Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок выполнения лабораторных работ↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ Физика - опытная наука, законы которой устанавливаются и проверяются в результате эксперимента. Работа в физической лаборатории является неотъемлемой частью процесса изучения как физических законов, так и методов физики. Лабораторные работы позволяют проиллюстрировать теоретические положения физики, познакомиться с приборами, приобрести опыт в проведении экспериментов. Для изучения физики выполнение цикла лабораторных работ просто необходимо. Лабораторные работы особенно ценны, когда проводятся физические измерения, устанавливаются количественные связи между наблюдаемыми величинами, анализируются полученные результаты. В ходе выполнения лабораторных работ вырабатываются навыки и умения пользования измерительными приборами. Однако в процессе работы в лаборатории достигается и другая цель физического практикума - приобретение опыта проведения эксперимента, освоение методики анализа полученных результатов. Необходимо уметь подбирать требуемые приборы, собирать установку, проводить измерения с достаточной точностью, учитывать влияние различного рода погрешностей и оценивать точность окончательного результата, делать правильные выводы из эксперимента. На всех этапах работы, безусловно, должна соблюдаться техника безопасности. К выполнению цикла лабораторных работ студенты допускаются лишь после знакомства с правилами техники безопасности, о чем они расписываются в журнале. Выполнение лабораторных работ фиксируется в журнале. Рекомендуются следующие обозначения: 2 - на данное занятие назначена работа № 2; 2 - студент получил допуск на выполнение этой работы; 2 - работа выполнена; 2 - отчет по работе сдан; В последнем случае номер этой работы вписывается еще раз в одну из пустых клеток графика в конце или середине семестра. В лаборатории имеется график выполнения лабораторных работ на весь семестр. Работы в лаборатории должны выполняться строго по графику. В случае пропуска занятия, на котором следовало делать работу, например № 2, студент к следующему занятию должен готовиться уже не к этой пропущенной работе, а к следующей по графику, поскольку работу № 2 будет выполнять другой студент. В случае пропуска занятия по уважительной причине преподаватель, проверив подготовленность, может дать письменное разрешение на выполнение работы в часы подготовки в присутствии лаборанта. Если же причина пропуска занятий была неуважительная, то эта работа откладывается на конец семестра. Студент должен приходить на занятия подготовленным к очередной работе. В руководстве к каждой изних указаны вопросы и литература. Для подготовки и выполнения лабораторных работ студенту необходимо завести одну общую тетрадь. Дома в эту тетрадь студенту следует законспектировать руководство и сведения из рекомендованной литературы (но не переписывать полностью). В лаборатории выделены часы для самостоятельной подготовки. Занятия начинаются с проверки подготовленности студента. Если обнаруживается, что студент не знает перечисленных в начале каждого руководства к работе вопросов, он к занятию не допускается и считается пропустившим его по неуважительной причине. По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место, сдать лаборанту принадлежности, взятые под студенческий билет, после чего попросить преподавателя отметить в журнале выполнение работы. При описании лабораторных работ авторы заимствовали некоторые вопросы из существующей методической литературы. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Прежде чем студент может быть допущен к выполнению цикла лабораторных работ в лаборатории, необходимо ознакомиться с инструкцией по технике безопасности и неукоснительно выполнять ее требования. Основные положения: 1. Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно ознакомьтесь с заданием, оборудованием, правилами обращения с приборами и проверьте их исправность. 2. В случае неисправности приборов и нарушения правил техники безопасности немедленно сообщите об этом преподавателю или лаборанту. Работа на неисправном оборудовании запрещена. 3. При выполнении работ следует строго выполнять рекомендованный порядок. Не включайте без разрешения руководителя или лаборанта рубильники или другие приборы. От ошибочного включения может произойти несчастный случай или выйти из строя прибор. 4. Выполняйте только ту работу, которая вам поручена. Нельзя ходить без дела по лаборатории, так как этим вы отвлекаете внимание товарищей и оставляете без контроля свою установку. 5. При выполнении работы запрещается в лаборатории оставаться одному. Присутствие второго лица необходимо для оказания помощи при несчастном случае. 6. Запрещается находиться в лаборатории в верхней одежде. Нельзя загромождать рабочее место оборудованием, не относящимся к выполнению работы, сумками, портфелями. 8. Обтирочный материал, использованный в работе, не разбрасывается по лаборатории, а убирается в мусорное ведро. 9. Если с вами или вашим товарищем произошел несчастный случай, немедленно сообщите об этом преподавателю или лаборанту и вместе с ними окажите первую помощь. КАтеГорически запреЩается! 1. Включать силовые рубильники. 2. Включать электрические схемы без предварительной проверки их преподавателем или лаборантом. 3. Устранять неисправности в электрических цепях без предварительного отключения напряжения. 4. Оставлять работающие установки без наблюдения. О приближенных вычислениях При выполнении вычислений следует всегда руководствоваться практически необходимой точностью. Вести вычисления с точностью большей, чем это допускают данные задачи, бессмысленно. При округлении руководствуйтесь следующими правилами: 1. Округление достигается простым отбрасыванием цифр, если первая из отбрасываемых цифр меньше, чем 5. 2. Если первая из отбрасываемых цифр больше, чем 5, то последняя цифра увеличивается на единицу. Последняя цифра увеличивается также и в том случае, когда первая из отбрасываемых цифр - 5, а за ней есть одна или несколько цифр, отличных от нуля. Например, различные округления числа 35.856 будут 35.86; 35.9; 36. 3. Если отбрасываемая цифра равна 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число, т.е. последняя сохраняемая цифра оставляется неизменной, если она четная, и увеличивается на единицу, если она нечетная. Например, 0.435 округляем до 0.44; 0.465 округляем до 0.46. В этом случае при многочисленных округлениях избыточные числа будут встречаться примерно так же часто, как и недостаточные, т.е. будет иметь место их взаимная компенсация. Промахи Это наиболее распространенная причина ошибок. Она возникает по вине экспериментатора, сделавшего неверный отсчет, неверно записавшего результат измерения, допустившего ошибку при вычислении. К промахам, например, относятся неточно установленный нуль секундомера или нониуса микрометра, неправильная установка самого прибора (вертикальная вместо горизонтальной или наоборот), неразборчивая или небрежная запись в черновиках, а следовательно, и неправильное переписывание данных при составлении отчета дома и т.п. Эта ошибка бывает значительно больше погрешностей других измерений. Если ошибка допущена в одном измерении из нескольких, сделанных верно, то, сравнивая числовые значения полученных результатов или их абсолютных погрешностей, ее легко обнаружить. Результат, полученный ошибочно, резко отличается от результатов других измерений, а абсолютная погрешность имеет значение, значительно превышающее абсолютные погрешности других измерений. Эта ошибка должна быть исключена из результатов измерений. Систематические погрешности Систематической называют такую погрешность, которая остается постоянной или закономерно изменяется при повторных измерениях одной и той же величины. Такие погрешности появляются вследствие неисправности приборов, неточности метода исследования, каких-либо упущений экспериментатора, а также при использовании для вычислений неточных зависимостей (формул), констант и т.д. Эти ошибки очень трудно контролировать, поскольку они связаны с конструкцией либо состоянием самого измерительного прибора или инструмента (например: неправильно отградуированный штангенциркуль, не установленная на нуль стрелка прибора), а также с влиянием на них незаметных, на первый взгляд, факторов (температуры, влажности, электрических и магнитных полей, вибрации, освещенности и т.п.). В этом случае всегда измеряемая величина (линейные размеры, ток, напряжение, сопротивление и т.п.) будет заниженной или завышенной по сравнению с истинной. Таким образом, из сказанного выше ясно, что для избежания таких ошибок необходимо тщательно готовить измерительные приборы, оборудование, установки, обеспечивать правильное хранение, а также исключить внешние факторы, влияющие на результат измерения. Случайные погрешности Случайной называется погрешность, которая вызывается действием не поддающихся контролю многочисленных, независимых друг от друга факторов, изменяется от одного измерения к другому непредсказуемым образом и в равной степени может быть как положительной, так и отрицательной. будет средним арифметическим из n указанных результатов. Эта величина будет наиболее близкой к истинному значению искомой величины. В общем случае при измерении любой величины могут присутствовать все три вида ошибок, но последний будет присутствовать всегда. Абсолютная погрешность Оценить отклонение каждого из результатов измерения от истинной величины можно лишь при наличии данных большого числа измерений с использованием теории вероятности. Однако на практике, в лабораторных условиях проводят 3-5 измерений. В этом случае абсолютная погрешность отдельного i-го измерения будет следующей: |DАi| = |АСР - Аi|, где АСР - средняя величина размера А. Средняя арифметическая величина всех ЅDАiЅ значений называется абсолютной погрешностью опыта. Окончательный результат измерения может быть записан в виде А = АСР ± DАСР, где А - искомая величина, которая лежит внутри интервала АСР ± DАСР. l = (75.5 ± 0.3) см. Это означает, что истинное значение длины заготовки лежит в интервале от 75.2 см до 75.8 см. При этом не имеет смысла вычислять среднее значение с большим числом знаков после запятой, так как от этого точность не увеличивается. Относительная погрешность Абсолютная погрешность измерения не характеризует точности проведенных измерений. Поэтому для того, чтобы сравнить точность различных измерений и величин разной размерности, находят среднюю относительную погрешность результата (ЕА). Относительная погрешность определяется отношением абсолютной погрешности к среднему арифметическому значению измеряемой величины, которая определяется в процентах: ЕА= 100%. Относительная погрешность показывает, какая часть абсолютной погрешности приходится на каждую единицу измеренной величины. Это дает возможность оценить точность проведенных измерений, качество работы. Так, например, пусть при измерении бруска длиной l = 1.51 см была допущена абсолютная погрешность 0.03 мм, а при измерении расстояния от Земли до Луны L = 3.64 . 105 км абсолютная погрешность составила 100 км. Может показаться, что первое измерение выполнено намного точнее второго. Однако о точности измерения можно судить по относительной погрешности, а она показывает, что второе измерение было выполнено в семь раз точнее первого: и ЕL = 100% = 0.03%. Вычисление абсолютных и относительных погрешностей при косвенных [2] измерениях В большинстве случаев при выполнении физических экспериментов исследуемая величина не может быть измерена непосредственно, а является функцией одной или нескольких переменных, измеренных непосредственно. При косвенных измерениях абсолютная и относительная погрешности результатов измерений находятся вычислением через абсолютные и относительные погрешности непосредственно измеренных величин. Составление отчета Лабораторная работа представляет собой самостоятельное, законченное исследование, пусть даже самое простое. Составление отчета является важным этапом выполнения работы. Оно преследует две основные цели: представление результатов и обучение студента кратко и ясно излагать результаты выполненной работы, что является важным в учебной, производственной и научной работе. Научиться писать отчет о лабораторной работе - значит научиться писать научный отчет, научную статью. Что должен включатьотчет о работе? 1. Название работы и ее номер. 2. Цель работы. 3. Приборы и материалы, используемые в работе. 4. Краткие данные об исследуемом явлении. Не нужно заниматься переписыванием многих страниц учебника и прочих пособий. Следует лишь кратко изложить суть дела. 5. Формулировку задачи, поставленной в данной лабораторной работе; конкретное (более узкое) задание, полученное от преподавателя. 6. Метод измерения (принципиальную схему). 7. Краткое описание экспериментальной установки, рабочую схему, ее обоснование, последовательность измерений на установке. 8. Рабочую формулу. 9. Результаты измерений в большинстве случаев сводятся в таблицы. Диаметр цилиндра D измерен микрометром (точность барабана 0.01 мм), высота H - штангенциркулем (точность нониуса 0.05 мм). Результаты измерений занесены в таблицу 2.
Таблица 2
D = (7.85 ± 0.02) мм, Н= (160.04 ± 0.06) мм. Вычисляем среднее значение результата мм3 и определяем по правилу II относительную погрешность: lnV = ln p - ln 4 + 2ЧlnD+ lnH, Вычисляем абсолютную погрешность результата: DV= EV ×VCP = 0.0055 × 7741.72 = 42.58 мм3. Записываем окончательный результат: V = (774 ± 4) ×10 мм3; ЕV = 0.55 %. В процессе выполнения лабораторных работ не только по физике, но и по другим естественнонаучным или техническим дисциплинам, а также при выполнении курсовых, дипломных и научных работ в СНО при кафедрах необходимо применять все рекомендации, приведенные выше, по разумной обработке результатов и составлению отчетов. Работа № 1. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ, ОБЪЕМОВ И ПЛОТНОСТИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ Цель работы: ознакомиться с работой нониуса, научиться проводить измерения линейных размеров тел c помощью штангенциркуля и микрометра и определять погрешности при измерениях и расчетах. Принадлежности: штангенциркуль, микрометр, набор измеряемых тел. Вопросы, знание которых обязательно для допуска к выполнению работы 1. Что называется нониусом? 2. Что такое цена деления? Как определить цену деления нониуса? 3. Что называется погрешностью измерения? Чему равна погрешность нониуса? 4. Что называется приборной погрешностью? 5. Как рассчитать погрешность прямых измерений? 6. Как рассчитывается погрешность косвенных измерений в вашей работе? 7. В каких случаях следует пользоваться штангенциркулем, в каких – микрометром? 8. Как определяется среднее арифметическое значение измерений? 9. Что называется абсолютной погрешностью (средней абсолютной погрешностью) измерений? 10. Что называется относительной погрешностью измерений? 11. Какие цифры называются значащими? 12. Как записывают окончательный результат физических измерений? ВВЕДЕНИЕ В науке, технике, повседневной жизни для измерения линейных величин пользуются различными приборами и инструментами. Измерения длины производят масштабными линейками. Величина наименьшего деления такой линейки называется ценой одного деления. Обычно цена одного деления линейки равна 1 мм. Если измерения производят с точностью до долей миллиметра, то пользуются вспомогательной шкалой измерительного инструмента – нониусом. Для измерения линейных величин применяют линейный нониус. Линейным нониусом называется специальная шкала, дополняющая обычный масштаб и позволяющая повысить точность измерений в 10…20 раз. Нониус служит для отсчета десятых долей меньшего деления масштабной линейки. Величина деления нониуса обычно меньше наименьшего деления масштабной линейки, она рассчитывается по формуле (k - 1)/k, где k – некоторое число делений масштабной линейки. Чаще всего для определения цены деления нониуса берут k= 10, тогда деление нониуса составляет (k - 1)/ k = 0.9 деления масштаба. Представим себе две линейки, сложенные вместе, как указано на рис. 1. Пусть цена деления верхней линейки (нониуса) равна l 1, a цена деления нижней масштабной линейки – l 2. Линейки образуют нониус, если существует целое число k, при котором k Ч l 1 = (k -1) Ч l 2. (1) Величина d = l 2 - l 1 = (2) называется точностью нониуса. Точность нониуса равна отношению цены наименьшего деления масштабной линейки к числу делений на нониусе. В частности, если l 1 = 1 мм, k =10, то точность нониуса d = 0,1 мм. Как видно из рис. 1, при совпадении нулевых делений нижней и верхней шкал совпадают, кроме того, (k-1)-е деление нижней и k-е деление верхней шкалы. Измерение с помощью нониуса производится следующим образом: измеряемый объект устанавливается так, чтобы один конец его совпадал с нулем масштаба, а сам объект располагался вдоль масштаба; нуль нониуса совмещается с другим концом измеряемого объекта. Для измерения длины нужно измерить расстояние между нулем масштабной линейки и нулем нониуса. Таким образом, число целых делений отсчитывается по масштабной линейке между нулем масштаба и нулем нониуса, число десятых делений – по значению деления нониуса, совпадающего с делением масштабной линейки. Нониусами снабжают штангенциркули (рис. 2) и микрометры (рис. 3).
Рис. 2 Рис. 3 В микрометре используются микрометрические винты – винты с малым и очень точно выдержанным шагом. Один поворот винта микрометра передвигает его стержень на 0,5 мм. Барабан, связанный со стержнем, разбит на 50 делений. Поворот на одно деление соответствует смещению стержня на 0,01 мм. С этой точностью обычно и производятся измерения с помощью микрометра. I. Штангенциркуль Штангенциркуль (рис. 2) представляет собой масштабную линейку, с одной стороны которой имеется неподвижная ножка. Вторая ножка имеет нониус и может перемещаться вдоль масштабной линейки. Если ножки штангенциркуля сведены вместе, то нули масштаба и нониуса совпадают. Измеряемое тело помещают между ножками штангенциркуля, а затем по масштабу между нулем масштаба и нулем нониуса отсчитывают количество целых миллиметров. Десятые доли миллиметра определяют по делению нониуса, совпавшему с делением масштабной линейки.
порядок выполнения работы Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо ознакомиться с устройством штангенциркуля, определить точность нониуса. Проделав несколько предварительных измерений линейных размеров какого-либо тела, научиться работать с этим прибором. После этого: 1. Измерить в разных местах высоту Н, длину l и толщину d данной фигуры. Каждое измерение провести не менее 5 раз. Результаты измерений занести в таблицу 1. Таблица 1
2. Вычислить объем данного тела. 3. Вычислить относительную и абсолютную погрешности измерений в определении объема с использованием соответствующих аналитических зависимостей.
II. Микрометр Главным источником ошибок является неравномерность нажима винта на измеряемый предмет. Для равномерности нажима микрометрического винта на поверхность измеряемых тел микрометр снабжается фрикционной головкой В (трещоткой). Действие подобных приспособлений основано на трении между стержнем винта А и головкой В, поворачивающей винт.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Прежде, чем пользоваться микрометром, необходимо убедиться, что нули его шкал совпадают: нуль барабана должен находиться против нуля линейной шкалы. Измеряемое тело помещают между винтом и противоположным упором и вращением барабана подводят торец винта к плоскости тела. Барабан следует вращать, прикладывая усилие не к нему самому, а к выступающей сзади головке В. Вращение головки вызывает перемещение винта только до его упора в поверхность измеряемого тела с определенным фиксированным нажимом, после чего фрикционная головка свободно прокручивается, издавая характерный треск. После срабатывания трещотки дальнейшее вращение головки Вбесполезно, а барабана - недопустимо. Таким образом, окончательный результат измерения всегда соответствует постоянному давлению винта А на предмет. Отсчет производят по шкалам: целые миллиметры и половины миллиметра – по линейной шкале Д, десятые и сотые доли миллиметра – по шкале барабана С. 2. Вычислить объем данного цилиндрического тела. Таблица 2
Определение плотности вещества Взвешиванием на технических весах находят массу данного тела (пластинки или цилиндра) m. Плотность вещества рассчитывают по формуле r = m/V, где V – объем тела. Вычисляют абсолютную и относительную погрешности и записывают окончательный результат с учетом погрешности. Например, плотность полого цилиндра рассчитывается по формуле: Здесь D1 и D2 - внешний и внутренний диаметры цилиндра, H – высота цилиндра. Рекомендуемая литература 1. Физический практикум (механика и молекулярная физика)/ Под ред. В.И. Ивероновой.– Киев: Наука, 1967. Задача 1. 2. Сквайрс Дж. Практическая физика. – М.: Мир, 1971. ВВЕДЕНИЕ Устройство машины Атвуда изображено на рис. 1. Легкий плексигласовый блок свободно вращается вокруг оси, укрепленной на верхней части стойки. Через блок перекинута тонкая нить, на концах которой висят грузы А и Б, имеющие равные массы М. На груз А могут надеваться один или несколько перегрузков. Система грузов в этом случае выходит из равновесия и начинает двигаться ускоренно. В начале опыта нить удерживается с помощью электромагнита. При выключении тока, текущего через электромагнит, перегрузок приводит нить с грузом в движение. Пусть на груз А машины Атвуда наложен перегрузок массы m, расстояние, пройденное системой тел с общей массой (2М + m), равно S, момент инерции блока J и сила трения, противодействующая силе веса mg перегрузка, равна f. Тогда работа сил должна быть равна кинетической энергии, приобретенной движущейся системой тел: Если отсутствует скольжение нити с грузами по блоку, то скорость движения нити - скорость, приобретенная системой тел с массой (2М + m), совпадает с линейной скоростью v точек обода вращающегося блока, которая равна v = w×r, (2) где r - радиус блока, w - угловая скорость вращения блока. Скорость v можно найти из формулы v2 = 2ЧaЧS. (3) Так как J = m0r2/2 (m0 - масса блока), то, решая совместно уравнения (1), (2) и (3), получим . (4) Ускорение a системы грузов можно выбрать небольшим по сравнению с ускорением свободного падения, если взять массу M грузов достаточно большой по сравнению с массой m перегрузка.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.015 с.) |