Тема 7. Проблемы мировой экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Проблемы мировой экономики



В этой теме следует обратить внимание:

- на определение сущности и факторов развития мировой экономики;

- выяснение сути абсолютных и относительных преимуществ стран в мировом разделении труда;

- определение преимуществ и недостатков свободной торговли и протекционизма;

- сущности валютного рынка и установления валютных курсов;

- определения сути торгового и платежного баланса;

- на определение роли России в мировом хозяйстве.

Задача 1. Допустим, курс доллара к немецкой марке составляет 1:3, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, 400 дол.,а в Берлине 1200 марок. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до 1:2. Определите величину дополнительного дохода.

Решение. Производитель товара в Германии при экспорте данного товара в США продаст его за 400 дол., при курсе доллара 1: 3 он возвращает себе 1200 марок – столько, сколько он выручил бы при продаже товара в Германии; при курса 1: 2 он возвращает 800 марок, т.е. экспорт становится невыгодным.

Экспортер из США продает товар в Германии за 1200 марок, получая за них в банке при курсе 1:3 - 400 долларов, столько, сколько этот товар стоит в США; при курсе доллара 1:2 экспортер из США, продавая товар в Германии за 1200 марок, получит за них в банке 600 долларов. Это на 200 долларов больше, чем цена аналогичного товара в США. Следовательно, при курсе доллара 1:2 экспортер получит дополнительных доход в 200 долларов на каждую единицу проданного товара в Германии.

Задача 2. Компания Германии экспортировала автомобили в США по цене $10000. Валютный курс составлял $1 = 1,5 DM. Издержки производства на один автомобиль 11000DM. Как изменилась прибыль экспортеров в немецких марках при повышении курса марки на 20%?

Решение. До повышения курса немецкой марки компания за проданный в США автомобиль получала 10000 х 1,5 = 15000 DM. При издержках производства в 11000 марок это приносило прибыль в размере 4000 марок с каждого автомобиля. При повышении курса марки на 20% ее соотношение с долларом составило $1 = 1,2DM {20% от 1,5 = 0,3. Повышение курса означает, что за $1 дают меньшее количество марок (1,5 – 0,3 = 1,2)}. Значит, за каждый проданный в США автомобиль компания получала лишь 12000 марок, а прибыль с каждого проданного автомобиля снизилась до 1000 марок (12000 – 11000).

 

Задача 3. Ниже приведена карта спроса на фунты стерлингов:

Цена фунта (в долларах) 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5
Объем спроса на фунты (в млн. фунтов стерлингов)            

А) Правительство Великобритании устанавливает валютный курс на уровне: 1 фунт стерлингов = 2,40 доллара. Объем предложения фунтов стерлингов по этому курсу равен 180 млн. Должен ли центральный Банк Великобритании в этой ситуации покупать или продавать фунты? Если да, то какое количество?

Б) Что произойдет в этом случае с официальными валютными резервами британского Центрального Банка? Как отразить это изменение резервов в платежном балансе?

Решение. А) При установленном курсе объем предложения фунтов в размере 180 млн. превышает спрос на них в объеме 160 млн. В этой ситуации Центральный Банк Великобритании должен скупить избыточные фунты в объеме 180 –160 = 20 (млн.) в обмен на доллары.

Б) Официальные резервы британского Центрального Банка уменьшатся, так как он покупает национальную валюту в обмен на иностранную. Уменьшение резервов отражается в платежном балансе как кредит со знаком плюс, так как это экспортоподобная операция.

 

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену по макроэкономике

1. Макроэкономические показатели. Два метода измерения ВНП. Система национальных счетов. Реальный и номинальный ВНП.

2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.

3. Изменение макроэкономического равновесия эффект храповика.

4. Механизм циклических колебаний. Причины экономических кризисов. Виды экономических циклов. Длинные волны в экономике.

5. Безработица: сущность, виды, измерение. Естественный уровень безработицы. Социальные и экономические последствия. Закон Оукена.

6. Классический и кейсианский подход к проблеме безработицы. Рынок труда в условиях гибкой и жесткой зарплаты.

7. Инфляция: сущность и виды, умеренная, галопирующая, гиперинфляция. Типы инфляции: подавленная, открытая. Социально-экономические последствия инфляции.

8. Измерение инфляции. Индекс цен. Уровень инфляции. Дефлятор ВНП.

9. Причины и механизм инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционная спираль «зарплата-цены».

10. Монетаристское объяснение инфляции на основе уравнения обмена Фишера.

11. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Стагфляция.

12. Антиинфляционная политика. Вертикальная кривая Филлипса. Гипотеза естественного уровня. Теория адаптивных ожиданий. Теория рациональных ожиданий. Теория экономики предложения.

13. Классическая теория занятости. Устойчивость макроэкономического равновесия. Закон Сэя. Сбережения, инвестиции.

14. Вертикальная кривая совокупного предложения. Эластичность цен и зарплаты. Стабильность совокупного спроса.

15. Кейсианская теория занятости. Потребление, сбережения, инвестиции в кейсианской теории. Критика закона Сэя. Неравенство сбережений и инвестиций.

16. Горизонтальная кривая совокупного предложения. Изменчивость совокупного спроса.

17. Два метода определения макроэкономического равновесия: сопоставление совокупных расходов и объема производства и метод «изъятия-инъекции».

18. Функция потребления и функция сбережения; MPS, MPC. Условия равновесия: C=Y; S=0.

19. Равновесный уровень национального производства. Инфляционный и рецессионный разрыв.

20. Изменение расходов (инвестиций) и уровень ЧНП. Эффект мультипликатора. Условия равновесия C+I=Y, S=I/

21. Фискальная политика (дискреционная и недискреционная). Госбюджет и его структура: доходы и расходы.

22. Сущность, виды, функции налогов. Налоговая система.

23. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика: политика дефицита, избытка и сбалансированного бюджета.

24. Влияние налогов и расходов на уровень ЧНП. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

25. Эффективность фискальной политики. «Эффект вытеснения».

26. Денежный рынок. Спрос на деньги. Виды спроса на деньги – трансакционный и спекулятивный.

27. Предложение денег. Структура денежной массы.

28. Равновесие на денежном рынке. Изменение равновесия.

29. Банковская система. Принцип обязательных резервов. Создание банковских денег. Денежный мультипликатор.

30. Центральный банк и его функции. Кредитно-денежная политика: политика дорогих и дешевых денег.

31. Кредитно-денежная политика и уровень производства. Эффективность кредитно-денежной политики.

32. Альтернативные взгляды на финансовую и кредитно-денежную политику.

 

Список литературы

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. проф., д.э.н. А.В. Сидоровича.- М.:МГУ, Изд-во "ДИС", 1997.

2. Бункина М.К., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. М. Изд-во «ДИС», 1997.

3. Голованов Д.А., Заверюха Т.Ф., Кеба В.И. и др. Основы экономической теории. - Учебное пособие. Магнитогорск: МГТУ - 1999.

4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро-и макроанализ. Учеб.-практ. пособ. М.: Дело, 1999.

5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.. Экономикс. М. 1992.

6. Сажина М.А.,, Чибриков Г.Т. Основы экономической теории. Учебное пособие. - М.: Экономика, 1995.

7. Экономика и бизнес /Под ред. В.Д. Камаева. - М., МГУ, 1993.

8. Экономика /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Изд-во «Бек» 1994.

9. Экономика /Под ред. С. Фишера. – М.: Изд-во «Дело» 1992.

10. Современная экономика. Учеб. пособие. /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов – на - Дону.: Изд-во «Феникс», 1996.

11. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Пер. с англ. - М: «ИНФРА – М»,1996.

12. Голиков А.Н., Ермилова С.В. и др. Сборник задач по экономической теории. - Киров: Изд-во "АСА", 1997.

13. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: «ИНФРА-М», 1997.

14. Казаков А.П., Минаева И.В. Экономика: Курс лекций, упражнения, тесты и тренинги. - М.,1996.

15. Долан Эдвин Дж. Макроэкономика: Пер.с англ. С-Пб.: "Литера плюс", 1996

16. Долан Эд. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.: Пер. с англ. - Москва - Ленинград, 1991.

17. Хейне Пол Экономический образ мышления. //Пер. с англ. –М.:Новости, 1991.

18. Мэнкью Н. Макроэкономика. //Пер. с англ. –М.: МГУ, 1994.

19. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. –М.: ТПО, «Квадрат», 1991.

20. Самуэльсон П. Экономика. //Пер. с анг. –М.: Прогресс, 1991.

21. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. //Пер. с англ. - М.: Дело, ЛТД, 1993.

22. Макроэкономика: Учеб. пособ.для вузов /Под ред.проф.И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

23. Экономика России/ Отв. ред. Б.М. Маклярский: учеб пособие для эконом. спец. – М.: Международные отношения, 2001. – 304 с.

24. Экономическая теория. Задачи. Логические схемы. Метод. материалы: Учеб. / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – Спб.: «Питер», 2001

26. Экономическая теория. Учебник для вузов. 3-е изд. /Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: СПб ГУЭФ, Изд-во «Питер Ком», 1999. – 544 с

27. Щербакова Т.В., Остапченко Л.А. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика: Учеб. пос. Магнитогорск: МГТУ, 2006.

28. Кеба В.И., Заверюха Т.Ф., Щербакова Т.В. Задачи и практич. задания по дисц. «Экономическая теория» для студ.всех спец. Магнитогорск: МГТУ, 2000.

Приложение

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова

 

Кафедра экономики и маркетинга

 

 

Контрольная работа 2

по дисциплине «Экономическая теория»

Макроэкономика

 

Вариант ________

 

Выполнил (а) ___________________________________________

Специальность: _________________________________________

Группа _________________________________________________

Шифр __________________________________________________

 

Преподаватель __________________________________________

 

Магнитогорск, 2007г.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.027 с.)