Увеличенные и уменьшенные интарвалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Увеличенные и уменьшенные интарвалы



Кроме рассмотренных выше простых интервалов в музыкальной практике широко используются увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются увеличением или уменьшением на полтона простых интервалов. Например, чистая кварта при увеличении тоновой величины на полтона будет обозначаться как 4#, уменьшенная квинта - 5 и т.д.

В заключении данной главы проанализируйте расположение всех ступеней (в пределах октавы), которые образуют соответствующие простые интервалы. На графиках (1,2,3,4) отображены все интервалы относительно условной ноты (Т), расположенной на каждой из струн. Если (Т) будет на 2-й или на 1-й струне, то графический рисунок интервальных ступеней будет таким же, как на 6-й и 5-й струне. Если (Т) расположена на 3-й или на 4-й струне, то при стандартной настройке гитары, ступени, расположенные на 2-й и 1-й струнах, "сдвигаются" на один лад (вправо) относительно первых 4-х струн. На гитаре интервалы от ноты (Т) можно строить в трёх относительных позициях:

Нижняя позиция: удобна когда ноту (Т) прижимает 4-й палец (мизинец). В этом случае интервальные ступени на грифе находятся слева от ноты (Т), т.е. выше (ближе к верхнему порожку, колкам).

Верхняя позиция: Если ноту (Т) зажимает на струне 1-й палец (указательный), то интервалы удобно брать ниже - правее от (Т), т.е. в направлении к нижнему порожку или деке.

Средняя позиция: если ноту (Т) прижимает на струне 2-й (или 3-й) палец, то интервалы удобно играть, захватывая графические области как верхней так нижней позиций.

Естественно, что деление на данные относительные позиции весьма условно. У каждого гитариста вырабатываются собственные графические ассоциации, поэтому при игре на гитаре музыкант при необходимости использует всё игровое пространство. Однако в любом случае для того, чтобы освоить ступени по всему грифу, его необходимо изучать по частям. Только после того, как каждая часть грифа освоена, у музыканта вырабатывается общая "картина" расположения ступеней. Изучение графического расположения интервальных ступеней может показаться долгим и неинтересным (нетворческим) занятием. Постарайтесь набраться терпения и выполнить эту "черновую" работу, т.к. она способствует не только развитию быстрого чтения с листа по нотам, но и поможет в освоении аккордов, ладов, импровизационного мышления... На приведённых ниже графиках показаны ступени, под ними - нотные примеры верхней и нижней позиций. Среднюю позицию, захватывающую обе крайние позиции. Вы можете изучить самостоятельно, записав упражнения в свою нотную тетрадь.

Графики

Сложность игры по нотам на гитаре состоит в том, что одну ноту можно сыграть на разных струнах, в разных частях грифа (позициях)*. Для примера возьмём простой музыкальный отрезок, состоящий из 3-х нот - ля (А), си (В) и до (С) см. пример 1. Данную мелодию на гитаре можно сыграть в шести (даже в 8-ми) позициях с разными аппликатурами**. Исходя из этого, перед гитаристом, желающим хорошо научиться играть по нотам (в звуковысотном отношении), стоит первоочередная задача - хорошо знать гриф гитары, т.е. мгновенно находить записанные ноты в соответствующей аппликатуре (уметь быстро трансформировать записанные ноты в графический рисунок на грифе).

* Позиция - отрезок грифа, обычно состоящий из 4-х ладов.

** Аппликатурой называется положение пальцев левой руки на грифе гитары.

Пример 1

Интервалы

Слово интервал в буквальном переводе означает промежуток между какими-либо двумя объектами или событиями. В музыке интервалом называется соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала назовется основанием, верхний - вершиной. По способу воспроизведения двух звуков интервалы бывают мелодическими (1), звуки которого берутся порознь или одним за другим, и гармоническими (2), когда две ноты звучат одновременно.

Всякий музыкальный интервал определяется двумя величинами - ступеневой и тоновой.

Европейская музыкальная система насчитывает всего семь основных звуков (отличных по названию), которые образуют семиступенный диатонический звукоряд, повторяющийся в каждой октаве (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Любой интервал охватывает то или иное количество ступеней данного звукоряда, что и определяет ступеневую величину интервала и его название (таб. 1).

Таблица 1

* Прима - интервал охватывающий только одну ступень, т. е. когда две ноты интервала звучат в унисон (две одинаковые по высоте ноты).

В следующем нотном примере показано построение интервалов от примы до октавы, где половинной нотой обозначено основание, четвертной нотой - вершина. Восходящие интервалы (первая группа нот в такте) показаны стрелкой вверх (2 такта и т.д.), нисходящие - вниз.

Однако ступеневая величина (определяющая название или качество) не обеспечивает нас исчерпывающей информацией об интервале. Ещё необходимо определить количество тонов и полутонов, находящихся между звуками. Данное количество определяет тоновая величина интервала, которая и "отвечает" на вопрос, какова ступеневая величина. Например, терция может быть большой или малой, кварта - чистой, увеличенной и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.005 с.)