Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Си стем а о о Н п о за щ ит е пра в человек а
В современных условиях особое значение приобретает деятель ность системы ООН, призванной контролировать выполнение госу дарствами принятых на себя обязательств по обеспечению и защите прав человека. Это третье направление международного сотрудни чества в области прав человека. ООН является универсальной межправительственной междуна родной организацией. Она обеспечивает создание и функциониро вание международного механизма, помогающего находить пути и средства урегулирования споров или проблем, возникающих между государствами, и решать лю бые вопросы, волнующие человечество. В ОО Н имеется шесть главных органов, деятельность которых так или иначе связана с защитой прав человека: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН. Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом в системе ООН. В ней представлены все государства-чле ны, каждое из которых - большое или малое - имеет один голос. Ассамблея может обсуждать лю бые вопросы в пределах Устава ООН и делать по ним рекомендации, которые имеют вес мирового общественного мнения. Ассамблея также определяет программы для Секретариата ООН, которые связаны с вопросами защиты прав человека. Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80 деклараций и конвенций по вопросам прав человека. Они, в частности, касаются проблем геноцида, расовой дискриминации, апартеида, беженцев, детей, молодежи, инвалидов, иностранцев, развития и социального прогресса и т. д. В соответствии с Уставом ОО Н главным органом, который несет Совет Безопасности. Он состоит из 15 членов. Пять из них - Китай, Российская Федерация, Великобритания, Соединенные Ш таты и Франция - являются постоянными членами. Остальные 10 избира ются Ассамблеей на двухгодичный срок. Важность этого органа ОО Н заключается в том, что от его деятельности во многом зависит обеспечение фундаментальных прав человека - на жизнь, безопас ность и развитие. Особое значение для обеспечения прав человека имеет деятель ность Экономического и Социального Совета. Он состоит из 54 членов, треть из которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей. Совет уполномочен делать рекомендации в целях по ощрения уважения и соблюдения прав человека, а также вносить ре комендации и руководить деятельностью ООН, направленной на со действие экономическому росту развивающихся стран, искоренение дискриминации в отношении меньшинств, распространение дости жений науки и техники и развитие международного сотрудничества в вопросах улучшения жилищных условий, регулирования рождае мости, предупреждения преступности и незаконное распростране ние наркотиков.
Большое внимание Совет уделяет и вопросам сохранения при родной среды, поскольку экологический кризис может привести к трагическим последствиям и создать угрозу существованию самого человечества, как и ракетно-ядерная война. С этим, в частности, свя заны усилия мирового сообщества, направленные на предотвраще ние потепления климата на планете в результате увеличения выбро сов в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект. Согласно Уставу ООН, для рассмотрения ряда вопросов прав че ловека созданы вспомогательные органы. Для оказания помощи Ге неральной Ассамблее существуют Специальный комитет по деколо низации, Специальный комитет против апартеида, Специальный комитет по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля в отношении населения оккупированных территорий и Ко митет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа. Другой ряд так называемых «уставных органов», действующих в рамках Экономического и Социального Совета и созданных для со действия ему, включает Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека была образована ЭКОСОСом в 1946 г. и является главным органом ОО Н по правам человека. Она готовит рекомендации и проекты международных документов, про водит исследования по правам человека. Комиссия оказывает по мощь Совету в вопросах координации деятельности, связанной с правами человека. Она состоит из представителей 43 государств- членов, избираемых сроком на три года. Комиссия по правам человека является единственным межпра вительственным органом, который проводит публичные слушания по вопросам нарушений прав человека, происходящих в мире. Она непосредственно получает жалобы о нарушениях и рассматривает положение в области прав человека в различных странах. Специаль ные докладчики Комиссии следят за ситуацией в области прав чело века в конкретных странах.
Для оказания помощи Комиссии при рассмотрении ряда вопро сов, касающихся прав человека, в 1947 г, была создана Подкомис сия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств. С июля 1999 г. она называется Подкомиссией по поощрению и за щите прав человека. В ее состав входит 26 экспертов, которые за нимаются вопросами нарушения прав человека, рабства и работор говли, проблемами коренных народов и меньшинств. Комиссия по положению женщ ин была создана Экономичес ким и Социальным Советом в 1946 г. В ее функции входит подготов ка рекомендаций и докладов Совету о защите прав женщин в поли тической, экономической, гражданской, социальной областях и в сфере образования, а также внесение рекомендаций Совету по наи более важным проблемам в области прав человека - ж енщ ины с уче том необходимости применения принципа равенства в правах муж чин и женщин. Комиссия состоит из представителей 32 государств- членов, избираемых на четыре года. Кроме уставных органов, созданных согласно Уставу ООН, су ществуют и такие, которые были учреждены в соответствии с меж дународными конвенциями по правам человека. Это так называе мые «договорные органы», которых в настоящее время шесть. Комитет по ликвидации расовой дискриминации был создан еще в 1970 г. в соответствии со статьей 8 Международной конвен ции о ликвидации всех форм расовой дискриминации для контроля и рассмотрения мер, принимаемых государствами с целью выполне ния обязательств в рамках данной Конвенции. Он состоит из 18 экс пертов, обладающих высокими моральными качествами и признан- ной беспристрастностью. Срок полномочий членов Комитета - 4 года. Они действуют в личном качестве, то есть не получают ника ких указаний извне. Они не могут быть ни отстранены от исполне ния своих обязанностей, ни замещены без их согласия. Государства- участники Конвенции обязаны представлять Комитету раз в четыре года всеобъемлющие доклады о принятых законодательных, судеб ных, административных или других мерах, с помощью которых про водятся в жизнь положения Конвенции, а раз в два года - краткие доклады, содержащие новую информацию по этому вопросу. В еже годном докладе Генеральной Ассамблее Комитет обобщает резуль таты рассмотрения докладов и выдвигает свои предложения и рекомендации. Все государства-участники Конвенции признают компетенцию Комитета получать жалобы того или иного государства-участника о том, что другое государство-участник не выполняет определенные положения Конвенции, и принимать в связи с этим соответствую щие меры. Отдельные лица или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами расовой дискриминации, могут напра вить в Комитет жалобу против своего государства. Но это можно сделать лишь в случае, если соответствующее государство является участником Конвенции и заявило о своем признании компетенции Комитета принимать такие жалобы.
В 1977 г. в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах был создан Комитет по пра вам человека. В него входят 18 граждан государств-участников Пакта, которые избираются тайным голосованием сроком на четыре года и выступают в личном качестве. Согласно 40—45 статьям Пакта, Комитет призван изучать доклады государств-участников о приня тых ими мерах по обеспечению прав человека, признаваемых в Пак те, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав, а также выполнять определенные функции по урегулированию споров меж ду государствами-участниками относительно выполнения ими сво их обязательств по Пакту, если эти государства признают для себя компетенцию Комитета. Согласно Факультативному протоколу к Международному пак ту о гражданских и политических правах, отдельные лица, сделав шие заявление о том, что имело место нарушение какого-либо из прав, изложенных в Пакте, и что были испробованы и исчерпаны все доступные внутренние средства, могут передать письменные сооб щения на рассмотрения в Комитет по правам человека. Такие сообще ния, однако, могут приниматься Комитетом лишь в случае, если государство-участник Пакта является также участником Факульта тивного протокола. Комитет, рассмотрев сообщение, направляет свое мнение соответствующему государству-участнику и автору сообщения. Созданный в 1985 г. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам выполняет функции, относящиеся к осу ществлению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Он состоит из 18 экспертов, обладающих при знанной компетенцией в области прав человека и выступающих в личном качестве. Комитет изучает доклады, представленные ему го сударствами-участниками, о принятии ими мер и прогрессе, достиг нутом в соблюдении прав, признаваемых в данном Пакте, а также оказывает содействие Экономическому и Социальному Совету в вы полнении им функций по контролю за осуществлением Пакта. Важ ной функцией Комитета также является толкование положений Международного пакта об экономических, социальных и культур ных правах с целью наиболее полного и точного раскрытия смысла его статей, что имеет большое практическое значение. В соответствии со статьей 17 К онвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отнош ении ж енщ и н в 1982 г. был создан К омитет по ликвидаци и дискриминаци и в отнош ени и жен щин. Он состоит из 23 экспертов, обладающ их вы соким и мораль ным и качествами и компетенцией в области, охватываемой Кон венцией. Они вы бираю тся на четыре года и действую т в личном качестве.
Основная задача Комитета заключается в рассмотрении докла дов государств-участников Конвенции о прогрессе, достигнутом в претворении ее в жизнь. Первоначальный доклад представляется го сударством в течение года после ратификации им Конвенции или присоединения к ней. Последующие доклады должны представлять ся через каждые четыре года или по просьбе Комитета. Он обычно обращает внимание на слабые стороны в политике соответствующе го государства и рекомендует меры по их устранению. Комитет, однако, не уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы о нарушениях прав, изложенных в Конвенции. После принятия в 1989 г. Конвенций о правах ребенка в соответ ствии с ее статьей 43 был создан в 1991 г. Комитет по правам ребенка. Он состоит из 10 экспертов, которые выступают в личном качестве и избираются на четырехлетний срок. Они могут быть переизбраны в случае повторного выдвижения их кандидатур. Государства-участники обязуются представлять Комитету док лады о принятых ими мерах по обеспечению признанных в Конвен ции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. В докладах, представляемых в соответствии с 44 статьей Конвенции, указываются также факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Кон венции. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года пред ставляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономичес кого и Социального Совета. Последний договорной орган - это Комитет против пыток, соз данный в. 1987 г. в соответствии со статьей 17 Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающ их достоин ство видов обращения и наказания. Он состоит из десяти экспертов. Они избираются на четыре года, выступают в личном качестве и об ладают высокими моральными качествами и признанной компетен цией в области прав человека. Комитет призван изучать доклады го сударств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь положений Конвенции, проводить конфиденциальные рас следования, когда он считает, что факты нарушения Конвенции не вызывают сомнения, рассматривать сообщения, поступающие от от дельных лиц или от их имени, в которых они заявляют, что являются жертвами нарушений положений Конвенции, представлять ежегод ные отчеты о своей деятельности государствам-участникам и Гене ральной Ассамблее ООН. Хотя заключительные замечания Комите та с юридической точки зрения не имеют обязательной силы, они отражают мнение единственного международного экспертного органа, правомочного и способного выносить такие постановления. Игнорирование или несоблюдение государствами этих сообщений рассматривается мировой общественностью как свидетельство их недобросовестного выполнения своих обязательств по Конвенции.
Главным судебным органом ОО Н является Международный Суд, который расположен в Гааге (Нидерланды). Он занимается урегулированием правовых споров между государствами-членами, но не уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы, касаю щиеся нарушения прав человека. На рубеже XX I в. возникла идея создания Международного Уголовного Суда (М УС). 17 июля 1998 года был подписан Рим ский Статут, и тем самым мировое сообщество приняло решение о создании Постоянного Международного Уголовного Суда. Его целью является расследование, задержание, обвинение и, если дока зана вина, наказание военных преступников, виновных в тяжких преступлениях против прав человечества. Создание М УС а - это от вет на чудовищные преступления, совершенные за последние деся тилетия. Камбоджа, Босния, Руанда, Косово - это далеко не полный перечень стран, в которых они совершались. Каждое из преступле ний совершено конкретными людьми, имевшими помощников и исполнителей. В компетенцию Международного Уголовного Суда входит рас смотрение следующих преступлений: • геноцид (ст. 6 Статуса) - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую; • преступление против человечности (ст. 7) - действия, совершае мые в рамках широкомасштабного или систематического нападе ния на лю бых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно; • военные преступления (ст. 8) - серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. как во внутренних, так и во внеш них вооруженных конфликтах; • агрессию - (определения пока нет). Дискуссируется вопрос о включении преступлений на основе международного терроризма. Международный Уголовный Суд является первым международ ным органом, преследующим и наказывающим не государства, а конкретных лиц. Конечно, наказание таких лиц, в первую очередь, - дело судов тех или иных конкретных государств. Если же нацио нальные суды по каким-то причинам не в состоянии или не хотят су дить тех или иных преступников, то в таких случаях этим займется М УС. С помощью Международного Уголовного Суда будет поло жен, как надеются его учредители, конец безнаказанности военных преступлений. Подписание Римского Статута бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан назвал: «Даром надежды для будущего поколения и огромным прогрессом на пути к универсализации прав человека и к правовой государственности». Римский Статут ратифицирован более 60-ю государствами и в результате Международный Уголовный Суд начал действовать с сентября 2002 г. Принципиальную значимость приобретают вопросы имплемен- тации Римского Статута Международного Уголовного Суда в наци ональном уголовном законодательстве Республики Беларусь. Но вый Уголовный кодекс вступил в силу с 1 января 2001 г. Возникает вопрос: «Как он соответствует требованиям и в частности, требова ниям Римского Статута М УС?». Во-первых, система Уголовного кодекса, в отличие от кодекса 1960 г. существенно изменена. В нынешней редакции она начинает ся с раздела «Преступления против мира, безопасности человечест ва и военные преступления», в числе которых имеются преступле ния, связанные с агрессией, военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Как видим, в этом разделе имеют место все преступления, которые подсудны М УС. Во -вторых, весьма важным положением является то, что Уго ловный Закон Республики Беларусь придал большое значение прин ципу Универсальности. Так, в ч. 3 ст. 6 сказано, что «Настоящий Ко декс применяется независимо от уголовного права места совершения деяния в отношении следующих преступлений: 1) гено цид; 2) преступления против безопасности человечества; 3) произ водство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны; 4) экоцид; 5) применение оружия массового пораже ния; 6) нарушение законов и обычаев ведения войны; 7) преступные нарушения норм международного гуманитарного права; 8) иные преступления, подлежащие преследованию на основе обязательного для Республики Беларусь международного договора. В-третьих, его содержание с максимальной возможностью при ближено к содержанию ряда Международных Конвенций. Это под черкивает позицию Республики Беларусь следовать принципам ОО Н в области борьбы с наиболее опасными для всего человечества преступлениями. В -четвертых, все перечисленные преступления против мира и безопасности народов характеризуются не только умышленной ви ной, но и специальной целью, что особо подчеркивает их опасный характер. И не зря уголовное законодательство Республики Бела русь устанавливает за совершение подобных преступлений очень высокие санкции - до 20-25 лет лишения свободы, или пожизненное заключение или смертную казнь. Так, возможна смертная казнь за: подготовку и развязывание агрессивной войны; террористический акт против представителя иностранного государства; международ ный терроризм; совершение геноцида; преступления против безо пасности человечества; применение оружия массового поражения и за нарушение законов и обычаев войны. Перечисленные преступления, предусмотренные в новом Уго ловном кодексе, полностью соответствуют не только ст. 6-7 и 8 Римского Статута М УС, но и другим правовым актам, предусмат ривающим ответственность за международные преступления. Таким образом, Республика Беларусь в новом уголовном законо дательстве создала необходимую правовую базу для осуществления эффективной борьбы с посягательствами на международный мир и безопасность народов. В систему ОО Н входят также С ове т по О пек е и С екретариа т ООН. Совет был учрежден для того, чтобы правительства, отвечаю щие за управление подопечными территориями, приняли надлежа щие меры для их подготовки к самоуправлению и независимости. В 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке ОО Н в отношении последней подопечной территории - остро вов Пату, которой управляли СШ А. Таким образом, система опеки выполнила свою задачу, поскольку все подопечные территории дос тигли самоуправления или независимости либо в независимыми го сударствами, либо присоединившись к соседним независимым госу дарствам. В настоящее время Совет по Опеке, изменив свои функции, проводит свои заседания тогда и там, когда и где этого мо гут требовать обстоятельства. Важную роль в реализации принимаемых мировым сообщест вом решений играет С екретариа т ООН, который возглавляется Ге неральны м секретаре м. Сотрудниками этой организации являют ся граждане почти всех государств-членов ООН. В штаб-квартире ООН, расположенной в Нью-Йорке, работает 4500 сотрудников, а в системе ОО Н в целом 52000 человек. Секретариат обслуживает все другие структуры Организации Объединенных Наций и осуще ствляет руководство их программами, которые прямо или косвенно связаны с обеспечением прав и основных свобод человека. Непо средственно вопросами защиты прав человека в Секретариате зани маются Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Центр ОО Н по социальному развитию и гуманитарным вопросам и другие орга ны. В компетенцию вышеназванного Центра ОО Н входят вопросы защиты прав женщин, молодежи, пожилых и престарелых граждан, а также инвалидов и трудящихся мигрантов. Генеральная Ассамблея, следуя рекомендациям Всемирной кон ференции по правам человека, 20 декабря 1993 г. учредила пост Вер ховного комиссара ОО Н по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Основной за дачей Верховного комиссара является содействие наиболее полно му осуществлению всех прав человека посредством претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органа ми ООН. Управление Верховного комиссара ОО Н по правам челове ка (до сентября 1997 г. - Центр ОО Н по правам человека) состоит из трех отделов: - отдел исследования в области обеспечения права на развитие; - отдел оказания помощи в организации работы Комиссии по правам человека и других договорных органов ООН; - отдел содействия программной деятельности для оказания тех нической помощи отдельным странам в области защиты прав человека. В систему ОО Н включается также четырнадцать специализи рованных учреждений, которые содействуют развитию междуна родного сотрудничества в отдельных сферах общественной жизни. В их числе: Международная организация труда (МОТ), Продо вольственная и сельскохозяйственная организация ОО Н (ОАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Ю НЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. На региональном уровне важную работу в области прав человека проводит Экономическая комиссия для Африки, Экономическая ко миссия для Европы, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского региона, Экономическая и социальная ко миссия для Азии и района Тихого океана, Экономическая и социаль ная комиссия для Западной Азии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.025 с.) |