Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О национально й систем е за щ ит ы пра в человек а
В международно-правовых документах, закрепляющих основ ные права и свободы человека, главная роль в поощрении и защите прав человека отводится национальным учреждениям, и в первую очередь государству. Каждое государство призвано уважать и обес печивать эффективную практическую реализацию прав всех лиц, находящихся в пределах его территории и под его юрисдикцией. Для этого государство обязано принимать все необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положе ниями международных документов по правам человека. Сегодня в международно-правовой литературе термин «нацио нальная система защиты прав человека» трактуется в широком и узком смысле. В первом случае он включает все национальные уч реждения, имеющие прямое или косвенное отношение к защите прав и свобод человека. В соответствии с этим подходом к нацио нальным учреждениям защиты прав человека относятся законода тельные, исполнительные и судебные органы власти, средства мас совой информации, национальные комиссии по правам человека, институт омбудсмена, профсоюзы, политические партии, а также различные неправительственные правозащитные организации. Второй подход к определению объема и содержания понятия «национальная система защиты прав человека» имеет более узкий, специализированный характер. Согласно этому подходу, к нацио нальным учреждениям по правам человека относятся только те учреждения, которые функционально предназначены исключитель но для защиты прав человека. Исходя из этого к национальным учреждениям защиты прав человека относятся три категории учреж дений: 1) комиссии по правам человека, 2) омбудсмены и 3) специа лизированные национальные учреждения. Последние предназначе ны для защиты прав особо уязвимых групп населения, например, этнических и языковых меньшинств, коренного населения, детей, беженцев или женщин. Концепция функционального содержания национальных учреж дений по правам человека лежит в основе деятельности Организа ции Объединенных Наций в данной области. Под термином «нацио нальное учреждение по правам человека» в ОО Н понимается орган, который создается правительством в соответствии с конституцией, законом или декретом и функции которого конкретно определены как поощрение и защита прав человека. ОО Н исходит из того, что именно сильные специализированные учреждения могут в наиболь шей мере способствовать эффективной реализации прав и основных свобод человека. Таким образом, была проведена граница между го сударственными органами, имеющими опосредованное отношение к правам человека, и учреждениями, специально занимающимися поощрением и защитой прав человека.
Постепенно растет число государств, воспринимающих концеп цию функционального содержания национальных учреждений по правам человека. Соответственно создаются национальные инфра структуры, непосредственно занимающиеся поощрением и защитой прав человека. ОО Н с момента своего возникновения стала прилагать значи тельные усилия, направленные на оказание помощи государствам- членам в создании национальных учреждений по правам человека. Вопрос о национальных учреждениях по правам человека впервые обсуждался Экономическим и Социальным Советом в 1946 г., за два года до того, как Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декла рацию прав человека. На своей второй сессии в 1946 году ЭКОСО С предложил госу дарствам-членам рассмотреть вопрос об учреждении информацион ных групп или местных комитетов по правам человека в своих стра нах для сотрудничества с ними в развитии деятельности Комиссии по правам человека. Через 14 лет этот вопрос был вновь поднят в од ной из резолюций, где признавалась важная роль, которую нацио нальные учреждения могут играть в поощрении и защите прав человека. В этой резолюции правительствам предлагалось способ ствовать созданию и активной деятельности таких органов. В течение 60-70-х гг. дискуссии по вопросам национальных учреждений все в большей мере концентрировались на определении путей, с помощью которых эти органы могли бы содействовать эф фективному осуществлению международных норм в области прав человека. В сентябре 1978 г. в Ж еневе состоялся семинар по нацио нальным и местным учреждениям, занимающимся поощрением и защитой прав человека. На этом семинаре были выработаны руково дящие принципы и определены функции, которые должны выпол нять национальные учреждения.
Национальные учреждения призваны выполнять следующие функции: • действовать в качестве источника информации о правах человека для правительства и народа своей страны; • оказывать помощь в просвещении общественности и содействии осознанию и уважению ею прав человека; • рассматривать, обсуждать и давать рекомендации в отношении ка кого-либо конкретного положения дел, которое может сложиться в той или иной стране и рассмотрение которого правительство может пожелать передать им; • консультировать по лю бым вопросам, касающимся прав человека, передаваемым им правительствами; • изучать и следить за состоянием законодательства, судебными ре шениями и административными распоряжениями, направленными на поощрение прав человека, а также готовить доклады по этим вопросам для соответствующих органов; • выполнять любые другие функции, которыми правительства могут пожелать наделить их в связи с обязательствами данного госуда рства по тем международным соглашениям в области прав челове ка, участником которых оно является. На Ж еневском семинаре по национальным и местным учрежде ниям были предложены также и рекомендации, касающиеся струк туры таких учреждений. Национальные учреждения по правам чело века должны, во-первых, в своем составе отражать широкую общественность, вовлекая тем самым различные слои населения в процесс принятия решений в отношении прав и свобод человека. Во-вторых, функционировать регулярно при обеспечении беспрепя тственного доступа к ним любого члена общества или представите ля государственного органа. В-третьих, в соответствующих случаях иметь местные или региональные консультативные органы для ока зания им помощи в осуществлении своих функций. Предложенные Ж еневским семинаром руководящие принципы по созданию национальных учреждений по правам человека были одобрены Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамбле ей ООН. Генеральная Ассамблея предложила всем государствам- членам предпринять соответствующие меры для создания там, где они еще отсутствуют, национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. В 80-е гг. при поддержке ОО Н было создано значительное число национальных учреждений. 7-9 октября 1991 г. в Париже состоялось первое Международное совещание по вопросу о национальных учреждениях, занимающих ся поощрением и защитой прав человека. На нем были конкретизи рованы и расширены принципы, разработанные на Ж еневском се минаре в 1978 г., определяющие статус и функции национальных учреждений. «Принципы, касающиеся статуса и функционирования национальных учреждений, занимающихся защитой и поощрением прав человека», вновь подтвердили, что национальные учреждения необходимо наделить компетенцией по поощрению и защите прав человека и максимально широким мандатом, закрепленным в кон ституции или других законодательных актах. Участники совещания разработали комплекс рекомендаций о роли, составе, статусе и функциях национальных органов по правам человека. В соответствии с этими «Принципами» ряду национальных уч реждений были предоставлены полномочия получать жалобы от от дельных лиц о нарушениях прав человека и принимать соответству ющие меры. В них также подчеркивается, что национальные учреждения должны стремиться к дружественному урегулированию проблемы посредством согласительной процедуры, принятия обяза тельных для исполнения решений или посредством иных средств; информировать подателя жалобы о его правах и об имеющихся в его распоряжении средствах правовой защиты и облегчить ему доступ к таким средствам; рассматривать жалобы или направлять их любому компетентному органу; делать рекомендации компетентным орга нам, в частности, путем выдвижения предложений об изменении законов, положений или административной практики, которые пре пятствуют свободному осуществлению прав.
В последнее десятилетие под руководством ОО Н был проведен ряд важных совещаний, на которых обсуждались различные вопро сы, связанные с деятельностью национальных учреждений по пра- вам человека. Среди них можно назвать: второе Рабочее совещание Азиатско-Тихоокеанского региона по вопросам прав человека (Джа карта, 1993); Совещание представителей национальных учреждений и организаций, поощряющих терпимость и гармонию и борющихся против расизма и расовой дискриминации (Сидней, 1993); второе Международное совещание национальных учреждений, занимаю щихся поощрением и защитой прав человека (Тунис, 1993); Всемир ная конференция по правам человека (Австрия, 1993) и др. На Всемирной конференции по правам человека, в частности, были проанализированы цели национальных учреждений, основные предпосылки их эффективного функционирования. На этой конфе ренции были приняты Венская декларация и Программа действий, в которых подтверждались многие важные принципы, включая прин цип неделимости и взаимозависимости всех прав человека. Что касается национальных учреждений, то Всемирная конференция в этом документе вновь подтвердила важную и конструктивную роль, которую играют национальные учреждения в области защиты прав человека. Всемирная конференция призвала правительства всех стран укреплять национальные учреждения, рекомендовала активизиро вать деятельность ОО Н для удовлетворения просьб правительств о помощи в деле создания и развития национальных учреждений, одобрила сотрудничество между национальными учреждениями пу тем обмена информацией и опытом, а также через сотрудничество с региональными организациями.
Следует отметить, что создание национальных учреждений не является самоцелью, оно нацелено на достижение вполне конкрет ных результатов в области прав человека. В зависимости от своих результатов конкретное учреждение может быть как влиятельным, так и беспомощным. Эффективность деятельности учреждения, на ряду с рядом важнейших условий, требует разработки целой систе мы отчетности, основанной на конкретных целях. В соответствии со своей законодательной основой национальное учреждение обязательно подотчетно в юридическом и финансовом плане правительству или парламенту. Этот аспект отчетности обыч но решается путем обязательного представления докладов. Нацио нальные учреждения обычно обязаны представлять на рассмотрение парламента или аналогичного органа подробные доклады о своей деятельности. Поскольку представление докладов является важным звеном в системе отчетности, соответствующие требования следует конкретно установить в законе, на основании которого было создано учреждение. В нем следует определить: периодичность докладов; возможность представления специальных докладов; вопросы, вклю чаемые в доклад; процедуры рассмотрения докладов. Национальное учреждение также должно быть непосредственно подотчетно своим клиентам, то есть гражданам и группам, для защиты прав которых оно было создано. Подотчетности общественности можно добиться с помощью нескольких способов. Например, национальное учреж дение можно обязать проводить открытые оценки своей деятель ности и сообщать об их результатах. Все официальные доклады учреждения должны подвергаться открытому анализу с коммента риями. Поощряя публичные обсуждения, национальное учреждение может содействовать совершенствованию своей собственной рабо ты, а также повысить уровень осведомленности общественности о своей деятельности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.012 с.) |