Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Э кономические , социальн ы е и культурн ы е прав а
Экономические, социальные и культурные права занимают со второй половины X X в. достойное место в системе прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности ОО Н и других меж дународных организаций. Однако путь к этому был долгим и труд ным. Законодательные акты, принятые в X III- X IX вв. и даже в начале X X в. содержали в себе лишь перечень гражданских и поли тических прав. Экономические и социальные права рассматрива лись в тот период как побочный продукт развития гражданских прав. В начале X X в. заключаются первые международные соглаше ния в области трудовых отношений. Тем самым началось между народное регулирование рассматриваемого комплекса прав. Важная веха на этом пути - создание в 1919 г. Международной Организации Труда и разработка ею ряда конвенций по различным аспектам проблемы. Принятие Устава ОО Н положило начало ново- му этапу в международно-правовой регламентации экономических, социальных и культурных прав. Развернутый и конкретный пере чень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах и дру гих международных документов. В результате получила признание точка зрения о связанности и взаимной обусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Социально-экономические права имеют жизненно важное значе ние для человека, без их обеспечения традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают свой смысл. «Как бы ши роко ни были предоставлены свобода слова, свобода совести и тому подобные свободы, - пишет японский философ Янагида Кэндзюро, но, если не будет обеспечена «свобода жить», то эти свободы ока жутся крайне неустойчивыми и недолговечными». Вот что говорится в исследовании ОО Н о дискриминации в об ласти политических наук: «Даже при наличии защиты политических прав объем и эффективность пользования этими правами значитель но сокращается в результате ухудшения условий жизни большин ства и увеличения социально-экономических различий между от дельными группами населения». Констатируя факт трудного и длительного процесса признания экономических, социальных и культурных прав, нельзя не отметить положительную роль, которую сыграл СССР. В принятии международных документов сказалась его огромная настойчивость и то внимание, которое уделялось эко номическим, социальным и культурным правам внутри СССР, дру гих социалистических стран.
Экономические права Право собственности. Это одно из неотъемлемых, неотчужден ных прав человека. Собственность, по определению Гегеля, - это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, но считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Императив собственности» - высшая форма демократического общества, осно вополагающий принцип политической системы и правового порядка. И все же, признавая и реализуя на деле право частной собствен ности, не следует бросаться в крайности, допускать ее фетишизации. На протяжении длительного времени право собственности заменяло и подменяло собой все социально-экономические права, деспоти чески подавляло их ростки. Считалось, что «священное» право собст венности делает недостижимым и невозможным другие социально- экономические права. Время утвердило другую истину. Она заклю чается в том, что признание права собственности не противоречит признанию и других социально-экономических прав. Более того, они могут проявлять себя в единстве, составляя комплекс экономи ческих и социальных прав. Реализация права собственности с неиз бежностью приводит к жизни принцип «свободы предпринимат ельства». Способы его осуществления в разных странах разные. Принципиально важно, чтобы это право признавалось и регулирова лось отечественным законодательством. В этой связи можно счи тать, что в Беларуси сделаны первые шаги в том направлении. Право на труд. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6), право на труд включает «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». П ри этом право на свободный выбор труда предпола гает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.
Наиболее полная занятость является необходимым условием реализации права на труд. Некоторые государственные деятели и ак тивисты политических партий открыто говорят о невозможности ре ализации данного права и даже не считают это обязанностью госу дарства. В этой связи уместно вспомнить позицию по данной проблеме канцлера Германии Бисмарка. 9 мая 1884г., выступая в дискуссии о праве на труд, он сказал: «Да, я, безусловно, признаю право на труд и выступаю за это, пока занимаю здесь это место. При этом не встаю на почву социализма». В ответ на реплику из зала: мол, это забота о бедных, он продолжил речь, высказав следующее соображение: «Если граждане говорят, что они здоровы, хотят рабо тать, но не могут найти работу - государство обязано дать ему рабо ту. Когда наступают тяжелые времена, государство обязано выпол нить свои обязательства - обеспечить работой безработных граждан». Как видим, у канцлера Германии оказалось достаточно опыта и государственной мудрости, чтобы понять, что обеспечить работой людей - одна из главных забот государства. Право на труд должно дополняться правом каждого на справед ливые и благоприятные условия труда. Это право, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах включает: а) воз награждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и удовлетворительное существование; усло вия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности; оди наковую для всех возможность продвижения по работе на соотве тствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации: отдых, досуг, разумное ограниче ние рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, рав но как и вознаграждение за праздничные дни. Права, обеспечивающие условия и средства защиты прав трудя щихся, включают право на создание и вступление в профсоюзы. Пра во создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется как в документах ООН, так и Между народной Организации Труда. Оно может быть ограничено, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, только на основе закона в интересах государственной безопасности, общест венного порядка и для ограждения прав и свобод других. Пакт также не препятствует введению государством законных ограничений отно сительно участия в профсоюзных организациях сотрудников воору женных сил, полиции и администрации государства.
Социальные права Право на достаточный жизненны й уровень. Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) записано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, меди цинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болез ни, инвалидности, вдовства, наступления старости или несчастного случая утраты средств к существованию по независящим от него об стоятельствам». Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязал участвующие в нем государства: а) признавать право
каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни: б) принимать надлежаще меры к обеспечению осуществления этого права, при знавая важное значение в этом отношении международного права и международного сотрудничества. Однако в начале XX I в. право на достаточный жизненный уро вень как и свобода от голода и нужды, для очень многих людей по-прежнему являются призрачными. П рав о на здоровье и здоровую окру ж а ющ у ю среду. Много численные болезни, региональные войны, отсутствие должного вни мания со стороны большинства государств усиливают отрицатель ные тенденции в области здравоохранения. В Беларуси на здоровье людей отрицательное влияние оказали также последствия Чернобы льской катастрофы. В сложившейся ситуации чрезвычайно важно то, что в соответствии с Пактом об экономических, социальных и культурных правах государства «признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психологическо го здоровья». В числе мер, которые должны быть приняты государ ством для полного осуществления этого права, - создание условий, обеспечивающих всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни, улучшение внешней среды и гигиены труда. Вместе с тем забота о своем здоровье должна быть не только правом, но и обязанностью каждого человека.
Культурные права П рав о на образование. В соответствии с положениями Всеоб щей декларации прав человека, Пакта об экономических, социаль ных и культурных правах (ст. 13) полное осуществление этого пра ва предполагает обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего и профессионально-технического, а высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого; свободу родителей выбирать ш колы для своих детей. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам и свободам. Образование должно дать возможность всем быть полезными участниками сво бодного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. В послевоенные годы многие страны достигли значительных успехов в области образования. К ним относятся С Ш А, Япония, Советский Сою з и др. Тем не менее, в начале XX I в. на планете существуют многочислен ные регионы неграмотности населения, под угрозой находятся культурные завоевания в странах СНГ, в том числе и в Беларуси. Для реализации права на образование большинству стран мира необходимо значительно увеличить расходы, полнее выполнять рекомендации на этот счет, изложенные в документах ОО Н и Ю Н ЕСКО.
Право на участие в культурной жизни. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст. 15), каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, по льзоваться результатами научного прогресса и их практического применения, а также защитой моральных и материальных интере сов, являющихся результатом научных, литературных и художест венных трудов. Государство обязуется уважать свободу научных исследований и творческой деятельности и принимать меры, необ ходимые для охраны, развития и распространения достижений на уки и культуры. Полноценное участие в культурной жизни и ис пользование результатов научного прогресса возможно лишь при условии эффективной защиты авторских прав и сохранения куль турных и научных ценностей. Защита авторских прав предусматри вается во Всемирной Конвенции об авторском праве. Для справед ливого и всеобъемлющего осуществления культурных прав, в равной мере, как и экономических и социальных, большое значение имеет выполнение каждым государством принципов и целей Декла рации социального прогресса и развития, принятой ОО Н в 1969 г. Большое значение для гуманизации культуры и образования во всех странах мира имеет Рекомендация, принятая Ю Н ЕСК О 19 но ября 1974 г., о воспитании молодежи в духе международного взаи мопонимания, сотрудничества и мира и о воспитании в духе уваже ния прав человека и основных свобод. Разработка мировым сообществом общепризнанных норм и стандартов в области прав человека во всех сферах его жизнедея тельности и заключение многосторонних и двусторонних соглаше- ний об их защите и обеспечении невозможны без постоянного раз вития и укрепления тесного сотрудничества между всеми государствами-членами ООН. Поэтому для решения этой важной задачи на международном и региональном уровнях создан ряд орга нов и организаций, в рамках которых ведется регулярная работа по подготовке новых международных документов и контролю за вы полнением государствами уже принятых на себя обязательств в об ласти прав человека. Глава 4
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.011 с.) |