Си стем а о о Н п о за щ ит е пра в человек а 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Си стем а о о Н п о за щ ит е пра в человек а



В современных условиях особое значение приобретает деятель­ ность системы ООН, призванной контролировать выполнение госу­ дарствами принятых на себя обязательств по обеспечению и защите прав человека. Это третье направление международного сотрудни­ чества в области прав человека.

ООН является универсальной межправительственной междуна­ родной организацией. Она обеспечивает создание и функциониро­ вание международного механизма, помогающего находить пути и средства урегулирования споров или проблем, возникающих между государствами, и решать лю бые вопросы, волнующие человечество. В ОО Н имеется шесть главных органов, деятельность которых так или иначе связана с защитой прав человека: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом в системе ООН. В ней представлены все государства-чле­ ны, каждое из которых - большое или малое - имеет один голос. Ассамблея может обсуждать лю бые вопросы в пределах Устава ООН и делать по ним рекомендации, которые имеют вес мирового общественного мнения. Ассамблея также определяет программы для Секретариата ООН, которые связаны с вопросами защиты прав человека. Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80 деклараций и конвенций по вопросам прав человека. Они, в частности, касаются проблем геноцида, расовой дискриминации, апартеида, беженцев, детей, молодежи, инвалидов, иностранцев, развития и социального прогресса и т. д.

В соответствии с Уставом ОО Н главным органом, который несет

Совет Безопасности. Он состоит из 15 членов. Пять из них - Китай,


Российская Федерация, Великобритания, Соединенные Ш таты и Франция - являются постоянными членами. Остальные 10 избира­ ются Ассамблеей на двухгодичный срок. Важность этого органа ОО Н заключается в том, что от его деятельности во многом зависит обеспечение фундаментальных прав человека - на жизнь, безопас­ ность и развитие.

Особое значение для обеспечения прав человека имеет деятель­ ность Экономического и Социального Совета. Он состоит из 54 членов, треть из которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей. Совет уполномочен делать рекомендации в целях по­ ощрения уважения и соблюдения прав человека, а также вносить ре­ комендации и руководить деятельностью ООН, направленной на со­ действие экономическому росту развивающихся стран, искоренение дискриминации в отношении меньшинств, распространение дости­ жений науки и техники и развитие международного сотрудничества в вопросах улучшения жилищных условий, регулирования рождае­ мости, предупреждения преступности и незаконное распростране­ ние наркотиков.

Большое внимание Совет уделяет и вопросам сохранения при­ родной среды, поскольку экологический кризис может привести к трагическим последствиям и создать угрозу существованию самого человечества, как и ракетно-ядерная война. С этим, в частности, свя­ заны усилия мирового сообщества, направленные на предотвраще­ ние потепления климата на планете в результате увеличения выбро­ сов в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект.

Согласно Уставу ООН, для рассмотрения ряда вопросов прав че­ ловека созданы вспомогательные органы. Для оказания помощи Ге­ неральной Ассамблее существуют Специальный комитет по деколо­ низации, Специальный комитет против апартеида, Специальный комитет по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля в отношении населения оккупированных территорий и Ко­ митет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа.

Другой ряд так называемых «уставных органов», действующих в рамках Экономического и Социального Совета и созданных для со­ действия ему, включает Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин.

Комиссия по правам человека была образована ЭКОСОСом в 1946 г. и является главным органом ОО Н по правам человека. Она


готовит рекомендации и проекты международных документов, про­ водит исследования по правам человека. Комиссия оказывает по­ мощь Совету в вопросах координации деятельности, связанной с правами человека. Она состоит из представителей 43 государств- членов, избираемых сроком на три года.

Комиссия по правам человека является единственным межпра­ вительственным органом, который проводит публичные слушания по вопросам нарушений прав человека, происходящих в мире. Она непосредственно получает жалобы о нарушениях и рассматривает положение в области прав человека в различных странах. Специаль­ ные докладчики Комиссии следят за ситуацией в области прав чело­ века в конкретных странах.

Для оказания помощи Комиссии при рассмотрении ряда вопро­ сов, касающихся прав человека, в 1947 г, была создана Подкомис­ сия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств. С июля 1999 г. она называется Подкомиссией по поощрению и за­ щите прав человека. В ее состав входит 26 экспертов, которые за­ нимаются вопросами нарушения прав человека, рабства и работор­ говли, проблемами коренных народов и меньшинств.

Комиссия по положению женщ ин была создана Экономичес­ ким и Социальным Советом в 1946 г. В ее функции входит подготов­ ка рекомендаций и докладов Совету о защите прав женщин в поли­ тической, экономической, гражданской, социальной областях и в сфере образования, а также внесение рекомендаций Совету по наи­ более важным проблемам в области прав человека - ж енщ ины с уче­ том необходимости применения принципа равенства в правах муж­ чин и женщин. Комиссия состоит из представителей 32 государств- членов, избираемых на четыре года.

Кроме уставных органов, созданных согласно Уставу ООН, су­ ществуют и такие, которые были учреждены в соответствии с меж­ дународными конвенциями по правам человека. Это так называе­ мые «договорные органы», которых в настоящее время шесть.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации был создан еще в 1970 г. в соответствии со статьей 8 Международной конвен­ ции о ликвидации всех форм расовой дискриминации для контроля и рассмотрения мер, принимаемых государствами с целью выполне­ ния обязательств в рамках данной Конвенции. Он состоит из 18 экс­ пертов, обладающих высокими моральными качествами и признан-


ной беспристрастностью. Срок полномочий членов Комитета - 4 года. Они действуют в личном качестве, то есть не получают ника­ ких указаний извне. Они не могут быть ни отстранены от исполне­ ния своих обязанностей, ни замещены без их согласия. Государства- участники Конвенции обязаны представлять Комитету раз в четыре года всеобъемлющие доклады о принятых законодательных, судеб­ ных, административных или других мерах, с помощью которых про­ водятся в жизнь положения Конвенции, а раз в два года - краткие доклады, содержащие новую информацию по этому вопросу. В еже­ годном докладе Генеральной Ассамблее Комитет обобщает резуль­ таты рассмотрения докладов и выдвигает свои предложения и рекомендации.

Все государства-участники Конвенции признают компетенцию Комитета получать жалобы того или иного государства-участника о том, что другое государство-участник не выполняет определенные положения Конвенции, и принимать в связи с этим соответствую­ щие меры. Отдельные лица или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами расовой дискриминации, могут напра­ вить в Комитет жалобу против своего государства. Но это можно сделать лишь в случае, если соответствующее государство является участником Конвенции и заявило о своем признании компетенции Комитета принимать такие жалобы.

В 1977 г. в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах был создан Комитет по пра­ вам человека. В него входят 18 граждан государств-участников Пакта, которые избираются тайным голосованием сроком на четыре года и выступают в личном качестве. Согласно 40—45 статьям Пакта, Комитет призван изучать доклады государств-участников о приня­ тых ими мерах по обеспечению прав человека, признаваемых в Пак­ те, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав, а также выполнять определенные функции по урегулированию споров меж­ ду государствами-участниками относительно выполнения ими сво­ их обязательств по Пакту, если эти государства признают для себя компетенцию Комитета.

Согласно Факультативному протоколу к Международному пак­ ту о гражданских и политических правах, отдельные лица, сделав­ шие заявление о том, что имело место нарушение какого-либо из прав, изложенных в Пакте, и что были испробованы и исчерпаны все


доступные внутренние средства, могут передать письменные сооб­ щения на рассмотрения в Комитет по правам человека. Такие сообще­ ния, однако, могут приниматься Комитетом лишь в случае, если государство-участник Пакта является также участником Факульта­ тивного протокола. Комитет, рассмотрев сообщение, направляет свое мнение соответствующему государству-участнику и автору сообщения.

Созданный в 1985 г. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам выполняет функции, относящиеся к осу­ ществлению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Он состоит из 18 экспертов, обладающих при­ знанной компетенцией в области прав человека и выступающих в личном качестве. Комитет изучает доклады, представленные ему го­ сударствами-участниками, о принятии ими мер и прогрессе, достиг­ нутом в соблюдении прав, признаваемых в данном Пакте, а также оказывает содействие Экономическому и Социальному Совету в вы­ полнении им функций по контролю за осуществлением Пакта. Важ­ ной функцией Комитета также является толкование положений Международного пакта об экономических, социальных и культур­ ных правах с целью наиболее полного и точного раскрытия смысла его статей, что имеет большое практическое значение.

В соответствии со статьей 17 К онвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отнош ении ж енщ и н в 1982 г. был создан К омитет по ликвидаци и дискриминаци и в отнош ени и жен­ щин. Он состоит из 23 экспертов, обладающ их вы соким и мораль­ ным и качествами и компетенцией в области, охватываемой Кон­ венцией. Они вы бираю тся на четыре года и действую т в личном качестве.

Основная задача Комитета заключается в рассмотрении докла­ дов государств-участников Конвенции о прогрессе, достигнутом в претворении ее в жизнь. Первоначальный доклад представляется го­ сударством в течение года после ратификации им Конвенции или присоединения к ней. Последующие доклады должны представлять­ ся через каждые четыре года или по просьбе Комитета. Он обычно обращает внимание на слабые стороны в политике соответствующе­ го государства и рекомендует меры по их устранению. Комитет, однако, не уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы о нарушениях прав, изложенных в Конвенции.


После принятия в 1989 г. Конвенций о правах ребенка в соответ­ ствии с ее статьей 43 был создан в 1991 г. Комитет по правам ребенка. Он состоит из 10 экспертов, которые выступают в личном качестве и избираются на четырехлетний срок. Они могут быть переизбраны в случае повторного выдвижения их кандидатур.

Государства-участники обязуются представлять Комитету док­ лады о принятых ими мерах по обеспечению признанных в Конвен­ ции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. В докладах, представляемых в соответствии с 44 статьей Конвенции, указываются также факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Кон­ венции. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года пред­ ставляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономичес­ кого и Социального Совета.

Последний договорной орган - это Комитет против пыток, соз­ данный в. 1987 г. в соответствии со статьей 17 Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающ их достоин­ ство видов обращения и наказания. Он состоит из десяти экспертов. Они избираются на четыре года, выступают в личном качестве и об­ ладают высокими моральными качествами и признанной компетен­ цией в области прав человека. Комитет призван изучать доклады го­ сударств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь положений Конвенции, проводить конфиденциальные рас­ следования, когда он считает, что факты нарушения Конвенции не вызывают сомнения, рассматривать сообщения, поступающие от от­ дельных лиц или от их имени, в которых они заявляют, что являются жертвами нарушений положений Конвенции, представлять ежегод­ ные отчеты о своей деятельности государствам-участникам и Гене­ ральной Ассамблее ООН. Хотя заключительные замечания Комите­ та с юридической точки зрения не имеют обязательной силы, они отражают мнение единственного международного экспертного органа, правомочного и способного выносить такие постановления. Игнорирование или несоблюдение государствами этих сообщений рассматривается мировой общественностью как свидетельство их недобросовестного выполнения своих обязательств по Конвенции.

Главным судебным органом ОО Н является Международный Суд, который расположен в Гааге (Нидерланды). Он занимается урегулированием правовых споров между государствами-членами,


но не уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы, касаю­ щиеся нарушения прав человека.

На рубеже XX I в. возникла идея создания Международного Уголовного Суда (М УС). 17 июля 1998 года был подписан Рим­ ский Статут, и тем самым мировое сообщество приняло решение о создании Постоянного Международного Уголовного Суда. Его целью является расследование, задержание, обвинение и, если дока­ зана вина, наказание военных преступников, виновных в тяжких преступлениях против прав человечества. Создание М УС а - это от­ вет на чудовищные преступления, совершенные за последние деся­ тилетия. Камбоджа, Босния, Руанда, Косово - это далеко не полный перечень стран, в которых они совершались. Каждое из преступле­ ний совершено конкретными людьми, имевшими помощников и исполнителей.

В компетенцию Международного Уголовного Суда входит рас­ смотрение следующих преступлений:

• геноцид (ст. 6 Статуса) - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую;

• преступление против человечности (ст. 7) - действия, совершае­ мые в рамках широкомасштабного или систематического нападе­ ния на лю бых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно;

• военные преступления (ст. 8) - серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. как во внутренних, так и во внеш­ них вооруженных конфликтах;

• агрессию - (определения пока нет).

Дискуссируется вопрос о включении преступлений на основе международного терроризма.

Международный Уголовный Суд является первым международ­ ным органом, преследующим и наказывающим не государства, а конкретных лиц. Конечно, наказание таких лиц, в первую очередь, - дело судов тех или иных конкретных государств. Если же нацио­ нальные суды по каким-то причинам не в состоянии или не хотят су­ дить тех или иных преступников, то в таких случаях этим займется М УС. С помощью Международного Уголовного Суда будет поло­ жен, как надеются его учредители, конец безнаказанности военных преступлений.


Подписание Римского Статута бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан назвал: «Даром надежды для будущего поколения и огромным прогрессом на пути к универсализации прав человека и к правовой государственности».

Римский Статут ратифицирован более 60-ю государствами и в результате Международный Уголовный Суд начал действовать с сентября 2002 г.

Принципиальную значимость приобретают вопросы имплемен- тации Римского Статута Международного Уголовного Суда в наци­ ональном уголовном законодательстве Республики Беларусь. Но­ вый Уголовный кодекс вступил в силу с 1 января 2001 г. Возникает вопрос: «Как он соответствует требованиям и в частности, требова­ ниям Римского Статута М УС?».

Во-первых, система Уголовного кодекса, в отличие от кодекса 1960 г. существенно изменена. В нынешней редакции она начинает­ ся с раздела «Преступления против мира, безопасности человечест­ ва и военные преступления», в числе которых имеются преступле­ ния, связанные с агрессией, военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Как видим, в этом разделе имеют место все преступления, которые подсудны М УС.

Во -вторых, весьма важным положением является то, что Уго­ ловный Закон Республики Беларусь придал большое значение прин­ ципу Универсальности. Так, в ч. 3 ст. 6 сказано, что «Настоящий Ко­ декс применяется независимо от уголовного права места совершения деяния в отношении следующих преступлений: 1) гено­ цид; 2) преступления против безопасности человечества; 3) произ­ водство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны; 4) экоцид; 5) применение оружия массового пораже­ ния; 6) нарушение законов и обычаев ведения войны; 7) преступные нарушения норм международного гуманитарного права; 8) иные преступления, подлежащие преследованию на основе обязательного для Республики Беларусь международного договора.

В-третьих, его содержание с максимальной возможностью при­ ближено к содержанию ряда Международных Конвенций. Это под­ черкивает позицию Республики Беларусь следовать принципам ОО Н в области борьбы с наиболее опасными для всего человечества преступлениями.


В -четвертых, все перечисленные преступления против мира и безопасности народов характеризуются не только умышленной ви­ ной, но и специальной целью, что особо подчеркивает их опасный характер. И не зря уголовное законодательство Республики Бела­ русь устанавливает за совершение подобных преступлений очень высокие санкции - до 20-25 лет лишения свободы, или пожизненное заключение или смертную казнь. Так, возможна смертная казнь за: подготовку и развязывание агрессивной войны; террористический акт против представителя иностранного государства; международ­ ный терроризм; совершение геноцида; преступления против безо­ пасности человечества; применение оружия массового поражения и за нарушение законов и обычаев войны.

Перечисленные преступления, предусмотренные в новом Уго­ ловном кодексе, полностью соответствуют не только ст. 6-7 и

8 Римского Статута М УС, но и другим правовым актам, предусмат­ ривающим ответственность за международные преступления.

Таким образом, Республика Беларусь в новом уголовном законо­ дательстве создала необходимую правовую базу для осуществления эффективной борьбы с посягательствами на международный мир и безопасность народов.

В систему ОО Н входят также С ове т по О пек е и С екретариа т ООН. Совет был учрежден для того, чтобы правительства, отвечаю­ щие за управление подопечными территориями, приняли надлежа­ щие меры для их подготовки к самоуправлению и независимости. В 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке ОО Н в отношении последней подопечной территории - остро­ вов Пату, которой управляли СШ А. Таким образом, система опеки выполнила свою задачу, поскольку все подопечные территории дос­ тигли самоуправления или независимости либо в независимыми го­ сударствами, либо присоединившись к соседним независимым госу­ дарствам. В настоящее время Совет по Опеке, изменив свои функции, проводит свои заседания тогда и там, когда и где этого мо­ гут требовать обстоятельства.

Важную роль в реализации принимаемых мировым сообщест­ вом решений играет С екретариа т ООН, который возглавляется Ге­ неральны м секретаре м. Сотрудниками этой организации являют­ ся граждане почти всех государств-членов ООН. В штаб-квартире ООН, расположенной в Нью-Йорке, работает 4500 сотрудников, а в


системе ОО Н в целом 52000 человек. Секретариат обслуживает все другие структуры Организации Объединенных Наций и осуще­ ствляет руководство их программами, которые прямо или косвенно связаны с обеспечением прав и основных свобод человека. Непо­ средственно вопросами защиты прав человека в Секретариате зани­ маются Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Центр ОО Н по социальному развитию и гуманитарным вопросам и другие орга­ ны. В компетенцию вышеназванного Центра ОО Н входят вопросы защиты прав женщин, молодежи, пожилых и престарелых граждан, а также инвалидов и трудящихся мигрантов.

Генеральная Ассамблея, следуя рекомендациям Всемирной кон­ ференции по правам человека, 20 декабря 1993 г. учредила пост Вер­ ховного комиссара ОО Н по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Основной за­ дачей Верховного комиссара является содействие наиболее полно­ му осуществлению всех прав человека посредством претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органа­ ми ООН.

Управление Верховного комиссара ОО Н по правам челове­ ка (до сентября 1997 г. - Центр ОО Н по правам человека) состоит из трех отделов:

- отдел исследования в области обеспечения права на развитие;

- отдел оказания помощи в организации работы Комиссии по правам человека и других договорных органов ООН;

- отдел содействия программной деятельности для оказания тех­ нической помощи отдельным странам в области защиты прав человека.

В систему ОО Н включается также четырнадцать специализи­ рованных учреждений, которые содействуют развитию междуна­ родного сотрудничества в отдельных сферах общественной жизни. В их числе: Международная организация труда (МОТ), Продо­ вольственная и сельскохозяйственная организация ОО Н (ОАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Ю НЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация интеллектуальной собственности

(ВОИС) и др.


На региональном уровне важную работу в области прав человека проводит Экономическая комиссия для Африки, Экономическая ко­ миссия для Европы, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского региона, Экономическая и социальная ко­ миссия для Азии и района Тихого океана, Экономическая и социаль­ ная комиссия для Западной Азии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.025 с.)