Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие ритма, метра и размера↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нотная запись
Нотная запись
Гитаристам, не владеющим нотной грамотой, перед тем как приступить к практическим занятиям следует, хотя бы в поверхностной форме, изучить основные правила записи нот или нотную запись
Высота нот определяется их вертикальным положением относительно линий нотного стана (нотоносца). Строка нотного стана состоит из пяти линий. Ноты, выходящие за диапазон нотоносца, записываются на добавочных линиях: Так как в музыке используются инструменты разных диапазонов, то для их записи потребовалось бы большое количество добавочных линий. Поэтому для облегчения восприятия нотного текста, высота нотного стана может быть различной, а отражается это при помощи ключа, выставленного в начале нотоносца. Гитару по традиции (реально же гитара звучит на октаву ниже) записывают на нотоносце в скрипичном ключе, который показывает, что нота СОЛЬ располагается на второй линии нотного стана. Для того, чтобы гитарист мог быстро найти нужную ноту на грифе гитары, в гитарную запись вводят таблатуру, которая показывает, на какой струне и на каком ладу гитары располагается соответствующая нота (над цифрой таблатуры). Гитаристу необходимо хорошо знать расположение нот на грифе гитары. Изучать гриф на начальном этапе целесообразно отдельно на каждой из струн: Через 12 ладов ноты повторяют своё звучание, но на октаву выше, в более высоком регистре. Качество самого тона при этом не изменяется, только частота колебании увеличивается в два раза. Высокие ноты, расположенные выше 12-го лада, записываются при помощи добавочных линий, или же над ними (нотами) выставляют цифру 8 с пунктирной линией, которая показывает, что данные ноты (под пунктиром) должны играться на октаву выше. Каждая нота может быть повышена или понижена на полтона. Для этого в нотной записи применяются знаки альтерации: Диез # - повышает ноту, перед которой он выставлен, на полтона (на гитаре - это нота, расположенная на 1 лад выше). Бемоль - понижает ноту на полтона (соответственно 1 лад вниз). Бекар - отменяет действие предыдущего знака альтерации - бемоля или диеза. Кроме нотной записи высоты звуков также используется и буквенная система (в основном для записи аккордов):
Длительность звука
Звуки мелодии отличаются между собой не только по высоте, но и по длительности: мы слышим то долгие, то короткие звуки. Для обозначения длительностей исторически выработалась наглядная запись нот. Наиболее долгая нота (целая) обозначается белым кружком. Если данную ноту разделить на две равные части, то получатся две половинные ноты (белые кружки со штилем). При дальнейшем дроблении получатся четвертные ноты (чёрный кружок со штилем), восьмые (чёрные ноты со штилем и добавленным к нему хвостиком). Для облегчения читки нот восьмые и более короткие ноты группируются, т.е. ноты соединяются ребром (восьмые) или двумя рёбрами (шестнадцатые) и т.д. См. схему 1. Кроме этого, нота может дробиться не на две равные части, а на три (триоль записывается как объединённые три ноты с цифрой 3). В процессе практических занятий, на конкретных примерах, мы будем более детально рассматривать различные ритмические фигуры и их нотную запись.
Синкопы
В тех случаях, когда долгие звуки не совпадают с сильными долями, образуется смещение акцентов с сильных долей на слабые. Такое смещение акцентов называется синкопой. Синкопирование (синкопированные ритмы) особенно ярко проявляются в современной эстрадной музыке. Можно сказать, что синкопирование является неотъемлемым ритмическим элементом блюза, джаза, рок-музыки и всех производных стилей. Синкопы можно разделить на три группы: межтактовую, внутритактовую междолевую и внутритактовую внутридолевую. Межтактовая синкопа появляется тогда, когда звучащая в одном такте нота продолжает своё звучание в следующем. Сильная доля данного следующего такта приходится на уже звучащую ноту. Междолевая синкопа образуется в том случае, когда наиболее долгая нота приходится на слабые доли такта или при продолжении звучания ноты на следующую счётную долю: Внутридолевая синкопа образуется внутри доли (при мелких длительностях) в том случае, когда первая нота, совпадающая со счётом, короче остальных нот данной доли. Такие синкопы могут возникать внутри каждой доли как сильной, так и слабой. В следующей главе данные синкопы мы изучим более детально, так как у Вас на этом этапе могут возникнуть определённые трудности. В следующих примерах представлены некоторые виды внутридолевых синкоп:
Темп Мы уже кратко касались вопроса о темпе (темпом называется скорость исполнения музыкального произведения); именно относительно его мы отсчитываем доли, указанные в размере. Основное правило при игре по нотам заключается в том, что темп должен быть чётким, ровным. В противном случае, если темп будет "плавать", длительности нот в каждом такте будут принимать разную величину, что нарушит всю систему, смысл нотной записи. Исключения составляют различные темповые нюансы - замедления (ускорения), которые композитор отмечает в нотной записи.
Темп произведения указывается в начале нотного текста. Данное указание может быть словом (например, итальянским словом Allegro т.е. быстро) или, для более точного отражения темпа, отмечается количеством четвертных долей (или других) в минуту. В приведённом выше нотном примере, указан темп =120 четвертных нот в минуту. Вы без труда можете высчитать длительность 1-й четверти: половина секунды - (1/4 -120 уд. значит 2/4 - 60 уд. Отсюда следует, что две четверти необходимо сыграть за одну секунду.) Обозначенный таким образом темп (уд./мин.) наиболее точен, поэтому в настоящее время встречается чаще. Для точного определения темпа произведения, а также для отработки метроритмических и технических приёмов, музыканты используют метроном - специальный прибор (механический или электронный), который издаёт характерный звук в установленном темпе. На основе этого темпа, в соответствии с размером, высчитываются длительности нот. В практических занятиях Вам понадобится метроном, который Вы можете приобрести в любом музыкальном магазине. Особое внимание к темпу, лучше сказать, к ровному выдерживанию заданного темпа, следует обратить именно эстрадным музыкантам, так как современные стили музыки требуют исключительной ритмичности. На этом мы завершим рассказ об основных правилах нотной записи. Материал, изученный выше, является лишь отправной точкой, тем минимумом, который необходим для практических занятий. *** Задание для самопроверки Проанализируйте данные примеры и постарайтесь их сыграть.
Ритмические рисунки Для того, чтобы преодолеть ритмические трудности, научиться "видеть" ритм в записанной форме. Вам необходимо отработать наиболее употребимые ритмические формулы. В конечном итоге любой ритм состоит из набора ритмических комбинаций. Выучив их наизусть. Вы уже не будете высчитывать длительности, этот процесс будет происходить у Вас автоматически. Изученные формулы не стоит рассматривать как "пройденный, понятный материал". Понять, т.е. разобраться в каком либо ритмическом рисунке можно очень быстро. Но наша задача довести восприятие записанных формул до полного автоматизма, который вырабатывается только при регулярных ежедневных занятиях. Поэтому к данному разделу пособия, посвящённому отработке ритмических рисунков, Вам нужно будет возвращаться вновь и вновь. С каждым днём на это Вы будете тратить всё меньше и меньше времени. Практические занятия начнём с отработки ритмических рисунков на основе больших длительностей. Как Вы понимаете, чем короче длительности, тем сложнее могут быть их вариации и комбинации. Не старайтесь выполнять упражнения в быстром темпе, наоборот медленный темп приносит больше пользы. Выполните следующее упражнение: установите метроном на темп не более 80 уд/мин. Следуя темпу, лёгкими ударами ноги выдерживайте размер, а в ладоши хлопайте в тот момент, когда нужно извлечь звук. В приведённом ниже примере - размер 4/4, то есть за один такт Вы должны сделать 4 удара ногой (соответственно долям). Целая нота звучит весь такт, значит на 1-ю (сильную) долю каждого такта Вы хлопаете в ладоши. Во втором примере две целых ноты залигованы, т.е. нота СИ в данной записи должна звучать два такта. В размере 2/4 целый такт будут звучать половинные ноты: В конце каждой строки нотоносца Вы видите двойную тактовую черту с двумя точками, которая говорит о повторении музыкального отрезка, т.е. упражнения играются по 2 раза. В размере 3/4 нота будет звучать целый такт в том случае, если к половинной длительности добавить четвертную (3/4=2/4+1/4). Отработайте рисунок, соблюдая размер. Опережение взгляда При постоянной игре по нотам со временем у музыканта вырабатывается метод опережения взгляда, т.е. исполнитель смотрит не на те ноты, которые играет в данный момент, а заглядывает чуть вперёд. Опытные музыканты могут анализировать ноты на несколько тактов вперёд. (Это зависит от насыщенности нотного текста, его информативности.) Именно благодаря этой способности (опережающему анализу нотного текста), такие исполнители с лёгкостью играют с листа. Необходимость опережения взгляда обусловлена тем, что поступающую нотную информацию необходимо "обработать", а на это требуется время. Опережение взгляда даёт музыканту время "подумать" и, чем больше этого времени, (т.е. чем дальше взгляд) тем увереннее будет чтение нотного текста. Если проанализировать данную технику, то легко понять, что опережающий взгляд "изучает" нотный текст и откладывает его в "оперативную память". Играет же музыкант данный текст в нужное время уже по памяти, а взгляд его находится впереди. Это может происходить тогда, когда исполнителю "всё ясно", т.е. он предслышит звучание нотного текста. Постарайтесь выполнить следующее упражнение: до начала игры бегло охватите весь музыкальный отрезок. Соблюдая счёт, играйте первый такт (паузу), а в это время перенесите взгляд на следующий такт, проанализировав его, будьте готовы его играть (дождавшись сильной доли). Итак, начиная играть один такт, переносите взгляд на следующий, тем более что при игре звучащих целый такт нот нет необходимости смотреть на уже извлечённую ноту. Упражнения При игре последнего такта переносите взгляд на начало упражнения (так как в конце мы видим знак повторения). В следующих упражнениях рассмотрены варианты ритмических формул половинными длительностями в размере 4/4. В размере 3/4 такт состоит из нот длительностью 2/4+1/4 Следующее упражнение отрабатывайте с опережением взгляда: Целые и половинные длительности нот - наиболее простые ритмические фигуры, не представляющие больших трудностей. Дальнейшее дробление длительностей будет усложнять ритмические рисунки, поэтому переходить к каждой следующей формуле можно только после твёрдого усвоения предыдущего материала. Необходимо отметить некоторые особенности записи размера, которые могут встретиться Вам в нотной литературе. Иногда размер 4/4 обозначают знаком С: Размер 4/4 можно представить как 2/2, который записывается знаком и длительности высчитываются на РАЗ-ДВА. В основном размер 2/2 применяется в быстрых темпах для облегчения счёта, хотя, так или иначе, его можно рассматривать как обычный размер 4/4. В размере 4/4 первая доля сильная, 2-я слабая, 3-я относительно сильная (начало 2-й ритмической ячейки 2/4) и 4-я слабая. В размере считается только сильная доля и относительно сильная (cм схему). После того, как Вы усвоите предыдущий материал. Вы можете переходить к отработке ритмических формул, основанных на четвертных длительностях: В размере 4/4: В размере 3/4: В сочетании половинных и четвертных: В размере 4/4: Задание Проиграйте следующие ритмические отрезки в медленном темпе. Исходя из размера ногой отстукивайте те доли, которые изображены над нотоносцем. В ладоши прохлопывайте ноты, стараясь точно выдерживать их длительности: По мере выработки навыка опережения взгляда постепенно увеличивайте темп. В быстром темпе 4/4 можно представить как . Ритмические рисунки с использованием восьмых Две восьмые ноты в сумме образуют длительность, равную четвертной ноте. Ритмические рисунки с использованием восьмых становятся более разнообразными и сложными по сравнению с теми, что мы изучали ранее. Отрабатывать нижеследующие комбинации ритмических формул необходимо по тем же принципам, только для чёткого определения восьмых нот счёт каждой доли, также как и ноты, разобьём на две части - РАЗ-И, ДВА-И и т.д. При игре упражнений отстукивайте ногой четвертные счётные доли, при этом на каждый удар ноги восьмые ноты будут представлять собой два одинаковых по времени хлопка в ладоши. В следующем упражнении приведены различные комбинации восьмых пауз в размере 2/4: Некоторую сложность на начальном этапе могут вызывать синкопы на восьмых нотах. В музыкальной практике при изучении нотных транскрипции джаз и рок-музыки такие синкопы Вам будут встречаться довольно часто. Поэтому тщательно закрепите в своём сознании межтактовые (упр.1) и междолевые (упр.2) синкопы. Упражнения выполняйте в медленном темпе, доводя их до автоматизма. Затакт Затактом называется неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или отдельная фраза. Счётные доли затакта, естественно, соответствуют размеру. Если затакт, например, состоит из одной восьмой ноты, то это значит, что Вам необходимо сыграть эту ноту на счёт И после ДВА. Упражнения Для того, чтобы Ваши навыки восприятия ритмов вырабатывались быстрее, очень полезно записывать ритмические рисунки знакомых Вам мелодии, песен и т.д. в нотном виде. Не фиксируя высотные характеристики ноты, отражая только ритмические фигуры (например на ноте СИ), Вы уже через несколько дней ощутите прогресс. Начинать целесообразнно с самых простых песен. Польза данных упражнений состоит в том, что ритмические рисунки, которые Вы запишете в нотах, надолго откладываются в память. После того, как Вы начнёте быстро справляться с песнями, нужно усложнять задачу - записывать ритмические партии гитарных композиций, соло с магнитофона. Пользу от этих упражнений трудно переоценить; Вы развиваете ритмический слух, вырабатываете нотные стереотипы различных ритмов, "пропитываетесь" фирменной ритмической фразировкой и т.д. Пример Как записать мелодию ритмически? В качестве примера возьмём простую песню "Подмосковные вечера". В начале необходимо определить метр песни, т.е. количество долей от одной сильной доли до следующей сильной доли. В данной песне метр двудольный. Далее, отстукивайте ногой (в темпе мелодии) счётные доли, а в ладоши хлопайте ноты (слоги), которые поются в данной песне. После этого запишите ритм песни в нотную тетрадь:
Аккордовый аккомпанемент В нотах для гитары (в подавляющем их большинстве) аккордовый аккомпанемент записывается не нотами, а при помощи специальных аккордовых обозначений. Они выставляются над нотным станом, причём нотами отображается только ритм. Иногда ритм не записывается, аккомпаниатор сам выбирает ритмические фигуры гитарной партии, пользуясь только аккордовой последовательностью. Для того, чтобы Вы могли быстро освоить технику аккомпанемента на гитаре, помимо понимания ритмов нотной записи. Вы должны знать определённое кол-во аккордов (т.е. Вы должны знать как берутся те или иные из них).Например, Вы встречаете в нотной записи следующую партию: Это означает: на нотном стане записан ритмический рисунок гитарной партии, где сами аккорды стоят над нотами. Если качество аккорда не меняется, то он не ставится над каждой следующей нотой. Таким образом, аккорды записываются для левой руки, ритм - для правой. Сыграйте приведённый выше аккордовый фрагмент. Если Вы не знаете аккордов, то их схемы изображены ниже: Кружками обозначены струны и лады, которые необходимо зажимать, цифры в кружках - номер пальца (пустой кружок - открыто звучащая струна, крест - незвучащая струна, 1-й -указательный палец, 2-й средний, 3-й -безымянный и 4-й - мизинец). Зажмите аккорд Am и, считая длительности, извлекайте звуки аккорда правой рукой, в соответствии с записанным ритмом. Во втором такте происходит смена аккорда на Dm, в 3-м такте на Е7 и в 4-м на первую долю приходится Am, звучащий целый такт. Понимая нотную запись ритма, зная аппликатуры аккордов(положение пальцев на грифе), Вы без труда сможете разобраться в любой партии ритм-гитары.
Вольты Вольты - особые знаки, предназначенные для сокращения нотного письма. В приведённом ниже примере 2-я часть (как и 1-я) повторяется 2 раза. Но при повторении последний такт 2-й части должен звучать уже не так, как при первом проигрывании. Таким образом, 1-й раз 2-я часть играется до знака повторения (до такта со скобкой 1 - первой вольты). При повторном проигрывании. Вы должны сыграть только 3 такта (как в первый раз), и пропуская такт 1-й вольты "перескочить" на 2-ю вольту. Далее после 2-й вольты Вы следуете дальнейшему нотному тексту (продолжать играть следующую часть, если она есть): Графически это можно изобразить так: Упражнения Ритмические рисунки с использованием шестнадцатых длительностей Две ноты шестнадцатых длительностей вместе образуют одну восьмую (1/16+1/16=1/8). Соответственно, четыре шестнадцатых (слитых вместе) по длительности будут равняться четвертной ноте. При игре 16-х длительностей счётную долю (если она четвертная) необходимо разбить на 4 равные части, каждая из которых будет равна одной шестнадцатой. В следующем примере приведены комбинации шестнадцатых нот и пауз, которые необходимо тщательно проработать: на один удар ноги (долю) считайте РАЗ-ТА-И-ТА, в ладоши хлопайте записанный на нотоносце ритм. Каждый рисунок проигрывайте 10-15 раз, одновременно глядя в ноты и ведя счёт. Определённую сложность при игре по нотам шестнадцатыми могут вызвать синкопы. Поэтому в медленном темпе тщательно отработайте три вида синкоп: межтактовые междолевые внутридолевые - данный вид синкоп Вы встречаете впервые. Смещение акцента происходит в том случае, когда нота с большей длительностью приходится не на первую шестнадцатую, например: Упражнения При разборе импровизации джазовых и рок-гитаристов Вы обязательно встретитесь с характерным ритмом, получившим название пунктирный (восьмая с точкой + шестнадцатая). Некоторую сложность может вызывать ритм, сочетающий в себе ровные восьмые и пунктирные доли: Кроме того у начинающих вызывают затруднения музыкальные фразы, в которых долгие длительности нот сочетаются с очень короткими. Для того, чтобы справляться с резкими "перепадами" длительностей, длинные ноты необходимо делить на короткие длительности: Упражнения Ритмические рисунки с использованием тридцать вторых нот Если длительность шестнадцатой ноты разбить на две равные части, то мы получим ещё более мелкие длительности, равные 1/32. Такие длительности Вы можете встретить (хотя и не часто) в нотах известных "скоростных" гитаристов при разборе их импровизаций. Для того, чтобы "не бояться этих устрашающе выглядящих нот", счёт доли необходимо разбить на 8 равных частей, что будет соответствовать 8/32 или 1/4. Отработайте в очень медленном темпе приведённые ниже ритмические ячейки, равные одной доле такта (1/4). Далее, изучив каждую однодольную ячейку, составьте из них ритмические формулы тактов в разных размерах. Например:
Акценты Для придания исполняемой музыке большей выразительности музыканты используют различные ритмические средства, которые обостряют ритмическую пульсацию. Одним из них является акцентировка. Даже самая простая ритмическая фраза при расстановке акцентов (естественно в случае грамотного их использования) принимает совсем другой характер, особую выразительность. Акцент - выделение, подчёркивание какого-либо звука или аккорда путём его динамического усиления. Иначе говоря, акцентируемая нота должна звучать громче остальных. В джазе, рок-музыке акценты наиболее часто применяют на слабые доли такта или внутри доли, исключая первую ноту. При этом наблюдается эффект синкопированности, даже если исполнитель играет ровными длительностями. Пример В нотной записи акценты выставляются лишь при явном их присутствии (если выполнена нотная транскрипция или авторское указание). Но при игре высокопрофессиональный музыкант так или иначе делает акценты (даже если они не указаны в нотной записи), придавая таким образом звучанию пьесы динамическую и ритмическую рельефность. Перенос ударения (акцент) на ноту, отличную от метрической доли, в джазовой литературе принято называть офф-битом. В данном примере акцент приходится на вторую восьмую каждой метрической доли. Если более глубоко проанализировать данный вид офф-бита, то исполнение этого ритмического рисунка в джазе несколько отличается от записи в нотах. В частности, акцентируемая нота (вторая восьмая) играется несколько короче, т.е. стаккато (отрывисто). Отработать данный ритм Вам помогут ритмические слоги - ДУ-ДАБ, где на слог ДУ исполняется первая восьмая нота, а на отрывистый и более громкий слог ДАБ исполняется вторая восьмая: Следующие упражнения необходимо отработать(в темпе 120 четвертей в минуту) с пением на слоги - ДУ-ДАБ, где слог ДАБ должен интонироваться отрывисто и более громко относительно слога ДУ. Особого внимания требуют к себе акценты в триольном ритме, в котором они применяются очень широко. Исполняйте (прохлопывая в ладоши) данные упражнения (которые представляют собой одну метрическую долю) в медленном темпе, одновременно запоминая звучание акцентированных ритмов. После освоения акцентов в пределах одной доли Вы сможете чередовать акценты в каждой из долей такта. Упражнение * Синкопы необходимо исполнять двумя способами: 1) точно по записи и 2) стаккато (отрывисто). Упражнения * * * • Кроме изученных выше триолей в гитарной практике можно встретить ещё один вид ритмического деления - квинтоль. Данная ритмическая фигура получается при делении длительности на пять равных частей (вместо 4-х). Если Вам сложно сразу "понять" данную ритмическую фигуру, то попробуйте проделать следующее упражнение: ногой в медленном темпе отстукивайте счетные доли. Положите руку (ладонью вниз) на стол, слегка согнув пальцы. Поочерёдно каждым пальцем, начиная с большого, слегка ударяйте по столу. Чтобы получить квинтоль. Вы должны на один удар ноги сделать (ровно) пять ударов пальцами [см. схему 4]. Схема 4 * Данное обозначение пальцев (правой руки) принято в гитарной учебной литературе при описании звукоизвлечения пальцами. Основная ошибка у молодых музыкантов возникает от того, что длительности нот квинтоли не выдерживаются ровно и получается примерно такой ритм: Упражнения Данные упражнения необходимо выполнять под метроном, так как без него длительность четверти при игре квинтолями Вы можете подсознательно оттягивать или сокращать. • При делении длительности на 6 равных частей (вместо 4-х) образуется секстоль. Данную ритмическую фигуру не следует путать с двойными триолями. Хотя и в том, и другом случае длительность делится на 6 частей, они, тем не менее, незначительно отличаются друг от друга ударениями. Для наглядности ударения выделены знаком акцента (см. пример): При игре двойными триолями ударение падает на 1-ю и 4-ю ноты группы. В секстолях же ударение иное, а именно акцентируются 1-я, 3-я и 5-я ноты секстоли. Кроме триолей, квинтолей, секстолей в музыкальной практике используются и другие виды ритмического деления (на 7 частей вместо 4-х - септоли, на 9 - новемоли, на 10 - децимоли и т.д.) Данные деления длительностей мы подробно рассматривать не будем по причине их редкого применения. Если Вы ощущаете тягу к познанию ритмов, основанных на произвольном делении длительностей, то такую работу, зная сам принцип. Вы сможете проделать самостоятельно. • Заканчивая тему деления длительностей на произвольное кол-во равных частей, необходимо отметить ещё одну фигуру, получаемую при делении ноты с точкой не на три части, а на две. Получаемые длительности называются дуолями и используются в основном в трёхдольных метрах. На нижнем нотоносце показана наиболее характерная ошибка, которая возникает при игре дуолями. Для того, чтобы освоить произвольное деление длительностей, необходимо запомнить ритмическое звучание каждой фигуры.
Сложные размеры Сложные размеры делятся на два вида: сложные однородные и сложные смешанные. Сложные однородные размеры (Вы их уже встречали в упражнениях) образуются путём слияния нескольких простых размеров в один такт. Например, размер 4/4 образуется от слияния 2-х тактов 2/4, размер 6/8 от суммы 2-х тактов 3/8, размер 12/8 = 4-м тактам 3/8 и т.д. От суммы простых сложные размеры отличаются ударениями. В простых размерах ударение приходится только на сильную долю такта, в сложных - первая сильная доля несёт наибольшее ударение, а каждый "подтакт" (такт входящий в сумму сложного размера) начинается с относительно сильной доли: Сложные смешанные размеры представляют собой объединение неодинаковых метрических ячеек с одинаковой продолжительность счётных долей. Например размер 5/4 состоит из двух ячеек (подтактов) 2/4 + 3/4: Данный размер нельзя путать с ритмом (характерная ошибка молодых музыкантов), в котором музыкант неосознанно сокращает длительности счётных долей: Размер 5/4 можно представить в двух видах, как 2/4 + 3/4 и как 3/4 + 2/4. Отличаются данные размеры тем, что относительно сильная доля в первом случае приходится на 3-ю долю такта, а во втором случае на 4-ю. См. пример: Упражнения Кроме размера 5/4 в музыкальной практике встречаются и другие размеры, например 7/8 = 3/8+2/8+2/8. Из сложных смешанных размеров 5/4 наиболее распространён, другие размеры встречаются крайне редко. Если Вы в нотной литературе встретите "непонятный" размер, то счётные доли такта необходимо разбить на составляющие (простые метрические ячейки). Ориентируясь в простых "подтактах". Вы без труда сможете составить из них самые разные комбинации размера
Переменный размер Переменным называется размер с изменяющимся количеством счётных долей, т.е. когда такты произведения имеют неодинаковый на всём протяжении размер. Переменные размеры делятся на 2 группы: • Переменный периодический размер, при котором размер каждого такта меняется систематически, закономерно. В этом случае размер, выставленный в начале нотоносца, состоит из 2-х размеров. Первый размер соответствует 1-му такту, 2-ой соответственно 2-му такту и так повторяется периодически, например 2/4, 3/4, 2/4, 3/4 и т.д. Длительность каждой доли, как в 1-м, так и во 2-м тактах должна быть одинаковой. Характерной ошибкой при изучении данных размеров является "замена" переменного размера триольным*. Переменный размер также нельзя путать со сложным смешанным, из-за разности ударений (изображены как акценты). • Переменный непериодический размер возникает при эпизодической (безсистемной) смене размеров тактов в произведении. В этом случае размер выставляется в каждом такте, в котором происходит смена счётных долей. * Данный знак - фермата, выставленный над (или под нотой) означает, что данная нотадолжна звучать чуть дольше обозначенной длительности. Ферматы применяются в нотной записи для отражения "дыхания" музыки. Исполнение нот с ферматами - субъективный исполнительский нюанс, длительность звучания данной ноты выбирает сам музыкант (или дирижёр в оркестре). В заключении для закрепления изученного материала Вам предлагается проиграть следующие ритмические рисунки. Данные фигуры полезно отрабатывать потактово, самостоятельно комбинируя в различных сочетаниях эти (а также свои собственные) такты. Размер 4/4 размер 4/4 (триоли) размер 4/4 (шестнадцатые) размер 3/4 размер 5/4 переменный размер Вы познакомились с базисными вопросами, касающимися ритма. Конечно, этим тема музыкального ритма далеко не ограничивается. При всей краткости изложения материала, изучив и запомнив приведённые примеры и упражнения. Вы тем не менее сможете разобраться практически в любой гитарной нотной литературе (пока в ритмическом отношении). Эти упражнения проигрывайте (прохлопывайте в ладоши) ежедневно, пока не начнёте сразу "слышать" записанный в нотах ритм. Наиболее интересные ритмы фиксируйте в своей тетради. Но главное - практика. Для быстрого чтения ритмических рисунков необходимо постоянно "работать" с нотами. Для этого подойдёт любая музыкальная литература (не гитарная в том числе), по которой, не вникая пока в звуковысотные отношения. Вы сможете отрабатывать только ритмические элементы. Очень полезно заниматься с магнитофоном, записывая в нотах ритм песен, соло, импровизаций... Любой встретившийся Вам ритмический рисунок Вы должны уметь зафиксировать на бумаге. В скором времени при таких занятиях (естественно систематических) у Вас обязательно выработается зрительная память и ритмические нотные ассоциации.
азы нотной грамоты... Начинаем изучать азы нотной грамоты. Когда мы слушаем музыку, то можем заметить, что не все звуки тянутся одинаково: есть звуки, которые играются очень быстро (как будто строчит пулемёт), т.е. каждый отдельный звук очень короткий по времени. А есть звуки, которые, наоборот, очень длинные(это очень часто бывает в конце песни). Вот для того, чтобы музыкант знал, сколько должна тянутся каждая нота, и придумали длитель- ности нот. Целая нота-самая длинная(
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.016 с.) |