Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика Германии в послевоенный период.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Последствия Второй мировой войны для Германии оказались чрезвычайно тяжелыми: только убитыми она потеряла 7 млн человек, сотни тысяч людей погибли в концлагерях, более 2 млн стали инвалидами войны; в стране были уничтожены жилые дома, промышленные предприятия, средства транспорта, электростанции и т.д. Материальные потери дополнялись всеобщим финансовым истощением, поскольку военные действия поглощали ежегодно 120–150 млрд марок. Налоговое бремя с 1938 по 1944 год возросло в два с половиной раза. Но эти налоговые поступления не могли восполнить неизбежный бюджетный дефицит. Для его покрытия правительство использовало систему внутренних займов и кредитов, что увеличивало государственный долг. Германия прибегала к эмиссии бумажных денег, вследствие чего уровень инфляции достиг 600% по отношению к довоенному периоду. Продолжительность рабочего дня составляла 16 и более часов, а заработная плата оставалась на уровне 1940 года. Остро ощущалась нехватка рабочих рук на производстве, в связи с чем из оккупированных стран насильно депортировались миллионы людей. Начиная с 1943/44 хозяйственного года резко обострилась проблема нехватки продовольствия. Сельское хозяйство страны явно не обеспечивало потребностей фронта и тыла, поэтому немецкие войска занимались прямым грабежом на захваченных территориях. С осени 1944 года началась всеобщая дезорганизация экономики: железные дороги испытывали дефицит вагонов и локомотивов. Государственные заказы по выпуску военной техники все чаще не выполнялись, а с января 1945 года промышленные предприятия и вовсе остановились. В апреле 1945 года немецкая экономика окончательно рухнула, а 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Принципы послевоенного переустройства Германии были разработаны главами трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, предусматривалась полная демилитаризация экономики Германии. Германия была разделена на четыре оккупационные зоны, куда были введены войска стран-победительниц: СССР, США, Великобритании и Франции. Для решения текущих вопросов в каждой зоне назначался главнокомандующий оккупационными войсками от соответствующей страны. Общие вопросы решались совместно в рамках Контрольного совета, который состоял из всех главнокомандующих. Под давлением советской администрации в восточной зоне экономика стала развиваться по советскому образцу, а в трех остальных зонах — по рыночному. В декабре 1946 года между США и Англией было заключено «соглашение Бирнса–Бевина», по которому американская и британская зоны объединялись в Бизонию. В феврале 1948 года к нему присоединилась Франция. Данное объединение получило название Тризонии. На основе Тризонии стали формироваться структуры будущего западногерманского государства. В сентябре 1949 года в границах Тризонии была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). На территории советской зоны в октябре 1949 года была образована Германская Демократическая Республика (ГДР). Германия вновь лишалась всех ранее захваченных территорий, она должна была выплатить странам-победительницам в качестве возмещения убытков 20 млрд долл., причем не только в денежной форме, но и в виде машин, техники, оборудования, изъятых с промышленных предприятий. В послевоенной Германии очень остро стояла продовольственная проблема. Западные страны были вынуждены ежегодно привозить в свои оккупационные зоны и с большим трудом распределять по карточкам продукты питания и самые необходимые предметы потребления общей стоимостью 1 млрд долл.. Гиперинфляция и острый дефицит практически всех товаров привели к тому, что денежное обращение в стране было сведено на нет. Повсюду господствовал «черный рынок», на котором можно было путем обмена приобрести любую продукцию. В стране одновременно функционировало несколько порой противоречащих друг другу экономических «порядков», а рычаги управления экономикой были сосредоточены параллельно в руках немецких органов самоуправления и оккупационных властей. Стало назревать народное недовольство, поэтому оккупационные власти уже в 1946 году начали постепенно передавать уцелевшие предприятия в частное владение при сохранении государственных лимитов на сырье и оборудование. Именно в это время встал вопрос об оказании помощи европейским державам. Такую помощь были способны оказать лишь США. Во главе группы разработчиков программы стоял генерал Джордж Кэтлетт Маршалл, отсюда и название программы — план Маршалла. В июне 1947 года этот план был сформирован и согласован с представителями ведущих промышленных и финансовых групп США. СССР подверг его резкой критике и отказался принять эту помощь. Среди стран, принявших участие в плане Маршалла, были Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже к ним присоединилась ФРГ. Основной смысл плана Маршалла заключался в том, чтобы помочь ослабленным европейским державам возродить собственную экономику, оживить внутриевропейскую торговлю, активизировать международные производственные связи, утраченные в годы войны. В плане было заложено, что ежегодно американские ассигнования на эти цели будут сокращаться, а собственные ресурсы европейских стран — возрастать. Но поскольку большинство стран были не в состоянии оплатить долларами американские поставки, основная часть товаров шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, полученная после продажи ввозимой продукции, направлялась европейскими правительствами на сокращение бюджетного дефицита. Это позволяло им заметно снизить инфляцию, развернуть добычу угля, производство металла, строительных материалов и других остродефицитных ресурсов, а также средств транспорта. Сочетание плана Маршалла с внутренними экономическими программами способствовало быстрому послевоенному возрождению западноевропейских стран, присоединившихся к американской программе помощи. В результате за 1947–1950 годы общий объем промышленной продукции в базовых отраслях этих стран увеличился более чем на 50%. Объем экспорта в целом увеличился за 1948–1952 годы на 40%. Германия очень умело использовала иностранную помощь. Правительство страны направляло эти средства в основном не на потребление, а на развитие и обновление производства. Известны данные, согласно которым каждый доллар, полученный Германией по плану Маршалла, принес экономический эффект в разных хозяйственных секторах от 10 до 20 долл. Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950–1960-е годы). Свою систему он назвал социальным рыночным хозяйством, получившим наиболее эффективное воплощение в экономике Германии. Эта система основана на реальных представлениях о человеке, главным стимулом для которого является стремление к собственному благополучию, когда принятые человеком решения идут на пользу не только его семье, но и всему обществу. Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на: 1. частной собственности 2. низких налогах 3. свободных ценах 4. антитрестовском законодательстве 5. льготах для свободного частного инвестирования 6. прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции. Предпосылки успеха 1. Наличие банков, бирж, правовой системы, частная собственность на средства производства и землю 2. Высокий внутренний и внешний спрос 3. Квалифицированная рабочая сила, имевшая освобождение от воинских повинностей 4. В Германию хлынул поток беженцев из Восточных, оккупированных СССР областей и переданных территорий, готовых получить работу на любых условиях 5. Отсутствие собственных военных расходов 6. Отлаженная система местного самоуправления. В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства. Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных JI. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги — дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались- Был создан новый эмиссионный банк — Банк немецких земель. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией. Переход к свободным рыночным ценам начался 24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу. Данный закон давал JI. Эрхарду право отменить сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом JI. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополиями, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.008 с.) |