Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуалы отказа от контакта с землей

Поиск

Персидский царь на открытом воздухе всегда находился либо на лошади, либо в колеснице, а во дворце ходил по коврам. Царь Сиама всегда перемещался в носилках с золотым троном. Царей Уганды также носили на носилках либо возили в колеснице. Царя и царицу Таити, никогда не касавшихся земли, во время путешествий всегда сопровождали несколько пар специально подобранных носильщиков, которые меняли друг друга. В 1970 году король Бельгии нанес официальный визит в бывшее Бельгийское Конго. Его принимал президент, и из кинорепортажа, посвященного этому приему, видно, что они сидят друг против друга в парадных креслах, которые держат носильщики. Все это пережитки ритуала отказа от контакта с землей, который был весьма распространен в древности.

Ритуалы заточения

В отчете о поездке в Японию, опубликованном в 1649 году в Амстердаме, Карон пишет: "Микадо не может подвергаться воздействию свежего воздуха и солнечного света. Он не стрижет ни волосы, ни ногти и не бреет бороду. Моют его во время сна. Он должен сидеть по нескольку часов подряд не шевелясь, даже не моргая". В Гвинее, в Шарк-Пойнте, царь-жрец Кукулу живет один в лесу. Он не имеет права касаться женщины, покидать свое жилище и не может даже подняться со своего стула, на котором спит. Частью ритуала заточения обычно является отказ от стрижки волос и ногтей. В некоторых примитивных общинах колдунам запрещается мыться. Поскольку вырывание ногтей и отсечение фаланг пальцев также являются ритуалами, как эпиляция и бритье, совершенно очевидно, что это две группы противоположных ритуалов. Такие ритуалы, как отказ от контакта с землей, заточение, темнота, сопровождаются самобичеванием или контактом с кусающимися муравьями. Существует множество сказок и легенд, в которых фигурируют запреты видеть солнце, шевелиться, касаться земли и т.д. Ритуал заточения очень часто сопровождается ограничениями в отношении пищи. К подобной практике прибегали йоги, а также аскеты Ближнего Востока, которые передали ее христианству по наследству.

Неподвижность вождя

Булланд, специализировавшийся на изучении наиболее древних традиций, упоминает обычай, который, по всей видимости, интересует только его одного. Миграции в доисторическую эпоху были одним из основных занятий племен, и осуществлялись они отнюдь не наугад: высший жрец определял цель, а вождь вел за собой людей. Так вот, согласно Булланду, руководитель мигра-, ции отмечал ее конечный пункт тем, что приказывал соорудить в определенном месте ограду и уединялся за ней, обрекая себя на неподвижность.

Молодая индианка в хижине

Еще относительно недавно в некоторых индейских племенах девушку, достигшую половой зрелости, изолировали и подвергали строгому и длительному посту. Она оставалась в изоляции до тех пор, пока не обретала полномочия гадалки. Тогда ее запирали в хижине, и вокруг нее собирались все жители деревни. Стены хижины сотрясались под ударами ветра. Наступал момент, когда можно было задавать вопросы девственной пророчице.

Между трансом и экстазом

Индейский колдун танцует и входит в транс только в хижине, которая при этом ходит ходуном. В колдовской практике североамериканских индейцев хижина играет важную роль: ее расположение, интерьер и экстерьер подчиняются определенным правилам. Колдун освящает хижину, обходя вокруг нее, произнося магические заклинания, потрясая тамбурином и звоня в колокольчики. У туземцев Панамского перешейка колдуны (пава-ни) запираются в своих хижинах и делают необходимые приготовления. Неожиданно изнутри раздаются жуткие вопли, сопровождаемые криками птиц и других животных, стуком камней, ударами барабана... Пот стекает ручьями с колдуна, когда он выходит через несколько часов наружу. Поскольку неизвестно, что происходило в хижине, можно только догадываться, в каком состоянии пребывал колдун: в трансе, подобно йогу, или экстазе, подобно шаману? Отсутствие публики и теснота хижины не благоприятствуют разнузданному буйству. Тем не менее весьма сомнительно, чтобы индейский колдун мог оставаться неподвижным. Не имеет ли место в данном случае нечто среднее между трансом и экстазом?

РЕЛИГИОЗНОЕ БИЧЕВАНИЕ

Ритуал Эвандра

Легенда повествует о том, что за 15 столетий до н. э. пастух из Аркадии перекочевал со своим племенем на то место, где впоследствии был основан Рим. Эвандр - так звали пастуха - практиковал исполнение следующей церемонии: приносились в жертву овцы или козы, люди ели их мясо и пили вино. Затем из шкур животных нарезали ремни, которые использовались и в качестве поясов, и как хлысты. Начиналась дикая оргия, в ходе которой обнаженные люди избивали друг друга этими хлыстами.

Бичевание в монастырях

В христианской среде бичевание вошло в моду в начале XI столетия. По всей вероятности, это связано со страданиями Иисуса Христа. Делались попытки произвести математический расчет соотношения между числом ударов и продолжительностью епитимьи. Во время бичевания грешники читали псалмы, и на один псалом приходилось сто ударов; сто пятьдесят псалмов соответствовало пяти годам епитимьи. Доминик, носивший железные латы на голом теле, читал по два псалма подряд в обычный день и по три - в день поста, бичуя себя при этом. Во время каждого псалма он к тому же совершал по тысяче коленопреклонении. После двадцати шести сеансов он мог прочитать двенадцать псалмов подряд, распластав руки на кресте. Однажды он прочитал двенадцать псалмов за ночь, нанося себе при этом по два удара хлыстом в секунду. В XIV столетии Екатерина Сиенская бичевала себя по три раза в день. В XII столетии появились флагелланты (самобичующиеся). Это были крестьяне, бродившие по городам и сельской местности полностью обнаженными, объявлявшие о том, что бог прогневался на людей, и призывавшие к искуплению грехов. Собирая толпы, они бичевали себя до крови ремнями с привязанными к концам кусками железа, стараясь при этом попадать главным образом по половым органам. Мистические феномены, наиболее часто встречающимися из которых являются стигматы, возникли в эпоху, когда было весьма популярно умерщвление плоти. Первым человеком со стигматами был в 1224 году Франциск Ассизский.

Ритуальные истязания

Ритуальный характер некоторых видов истязаний, среди которых бичевание является самым простым и распространенным, позволяет считать их заменителем кастрации. В некоторых случаях, когда истязания заканчиваются смертью, их можно рассматривать как форму ритуального убийства. Вместо того чтобы убивать животное одним ударом, как это было принято издревле, его начали связывать, истязать, танцевать на его теле. Только на следующий день после новых истязаний его, наконец, убивали. Иногда подобной процедуре подвергался человек. Ритуал бичевания был весьма распространен в Южной Америке. Он практиковался в следующих случаях:

  • - перед первой брачной ночью;
  • - когда вдова вновь выходила замуж;
  • - когда избирался новый вождь;
  • - во время церемоний, посвященных достижению половой зрелости как юношей, так и девушек;
  • - перед началом всех основных видов сельскохозяйственных работ;
  • - перед торжественными общими трапезами и сразу же после убийства животных, предназначенных к съедению во время этих трапез.

В одном племени южноамериканских индейцев хлыст после процедуры бичевания погружается в чан с пищей, после чего его должна облизать молодая девушка. В Вавилоне в святилище Мардука великий жрец бичевал царя в ходе церемонии. Бичевание применялось в качестве ритуалов очищения и искупления. Китайские бандиты, будучи захваченными представителями власти, считают делом чести выдержать самые жестокие пытки, не показывая при этом, что испытывают боль. В кинорепортаже, снятом в 1970 году, демонстрировалось, как один африканец добровольно подвергся бичеванию с улыбкой на устах и, казалось, был очень горд бесчисленными кровавыми полосами, покрывавшими весь его торс. Бичевание с пролитием крови и даже пытки использовались также во время похоронных церемоний.

РИТУАЛЬНЫЕ БИТВЫ

Удары и раны

Религиозные церемонии древних народов Средиземноморья включали в себя такие ритуалы, как жертвоприношения, священные трапезы, погребения, песнопения, танцы, моления. Впоследствии к ним присоединилась кастрация, которую со временем заменило бичевание. В свою очередь, на смену бичеванию пришли ритуальные битвы между двумя сторонами в сомкнутом строю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.008 с.)