого месяца. По этому случаю другие женщины, украшенные венцами из тростника, рассаживались вдоль дорог... Те, кого уводили с собой прохожие, возвращались затем к своим подругам, которых считали недостойными подобной чести, и упрекали их за нетронутые венцы. Тростниковый венец символизировал ритуальное совокупление. В Лидии существовал обычай, согласно которому девушки занимались проституцией вплоть до своего замужества. Они сами выбирали себе мужей, отдавая им свои сбережения в качестве приданого. Там же, но уже во II столетии некая Аурелия Эмилия получила от одного оракула совет отправиться в храм и заняться проституцией, как это было принято некогда у ее предков (к тому времени данный обычай уже не практиковался). Она так и поступила, после чего увековечила свой поступок в выгравированной надписи, обнаруженной и опубликованной одним из современных исследователей. В Индии довольно часто отмечались случаи, когда женщины оставляли на время своих мужей и уходили в храм, чтобы в рамках религиозного ритуала отдаваться там жрецам или обычным посети телям. В Комане, где существовал культ богини Ма, в церемониях принимали участие толпа сакральных куртизанок и великий жрец, носивший диадему. Праздники богини привлекали множество людей, и поэтому при их проведении нередко стихийно возникали оргии.

Зонах

Зонах Ближнего Востока были проститутками, состоявшими на службе у великой богини. Одновременно они являлись пророчицами. Во время процессий зонах следовали за статуей богини. В Иерусалимском храме женщины должны были жить в уединении в кельях. Они ткали одеяния для священных статуй, установленных рядом с алтарем (столбы, колонны, обелиски, фаллосы). В храме жили также и мужчины, в чью функцию входила дефлорация девственниц. В Израиле только что вступившие в брак женщины занимались проституцией в святилище, расположенном на вершине горы, в тени дубов и тополей. Пророк Осия говорит: "Вот почему ваши дочери продают себя за деньги, а невестки изменяют вашим сыновьям". В Палестине религиозные реформаторы изгнали проституток из храмов. Великая матриархальная богиня, чьими жрицами они являлись, создавала серьезную конкуренцию Яхве, мужскому богу. Деятельность проституток утратила ритуальный характер, тем не менее жрецы культа Яхве еще долгое время взимали подоходный налог с тех, кто продолжал заниматься своим ремеслом в непосредственной близости от святилища.

Приданое

Изначально приданое, приносимое женщиной своему мужу, составляли сбережения, накопленные ею в юности во время занятия проституцией. Позже, когда нравы изменились, в качестве приданого начали фигурировать подарки, подносимые тестем. (Благодаря этому обычаю во владении привилегированных семей со временем сконцентрировались огромные богатства.) Свержение отца Креза, Алиатта, было оплачено купцами, ремесленниками и проститутками, и число последних было наиболее значительным. В Иераполисе, расположенном недалеко от Евфрата, женщины сидели перед храмом, торгуя своим телом. Вырученные ими деньги посвящались богине, дабы заручиться ее покровительством - по мнению одних, и чтобы составить себе приданое - по мнению других. В новой Нумидии, в Сикке, существовала финикийская колония. Там был храм, посвященный некой богине, где женщины отдавались с целью скопить деньги на приданое. Когда набиралась требуемая сумма, женщина с почетом выходила замуж. Этот обычай практиковался до тех пор, пока император Константин не отменил его. Традиция собирать приданое посредством проституции до сих пор существует в арабском племени уледнаиль.

В Греции

У арауканов (Чили), которые вплоть до эпохи колонизации Южной Америки испанцами ходили обнаженными, существует церемония, называемая нгуйятун, сохранившая все характеристики обрядов примитивных народов. Она происходит на открытом воздухе и включает в себя транс, приношение в жертву животного, пролитие крови, трапезу, а также процессию в форме ритмичного танца, которая должна пройти вокруг алтаря восемьдесят раз под аккомпанемент барабанов и бубнов. Как и везде в Америке, сердце у жертвы вырывается и становится объектом церемониала. Ритуальное совокупление, некогда фигурировавшее в этой церемонии, исчезло под влиянием миссионеров и цивилизации.

БОЖЕСТВЕННОЕ БРАКОСОЧЕТАНИЕ

Ритуальное совокупление со временем трансформировалось в серию таинственных церемоний, совершаемых в храмах. Женская свита бога играет в них важную роль. Во всех религиях существует такое понятие, как "божественный брачный союз". На вершине зиккурата, в Жигуну, происходило божественное бракосочетание. Можно только догадываться, каким образом оно совершалось, рассматривая аналогичные церемонии, сведениями о которых мы располагаем. Геродот ограничивается следующим описанием: "Посреди святилища была воздвигнута башня. На ее вершине стояла еще одна башня, на ней - третья, и всего их было восемь. "В последней башне располагался храм. Внутри его находилось богато убранное ложе, рядом с которым стоял стол из чистого золота. На этом ложе проводит ночь женщина, выбранная самим богом". Он также добавляет, что бог иногда приходит в храм и спит на ложе. В роли бога выступал царь. Во время брачного ритуала активная роль принадлежала супруге, а царь считался чем-то вроде ее слуги. Вот несколько ритуальных формул: Инанна, приходящая из своего храма, порадовала твое сердце. На своем священном ложе она сблизилась с тобой. Я тот, кого Инанна, царица неба и земли, выбрала в возлюбленные супруги. Для того чтобы подготовить царя к исполнению функций супруга богини, пелись гимны в качестве ритуала обожествления. В Вавилоне и Лагаше ритуал божественного бракосочетания являлся частью новогодних церемоний. Обычно принимаемый за гробницу, Жигуну тем не менее представляет собой культовое место, часовню, спрятавшуюся в зеленой роще. В гимне, посвященном Иштар, Жигуну предстает как обитель радости, где соединяются бог Ану и богиня Иштар. Зиккураты, высокие многоэтажные башни, следы которых присутствуют в руинах городов Месопотамии, были возведены между IV и серединой I тысячелетия до н. э. С момента своего рождения дочь фараона принимала титул супруги бога, и когда она впоследствии рожала сына, то становилась матерью бога. Она выходила замуж за своего брата, фараона, и они составляли божественную чету. Но когда случалось так, что братья или сестры отсутствовали, тогда наследнику престола не оставалось ничего другого, как довольствоваться браком с ближайшим родственником. Для рождения необходимо зачатие. Бог становится своим собственным отцом, оплодотворяя богиню. Бог являлся одновременно быком и фаллосом. Царицу называют "коровой, которая производит на свет быка". Бог Пта говорит фараону Рамсесу II: "Я - твой отец... Я принял облик барана, властителя Мендеса, и породил тебя в чреве твоей августейшей матери". В Египте, в Эдфу, находился храм, посвященный Гору, а в Тентире - святилище Исиды. Существовала очень важная церемония, в ходе которой на кораблях по Нилу перевозились статуи или хоругви с изображением бога и богини. Цель этой процессии заключалась в том, чтобы доставить Исиду к Гору (или наоборот) и совершить обряд божественного бракосочетания.

Царица и бог

В двух самых древних храмах Египта, Луксоре и Дар-эль-Бахари, имеются скульптуры и фрески, изображающие совокупление египетской царицы с богом, передающие мельчайшие детали. Рождение божественного младенца изображено в столь же реалистичной манере. В Египте уподобление царей божествам приняло наиболее законченную форму. Каждый факт царской жизни отождествлялся с соответствующим фактом жизни божественной. Царь одевался в костюм бога Амона и имел знаки его отличия - высокую тиару с перьями и скипетр с головой борзой собаки. В таком наряде он представал перед царицей для совершения церемонии бракосочетания. Участники церемонии были в костюмах богов, которых они представляли. На мужчинах были надеты маски шакала, грифа или крокодила, а на женщинах - коровы или лягушки. В Фивах, в храме Амона, обычно находилась женщина, лежавшая на ложе, которую считали супругой бога.

В Греции

В отдаленную эпоху греческой истории, когда Афинами правил царь, супруга этого царя торжественно соединялась с Дионисом в ходе ритуального бракосочетания. В древности Дионис изображался в виде быка. Позже животное было заменено образом юноши необычайной красоты с головой быка. Церемония проводилась в официальной резиденции царя на восточном склоне Акрополя. Во время сентябрьских мистерий Зевс сочетался браком с Деметрой. Два сакральных актера спускались в темное уединенное помещение и через некоторое время возвращались, демонстрировали толпе участников колос и объявляли, что царица родила. Колос являл собой плод божественного бракосочетания. Считалось, что бог Аполлон проводит зимние месяцы в Патаре, в Ликии. В течение этого периода времени его жрица закрывалась с ним в храме каждую ночь. Она рассматривалась как его супруга. В Эфесе существовала коллегия жрецов, выполнявших свои функции в течение года. Они должны были соблюдать абсолютное половое воздержание, поскольку считались супругами богини Артемиды.

Таламус

В Греции священная родовая палата называлась "таламус". Одна из формул мистерий фригийской богини Кибелы гласит: "Я проникла в таламус". На дверях одного таламуса был изображен следующий сюжет: убеленный сединами старец с крыльями и фаллосом в состоянии эрекции преследует женщину в облике собаки.

В Риме

Церемония божественного бракосочетания Юпитера и Юноны воспроизводилась жрецами в первый день июня в священной роще Элернуса. В Немее жила нимфа, являвшаяся женой царя Нумы:
он соединялся с ней в священной роще, и законы, которые он установил для римлян, были вдохновлены его отношениями с этой нимфой.

Весталки

Сервий Туллий, римский император, был сыном весталки, как, впрочем, и основатель Рима - Ромул. Люди не могут сближаться с весталками, потому что те являются супругами бога. У детей весталок, отцами которых являлись боги, было великое предназначение: они выполняли функции властителей. Таково происхождение царской власти. И это объясняет, почему иногда суверенам приписывали качества сына бога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.021 с.)