Права человека носят всеобщий, универсальный характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права человека носят всеобщий, универсальный характер.



Это обусловлено рядом причин:

• все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демокра­ тических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,


происхождения, имущественного и должностного положения, мес­ та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Зап­ рещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

• все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т. д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государствен­ ного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит;

• всеобщность прав и свобод человека проявляется и в территориаль­ ном аспекте. Это означает, что везде, где бы ни находился человек, он обладает (должен обладать) основными естественными правами и свободами независимо от того, какой является эта территория;

• вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет основу международного порядка, представляют непосредственный и законный интерес для всех государств мирового сообщества и не относятся к числу исключительно внутренних дел.

Философия прав человека строится на общечеловеческих цен­ ностях. Одной из них является достоинство человека. Достоин­ ство, с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со сто­ роны других. С другой - это признание обществом социальной цен­ ности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значи­ мости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека - это источник его прав и свобод. Только об­ ладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как личности, что ведет в свою очередь к обогащению, совершенствова­ нию всего человечества.

В теории прав человека действует презумпция достоинства чело­ века. Суть философии прав человека заключается в понимании, что


все лю ди - члены одной человеческой семьи. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства, уважения прав и свобод другого человека. В ст. 1 Всеоб­ щей Декларации прав человека говорится: «Все лю ди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Права и свободы не дарованы ему ни государством, ни властью, ни кем-либо еще, поэтому их называют естественными правами человека. Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской холопской благодарностью за то, что ему, человеку, позво­ лили воспользоваться какими-то крохами (его же) прав. Они при­ надлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в ка­ ком-либо писаном, юридическом оформлении. Писаное право, кото­ рое вобрало в себя моральные обычные права и запреты, в том числе и права и свободы человека, нормы взаимоотношений называется позитивным правом. Сегодня оно содержится в международных документах и национальных законодательствах всех государств, в том числе и в основном белорусском законе. Конституция Респуб­ лики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) провозгла­ шает: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации явля­ ются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2).

Естественные права и свободы человека неотчуждаемы и при­ надлежат каждому от рождения. Пока жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. Эти права не должны зависеть ни от общественного строя страны, ни от каких-либо других обстоятель­ ств. Они естественны, неотъемлемо присущи любому индивиду, где бы он ни жил или ни находился. Право человека на жизнь, запреще­ ние пыток или других форм негуманного, унижающего человечес­ кое достоинство обращения, право на признание правосубъектности любого индивида, запрет дискриминации по признакам пола, расы, религии, языка и другие - эти и другие права и свободы должны быть присущи любому человеку в современном мире. Государство обязано обеспечить каждому индивиду реализацию этих прав. Ли­ шая их человека, оно действует противозаконно, даже если «узако­ нивает» в своем внутреннем законодательстве эти деяния, т. к. его действия по отношению к человеку соизмеряются не его националь­ ными законами, а международными нормами и стандартами..


Только тогда, когда право и права человека становятся над госу­ дарством и навязывают ему свои принципы и ценности, обусловлен­ ные развитием культуры и цивилизации, государство также стано­ вится цивилизованным.

В настоящее время права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие тре­ бования и стандарты в области свободы личности.

 

П ризнак и пра в человек а

Основные признаки прав человека характеризует то, что они:

• возникают и развиваются на основе природы человека с учетом по­ стоянно изменяющихся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются ес­ тественными (как воздух, земля, вода и т. д.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной формой вы­ ражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возмож­ ность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;

• признание, соблюдение и защита прав человека является обязан­ ностью государства.

Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими учеными. Профессор Л. С. Явич считает, что «права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качест­ ва человеческой личности, обусловленные данной ступенью истори­ ческого развития общества» [Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. С. 12. 64 ].

Права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное зна­ чение. В первом случае - это права «от» принуждения, вмешатель­ ства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной не-


справедливости и т. д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете все чело­ веческие права направлены на обеспечение свободы личности.

В правах человека сконцентрированы все важнейшие социаль­ ные нормы и принципы - не только правовые, но и моральные, поли­ тические, религиозные, философские, которые в различные эпохи придавали им своеобразную окраску в соответствии с экономичес­ ким строем и культурой того или иного общества. Прогресс общест­ ва невозможен, если с каждой новой ступенью развития человек не получает все больше свободы.

Взаимосвязь и целостность мирового сообщества, единство че­ ловечества выражается в появлении, расширении и углублении со­ держания общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу норм как международной морали, так и международ­ ного права. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать свое за­ конодательство и свою практику с требованиями этих международ­ ных стандартов.

Так Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, зафикси­ ровала: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозави­ симы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно отно­ ситься к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение нацио­ нальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы».

Таким образом, права и свободы человека вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства и стали предметом меж­ дународной заботы. Это значит, что права человека уже не могут определяться исключительно характером и уровнем развития дан­ ного конкретного общества, значительное влияние на их состояние оказывает единая человеческая цивилизация.


П ринцип ы пра в человек а

Философия прав человека строится на основе важнейших обще­ человеческих принципов гуманизма, свободы и равенства.

Слово гуманизм переводится с латинского как «человечный». Сущность его проявляется в признании человека как личности, а также его прав на свободу, счастье, неприкосновенность, проявле­ ние своих способностей. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека. Наибо­ лее ярко принцип гуманизма нашел отражение в деятельности ОО Н и многочисленных документах по правам человека.

Другим важным принципом является принцип свободы. В чет­ вертой статье Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется как «возможность делать все, что не приносит вреда другому». Свобода не существует без человека, а че­ ловек как личность не может существовать без свободы. Она опосре­ дуется через права человека, в одном случае путем ограждения чело­ века от какого бы то ни было произвольного вмешательства в его личную сферу как со стороны общества, так и представляющей его власти. Право на неприкосновенность личности, жилища, защиту чести и достоинства являются той основой, которая обеспечивает человеку свободу. В другом случае социально-экономические права обеспечивают ему свободу от унижающего человеческое достои­ нство существования, безработицы и т. д.

В понимании свободы важным условием является то, что свобо­ да каждого конкретного человека возможна лишь при условии, что все лю ди будут свободны, т. е. индивидуальная свобода может су­ ществовать лишь наряду со свободой для всех остальных. Она начи­ нается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступа­ ют в действие принятые законы, т. е. власть преодолевается правом.

Свобода невозможна без ответственности и дисциплины. Неуме­ ние управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинять их целому ведет к разрушению общества. Вряд ли найдется человек, который не любил бы свободу, но справедливый требует ее для всех, несправедливый - только для себя.

Исторический опыт подтверждает ту истину, что свобода труд­ нее приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура.


Третьим важным принципом философской основы прав челове­ ка является равенство. Он нашел свое яркое воплощение во фран­ цузской Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 ав­ густа 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные консти­ туции, в том числе и Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, ст. 22: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и за­ конных интересов»), рассматривают принцип равенства как осново­ полагающий в философии прав человека и гражданина. Главной проблемой, однако, остается реализация этого принципа на практи­ ке и его гарантированность. В обществе должен быть создан опти­ мальный баланс между свободой одних субъектов и социальной за­ щищенностью других.

Таким образом, гуманизм, свобода, равенство, являясь главными общечеловеческими принципами, составляют тот базис, на котором строится современная философия прав человека. Они служат утверждению достоинства личности и создают для каждого челове­ ка необходимые условия его существования.

Права связаны не только с биологической сущностью человека, его моральными качествами, достоинством, гуманностью и т. п., но и с его социальностью, общественной природой, поэтому важно ви­ деть не только общее в системе прав человека, но и специфику, раз­ личия между правами конкретного человека, с одной стороны, и об­ щественными явлениями, с другой. Для этого следует рассмотреть понятия: права человека и права гражданина. Впервые их различие было зафиксировано в «народном соглашении» от 28 ноября 1647 г. (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента - это право гражданина, а религия, которую человек вы­ бирает только в соответствии со своей совестью, - права человека.

Права гражданина - это установленные и гарантируемые госу­ дарством правомочия, возможности действий человека в указанной законом сфере. Государство обязуется обеспечивать и защищать правомерные действия человека в конкретной сфере, определенной законом. Здесь не предлагается возможности выбора, варианта дей­ ствия внутри данного права. Данным правом можно либо воспользо­ ваться, либо нет, т. к. право не обязанность. Например, «граждане РБ имеют  право  участвовать в решении государственных дел...» (ст. 37), однако его мало используют.


Права человека - это сфера деятельности человека, в которую государство не должно вмешиваться. Оно лишь обозначает с по­ мощью правовых норм поле, на котором человек действует по свое­ му усмотрению. Государство должно также обеспечивать защиту прав человека как от него самого, так и от их нарушений со стороны других лиц. Таким образом, основная функция государства должна заключаться в защите правомерного поведения человека, с одной стороны, и одновременного ограничения выхода за пределы дозво­ ленных свобод, с другой.

Например, государство не интересуется религиозными убежде­ ниями любого человека, не влияет на его приверженность како­ му-либо вероисповеданию, не устанавливает какую-либо религию в качестве обязательной. Но оно вправе принимать законы, ограничи­ вающие свободу совести с целью обеспечения признания и уваже­ ния прав и свобод других граждан, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостоя­ ния. Например, ограничение деятельности религиозных сект «Белое братство» на Украине, «Аум Синрике» в Японии и др.

Важной характеристикой понятия «прав человека» является его различие с точки зрения объективного и субъективного содержания. В объективном смысле права человека - это система международ­ ных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотно­ шений между людьми, отношения личности и государства. В субъ­ ективном смысле права человека - это принадлежащая конкретному лицу возможность действия, поступка, поведения, предусмотренно­ го правовой нормой и защищаемого государством. В некоторых языках для обозначения объективного и субъективного права ис­ пользуются разные слова. Так объективное право в английском язы­ ке значит «Law», субъективное - «Right», во французском, соотве­ тственно, «Loi» и «Droit».

Права человека отражают различные сферы его деятельности: экономику, политику, культуру и др. Они нашли свое выражение в Уставе ОО Н и Международном билле о правах: Всеобщей Деклара­ ции прав человека, Международном пакте об экономических, соци­ альных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и были классифицированы на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.015 с.)