Развитие денежного обращения в XV-XVII вв. Денежные реформы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие денежного обращения в XV-XVII вв. Денежные реформы.



Важным элементом образования всероссийского рынка было создание в стране единой денежной системы. До конца XV века чеканкой монет занимались самостоятельно практически все княжества Руси—Тверское, Рязанское, Нижегородское и пр. Князь Иван III стал запрещать чеканку денег всем князьям, входившим в состав единого государства. Он утвердил московскую денежную эмиссию.

Елена Глинская в 1534 году сделала определенные шаги к созданию единой денежной системы. Она ввела жесткие правила чеканки монет по стандартным образцам (весу,оформлению), причем нарушение этих стандартов строго каралось.

При Елене Глинской были выпущены серебряные денежки мелкого веса, на которых был изображен всадник с мечом в руках — мечевые денги. На денгах более крупного веса изображался всадник воин, поражающий копьем змея — копейные денги(копейка). Выпускались и более мелкие монеты — полушки, или 1/4 копейки, с изображением птицы и др.

При царе Федоре Иоанновиче стали выбивать дату «от сотворения мира». В начале XVII века царь Василий Шуйский успел выпустить первые золотые российские монеты — гривенники и пятаки, но они недолго продержались в обращении, превратившись в сокровища.

И все же самым важным фактором неустойчивого денежного обращения была острая нехватка благородных металлов, и прежде всего серебра. Со времен Киевской Руси в течение многих веков для денежного обращения использовались иностранные монеты.

Чтобы пополнить казну после войн, неурожайных годов, эпидемии чумы, правительство ввело сначала неполноценные серебряные, а затем, в 1654 году — медные деньги с принудительным официальным курсом, по которому медная копейка приравнивалась к серебряной того же веса. Это сразу же привело к обесцениванию денег и росту цен, поскольку медь гораздо дешевле серебра.

В стране существовали двойные цены на товары. Со служилыми и посадскими людьми государство расплачивалось медью, а налоги требовало платить серебром. Крестьяне отказывались продавать продовольствие на медные деньги. Все это привело к снижению уровня жизни населения, особенно его низших слоев, и к Медному бунтув Москве в 1662 году, который был жестоко подавлен, а медные монеты изъяты из обращения.

4. Поместная и вотчинная системы землевладения в Московском государстве. Государственно-административное устройство Московского государства.

В период завершения объединения русских земель вокруг Москвы феодалы фактически утвердили за собой монопольное право владения землей, что давало им возможность установления экономической и политической власти над крестьянами.

Основной формой крупного феодального землевладения была вотчина – княжеская, боярская, церковная, передававшаяся по наследству. Феодальная вотчина сформировалась путем насильственного присоединения общинных земель и закрепощения крестьян-общинников и стала главным звеном хозяйства и формой феодальной земельной собственности. Особенностью землевладения феодалов было закрепление их собственности с политическими правами. Вотчину можно было купить, продать, передать по наследству, т. е. она находилась в безусловной собственности. Смерды были зависимы от феодала и выплачивали за пользование землей оброк (натуральный) и отрабатывали барщину. Со второй половины XV в. проявляются элементы юридического закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. установил ограничение ухода крестьян от одного феодала к другому за неделю до и неделю после Юрьева дня (при уплате пожилого). Одновременно росла барщина, увеличивался натуральный оброк, появился денежный.

Экономический прогресс в XV в. вызвал изменения в социальной структуре феодального общества. Лица, находившиеся на службе у князей, в качестве жалования в период службы получали заселенные крестьянами земли – поместья. В XVI в. России требовалось наличие большой армии и значительных средств на ее содержание. => Произошел переход к поместной системе землевладения.

Суть: правительство, располагая обширными (зачастую не заселенными и не обработанными) землями, отдавало их в пользование частным лицам с обязательством нести военную службу. Такие земли назывались поместьями, а лица, владевшие ими, - помещиками. Пока помещик служил, он был полным хозяином поместья. За это он, будучи призванным на войну, должен был явиться в сопровождении нескольких человек, снабдив их за свой счет полным вооружением и содержанием на все время военных действий. Количество людей, которых приводил помещик, зависело от размеров поместья. Это называлось явиться «конно, людно и оружно». Если помещик почему-либо прерывал службу, то государство лишало его поместья, которое отходило в казну и передавалось другому. Этим поместья отличались от вотчины. В отличие от владельца вотчины помещик не мог подарить, передать поместье по наследству своему сыну.

Система государственного управления.

В конце XV – начале XVI вв. в России постепенно сформировалась система государственного управления во главе с великим Московским князем. У него в подчинении находились удельные князья и бояре. Вся эта иерархическая структура приняла форму местничества: получение какой-либо должности для представителя княжеско-боярской знати обязательно увязывалось с происхождением и знатностью семьи, близостью к великому князю, верностью и давностью службы ему.

При Иване III стал собираться высший совещательный орган Московского государства – Боярская дума. Члены думы назначались великим князем в соответствии с правилами местничества. Боярская дума должна была ежедневно заниматься текущими внутренними и внешними делами страны, решать споры и конфликты.

В эти же годы создаются специальные учреждения для руководства различными хозяйственными, финансовыми, оборонными делами в масштабе страны – приказы. В приказе состояли: судья (начальник приказа; влиятельные деятели, члены Боярской думы, близкие великому князю), думный дьяк (не всегда; представляли приказы в Боярской думе), приказные дьяки (вели самую ответственную и сложную текущую работу в приказах, обычно специализировались на определенном направлении деятельности), подьячие (прописные, старшие и младшие; выполняли многообразную текущую работу). Важнейшими центральными государственными учреждениями были:

Разрядный, Поместный, Казенный, Посольский, Разбойный, Стрелецкий и др.

Территориальное управление осуществляли: наместник (в землях, на местах; волостель – в волостях, районах; воевода – в посадах; назначался из дружины или Думы), тиуны (заместители наместника, управители, не более 2 человек), доводчики (не более 10 человек). Доходы наместников, волостелей, воевод складывались из «въезжего корма» (система кормлений; 1/3 – наместникам, 2/3 – верховной власти) и торговых и судебных сборов.

Елена Глинская провела губную реформу:

В 1539-1541 годах правительство проводит губную реформу, которая вводила институт губных старост, избираемых на местах из дворян или боярских детей и утверждаемых Разбойным приказом (создан в 1535 году).

Иерархия была следующей: губной староста (или городовые приказчики) => сотские => пятидесятские => десятские и «лучшие» люди («целовальники», избирались крестьянами и посадскими людьми).

При Иване IV учрежден как совещательный орган Земский собор – собрание представителей всех земель государства (лично свободных). Первый Земский собор был созван в 1549 году. После венчания Ивана Грозного на царство главой Московского государства стал царь.

Таким образом, систему государственного управления Московского государства можно представить в виде следующей схемы:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.017 с.)