Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О права х и обязанностя х гра ж да н
Защита прав человека осуществляется на международном и на циональном уровнях. Международные пакты 1966 г. обязывают го сударства принять такие законодательные меры, которые могут ока заться необходимыми для осуществления прав, провозглашенных в них. Обязательность соблюдения государствами международных стандартов в области прав человека также подтверждается в Вен ской декларации и Программе действий, принятой в 1993 г. на 2-й Всемирной конференции по правам человека. В ней, в частности, сказано: «Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических и культурных и религиозных особен ностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их по литических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Функции международной и национальной защиты прав человека разграничиваются следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за соблюдением их государства ми. На национальном уровне государства приводят законодательства в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Стремление максимально учесть международные стандарты, со здать механизм правового государства ярко проявляется в действу ющей Конституции Республики Беларусь, которая соответствует предъявляемым ОО Н требованиям. Она воплотила в себе набор об щепризнанных прав и свобод и предусмотрела гарантии их реализа ции. В ней записано (ст. 2), что «человек его права свободы и гаран тии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Другим принципиальным положением Конституции в области прав человека является признание в ней равенства всех перед зако ном и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Это означает, что все люди, нахо дящиеся на территории Беларуси, независимо от социального поло жения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий, имеют одинаковые «стартовые» возможности для осуществления конституционных прав, в том числе и права на полу чение образования, на участие в государственной деятельности, сво боду творчества и убеждений. Никто не может пользоваться преи муществами и привилегиями, что противоречит закону.
Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конститу ции и прежде всего в Разделе II «Личность, общество, государство». Их должен знать каждый гражданин страны, хотя бы для того, чтобы ими пользоваться и бороться за свои права. К числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит: право на жизнь (ст. 24); обеспечение государст вом свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст. 25); никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и уста новлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняе мый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 26); никто не дол жен принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27); право на защи ту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе и от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сооб щений, на честь и достоинство (ст. 28); право свободно передвигать ся и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30); право самостоятельно определять свое отношение к религии, лично или совместно с другими исповедовать любую религию или не испо ведовать никакой, выражать и распространять убеждения, связан ные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиоз ных культов, ритуалов, обрядов (ст. 31); право по достижению брачного возраста на добровольной основе вступать в брак и созда вать семью (ст. 32). Согласно ст. 33 Основного Закона, каждому га рантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Какие же права и свободы в политической сфере предоставляет Конституция Республики Беларусь своим гражданам и насколько они соответствуют международно-правовым нормам? Специально оговаривается, что не допускается монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или от дельными гражданами, а также цензура (ст. 33). Государство гаран тирует своим гражданам право на получение, хранение и распрост ранение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных организа ций о политической, экономической и международной жизни, со стоянии окружающей среды (ст. 34). Обеспечить выражение поли тической воли граждан призвана ст. 35 Конституции, в соответствии с которой гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопо рядка и прав других граждан. Порядок проведения таких мероприя тий определяется законом. Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединений (ст. 36). Изъятия из этого права пред усматриваются для судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащих, которые не могут быть членами политических партий и других общественных объедине ний, преследующих политические цели.
Конституция предоставляет право участвовать в решении госу дарственных дел как непосредственно, так и через свободно избран ных представителей (ст. 37). Непосредственное участие граждан в управлении делами государства обеспечивается проведением рефе рендумов, обсуждением проектов законов и вопросов республикан ского и местного значения, другими определенными законом спосо бами. Граждане Беларуси имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равно го, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38); в соответствии со своими способностями, профессиональной подго товкой имеют право равного доступа к лю бым должностям в госу дарственных органах (ст. 39). Каждый имеет право направлять лич ные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40). Государственные органы, а также должностные лица обязаны рас смотреть поступившее обращение и дать ответ по существу в опре деленный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявле ния должен быть письменно мотивированным. Уровень благополучия граждан во многом определяется наличи ем у них социально-экономических прав и созданием государством условий для их реализации. В этом отношении Конституция Респуб лики Беларусь предоставляет гражданам следующие права: право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (ст. 41); право на защиту своих экономических и социальных инте ресов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на за бастовку (ст. 41); право на справедливое вознаграждение за выпол ненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением (в отношении лиц, которые работают по найму) (ст. 42); право трудящихся на отдых (ст. 43); обеспечение каждому права собственности (ст. 44); право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45); право на благоприятную окружающую среду (ст. 46); право на социальное обеспечение в старости, в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47); право на жилье (ст. 48).
Не менее важное значение для граждан имеют и культурные права. Конституция гарантирует каждому право на образование (ст. 49); право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст. 50); свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст. 51). Конституция содержит гарантийный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве конституционных гарантий выступают положения, закрепленные в статьях 58-62 Кон ституции Республики Беларусь, в частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами республики, либо отка зу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, не обходимого для полного осуществления прав и свобод граждан. Важной гарантией их реализации выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав человека и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые наруша ют права и свободы личности (ст. 59). В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Беларуси гарантируется право на об ращение в международные организации (ст. 61). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Вместе с тем следует обратить внимание на противоречивость ряда положений Конституции Республики Беларусь, снижающую возможность судебной защиты прав и свобод граждан. Так, из при знания в белорусском законодательстве приоритетности норм меж дународного права вытекает вывод о праве судов применять их в случае пробелов в национальном законодательстве или их противо речий с международным договором. Но в Конституции закреплено, что суды осуществляют правосудие только на основе Конституции Республики Беларусь, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов. В целом же можно сделать вывод о наличии в Конституции Рес публики Беларусь механизма обеспечения прав человека. Но чтобы он эффективно работал, необходимо соблюдение ряда условий. Прежде всего исключение практики, когда ведомственные инструк ции подменяют положения Конституции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.008 с.) |