Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «мера вашей общительности»Содержание книги Поиск на нашем сайте
«Коммуникабельность» и «общительность» часто понимаются как очень близкие понятия, однако если первое толкуется как «способность легко и быстро устанавливать контакты между людьми», то второе включает в себя и активное речевое поведение как характеристика личности. Отвечая на поставленные вопросы, ставьте баллы: за каждое «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» – ничего. Внимательно читайте вопросы, прислушиваясь к себе. 1. У вас в скором времени деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи её ожидание? 2. Откладываете ли посещение врача до того времени, пока совсем не станет плохо? 3. Вызывает ли у вас недовольство поручение выступать с докладом на каком-нибудь совещании? 4. Вам предлагают поехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать командировки? 5. Любите ли вы делиться с кем-то своими опасениями? 6. Раздражаетесь ли, когда незнакомый человек обращается к вам с просьбой? 7. Верите ли, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно найти общий язык? 8. Постыдитесь ли напомнить знакомому, что он забыл вернуть одолженный «червонец»? 9. В ресторане или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Вы промолчите и лишь раздраженно отодвинете тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не заведете с ним разговор, а если он заговорит первым, то будете скучать, не так ли? 11. Вы ужасаетесь любой длинной очереди – в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра... Вы скорее откажетесь от своего намерения, чем встанете в хвост очереди? 12. Боитесь ли принимать участие в комиссии, которая должна найти виновного в какой-то конфликтной ситуации? 13. У вас есть собственные, индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мыслей на этот счет вы не принимаете. Это так? 14. Услышав где-то в кулуарах явно ошибочное суждение, касающееся хорошо известно вам вопроса, вы промолчите и не будете отстаивать собственную позицию? 15. Раздражает ли вас просьба помочь кому-нибудь разобраться в определенной проблеме? 16. Охотно ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, отдавай ей предпочтение перед устной? Расшифровка: 30–32 — вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой вы страдаете; 25–29 – вы углублены в себя, неразговорчивы, отдаете предпочтение одиночеству, поэтому у вас мало друзей; 19–24 – вам нравится общаться, в незнакомой ситуации вы чувствуете себя довольно хорошо, иногда в ваших словах заметен немотивированный сарказм, но от этого недостатка легко избавиться; 14–18 – ваша коммуникабельность в норме, новые дела вы начинаете без неприятных переживаний, хотя, наверное, не любите шумных компаний, многословие вас раздражает; 6–13 – вполне вероятно, вы «свой парень», везде чувствуете себя в своей тарелке, охотно высказываете собственные суждения по любому поводу, даже если имеете о предмете разговора недостаточно знаний, беретесь за всякое дело, хотя не всегда можете успешно его завершить; 5 и менее – вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые вас не касаются, обидчивы, необъективны, людям с вами приходится тяжело.
МОТИВАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коммуникативные способности личности проявляются в деятельности, и в процессе общения люди сознательно или даже бессознательно удовлетворяют различные потребности. Если обмен информацией строится по законам логики, то межличностный аспект коммуникации протекает в русле реализации собственных интересов и достижения персональных целей. При этом возможно расхождение текста (произносимых слов) и подтекста (смысла речевого действия, который выражается интонацией, мимикой, жестами). Внешнее проявление коммуникации, которое выражается в форме устной или письменной речи, всегда имеет причину (Почему это говориться или пишется?) и цель (Зачем это говорится или пишется?). Для того, чтобы сделать взаимодействие более эффективным, имеет смысл развить умение «прочитывать» намерения собеседника. Впрочем, нужно помнить, что это всего лишь наши предположения! А для собственной уверенности и честности, которые также улавливает собеседник, стоит отдавать себе отчет в своих собственных мотивах относительно партнеров по коммуникациям.
КЛАССИФИКАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ (По: Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. –М., 2002. С.119-124.)
Существуют различные классификации основных потребностей. Например, Дж. Роттер, определяя потребности как типы поведения, схожим образом приобретающие те же или подобные наборы подкреплений, выделяет шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека: – Статус признания (потребность чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности); – Защита – зависимость (потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей); – Доминирование (потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основании такого контроля); – Независимость (потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других); – Любовь и привязанность (потребность, чтобы нас принимали и любили другие люди); – Физический комфорт (удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли). Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers. New York: Praeger, 1982. Более широкой популярностью пользуется классификация основных потребностей, известная в литературе как «Пирамида Маслоу». Физиологические потребности. Это потребности, существенные для физического выживания. К ним относятся потребности: в пище, питье, кислороде, физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии. Потребности безопасности и защиты. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской и по безработице) можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или группе. Доминирующей целью для человека становится групповая принадлежность. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы; подростки тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических и других сплоченных группах; молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости. Потребности самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода, Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть теми, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Из этого иерархического расположения мотивов могут быть и исключения. Так, А. Маслоу признавал, что творческий человек может развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Некоторые люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. Maslow А.Н. Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper and Row, 1987. Задания: 1. Продолжите фразы: Я учусь для того, чтобы... Мне нужна работа для... Деньги мне необходимы для... Соотнесите написанное с уровнями Пирамиды потребностей А. Маслоу. 2. Понаблюдайте участниками делового совещания, деловой беседы: какие потребности лежат в основе их поведения? Чего добиваются люди, отстаивая свое мнение? Совпадает ли деловая, информативная часть их высказываний с поведением в целом (мимика, жестикуляция, интонационный строй речи)? 3. А. Маслоу расположил потребности в виде пирамиды. Предложите наглядное соотнесение потребностей, сформулированных Дж. Роттером, например, в виде круговой диаграммы. 4. Вспомните эпизод вашего любимого фильма, спектакля, рассказа: какими словами можно определить мотивы (в том числе и скрытые!) слов, которые произносят персонажи? 5. Если бы вы совершали «Восхождение по пирамиде потребностей», какие слова и выражения звучали бы на каждом уровне? Кому они были бы адресованы?
СЛУШАНИЕ
В коммуникации кроме источника информации важную роль играет второй участник - приемник информации, аудитория. Слушание как деятельность является содержательным компонентом коммуникации Умение слушать является одним из наиболее трудных коммуникативных умений, так как на пути восприятия и усваивания информации лежат фильтры сознания, рожденные всем опытом предыдущей жизни, а также иные помехи: – Внешние помехи (шум, температура, комфортабельность мебели, акустические свойства пространства и т.п.) – Физическое состояние человека (тонус, состояние здоровья) – Образы прошлого и будущего, ассоциации, возникающие в ходе слушания речи собеседника – Эмоциональное состояние – Ответные мысли – Коммуникативная установка (готовность к общению в целом, позитивная или негативная по отношению к собеседнику, теме разговора) – Опыт предыдущей жизни (образования, профессии, иной деятельности) – Жизненные ценности и смыслы – Верования и предрассудки. Очень важно развить в себе способность осознавать наличие подобных «слепых пятен», которые могут приводить к неэффективному поведению, и тогда у нас появится возможность понять свою систему убеждений, ценностей и установок. Стремление к достижению профессионального успеха возникает еще в школе, когда мы учимся основным понятиям и навыкам поведения, которые призваны помочь нам в достижении желаемого. Сара У. Ландстин, специалист в области слухового восприятия в условиях аудитории, отмечает, что самые ранние языковые умения и навыки находят свое отражение в умении слушать. На работе человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто такими навыками не обладает. Особенно важно умение слушать и слышать в сфере «человек-человек», где коммуникативные навыки являются частью профессиональной компетентности. Исследования американских ученых показали, как распределяется время между реальными аспектами коммуникации (в среднем): 9% – письмо, 16% – чтение, 35% – говорение, 40% – слушание. При этом в среднем люди являются «эффективными слушателями» лишь на 25%! Умение слушать - это: – восприятие информации от говорящих, других людей или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; – поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее продолжать акт общения; – некоторое влияние на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед». Это определение подчеркивает роль слушателя и его ответственность в процессе коммуникации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.011 с.) |