П редмет , цел и и задач и курс а « П рав а человека » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П редмет , цел и и задач и курс а « П рав а человека »



Права человека занимают центральное место в системе социаль­ но-гуманитарного знания. Они отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духов­ ное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоя­ тельную область философского и научного знания.

Предметом данной науки являются права человека как неотъем­ лемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилиза­ ции, важнейшее условие развития индивида и применения его твор­ ческих сил и способностей. Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внима­ ние учащихся на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации всей системы образования. Статья 2 Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменения­ ми и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) провозглашает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей цен­ ностью и целью общества и государства.

Главными целями преподавания прав человека является:

• овладение студентами определенной системой знаний по правам и свободам человека;

• воспитание культуры прав человека, его ответственности и уваже­ ния прав других людей;

• приобретение студентами практических навыков по защите своих естественных и неотъемлемых прав. Знание прав - это важнейшее условие подготовки человека к активной самостоятельной жизни, к эффективному осуществлению его прав во всех сферах обществен­ ной жизни;

• формирование гуманистического миропонимания, чувства челове­ ческого достоинства, гражданской ответственности, глубокого по­ нимания людьми своих прав и обязанностей.


Гуманизация образования и тенденции его развития объективно требуют изучения прав человека на всех уровнях, поэтому их знание должно стать важной составной частью учебного и воспитательного процесса в системе современного образования.

Главной задачей образования в области прав человека является значительное повышение уровня духовно-нравственного состояния современного общества. Права человека - это те права, которыми должны обладать все люди, поскольку пользуясь ими человек может жить полноценной жизнью, всесторонне раскрыться как личность. Они представляют тот гуманистический идеал, к достижению кото­ рого должен стремиться каждый человек, все народы.

 

1.2. С тановлени е учебно й дисциплин ы

«П рав а человека»

Проблема обучения правам человека в X X - начале XX I в. при­ обрела чрезвычайно важную роль и является в высшей степени актуальной.

Создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций ознаме­ новало собой новый этап в историческом развитии мирового сооб­ щества. Приняв Устав этой организации, страны-участницы решили объединить свои усилия для того, чтобы избавиться от разрушитель­ ных войн, содействовать укреплению мира и безопасности народов, уважать равенство больших и малых наций, защищать права и сво­ боды человека. В Уставе закреплены цели и идеалы, общие для всех народов мира. «Новое объединение народов, - подчеркивается в до­ кументе, - призвано утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности».

С этого времени по существу начинается процесс формирования новой области социально-гуманитарных знаний и специальной учебной дисциплины, отражающей права и свободы человека как сложное социокультурное, философско-нравственное, политичес­ кое и правовое явление. Генеральная Ассамблея ООН, принимая 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, призвала все государства к, способствованию распространения знаний о пра­ вах человека путем просвещения и образования, их уважения и осу­ ществления на практике. При этом подчеркивалось, что знание прав - это важнейшее условие формирования той личности, которую Дек-


ларация рассматривает в качестве идеала свободного и цивилизо­ ванного человека.

В 1952 г. Совет ОО Н по экономике и социальным вопросам в своей резолюции № 314 призывает Ю Н ЕСК О начать широкую кам­ панию по распространению знаний о правах человека среди миро­ вой общественности через средства массовой информации, литера­ туру, искусство, через всю систему образования.

В 196 8 г. Международная конференция по правам человека, про­ ходившая в Тегеране, поручает Ю Н ЕСК О выработать программы, направленные на развитие у граждан чувства собственного достоин­ ства, осознания ими своих прав и свобод. Конференция также под­ твердила, что принципы, заложенные Всеобщей декларации, долж­ ны изучаться на всех уровнях образования, особенно в высших учебных заведениях, где обучаются будущие высококвалифициро­ ванные специалисты.

В 1971 г. Комиссия ОО Н по правам человека настоятельно реко­ мендовала внедрять и развивать отдельные учебные дисциплины, касающиеся прав человека, а в 1973 г. - призвала Ю Н ЕСК О разви­ вать образование в сфере прав человека для всех людей на всех уров­ нях. Учитывая эти требования, Генеральная конференция Ю Н ЕСК О в 1974 г. приняла Рекомендацию, касающуюся образования, связан­ ного с правами человека и основными свободами. Согласно этой Ре­ комендации, права человека трактуются таким образом, как  они

«выражены в Уставе ОО Н и Всеобщей Декларации прав человека». В 1978 г. Ю Н ЕСК О впервые проводит в Вене конгресс, посвя­

щенный вопросам образования в области прав человека. В  итоговом

документе говорится, что образование и преподавание в сфере прав человека должно основываться на принципах, заложенных в Уставе ООН, Всеобщей Декларации прав человека и других международ­ ных актах и договорах по правам человека. В нем также подчеркива­ лось, что образование и преподавание в сфере прав человека должно быть нацелено на воспитание отношений толерантности, уважения и солидарности, обеспечение знаний в этой области и осознание личностью путей, с помощью которых эти права могут стать частью общественной и политической жизни.

Следующим важным этапом в развитии образования в сфере прав человека стал М еждународный конгресс по преподаванию прав человека, состоявшийся в 1978 г. на Мальте. На нем было под-


черкнуто, что система преподавания и образования и сфере прав че­ ловека должна быть создана всеми странами-членами ООН. При этом она обязательно должна быть доступной для всех граждан и осуществляться на всех уровнях образования с широким участием различных общественных организаций и средств массовой информации.

В октябре 1991 г. на международном семинаре «Межкультурное изучение прав человека», проходившем в Австрии, были изложены основные аспекты преподавания прав человека:

• обучение правам должно иметь два уровня: содержательный и практический;

• оно должно начинаться на дошкольном и начальном школьном уровнях;

• обучение должно проходить в благоприятной обстановке. На этот процесс должны влиять такие факторы, как этические стандарты, организация и дисциплинарная политика в школе;

• обучение правам человека имеет свою специфику в смысле методи­ ки преподавания, в этом процессе самое активное участие могут принимать не только учителя и учащиеся, но и родители;

• обучение правам человека должно пронизывать всю образователь­ ную систему, т. е. каждый предмет по-своему может и должен вклю­ чать элементы человеческих прав.

В марте 1993 г. в Монреале Ю Н ЕСК О и Центр ОО Н по правам человека проводят Международный конгресс по образованию в об­ ласти прав человека и демократии. Основным документом Конгрес­ са стал М ировой план действий в сфере образования правам челове­ ка                и            демократии. Он     предполагает общую стратегию  для согласованных действий в области пропаганды прав человека. Цель Мирового плана включает в себя формирование культуры прав че­ ловека и развитие демократических обществ, которые дадут воз­ можность отдельному человеку или группам людей разрешать свои проблемы и противоречия путем ненасильственных методов. Для его реализации предлагается организовать обучение правам, свобо­ дам и обязанностям человека во всей системе образования.

В 1993 г. в Вене состоялась Всемирная конференция по правам человека, на которой была принята декларация и Программа дей­ ствий. В этих документах были обозначены основные принципы и


стандарты, выявлены наиболее важные проблемы и намечена про­ грамма дальнейших действий в сфере образования прав человека. Одним из главных результатов конференции является признание особой важности развития системы образования прав человека, что в свою очередь приведет к установлению стабильных и гармонич­ ных отношений между различными обществами, укреплению мира и взаимопонимания между людьми во всем мире. В Венской декла­ рации содержится призыв ко всем государствам включать вопросы по правам человека, гуманитарному праву и демократии в учебные планы всех учебных заведений.

Генеральная Ассамблея ОО Н (резолюция № 49/184) объявила период с 1995 по 2004 г. десятилетием образования в области прав человека и разработала план действий, который включает решение следующих основных задач:

• оценку потребностей для осуществления программ и выработку эффективной стратегии образования в области прав человека на уровне школ;

• создание новых и усиление существующих программ, а также со­ здание благоприятных условий для образования в области прав че­ ловека  на  международном,    государственном, региональном и местном уровнях;

• совместную разработку материалов по образованию в области прав человека; распространение среди населения всех стран Всеобщей декларации прав человека и знаний о ней.

Во Всеобщей декларации прав человека, в других международ­ ных документах по правам человека содержится призыв ОО Н к странам-участницам развивать образование в области прав человека с тем, чтобы оно было направлено на полное развитие человеческой личности, соблюдение прав человека и свобод, осознание человеком чувства собственного достоинства. Оно должно содействовать взаи­ мопониманию, установлению дружественных отношений между всеми народами, расовыми или религиозными группами, укрепле­ нию стабильности и мира. В системе образования акцент должен де­ латься на «обучение для всех», «обучение в течение всей жизни», а также на «обучение без границ».

В последние годы в целях развития системы образования и про­ ведения научных исследований в области прав человека при содей­ ствии Ю Н ЕСК О создаются университетские кафедры по правам


человека, демократии и мира, К настоящему времени в разных реги­ онах мира уже создано несколько десятков кафедр - в Европе, Африке, Азии, (Арабских государствах) и Латинской Америке. В дальнейшем планируется создание кафедр по правам человека, де­ мократии и мира и в других странах.

Оценивая достижения мирового сообщества в создании системы образования в области прав человека, директор департамента по правам человека, мира и демократии Ю Н ЕСК О Я. Симанидис отме­ тил, что за период, прошедший со дня принятия Всеобщей деклара­ ции, в данном направлении достигнут безусловный прогресс. Вместе с тем сегодня требуются дополнительные усилия со стороны всех государств мира для преодоления существующих недостатков и решения новых, более сложных задач в правовом воспитании и об­ разовании обучающихся.

 

1.3. Ф ормировани е национально й систем ы образовани я в област и пра в человек а

В Р еспублик е Б еларус ь

Теоретическим обоснованием предмета «Права человека» яви­ лись труды многих отечественных и зарубежных ученых.

К числу исследователей научно-теоретических и практических проблем защиты прав человека принадлежат такие ученые, как А.Я. Азаров, Б.П. Белозеров, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воево­ дин, Ю.И. Гревцов, СИ. Глушкова, А. В. Зиновьев, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, Е.А. Лукашева, А.П. Мовчан, B.C. Нерсесянц, В.П. Сальников, В.Д. Сорокин, Л. Б. Тиунова, А.А. Тихонов, Б.Н. То- порнин, Н.А. Чечина, а также белорусские ученые - Н.Н. Белякович, В.А. Божанов, Г.А. Василевич, А.Д. Гусев, Л. Ф. Евменов, И.И. Кот- ляр, Ю.И. Малевич, Л.В. Павлова, СИ. Симановский, А. В. Ш авцова и др.

В начале 90-х гг. начинается формирование системы образова­ ния в области прав человека в государствах СНГ. Появляются пер­ вые учебные программы и пособия.

В Республике Беларусь преподавание спецкурса «Права челове­ ка» было начато с середины 90-х гг. в БГУ и Брестском государ­ ственном университете им. А. С Пушкина.

В 1996 г. выходит первое в Республике Беларусь учебное посо­ бие «Права человека», написанное профессором Брестского универ-


ситета И.И. Котляром. В 1998 г. авторский коллектив (А.Д. Гусев и др.) Республиканского института высшей школы БГУ представил примерную программу курса «Права человека» для студентов выс­ ших учебных заведений (проект)». В 2001 г. выходят в свет учебные пособия профессора Н.Н. Белякович «Права и свободы человека», профессора В.А. Божанова «Конституция Республики Беларусь и права человека», С.С. Бубена «Права человека: пособие для учите­ лей», доцента БГУ СИ. Симановского «Права человека», в 2002 г. - учебное пособие авторского коллектива «Права человека» под редак­ цией докторов наук, профессоров А.Д.Гусева и Я.С.Яскевич, в 2006 г. - учебное пособие доктора юридических наук, профессора Г.А. Васи- левича и доцента БГУ А.В. Шавцовой «Права человека» и др.

23 ию ня 1998 г. в Республике Беларусь, в год 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ОО Н Всеобщей декларации прав человека по проблеме прав человека проводятся парламентские слушания, на которых принимается ряд рекомендаций органам государственной власти, в том числе Министерству образования Республики Бела­ русь. Министерству образования было рекомендовано:

• ввести обязательный курс «Права человека» в государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, средних школах;

• разработать цикл лекций, имеющих целью развитие политического сознания молодых людей;

• подготовить совместно с заинтересованными министерствами и ве­ домствами и издать пособия, комментарии и разъяснения, а также наладить выпуск плакатов, диафильмов, буклетов с адаптирован­ ными текстами юридических документов, рассчитанных на детское восприятие [Права человека: Парламентские слушания 23 июня 1998 года. Минск, 1998. С. 169].

Во исполнение этих рекомендаций постановлением коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 года № 12.2 «О состоя­ нии и перспективах развития гуманизации и гуманитаризации обра­ зования в вузах республики» курс «Права человека» был включен в перечень дисциплин, изучение которых является обязательным для студентов всех учебных заведений Республики Беларуси.

Создание системы образования в области прав человека является в высшей степени актуальной проблемой для всех стран мира, в том числе и для Республики Беларусь.


По данным социологического опроса, проведенного среди жите­ лей г. М инска на вопрос: «С какими документами ОО Н о правах че­ ловека Вы знакомы?» - 70 % респондентов ответили, что ни с каки­ ми, Всеобщую  декларацию прав человека  читали  лишь                                                  11 %, Международный билль о правах человека - 3 %. Это позволяет сде­ лать вывод о том, что наше общество все еще не достаточно грамот­ но в этой сфере и поэтому включение прав человека в систему обра­ зования является насущной задачей современного белорусского общества. Однако это не только актуальная, но и сложная проблема.

Для того чтобы пользоваться правами и свободами, необходимо их знать. Наибольшим потенциалом в решении поставленной задачи обладают учебные заведения системы образования. Это подтвержда­ ют и данные социологического опроса, в ходе которого 70 % опро­ шенных считают, что права человека необходимо изучать в учебных заведениях.

В Республике Беларусь сделан ряд важных шагов на пути созда­ ния национальной системы образования в области прав человека. Она начала создаваться с 1995 г., когда в соответствии с Националь­ ным планом действий по защите прав ребенка на 1995-2000 гг. в учебных заведениях республики был введен 10-часовой специальный курс «Права ребенка». Это было сделано в соответствии с рекоменда­ циями Ю Н ЕСКО, где говорится о том, что правовое воспитание сле­ дует начинать еще в дошкольном, а лучше - в младшем школьном возрасте, т. е. в начальной школе. При этом главной задачей образо­ вания детей данного возраста в области прав человека является не ме­ ханическое заучивание статей всеобщей декларации прав человека, конвенции ОО Н «О правах ребенка» и закона Республики Беларусь

«О правах ребенка», а формирование правильного отношения к ним. Опыт педагогической работы в начальной школе позволяет сделать вывод, что младшие школьники могут осознанно воспринимать и усваивать знания в области прав человека и прав ребенка.

Важным этапом на пути создания системы образования в облас­ ти прав человека явился Указ Президента Республики Беларусь от 15.01.1998 г. № 36 «Об утверждении состава Национального коми­ тета Республики Беларусь и плана мероприятий по празднованию в Республике Беларусь 50-летия принятия Всеобщей декларации прав человека». В соответствии с этим документом предусматривалось введение в учебных заведениях республики  специального  курса

«Права человека», что придало образованию в области прав челове-


ка более системный и профессиональный характер. Были разработа­ ны программы по данному курсу.

Вместе с тем преподавание прав человека в учебных заведениях выявило и множество проблем. Это, прежде всего, необходимость соответствующей подготовки и переподготовки преподавателей по данным дисциплинам; отсутствие в достаточном количестве учеб­ ной литературы и методических пособий; проблема сложности язы­ ка, которым написаны многие материалы и пособия, т. е. проблема их адаптации к школьникам и студентам; низкий уровень правового образования родителей и др.

Следующим значительным этапом в процессе становления сис­ темы образования прав человека явилось постановление Совета Ми­ нистров Республики Беларусь № 366 от 15 марта 1999 г., утвердив­ шее «Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 -2004 гг.». Он предусматривает решение следую­ щих важных задач:

• создание широких информационных возможностей для ознакомле­ ния в области прав человека;

• создание разветвленной и многоуровневой системы образования в области прав человека;

• подготовку высококвалифицированных   кадров по    этой специальности;

• создание учебно-методической базы (кафедр и лабораторий в вузах) для обеспечения полноценного процесса по правам человека и пра­ вам ребенка;

• участие государственных и общественных организаций в развитии образования по правам человека;

• развитие международного сотрудничества в этой сфере с ООН, ОБСЕ и др.

Таким образом, в Республике Беларусь созданы необходимые условия для успешного развития системы образования в области прав человека. Однако предстоит предпринять немало усилий для того, чтобы она эффективно заработала.

Процесс гуманизации образования и тенденции его развития объективно требуют изучения прав человека на всех уровнях. При этом следует осознать, что это не дополнительные знания, без кото­ рых специалист может обойтись, а стержень всего современного об­ разования, основа образования XX I века.


Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.028 с.)