Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная структура прав человека
О сновн ы е поколени я и групп ы пра в В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации выделяют три поколения. Первое поколе ние включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в X V II- X V III вв. в период английской, американ ской и французской революций и прежде всего отражало социаль но-политические интересы нарождающегося класса буржуазии. Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно ха рактеризуется широким включением в конституции и международ ные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны в первую очередь гарантиро вать защиту интересов тех, кто работает по найму, то есть трудящих ся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое дос тоинство и жизненные потребности. Но в этих правах заинтересова ны и другие слои населения. Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине XX в. и было обу словлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем современности, подъемом освободительного движения, ко торое привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интере сов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т. д. Формирование этих поколений придало правам и свободам чело века всеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее вре мя касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемле мых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества принято выделять три основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные) и социально-экономические и культурные. Они образуют единое целое, ибо человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от репрессий и нищеты. Приступая к рассмотрению вопроса об основных группах прав че ловека, следует помнить, что, во-первых, они отражают объективные жизненные потребности и интересы человека, его неотъемлемые свойства, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармо нически развиваться и применять свои созидательные способности.
Во-вторых, все международно-правовые аспекты являются не ис точником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становятся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международного права. Источником прав человека являет ся его многогранная природа, которая эволюционирует в ходе исто рического развития человечества, что ведет к закономерному расши рению диапазона прав и свобод человека в современном обществе.
Граждански е прав а Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов лю бых действий государственных органов, общественных органи заций, других лиц, которые явились бы посягательством, незакон ным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права граждан формулируются в конституциях госу дарств и конкретизируются в текущем законодательстве. Конститу ционное закрепление гражданских прав - это законодательное при знание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, развития духовного мира и т. д. Гражданские права ограждают от незаконно го вмешательства в ту сферу жизни человека, которая регулируется непосредственно не только и не столько правом, сколько иными со циальными регуляторами - нормами морали, обычаями, традиция ми, правилами приличия и другими. В структуре гражданских прав основными являются: Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: «Каждый че ловек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосно венность». В Пакте о гражданских и политических правах (ст. 6) ска зано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно
лишен жизни». Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.), государства должны принять все необходимые меры, чтобы отме нить смертную казнь. Ж изнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Такой подход в принципе ставит вопрос об отмене смертной казни. Ее сохранение означает посягат ельство на самое фундаментальное право человека. Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, основываясь на том, что узаконенное неуважение к святости человеческой жизни спо собствует ожесточению общества и что возможны судебные ошиб ки. Сдерживающее влияние смертной казни сомнительно, в то же время защита общества может быть достигнута мерами ограничения свободы и перевоспитания и общество только выиграет, если сумеет вернуть человека к нормальной жизни. В России впервые смертная казнь была отменена в 1743 г. В Со ветском Союзе отменялась трижды: в 1918, 1920и в 1947 гг. Но всег да восстанавливалась. Нынче смертная казнь отменена в 54 странах. В целом же общественное мнение пока еще не воспринимает идею отмены смертной казни, считает ее самым надежным видом наказа ния преступника. Право на безопасность. Это одно из важнейших неотъемлемых прав человека и актуальнейших с точки зрения его обеспечения. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различ ного рода преступных акций, что это обострило проблему, постави ло под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех. Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее челове ческое достоинство обращение или наказание. В статье 7-й Пакта сказано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бес человечным и унижающ им его достоинство обращению или наказа нию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согла сия подвергаться медицинским или научным опытам». Пытки, которые широко применялись в Европе во времена ин квизиции, затем в X V III в. почти исчезли, а в X X в. вновь вернулись в Европу под флагом двух мощных политических течений - и до сих пор не уш ли из жизни современного общества. Генеральная Ассамблея ОО Н еще в 1975 г. приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984 г. - Конвенцию против пы ток. Выполнение ее рекомендаций могло бы способствовать сущест венному улучшению ситуации в мире. Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от лю бых неза конных посягательств. Также необходима охрана законом неприкос новенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незакон ных действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Актуальным становится вопрос о допуске граждан к сведе ниям и информации относительно их личной и общественной жиз ни, которые накапливаются в различных государственных органах.
Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В соответ ствии с Пактом, «участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязан ностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака долж на предусматриваться необходимая защита всех детей». Законы го сударства обязаны регулировать взаимоотношения между родите лями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами. Важно строго соблюдать принцип воссоединения семей, кото рый является производным от принципа единства семьи, закреплен ного в Пакте о гражданских и политических правах. Он полу чил подтверждение также в Хельсинкском Заключительном акте. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами соблюде ние этого принципа всегда было тесно увязано с политической ситу ацией. К примеру, в 1979 г. из СССР было разрешено выехать в Израиль более 50 тыс. евреев. С 1980 г. в связи с ухудшением взаи моотношений между СССР и СШ А, другими ведущими странами западного мира, количество получивших разрешение на выезд сократилось. И вновь увеличилось в конце 80-х годов в связи с пере- стройкой в СССР и новой фазой улучшения международного климата. Право на свободу убеждений и совести. Демократическое со знание включает уважение к людям с другим мнением и желание са мому разобраться во всем, без слепой веры в авторитеты. Инакомыс лящие нужны обществу. В равной мере в обществе должна быть обеспечена свобода убеждений. В уголовном кодексе и других зако нах любой страны должно быть четко сформулировано; что уголов ное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы. Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос; о том, руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или от казаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно со держать два основных положения: свободу религиозных убеждений и не принимать во внимание религиозные догматы. В Пакте о граж данских и политических правах отмечается:
1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре лигии. Это право включает свободу иметь или принимать религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и в учении. 2.. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3.. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Участвующие в на стоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать рели гиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Такое уточнение права на свободу совести было признано необ ходимым, поскольку в ряде государств действуют законы, которые принимают только государственную религию и проводят дискрими нацию других верующих. Вместе с тем не должно быть практики го сударственного атеизма. Преследования как верующих и Церкви, которые на протяжении десятилетий наблюдались в СССР и других социалистических странах, так и практики насильственного принуж дения к религии, должны отсутствовать. Оно всегда разрушительно и отталкивает. Русский философ В. Соловьев писал: «Закрепощение людей к православию лишает Русскую Церковь нравственной силы, подрывает ее внутреннюю жизнестойкость. Оружие церкви есть слово, но можно ли бороться с противником, у которого крепко свя заны руки?». Это было сказано более ста лет тому назад философом, который являлся религиозным и был заинтересован в распростране нии христианства в массах. Но он прекрасно понимал то, что навя зывается силой и вне конкурентной борьбы, не только лишается нравственной силы, но и рискует не найти поддержки со стороны тех, кому адресуется. Также ни в коем случае нельзя допускать дис криминации и нетерпимости по отношению к другим на основе ре лигии или убеждений. А пока, согласно одной из оценок, в наши дни 2,2 млрд человек пользуются лишь ограниченной свободой совести, религии, убеждений. Имеются сотни тысяч мучеников за веру, в том числе из-за религиозной нетерпимости. Право на честь и достоинство. Уважение прав человека в обществе неотделимо от осознания права на честь и достоинство. Достоинство - реальная нравственная ценность. Это именно то, что больше всего возвышает человека, придает его деятельности и стремлениям высшее благородство. Достоинство личности - это не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное признание ее ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и госу дарством. Уважение чести и достоинства должно быть не фразой, не благим пожеланием, не очередным лозунгом, а реальным фактором отношений между государством и личностью, основанных на прин ципе свободы и взаимной ответственности, на нормах нрава и мора ли. Только взаимная ответственность государства и личности, вза имная ответственность сограждан создают тот политический и морально-психологический климат, при котором обеспечивается подлинное достоинство каждой личности. Государство должно взять на себя обязательство обеспечить их охрану системой законо дательных, политических и экономических мер. Вместе с тем уваже ние чести и достоинства личности возможно только лишь с осозна-
нием каждым гражданином не только собственного достоинства, но и достоинства других лиц. К гражданским (личным) правам, кроме основных, относятся и процедурные права: Право на гражданство. В статье 15 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на гражданство» и «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Праву на гражданство, зафикси рованному в международных документах, противоречит практика стран с тоталитарным или авторитарным режимами власти, которые нередко лишают гражданства лиц, неугодных властям. Право на презумпцию невиновности. Суть этого права заклю чается в том, что именно суд и только он может признать человека виновным. Следовательно, до вынесения судом приговора обвиняе мый считается невиновным. На протяжении десятилетий в Совет ском Союзе право на презумпцию невиновности отвергалась. Во всех странах она должна стать важнейшим принципом правосудия. Право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела. Статья 14 Международного пакта о гражданских и политичес ких правах гласит: «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвине ния, предъявленного ему, или при определении его прав и обязан ностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и пуб личное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или го сударственной безопасности в демократическом обществе или ког да того требуют интересы частной жизни сторон или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обсто ятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному и граждан скому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается опеки над детьми. Право на восстановление в правах. Все незаконно репрессиро ванные имеют право на реабилитацию и восстановление своих прав. Совсем недавно это касалось многочисленных жертв репрессий дик- таторского режима власти в Чили, расистского - в Ю АР, культурной революции в Китае и т. п. Свою актуальность проблема сохраняет в странах СНГ. Определенная работа по восстановлению прав, чести и достоинства миллионов жертв политических репрессий в бывшем Союзе проведена. Началась она во время критики культа личности Сталина, получила дополнительные импульсы в период гласности и перестройки, приобрела наибольшую результативность после собы тий 1991 года. Но далеко не завершена. До сих пор многие жертвы политических репрессий в Беларуси и ряда других республик не реабилитированы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.021 с.) |