Экономика Германии в послевоенный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика Германии в послевоенный период.



Последствия Второй мировой войны для Германии оказались чрезвычайно тяжелыми: только убитыми она потеряла 7 млн человек, сотни тысяч людей погибли в концлагерях, более 2 млн стали инвалидами войны; в стране были уничтожены жилые дома, промышленные предприятия, средства транспорта, электростанции и т.д.

Материальные потери дополнялись всеобщим финансовым истощением, поскольку военные действия поглощали ежегодно 120–150 млрд марок. Налоговое бремя с 1938 по 1944 год возросло в два с половиной раза. Но эти налоговые поступления не могли восполнить неизбежный бюджетный дефицит. Для его покрытия правительство использовало систему внутренних займов и кредитов, что увеличивало государственный долг.

Германия прибегала к эмиссии бумажных денег, вследствие чего уровень инфляции достиг 600% по отношению к довоенному периоду. Продолжительность рабочего дня составляла 16 и более часов, а заработная плата оставалась на уровне 1940 года.

Остро ощущалась нехватка рабочих рук на производстве, в связи с чем из оккупированных стран насильно депортировались миллионы людей.

Начиная с 1943/44 хозяйственного года резко обострилась проблема нехватки продовольствия. Сельское хозяйство страны явно не обеспечивало потребностей фронта и тыла, поэтому немецкие войска занимались прямым грабежом на захваченных территориях.

С осени 1944 года началась всеобщая дезорганизация экономики: железные дороги испытывали дефицит вагонов и локомотивов. Государственные заказы по выпуску военной техники все чаще не выполнялись, а с января 1945 года промышленные предприятия и вовсе остановились. В апреле 1945 года немецкая экономика окончательно рухнула, а 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Принципы послевоенного переустройства Германии были разработаны главами трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, предусматривалась полная демилитаризация экономики Германии.

Германия была разделена на четыре оккупационные зоны, куда были введены войска стран-победительниц: СССР, США, Великобритании и Франции. Для решения текущих вопросов в каждой зоне назначался главнокомандующий оккупационными войсками от соответствующей страны. Общие вопросы решались совместно в рамках Контрольного совета, который состоял из всех главнокомандующих.

Под давлением советской администрации в восточной зоне экономика стала развиваться по советскому образцу, а в трех остальных зонах — по рыночному. В декабре 1946 года между США и Англией было заключено «соглашение Бирнса–Бевина», по которому американская и британская зоны объединялись в Бизонию. В феврале 1948 года к нему присоединилась Франция. Данное объединение получило название Тризонии. На основе Тризонии стали формироваться структуры будущего западногерманского государства. В сентябре 1949 года в границах Тризонии была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). На территории советской зоны в октябре 1949 года была образована Германская Демократическая Республика (ГДР).

Германия вновь лишалась всех ранее захваченных территорий, она должна была выплатить странам-победительницам в качестве возмещения убытков 20 млрд долл., причем не только в денежной форме, но и в виде машин, техники, оборудования, изъятых с промышленных предприятий.

В послевоенной Германии очень остро стояла продовольственная проблема. Западные страны были вынуждены ежегодно привозить в свои оккупационные зоны и с большим трудом распределять по карточкам продукты питания и самые необходимые предметы потребления общей стоимостью 1 млрд долл..

Гиперинфляция и острый дефицит практически всех товаров привели к тому, что денежное обращение в стране было сведено на нет. Повсюду господствовал «черный рынок», на котором можно было путем обмена приобрести любую продукцию.

В стране одновременно функционировало несколько порой противоречащих друг другу экономических «порядков», а рычаги управления экономикой были сосредоточены параллельно в руках немецких органов самоуправления и оккупационных властей. Стало назревать народное недовольство, поэтому оккупационные власти уже в 1946 году начали постепенно передавать уцелевшие предприятия в частное владение при сохранении государственных лимитов на сырье и оборудование.

Именно в это время встал вопрос об оказании помощи европейским державам. Такую помощь были способны оказать лишь США. Во главе группы разработчиков программы стоял генерал Джордж Кэтлетт Маршалл, отсюда и название программы — план Маршалла.

В июне 1947 года этот план был сформирован и согласован с представителями ведущих промышленных и финансовых групп США. СССР подверг его резкой критике и отказался принять эту помощь.

Среди стран, принявших участие в плане Маршалла, были Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже к ним присоединилась ФРГ.

Основной смысл плана Маршалла заключался в том, чтобы помочь ослабленным европейским державам возродить собственную экономику, оживить внутриевропейскую торговлю, активизировать международные производственные связи, утраченные в годы войны.

В плане было заложено, что ежегодно американские ассигнования на эти цели будут сокращаться, а собственные ресурсы европейских стран — возрастать. Но поскольку большинство стран были не в состоянии оплатить долларами американские поставки, основная часть товаров шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, полученная после продажи ввозимой продукции, направлялась европейскими правительствами на сокращение бюджетного дефицита. Это позволяло им заметно снизить инфляцию, развернуть добычу угля, производство металла, строительных материалов и других остродефицитных ресурсов, а также средств транспорта.

Сочетание плана Маршалла с внутренними экономическими программами способствовало быстрому послевоенному возрождению западноевропейских стран, присоединившихся к американской программе помощи. В результате за 1947–1950 годы общий объем промышленной продукции в базовых отраслях этих стран увеличился более чем на 50%. Объем экспорта в целом увеличился за 1948–1952 годы на 40%.

Германия очень умело использовала иностранную помощь. Правительство страны направляло эти средства в основном не на потребление, а на развитие и обновление производства. Известны данные, согласно которым каждый доллар, полученный Германией по плану Маршалла, принес экономический эффект в разных хозяйственных секторах от 10 до 20 долл.

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950–1960-е годы).

Свою систему он назвал социальным рыночным хозяйством, получившим наиболее эффективное воплощение в экономике Германии. Эта система основана на реальных представлениях о человеке, главным стимулом для которого является стремление к собственному благополучию, когда принятые человеком решения идут на пользу не только его семье, но и всему обществу.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни.

Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на:

1. частной собственности

2. низких налогах

3. свободных ценах

4. антитрестовском законодательстве

5. льготах для свободного частного инвестирования

6. прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

Предпосылки успеха

1. Наличие банков, бирж, правовой системы, частная собственность на средства производства и землю

2. Высокий внутренний и внешний спрос

3. Квалифицированная рабочая сила, имевшая освобождение от воинских повинностей

4. В Германию хлынул поток беженцев из Восточных, оккупированных СССР областей и переданных территорий, готовых получить работу на любых условиях

5. Отсутствие собственных военных расходов

6. Отлаженная система местного самоуправления.

В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных JI. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги — дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1.

Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались- Был создан новый эмиссионный банк — Банк немецких земель. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

Переход к свободным рыночным ценам начался 24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу. Данный закон давал JI. Эрхарду право отменить сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом JI. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополиями, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.008 с.)