Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «мера вашей общительности»

Поиск

 

«Коммуникабельность» и «общительность» часто понимаются как очень близкие понятия, однако если первое толкуется как «способность легко и быстро устанавливать контакты между людьми», то второе включает в себя и активное речевое поведение как характеристика личности.

Отвечая на поставленные вопросы, ставьте баллы: за каждое «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» – ничего. Внимательно читайте вопросы, прислушиваясь к себе.

1. У вас в скором времени деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи её ожидание?

2. Откладываете ли посещение врача до того времени, пока совсем не станет плохо?

3. Вызывает ли у вас недовольство поручение выступать с докладом на каком-нибудь совещании?

4. Вам предлагают поехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать командировки?

5. Любите ли вы делиться с кем-то своими опасениями?

6. Раздражаетесь ли, когда незнакомый человек обращается к вам с просьбой?

7. Верите ли, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно найти общий язык?

8. Постыдитесь ли напомнить знакомому, что он забыл вернуть одолженный «червонец»?

9. В ресторане или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Вы промолчите и лишь раздраженно отодвинете тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не заведете с ним разговор, а если он заговорит первым, то будете скучать, не так ли?

11. Вы ужасаетесь любой длинной очереди – в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра... Вы скорее откажетесь от своего намерения, чем встанете в хвост очереди?

12. Боитесь ли принимать участие в комиссии, которая должна найти виновного в какой-то конфликтной ситуации?

13. У вас есть собственные, индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мыслей на этот счет вы не принимаете. Это так?

14. Услышав где-то в кулуарах явно ошибочное суждение, касающееся хорошо известно вам вопроса, вы промолчите и не будете отстаивать собственную позицию?

15. Раздражает ли вас просьба помочь кому-нибудь разобраться в определенной проблеме?

16. Охотно ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, отдавай ей предпочтение перед устной?

Расшифровка: 30–32 — вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой вы страдаете;

25–29 – вы углублены в себя, неразговорчивы, отдаете предпочтение одиночеству, поэтому у вас мало друзей;

19–24 – вам нравится общаться, в незнакомой ситуации вы чувствуете себя довольно хорошо, иногда в ваших словах заметен немотивированный сарказм, но от этого недостатка легко избавиться;

14–18 – ваша коммуникабельность в норме, новые дела вы начинаете без неприятных переживаний, хотя, наверное, не любите шумных компаний, многословие вас раздражает;

6–13 – вполне вероятно, вы «свой парень», везде чувствуете себя в своей тарелке, охотно высказываете собственные суждения по любому поводу, даже если имеете о предмете разговора недостаточно знаний, беретесь за всякое дело, хотя не всегда можете успешно его завершить;

5 и менее – вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые вас не касаются, обидчивы, необъективны, людям с вами приходится тяжело.

 

МОТИВАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Коммуникативные способности личности проявляются в деятельности, и в процессе общения люди сознательно или даже бессознательно удовлетворяют различные потребности. Если обмен информацией строится по законам логики, то межличностный аспект коммуникации протекает в русле реализации собственных интересов и достижения персональных целей. При этом возможно расхождение текста (произносимых слов) и подтекста (смысла речевого действия, который выражается интонацией, мимикой, жестами). Внешнее проявление коммуникации, которое выражается в форме устной или письменной речи, всегда имеет причину (Почему это говориться или пишется?) и цель (Зачем это говорится или пишется?).

Для того, чтобы сделать взаимодействие более эффективным, имеет смысл развить умение «прочитывать» намерения собеседника. Впрочем, нужно помнить, что это всего лишь наши предположения! А для собственной уверенности и честности, которые также улавливает собеседник, стоит отдавать себе отчет в своих собственных мотивах относительно партнеров по коммуникациям.

 

КЛАССИФИКАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

(По: Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. –М., 2002. С.119-124.)

 

Существуют различные классификации основных потребностей. Например, Дж. Роттер, определяя потребности как типы поведения, схожим образом приобретающие те же или подобные наборы подкреплений, выделяет шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека:

– Статус признания (потребность чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности);

– Защита – зависимость (потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей);

– Доминирование (потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основании такого контроля);

– Независимость (потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других);

– Любовь и привязанность (потребность, чтобы нас принимали и любили другие люди);

– Физический комфорт (удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли).

Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers. New York: Praeger, 1982.

Более широкой популярностью пользуется классификация основных потребностей, известная в литературе как «Пирамида Маслоу».

Физиологические потребности. Это потребности, существенные для физического выживания. К ним относятся потребности: в пище, питье, кислороде, физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.

Потребности безопасности и защиты. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской и по безработице) можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или группе. Доминирующей целью для человека становится групповая принадлежность. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы; подростки тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических и других сплоченных группах; молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.

Потребности самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода, Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь.

Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости.

Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть теми, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.

Из этого иерархического расположения мотивов могут быть и исключения. Так, А. Маслоу признавал, что творческий человек может развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Некоторые люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья.

Maslow А.Н. Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper and Row, 1987.

Задания:

1. Продолжите фразы:

Я учусь для того, чтобы...

Мне нужна работа для...

Деньги мне необходимы для...

Соотнесите написанное с уровнями Пирамиды потребностей А. Маслоу.

2. Понаблюдайте участниками делового совещания, деловой беседы: какие потребности лежат в основе их поведения? Чего добиваются люди, отстаивая свое мнение? Совпадает ли деловая, информативная часть их высказываний с поведением в целом (мимика, жестикуляция, интонационный строй речи)?

3. А. Маслоу расположил потребности в виде пирамиды. Предложите наглядное соотнесение потребностей, сформулированных Дж. Роттером, например, в виде круговой диаграммы.

4. Вспомните эпизод вашего любимого фильма, спектакля, рассказа: какими словами можно определить мотивы (в том числе и скрытые!) слов, которые произносят персонажи?

5. Если бы вы совершали «Восхождение по пирамиде потребностей», какие слова и выражения звучали бы на каждом уровне? Кому они были бы адресованы?

 

СЛУШАНИЕ

 

В коммуникации кроме источника информации важную роль играет второй участник - приемник информации, аудитория. Слушание как деятельность является содержательным компонентом коммуникации

Умение слушать является одним из наиболее трудных коммуникативных умений, так как на пути восприятия и усваивания информации лежат фильтры сознания, рожденные всем опытом предыдущей жизни, а также иные помехи:

– Внешние помехи (шум, температура, комфортабельность мебели, акустические свойства пространства и т.п.)

– Физическое состояние человека (тонус, состояние здоровья)

– Образы прошлого и будущего, ассоциации, возникающие в ходе слушания речи собеседника

– Эмоциональное состояние

– Ответные мысли

– Коммуникативная установка (готовность к общению в целом, позитивная или негативная по отношению к собеседнику, теме разговора)

– Опыт предыдущей жизни (образования, профессии, иной деятельности)

– Жизненные ценности и смыслы

– Верования и предрассудки.

Очень важно развить в себе способность осознавать наличие подобных «слепых пятен», которые могут приводить к неэффективному поведению, и тогда у нас появится возможность понять свою систему убеждений, ценностей и установок.

Стремление к достижению профессионального успеха возникает еще в школе, когда мы учимся основным понятиям и навыкам поведения, которые призваны помочь нам в достижении желаемого. Сара У. Ландстин, специалист в области слухового восприятия в условиях аудитории, отмечает, что самые ранние языковые умения и навыки находят свое отражение в умении слушать. На работе человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто такими навыками не обладает. Особенно важно умение слушать и слышать в сфере «человек-человек», где коммуникативные навыки являются частью профессиональной компетентности.

Исследования американских ученых показали, как распределяется время между реальными аспектами коммуникации (в среднем):

9% – письмо,

16% – чтение,

35% – говорение,

40% – слушание.

При этом в среднем люди являются «эффективными слушателями» лишь на 25%!

Умение слушать - это:

– восприятие информации от говорящих, других людей или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;

– поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее продолжать акт общения;

– некоторое влияние на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».

Это определение подчеркивает роль слушателя и его ответственность в процессе коммуникации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.)