Тест «стратегия поведения в конфликте» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «стратегия поведения в конфликте»



 

Инструкция: в каждом пункте помещены 2 высказывания, обозначенные буквами А и Б. Из каждой пары суждений выберите то, которое больше соответствует типичному для Вас поведению в конфликтной ситуации.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять ответственность на себя в решении спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я предпочитаю обратить внимание на то, в чем мы согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я больше стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека,

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.

Б. я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А.Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я стараюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

12. А. Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю на том, чтобы все было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я больше стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать бесполезной напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств моего партнера.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я пытаюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворять желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю другим возможность взять ответственность на себя за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Я, как правило, озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств моего партнера.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту

 

Номер вопроса          
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    А   Б  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А
Сумма          

 

Построение двух графиков (исходное распределение 30 баллов и результаты теста)

 

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Соперничество сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

 

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

«РОМАНТИЧЕСКИЙ» КОНФЛИКТ И МОРАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

 

Современное состояние общества актуализирует вопрос диагностики и. главное, профилактики конфликтного поведения, развитию «конфликтологической компетентности». Последнее особенно важно для педагогов всех уровней образования как сферы Повышенного конфликтного риска. Конфликтология, будучи относительно молодым научным направлением, стремится осмыслить разнообразные проявления противоречий и «нестроений» различного масштаба.

По объему социального взаимодействия конфликты обычно классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные. Некоторые авторы выделяют «конфликт индивида и группы» в отдельный вид, иные относят его к внутригрупповым конфликтам. Представляется важным рассмотреть данный вид конфликта как самостоятельный, имеющий специфические особенности, а также конфликтогенную роль моральной мотивации.

Романтический герой в философии и искусстве выступает как носитель бунтарского миросозерцания, с одной стороны воплощая стремление и поиск, с другой - бунт, реализуя свободу воли как важную философскую категорию. Ф.Шеллинг в трактате «Философское исследование о сущности человеческой свободы» (1809) положил проявление человеческой свободы в основу мироздания. Личность, т.е. человек, отделенная от единства сил и от самого Бога, имеет перед собой одну цель: вернуть себе то, что было утрачено. Однако, ревностно охраняя свою индивидуальность и уникальность, личность стремится не вернуться в состояние единства сил, но поднять себя, в своем отъединенном состоянии, до богоподобного уровня центра мироздания.

Несмотря на то, что само понятие «романтизм» имеет различные толкования, можно выделить признаки романтического героя:

1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (ярко выраженная индивидуальность).

2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом (герой стремится к какому-либо идеалу и естественно вступает в конфликт с окружающими, с жизнью с судьбой)

3. Независимость

4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом (в силу чего герой испытывает разочарование)

5. Абстрактное восприятие времени

6. Ярко выраженные две или три черты характера (герой-бунтарь, ощущает раздвоенность бытия).

Романтический герой – всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Галерея романтических героев русской литературы разнообразна — здесь цыган Алеко и светский аристократ Чацкий, военный Печорин и беглый монах Мцыри, Данко и Буревестник... А количество образов мировой культуры – литературы, музыки, живописи, кинематографа - поистине безгранично. Что же заставляет художников снова и снова изображать «исключительную личность в исключительных обстоятельствах»?

Положение данного вида конфликта «между» внутриличностным и групповым, популярность у художников (авторов) и публики свидетельствует о необычайно стойком резонансе, имеющем не только эмоциональную, но морально-нравственную природу. «Все болезни от нервов», – говорят медики, а мы добавим: «...а нервы – от мировоззрения!»

И.Л. Зеленкова и Е.В. Беляева предлагают типологию личностей с позиций нравственных оснований. Авторы выделяют 5 типов: потребительский, конформистский, аристократический, героический и религиозный. Ведущим мотивом «потребителя» является стремление к личному счастью, конформист стремится быть «как все», для «аристократа» на первом месте честь и достоинство, «герой» активно преобразовывает окружающий мир в соответствии с идеалами. «Религиозный» тип отличается от других тем, что имеет выход в «вертикальное» пространство и не ограничен социальной проблематикой. Данный подход может быть полезен как основа мотивации поведения и анализа конфликтогенности.

Преобразовательная деятельность героического типа наиболее очевидна как романтическая: высокие цели побуждают совершать серьезные поступки. В истории есть немало примеров как созидательно-преобразовательной, так и разрушительной деятельности: Наполеон, Жанна Д'Арк, Гитлер, Песталоцци, реформаторы церкви и государства, революционеры и общественные деятели... В общественном сознании также укоренилось мнение о том, что художник, являясь провозвестником новых идей и образов, опережает свое время и остается непонятым современниками, вызывая порой зависть и агрессию. Последнее достаточно ярко иллюстрирует мифология о Моцарте и Сальери в изображении А.С.Пушкина. Однако противопоставление себя обществу может носить не только идеологическую окраску. «Вор должен сидеть в тюрьме!» – убежденность Глеба Жеглова вызывает уважение (кстати, образы сыщиков-следователей часто имеют героико-романтический характер), а не только симпатию, основанную на игре В.Высоцкого. Сам актер при этом вполне вписывается в романтический канон: бунтарь против официального «большого стиля» искусства, яркость таланта и поведения и т.п.

«Потребитель», руководствуясь эгоистическими мотивами, нарушает общественные устои, в своей примитивной манифестации воплощаясь преступником (взяточником, бандитом, грабителем и т.п.). Корысть, честолюбие, материальные блага движут представителями этого типа, и на пути достижения цели громко звучит лозунг: «Цель оправдывает средства!» Но не все «криминальные» образы так одноплановы: и у тех, кто нарушает социальный порядок, имеются «понятия» - честь, достоинство, долг, справедливость. Поэтому часто преступник вызывает симпатию не столько проявлением протеста (при этом порой «положительный» с социальной точки зрения следователь оказывается морально сомнительной личностью), сколько наличием непреходящих нравственных ценностей. Таковы герои Ж. Габена, А. Делона, Ж.-П. Бельмондо и многих других. Внутренний конфликт Родиона Раскольникова, его нравственный поиск оказываются важнее правовой оценки.

В целом же данный тип является основой мещанства, воплощая ценности и идеалы среднего класса, который стремится к стабильной, спокойной и предсказуемой жизни.

Аристократизм с этических позиций проявляется в верности морально-духовной традиции и не является свойством личности, наследуемом при рождении. Аристократом (духа) может быть любой человек. Именно этот мотив руководил Н. Андреевой, написавшей письмо «Не могу поступиться принципами» («Советская Россия», 13.03.1988). Можно не соглашаться с позицией автора, но аргументированное отстаивание своих взглядов в любом случае вызывает уважение.

Конформист, желая быть «как все», то есть идентифицироваться с социальной группой, порой не отдает себе отчета в определении сущности и границ этой группы. «Быть как все, кто для меня важен и значим» - наверное, более точная формулировка жизненного принципа. Собственно, каждый человек существует в пространстве между двумя полюсами социализации: на одном конце абсолютная автономия (отшельничество, асоциальность), на другом – обезличенность в строю себе подобных. Конфликтная ситуация заключается в отторжении, неприятии группой индивида, что может носить более или менее антагонистический характер (фильм «Чучело», например).

Что касается Религиозного типа, то социальный диссонанс не имеет для него большого значения, ибо всегда есть место для автономии, обеспечивающей диалог с трансцендентным началом. Более того, как сформулировал иеромонах Роман, «Лучшая поэзия – молчание, лучшее молчание – моление»: уменьшение социальной активности открывает простор для духовного роста. В этой же плоскости находится вопрос об условиях для художественного творчества, гуманитарных и технических озарений, изобретений.

Понятно, что, как и любая другая классификация, данный подход открывает ориентиры для наблюдений и самоанализа. Морально-философская рефлексия над истоками поведения людей позволяет принимать более взвешенные решения и уменьшать напряжение в ситуациях, которые мы называем конфликтными. В каждом человеке сосуществуют все пять «моральных красок», и в различных жизненных ситуациях индивид выбирает то или иное основание для поведения. Например, герой фильма «Пятый элемент» в начале истории ведет образ жизни типичного Потребителя: работа шофером такси имеет вполне определенные черты и рамки и не предполагает никаких подвигов. И высокому военному чину приходится потрудиться, чтобы преодолеть инертность и отказ – ведь размеренная, спокойная и предсказуемая жизнь является основой потребительского мировоззрения. Только воззвание к Героическим идеалам (спасение ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, не меньше!) пробуждает в Корбене Далласе активного деятеля, героя-одиночку... Но вот история завершена, подвиг совершен, человечество спасено. Что дальше? А дальше «поцелуй под титры» и возвращение к прежней – потребительской – жизни. Счастливый финал кинофильма как пропаганда вполне определенного образа жизни.

Необходимо отметить важность проживания индивидом различных вариантов рассматриваемого вида конфликтов в разные периоды развития. Уже в возрасте 3-6 лет, когда проигрывается Эдипов сценарий, человек сталкивается с феноменами одиночества, принятия, идеалов, достоинства пусть на неосознанном уровне, но достаточно внятно. В целом исследование мифологии об Эдипе дает немало информации о психологических и социальных мотивах, находящих отражении во всей дальнейшей жизни человека.

Подростковый протест против родительской опеки – наиболее яркое проявление романтического конфликта. Неслучайно в средней школе ученики предпочитают Лермонтова, герои которого «просят бури», несмотря на вполне спокойное и благополучное окружение. Видимо, яркость и заразительность художественных образов романтической направленности становится основой и оправданием анти- и асоциального поведения в будущем.

Внимательно посмотрев на стадии психосоциального развития личности, предложенные Э. Эриксоном (1968), также можно соотнести кризисные состояния с внутриличностными конфликтами, которые оказываются свяченными с конфликтным противостоянием «индивид-социум». Логично предположить, что отрочески юношеский опыт проживания индивидом ситуаций противостояния группе (обществу) становится основой для основных жизненных стратегий поведения в конфликте. Отсюда необычайная важность драматического анализа произведений литературы и искусства, внимание к ситуациям противоречий, возмущений, борьбы.

Исследование биографий выдающихся людей, анализ поведения героев произведений искусства с позиций нравственной мотивации открывает широкий простор для философской рефлексии, призванной помочь человеку в его развитии и личностном становлении. И здесь важным понятием, так привлекательным в области образования и практической психологии, оказывается «самореализация».

Полагая самореализацию личности как высшую цель жизни и творчества (в определенном смысле вслед за А. Маслоу и другими представителями гуманистической психологии жизнь понимается как творчество в целом), человек высказывает претензии на абсолютность своей воли. Однако, как указывал Шеллинг, «именно названное своеволие и есть зло»: «Начало греха состоит в том, что человек переходит из подлинного бытия к небытию, от истины к лжи, из света в тьму, чтобы самому стать творящей основой и посредством содержащейся в нем мощи центра господствовать над всеми вещами. Ибо даже у того, кто удалился из центра, все еще остается чувство, что он был всеми вещами, был в Боге и с Богом; поэтому он вновь стремится к этому, но для себя, а не там, где он мог быть таковым, а именно, в Боге. Отсюда возникает голод себялюбия, которое в той мере, в какой оно отрекается от целого и от единства, становится все более скудным и жалким, но именно поэтому все более алчным, голодным, ядовитым...» (выделено нами – В.О.).

Чем бы ни было мотивировано противостояние человека обществу, оно имеет два исхода: либо полное одиночество, либо примирение со средой. Скупой рыцарь, Дон Жуан, Наполеон... – финал их жизненного пути не слишком симпатичен. Если романтический поиск не заканчивается примирением с мирозданием, превращается в саморазрушение. Романтический конфликт построен на стремлении свободной человеческой воли превратиться в абсолют, в божество, во всемирную, универсальную волю, диктующую порядок мироздания. Этот ключевой романтический конфликт зародился задолго до официального оформления романтизма как литературного течения, в романтизме обрел свою самую эффектную и влиятельную форму и пережил романтизм как узко понимаемое литературное направление.

В тоже самое время дон Хуан де Маранья, герой севильской легенды, один из прототипов легендарного дона Жуана, нашел силы избавиться от тщеславной гордыни, уйдя в монастырь. Подобный поворот в судьбе открывает человеку долгую и, возможно, комфортную жизнь, однако тогда он перестает быть «романтическим героем».

Профилактика и терапия романтического конфликта видится в пристальном анализе и самоанализе поведения людей с морально-нравственных позиций.

Обращение к личному опыту и рефлексирование становится индуктором интереса человека к поведению и жизни других людей, выводит его из социального капсулирования, развивает социально-коммуникативные навыки. В целом конфликтная компетентность становится частью коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская,1989, Н.В. Гришина, 2000).

Рассмотрение поведения участников коммуникативных ситуаций с позиций моральной мотивации позволяет снизить психологическую напряженность в коллективах и рабочих группах, повышает психологическую устойчивость специалистов профессиональной сферы «человек-человек».

Задание:

Проанализируйте поведение главного героя литературного произведения или кинофильма с позиций нравственной мотивации: как он относится к людям и к себе самому, к миру в целом? Что он понимает под словом «счастье»? Каковы его ценности (моральные, материальные, социальные, духовные)? Какими средствами персонаж добивается поставленных целей?

Если конфликтная ситуация воспринимается негативно чревата срывами, стоит подумать над тем, как из нее выйти, чтобы гармонизировать дальнейшее общение и деловое сотрудничество. Одним из способов выхода из ситуации, описываемой как конфликт, может быть применение соответствующего алгоритма.

Алгоритм как четкая последовательность действий помогает экономить время и силы при выполнении какой-либо работы. Выход из конфликта требует осознания произошедшего и грамотного поведения. Тем более, что у каждого из участников «истории» есть своя версия случившегося и «своя правда».

 

АЛГОРИТМ ДЕКОНФЛИКТИЗАЦИИ

 

Поскольку партнер был неправ, а твоя обязанность помочь ему быть точнее, то имеет смысл:

1. Разъяснить ситуацию вообще и свое состояние в частности.

2. Признать свою ошибку (вину) и извиниться.

3. По возможности смягчить свою вину, не переваливая все на партнера.

4. По возможности смягчить его вину, оправдать (естественностью его промаха, обстоятельствами и т.п.).

5. Подсказать, как на будущее ему реагировать лучше (предложить несколько вариантов - среди 2-3 будет то, что он мог бы принять).

Собственно, ради последнего пункта разворачивается вся процедура: не важно, кто начал, а кто продолжил. Главное - как нам жить дальше.

Задания:

1. Проанализируйте действенную линию поведения героев басни И.А. Крылова (по Вашему выбору). Постарайтесь учесть все нюансы изменений в поведении каждого персонажа.

2. Возьмите для анализа сцену из произведения классической драматургии (Шекспир, А.Н. Островский, А.С. Пушкин, Лопе де Вега и др.) или прозы.

3. Опишите реальную ситуацию, участником или свидетелем которой Вы были. Прокомментируйте эту «пьесу жизни».

 

ГРЕХИ ЯЗЫКА

 

В отечественной традиции большое значение придавалось как «хорошо сказанному слову», так и нарушениям «добрословия». Русский язык сохранил такие синонимы «риторики», как «красноречие», «прекраснословие», «сладкогласие» и т.п. Литературоцентричность русского менталитета отразилась в крылатой фразе «поэт в России больше, чем поэт». Требования культуры речи описаны достаточно полно. Тем интереснее узнать, как наши предки опре­деляли речевое поведение, нарушающее гармонию общения - как межличностного, так и делового.

(См. подробнее: О грехах языка: Домашние поучения. Вып.5. –СПб.,М.: «Диоптра», «Лествица», 2002.)

Божба,

Болтливость, многоглаголание, многословие, празднословие, пусторечие, пустословие, суесловие,

Дерзость,

Досаждение,

Злоречие, злословие, злоязычие,

Клятва

Кощунство,

Лжеучительство, любоучительство

Ложь, оклеветание,

Лукавство,

Лесть, славословие,

Наговоры,

Оскорбление, хуление,

Осуждение,

Пересуды,

Прекословие, пререкание, препирательство,

Противоречие,

Начетничество, наушничество,

Разглагольствование,

Раздражительство,

Ропот,

Самомнение, самочинение,

Сквернословие, срамословие,

Смехотворство,

Укоры.

 

Задания:

1. Дайте толкование каждому слову из приведенного списка. Проверьте свое понимание с определениями, которые предлагают толковые словари (В.И. Даля, С.И. Ожегова и др.).

2. Проведите «экспертизу общения»: отмечайте речевые действия собеседников, совпадающие с указанными в данном списке (в качестве рабочего материала для исследования можно взять фрагмент произведения искусства - литературы, кино, телевидения). Возможно, такое наблюдение позволит избегать подобного поведения в дальнейшем.

 

РЕФЕРИРОВАНИЕ

 

Понимание в процессе общения связано не только с восприятием, пониманием, интерпретацией, запоминанием и воспроизведением устной речи, но также с умением обрабатывать письменную речь, тексты различных жанров. Умение излагать содержание своими словами является одним из важных коммуникативных умений не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни.

Реферат (лат. referre - докладывать, сообщать; refero - излагаю) – 1. Краткое изложение основных положений книги или научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада. 2. Доклад на заданную тему по определенным источникам. (Словарь Д.Н. Ушакова).

Цель реферирования – полно и вместе с тем кратко изложить содержание исходного текста.

Для написания реферата необходимо:

1. Выделить в материале первоисточника:

а) наиболее существенные положения, требующие обязательного отражения в тексте реферата;

б) второстепенную информацию, которая передается в сокращенном виде;

в) малозначительную информацию, которую можно опустить.

2. Определить и сформулировать основную проблематику первоисточника.

3. Проанализировать (наиболее важные с точки зрения реферирующего) вопросы или проблемы и доказать важность выбранного для анализа материала.

4. Свернуто изложить основную информацию с обобщением второстепенной, используя языковые средства, характерные для научного стиля оформления рефератов.

5. Выразить свое собственное мнение по содержанию прочитанного.

В структуре реферата выделяют три части: заголовочную, собственно реферативную и оценочную.

Задача заголовочной части – дать исходные данные (фамилию автора, название статьи или книги, место издания, издательство, год издания).

Реферативная часть является главной в структуре реферата и содержит основную информацию. В собственно реферативную часть входит:

– тематика,

– определение характера первоисточника,

– перечисление основных вопросов (проблем),

– анализ отдельных наиболее важных положений,

– доказательство важности выбранных для анализа вопросов (проблем).

Оценочная часть содержит общий вывод о значении темы или проблемы первоисточника: собственное мнение референта о важности проблем, о научной ценности данного произведения; о языке, трудности или легкости понимания; о согласии или несогласии с позицией автора; возможно указание на то, кому предназначен текст.

Для реферата, как и для научного доклада, курсовой, дипломной и диссертационной работ, характерен научный стиль речи.

Особенностью научного стиля речи являются: безличные формы глагола (рассматривается, упоминается, делается вывод и т.п.), упоминание автора в третьем лице.

Задание. Составьте реферат (источники указываются преподавателем), используя лексические средства, характерные для научного стиля речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.115 с.)