Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Печатается по решению редакционно-издательского совета бгпу рекомендовано секцией гуманитарных наукСтр 1 из 19Следующая ⇒
СИ. Симановский ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Учебно-методическое пособие М инс к 200 9 УДК 340.11(075.8) ББК 67.400.7я73 С58 Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ рекомендовано секцией гуманитарных наук (протокол № 10 от 27.05.09) Рецензенты: доктор политических наук, пофессор, заведующий кафедрой политологии БГУ Сб. Решетников; Кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и права БГПУ В.А. Зенченко Симановский, СИ. С58 Права человека: учеб.-метод, пособие / СВ. Симановский. - Минск: БГПУ, 2009.-12 3 с. ISBN 978-985-501-740-1. В пособии актуализируются и систематизируются знания в сложном и важном фе номене мировой культуры и цивилизации - «права человека». Раскрываются основные теоретические понятия данного явления. Адресуется студентам БГПУ, преподавателям, учителям колледжей, всем интере сующимся вопросами права. УДК 340.11(075.8) ББК 67.400.7Я73 ISBN 978-985-501-740-1 © Симановский СИ., 2009 © БГПУ, 2009 ВВЕДЕНИЕ Процесс демократизации общества и создание правового госу дарства органически связаны с развитием прав и свобод человека. В Конституции Республики Беларусь сделаны важные шаги в этом направлении. В ней закреплены все основные международные стан дарты по правам человека. Их реализация на практике является важ ной задачей как государственных органов, общественных организа ций, так и каждого гражданина страны. Однако социальные, экономические и политические реалии на шего времени, к сожалению, ограничивают возможности полноцен ной реализации некоторых прав и свобод граждан. В этой связи предстоит сделать многое для того, чтобы обеспечить осуществле ние прав и свобод человека, которые декларируются в белорусском законодательстве. Важную роль в этом процессе призвано сыграть овладение зна ниями о правах и свободах человека. Наибольшим потенциалом для решения этой задачи обладают учебные заведения системы образо вания, где изучается курс «Права человека». Цель курса - формирование гуманистического миропонимания, чувства человеческого достоинства, гражданской ответственности, глубокого понимания людьми своих прав и обязанностей. Образова ние в области прав человека будет способствовать значительному повышению уровня духовно-нравственного состояния общества. Гуманизация образования и тенденции его развития объективно тре буют изучения прав человека на всех уровнях, поэтому знания о пра вах человека должны составить основную часть учебного и воспита тельного процесса в системе современного образования.
Автор стремился учесть последние достижения научной мысли в этой сфере как отечественных, так и зарубежных ученых. Глава 1 Права человека в системе социально-гуманитарных знаний В Р еспублик е Б еларус ь Теоретическим обоснованием предмета «Права человека» яви лись труды многих отечественных и зарубежных ученых. К числу исследователей научно-теоретических и практических проблем защиты прав человека принадлежат такие ученые, как А.Я. Азаров, Б.П. Белозеров, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воево дин, Ю.И. Гревцов, СИ. Глушкова, А. В. Зиновьев, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, Е.А. Лукашева, А.П. Мовчан, B.C. Нерсесянц, В.П. Сальников, В.Д. Сорокин, Л. Б. Тиунова, А.А. Тихонов, Б.Н. То- порнин, Н.А. Чечина, а также белорусские ученые - Н.Н. Белякович, В.А. Божанов, Г.А. Василевич, А.Д. Гусев, Л. Ф. Евменов, И.И. Кот- ляр, Ю.И. Малевич, Л.В. Павлова, СИ. Симановский, А. В. Ш авцова и др. В начале 90-х гг. начинается формирование системы образова ния в области прав человека в государствах СНГ. Появляются пер вые учебные программы и пособия. В Республике Беларусь преподавание спецкурса «Права челове ка» было начато с середины 90-х гг. в БГУ и Брестском государ ственном университете им. А. С Пушкина. В 1996 г. выходит первое в Республике Беларусь учебное посо бие «Права человека», написанное профессором Брестского универ- ситета И.И. Котляром. В 1998 г. авторский коллектив (А.Д. Гусев и др.) Республиканского института высшей школы БГУ представил примерную программу курса «Права человека» для студентов выс ших учебных заведений (проект)». В 2001 г. выходят в свет учебные пособия профессора Н.Н. Белякович «Права и свободы человека», профессора В.А. Божанова «Конституция Республики Беларусь и права человека», С.С. Бубена «Права человека: пособие для учите лей», доцента БГУ СИ. Симановского «Права человека», в 2002 г. - учебное пособие авторского коллектива «Права человека» под редак цией докторов наук, профессоров А.Д.Гусева и Я.С.Яскевич, в 2006 г. - учебное пособие доктора юридических наук, профессора Г.А. Васи- левича и доцента БГУ А.В. Шавцовой «Права человека» и др.
23 ию ня 1998 г. в Республике Беларусь, в год 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ОО Н Всеобщей декларации прав человека по проблеме прав человека проводятся парламентские слушания, на которых принимается ряд рекомендаций органам государственной власти, в том числе Министерству образования Республики Бела русь. Министерству образования было рекомендовано: • ввести обязательный курс «Права человека» в государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, средних школах; • разработать цикл лекций, имеющих целью развитие политического сознания молодых людей; • подготовить совместно с заинтересованными министерствами и ве домствами и издать пособия, комментарии и разъяснения, а также наладить выпуск плакатов, диафильмов, буклетов с адаптирован ными текстами юридических документов, рассчитанных на детское восприятие [Права человека: Парламентские слушания 23 июня 1998 года. Минск, 1998. С. 169]. Во исполнение этих рекомендаций постановлением коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 года № 12.2 «О состоя нии и перспективах развития гуманизации и гуманитаризации обра зования в вузах республики» курс «Права человека» был включен в перечень дисциплин, изучение которых является обязательным для студентов всех учебных заведений Республики Беларуси. Создание системы образования в области прав человека является в высшей степени актуальной проблемой для всех стран мира, в том числе и для Республики Беларусь. По данным социологического опроса, проведенного среди жите лей г. М инска на вопрос: «С какими документами ОО Н о правах че ловека Вы знакомы?» - 70 % респондентов ответили, что ни с каки ми, Всеобщую декларацию прав человека читали лишь 11 %, Международный билль о правах человека - 3 %. Это позволяет сде лать вывод о том, что наше общество все еще не достаточно грамот но в этой сфере и поэтому включение прав человека в систему обра зования является насущной задачей современного белорусского общества. Однако это не только актуальная, но и сложная проблема. Для того чтобы пользоваться правами и свободами, необходимо их знать. Наибольшим потенциалом в решении поставленной задачи обладают учебные заведения системы образования. Это подтвержда ют и данные социологического опроса, в ходе которого 70 % опро шенных считают, что права человека необходимо изучать в учебных заведениях. В Республике Беларусь сделан ряд важных шагов на пути созда ния национальной системы образования в области прав человека. Она начала создаваться с 1995 г., когда в соответствии с Националь ным планом действий по защите прав ребенка на 1995-2000 гг. в учебных заведениях республики был введен 10-часовой специальный курс «Права ребенка». Это было сделано в соответствии с рекоменда циями Ю Н ЕСКО, где говорится о том, что правовое воспитание сле дует начинать еще в дошкольном, а лучше - в младшем школьном возрасте, т. е. в начальной школе. При этом главной задачей образо вания детей данного возраста в области прав человека является не ме ханическое заучивание статей всеобщей декларации прав человека, конвенции ОО Н «О правах ребенка» и закона Республики Беларусь
«О правах ребенка», а формирование правильного отношения к ним. Опыт педагогической работы в начальной школе позволяет сделать вывод, что младшие школьники могут осознанно воспринимать и усваивать знания в области прав человека и прав ребенка. Важным этапом на пути создания системы образования в облас ти прав человека явился Указ Президента Республики Беларусь от 15.01.1998 г. № 36 «Об утверждении состава Национального коми тета Республики Беларусь и плана мероприятий по празднованию в Республике Беларусь 50-летия принятия Всеобщей декларации прав человека». В соответствии с этим документом предусматривалось введение в учебных заведениях республики специального курса «Права человека», что придало образованию в области прав челове- ка более системный и профессиональный характер. Были разработа ны программы по данному курсу. Вместе с тем преподавание прав человека в учебных заведениях выявило и множество проблем. Это, прежде всего, необходимость соответствующей подготовки и переподготовки преподавателей по данным дисциплинам; отсутствие в достаточном количестве учеб ной литературы и методических пособий; проблема сложности язы ка, которым написаны многие материалы и пособия, т. е. проблема их адаптации к школьникам и студентам; низкий уровень правового образования родителей и др. Следующим значительным этапом в процессе становления сис темы образования прав человека явилось постановление Совета Ми нистров Республики Беларусь № 366 от 15 марта 1999 г., утвердив шее «Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 -2004 гг.». Он предусматривает решение следую щих важных задач: • создание широких информационных возможностей для ознакомле ния в области прав человека; • создание разветвленной и многоуровневой системы образования в области прав человека; • подготовку высококвалифицированных кадров по этой специальности; • создание учебно-методической базы (кафедр и лабораторий в вузах) для обеспечения полноценного процесса по правам человека и пра вам ребенка;
• участие государственных и общественных организаций в развитии образования по правам человека; • развитие международного сотрудничества в этой сфере с ООН, ОБСЕ и др. Таким образом, в Республике Беларусь созданы необходимые условия для успешного развития системы образования в области прав человека. Однако предстоит предпринять немало усилий для того, чтобы она эффективно заработала. Процесс гуманизации образования и тенденции его развития объективно требуют изучения прав человека на всех уровнях. При этом следует осознать, что это не дополнительные знания, без кото рых специалист может обойтись, а стержень всего современного об разования, основа образования XX I века. Глава 2 Ф илософи я пра в человек а В течение всей истории цивилизации феномен прав человека яв лялся и продолжает оставаться камнем преткновения различных фи лософских школ и политических течений. Выдвижение проблемы прав человека на передний план современного мировоззрения - сви детельство коренных преобразований, происходящих сегодня в по литической, экономической, социальной, духовной и других сферах общественной жизни. Все отчетливее проявляется идея неразрыв ной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием чело века в решении проблем как внутри отдельного государства, так и в глобальном масштабе. Права человека призваны обеспечить именно такое участие, превратив человека из пассивного наблюдателя в ак тивного участника всех событий, происходящих в мире. Изучение проблемы прав человека невозможно без осмысления сущности их как неотъемлемого свойства личности и феномена мировой культуры и цивилизации. Оно дает возможность раскрыть сущность природы человека как источника его прав и свобод, их роль в развитии личности и мирового сообщества в целом, закономерности расш ирения спектра основных прав и свобод человека. Понятие «права человека» появилось в результате длительного развития общественной мысли. Впервые оно возникло в Древней Греции и обозначалось как «права гражданина». Однако граждане тогда составляли меньшинство населения, так как иностранцы и рабы в эту категорию не входили. Концепция «прав человека», сформированная в древних полисах, прошла трудный и долгий путь. Оформившись как политическая платформа в ходе буржуазных ре волюций, она получила новый импульс в наше время, когда перед человечеством во всей остроте встали вопросы выживания. Право человека - это признанная и гарантированная возмож ность совершать определенные действия по воле, усмотрению и в личных интересах человека, предъявлять законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов. Выдвижение данной проблемы на передний план современного мировоззрения обусловлено рядом объективных обстоятельств, которые: • способствуют углублению проблем выживания человечества. Вы живание предполагает совместное разрешение таких глобальных вопросов, как разоружение, предотвращение ядерной войны, лик видация голода, различных болезней, улучшение окружающей сре ды и других. Это возможно лишь при условии существования дове рия между народами и государствами, а одна из предпосылок доверия - уважение прав человека;
• неразрывно связаны с демократической моделью политического устройства общества. Все ее составляющие элементы, в конечном счете, сводятся к правам человека. Выборность, многопартийность, наличие оппозиции и т. д. возможны лишь постольку, поскольку га рантированы главные права человека как самого основного элемен та политического механизма. Именно наличием прав человека из меряется гуманность любого общества, степень его развития; • обуславливаются возросшими требованиями к человеку, особенно к человеку, живущему в трансформационном обществе, т. е. находя щемуся в стадии радикальных социально-экономических и полити ческих изменений. Известно, что эффективное развитие общества возможно только при действиях, направленных на раскрепощение личности, утверждении уважения к правам и свободам человека, приоритете интересов отдельных, конкретных людей над партий ными, государственными и идеологическими. Этот простой и вмес те с тем глобальный по смыслу тезис поистине выстрадан челове чеством и лежит в основе признания прав человека в демократическом обществе. Важно отметить, что философия прав человека имеет внеклассо вый, вненациональный, внерасовый, внеполовой и т. д. характер и является достоянием всей человеческой цивилизации. Это - обще человеческие ценности. П ризнак и пра в человек а Основные признаки прав человека характеризует то, что они: • возникают и развиваются на основе природы человека с учетом по стоянно изменяющихся условий жизни общества; • складываются объективно и не зависят от государственного признания; • принадлежат индивиду от рождения; • имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются ес тественными (как воздух, земля, вода и т. д.); • являются непосредственно действующими; • признаются высшей социальной ценностью; • выступают необходимой частью права, определенной формой вы ражения его главного содержания; • представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возмож ность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага; • признание, соблюдение и защита прав человека является обязан ностью государства. Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими учеными. Профессор Л. С. Явич считает, что «права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качест ва человеческой личности, обусловленные данной ступенью истори ческого развития общества» [Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. С. 12. 64 ]. Права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное зна чение. В первом случае - это права «от» принуждения, вмешатель ства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной не- справедливости и т. д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете все чело веческие права направлены на обеспечение свободы личности. В правах человека сконцентрированы все важнейшие социаль ные нормы и принципы - не только правовые, но и моральные, поли тические, религиозные, философские, которые в различные эпохи придавали им своеобразную окраску в соответствии с экономичес ким строем и культурой того или иного общества. Прогресс общест ва невозможен, если с каждой новой ступенью развития человек не получает все больше свободы. Взаимосвязь и целостность мирового сообщества, единство че ловечества выражается в появлении, расширении и углублении со держания общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу норм как международной морали, так и международ ного права. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать свое за конодательство и свою практику с требованиями этих международ ных стандартов. Так Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, зафикси ровала: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозави симы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно отно ситься к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение нацио нальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Таким образом, права и свободы человека вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства и стали предметом меж дународной заботы. Это значит, что права человека уже не могут определяться исключительно характером и уровнем развития дан ного конкретного общества, значительное влияние на их состояние оказывает единая человеческая цивилизация. П ринцип ы пра в человек а Философия прав человека строится на основе важнейших обще человеческих принципов гуманизма, свободы и равенства. Слово гуманизм переводится с латинского как «человечный». Сущность его проявляется в признании человека как личности, а также его прав на свободу, счастье, неприкосновенность, проявле ние своих способностей. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека. Наибо лее ярко принцип гуманизма нашел отражение в деятельности ОО Н и многочисленных документах по правам человека. Другим важным принципом является принцип свободы. В чет вертой статье Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется как «возможность делать все, что не приносит вреда другому». Свобода не существует без человека, а че ловек как личность не может существовать без свободы. Она опосре дуется через права человека, в одном случае путем ограждения чело века от какого бы то ни было произвольного вмешательства в его личную сферу как со стороны общества, так и представляющей его власти. Право на неприкосновенность личности, жилища, защиту чести и достоинства являются той основой, которая обеспечивает человеку свободу. В другом случае социально-экономические права обеспечивают ему свободу от унижающего человеческое достои нство существования, безработицы и т. д. В понимании свободы важным условием является то, что свобо да каждого конкретного человека возможна лишь при условии, что все лю ди будут свободны, т. е. индивидуальная свобода может су ществовать лишь наряду со свободой для всех остальных. Она начи нается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступа ют в действие принятые законы, т. е. власть преодолевается правом. Свобода невозможна без ответственности и дисциплины. Неуме ние управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинять их целому ведет к разрушению общества. Вряд ли найдется человек, который не любил бы свободу, но справедливый требует ее для всех, несправедливый - только для себя. Исторический опыт подтверждает ту истину, что свобода труд нее приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура. Третьим важным принципом философской основы прав челове ка является равенство. Он нашел свое яркое воплощение во фран цузской Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 ав густа 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные консти туции, в том числе и Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, ст. 22: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и за конных интересов»), рассматривают принцип равенства как осново полагающий в философии прав человека и гражданина. Главной проблемой, однако, остается реализация этого принципа на практи ке и его гарантированность. В обществе должен быть создан опти мальный баланс между свободой одних субъектов и социальной за щищенностью других. Таким образом, гуманизм, свобода, равенство, являясь главными общечеловеческими принципами, составляют тот базис, на котором строится современная философия прав человека. Они служат утверждению достоинства личности и создают для каждого челове ка необходимые условия его существования. Права связаны не только с биологической сущностью человека, его моральными качествами, достоинством, гуманностью и т. п., но и с его социальностью, общественной природой, поэтому важно ви деть не только общее в системе прав человека, но и специфику, раз личия между правами конкретного человека, с одной стороны, и об щественными явлениями, с другой. Для этого следует рассмотреть понятия: права человека и права гражданина. Впервые их различие было зафиксировано в «народном соглашении» от 28 ноября 1647 г. (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента - это право гражданина, а религия, которую человек вы бирает только в соответствии со своей совестью, - права человека. Права гражданина - это установленные и гарантируемые госу дарством правомочия, возможности действий человека в указанной законом сфере. Государство обязуется обеспечивать и защищать правомерные действия человека в конкретной сфере, определенной законом. Здесь не предлагается возможности выбора, варианта дей ствия внутри данного права. Данным правом можно либо воспользо ваться, либо нет, т. к. право не обязанность. Например, «граждане РБ имеют право участвовать в решении государственных дел...» (ст. 37), однако его мало используют. Права человека - это сфера деятельности человека, в которую государство не должно вмешиваться. Оно лишь обозначает с по мощью правовых норм поле, на котором человек действует по свое му усмотрению. Государство должно также обеспечивать защиту прав человека как от него самого, так и от их нарушений со стороны других лиц. Таким образом, основная функция государства должна заключаться в защите правомерного поведения человека, с одной стороны, и одновременного ограничения выхода за пределы дозво ленных свобод, с другой. Например, государство не интересуется религиозными убежде ниями любого человека, не влияет на его приверженность како му-либо вероисповеданию, не устанавливает какую-либо религию в качестве обязательной. Но оно вправе принимать законы, ограничи вающие свободу совести с целью обеспечения признания и уваже ния прав и свобод других граждан, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостоя ния. Например, ограничение деятельности религиозных сект «Белое братство» на Украине, «Аум Синрике» в Японии и др. Важной характеристикой понятия «прав человека» является его различие с точки зрения объективного и субъективного содержания. В объективном смысле права человека - это система международ ных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотно шений между людьми, отношения личности и государства. В субъ ективном смысле права человека - это принадлежащая конкретному лицу возможность действия, поступка, поведения, предусмотренно го правовой нормой и защищаемого государством. В некоторых языках для обозначения объективного и субъективного права ис пользуются разные слова. Так объективное право в английском язы ке значит «Law», субъективное - «Right», во французском, соотве тственно, «Loi» и «Droit». Права человека отражают различные сферы его деятельности: экономику, политику, культуру и др. Они нашли свое выражение в Уставе ОО Н и Международном билле о правах: Всеобщей Деклара ции прав человека, Международном пакте об экономических, соци альных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и были классифицированы на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Глава 3 Граждански е прав а Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов лю бых действий государственных органов, общественных органи заций, других лиц, которые явились бы посягательством, незакон ным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права граждан формулируются в конституциях госу дарств и конкретизируются в текущем законодательстве. Конститу ционное закрепление гражданских прав - это законодательное при знание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, развития духовного мира и т. д. Гражданские права ограждают от незаконно го вмешательства в ту сферу жизни человека, которая регулируется непосредственно не только и не столько правом, сколько иными со циальными регуляторами - нормами морали, обычаями, традиция ми, правилами приличия и другими. В структуре гражданских прав основными являются: Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: «Каждый че ловек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосно венность». В Пакте о гражданских и политических правах (ст. 6) ска зано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.), государства должны принять все необходимые меры, чтобы отме нить смертную казнь. Ж изнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Такой подход в принципе ставит вопрос об отмене смертной казни. Ее сохранение означает посягат ельство на самое фундаментальное право человека. Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, основываясь на том, что узаконенное неуважение к святости человеческой жизни спо собствует ожесточению общества и что возможны судебные ошиб ки. Сдерживающее влияние смертной казни сомнительно, в то же время защита общества может быть достигнута мерами ограничения свободы и перевоспитания и общество только выиграет, если сумеет вернуть человека к нормальной жизни. В России впервые смертная казнь была отменена в 1743 г. В Со ветском Союзе отменялась трижды: в 1918, 1920и в 1947 гг. Но всег да восстанавливалась. Нынче смертная казнь отменена в 54 странах. В целом же общественное мнение пока еще не воспринимает идею отмены смертной казни, считает ее самым надежным видом наказа ния преступника. Право на безопасность. Это одно из важнейших неотъемлемых прав человека и актуальнейших с точки зрения его обеспечения. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различ ного рода преступных акций, что это обострило проблему, постави ло под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех. Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее челове ческое достоинство обращение или наказание. В статье 7-й Пакта сказано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бес человечным и унижающ им его достоинство обращению или наказа нию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согла сия подвергаться медицинским или научным опытам». Пытки, которые широко применялись в Европе во времена ин квизиции, затем в X V III в. почти исчезли, а в X X в. вновь вернулись в Европу под флагом двух мощных политических течений - и до сих пор не уш ли из жизни современного общества. Генеральная Ассамблея ОО Н еще в 1975 г. приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984 г. - Конвенцию против пы ток. Выполнение ее рекомендаций могло бы способствовать сущест венному улучшению ситуации в мире. Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от лю бых неза конных посягательств. Также необходима охрана законом неприкос новенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незакон ных действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Актуальным становится вопрос о допуске граждан к сведе ниям и информации относительно их личной и общественной жиз ни, которые накапливаются в различных государственных органах. Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В соответ ствии с Пактом, «участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязан ностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака долж на предусматриваться необходимая защита всех детей». Законы го сударства обязаны регулировать взаимоотношения между родите лями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами. Важно строго соблюдать принцип воссоединения семей, кото рый является производным от принципа единства семьи, закреплен ного в Пакте о гражданских и политических правах. Он полу чил подтверждение также в Хельсинкском Заключительном акте. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами соблюде ние этого принципа всегда было тесно увязано с политической ситу ацией. К примеру, в 1979 г. из СССР было разрешено выехать в Израиль более 50 тыс. евреев. С 1980 г. в связи с ухудшением взаи моотношений между СССР и СШ А, другими ведущими странами западного мира, количество получивших разрешение на выезд сократилось. И вновь увеличилось в конце 80-х годов в связи с пере- стройкой в СССР и новой фазой улучшения международного климата. Право на свободу убеждений и совести. Демократическое со знание включает уважение к людям с другим мнением и желание са мому разобраться во всем, без слепой веры в авторитеты. Инакомыс лящие нужны обществу. В равной мере в обществе должна быть обеспечена свобода убеждений. В уголовном кодексе и других зако нах любой страны должно быть четко сформулировано; что уголов ное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы. Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос; о том, руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или от казаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно со держать два основных положения: свободу религиозных убеждений и не принимать во внимание религиозные догматы. В Пакте о граж данских и политических правах отмечается: 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре лигии. Это право включает свободу иметь или принимать религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и в учении. 2.. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3.. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Участвующие в на стоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать рели гиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Такое уточнение права на свободу совести было признано необ ходимым, поскольку в ряде государств действуют законы, которые принимают только государственную религию и проводят дискрими нацию других верующих. Вместе с тем не должно быть практики го сударственного атеизма. Преследования как верующих и Церкви, которые на протяжении десятилетий наблюдались в СССР и других социалистических странах, так и практики насильственного принуж дения к религии, должны отсутствовать. Оно всегда разрушительно и отталкивает. Русский философ В. Соловьев писал: «Закрепощение людей к православию лишает Русскую Церковь нравственной силы, подрывает ее внутреннюю жизнестойкость. Оружие церкви есть слово, но можно ли бороться с противником, у которого крепко свя заны руки?». Это было сказано более ста лет тому назад философом, который являлся религиозным и был заинтересован в распростране нии христианства в массах. Но он прекрасно понимал то, что навя зывается силой и вне конкурентной борьбы, не только лишается нравственной силы, но и рискует не найти поддержки со стороны тех, кому адресуется. Также ни в коем случае нельзя допускать дис криминации и нетерпимости по отношению к другим на основе ре лигии или убеждений. А пока, согласно одной из оценок, в наши дни 2,2 млрд человек пользуются лишь ограниченной свободой совести, религии, убеждений. Имеются сотни тысяч мучеников за веру, в том числе из-за религи
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.058 с.) |