Право общего природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право общего природопользования



Признаки определяются в ч.2 ст. 16 Закона «Об ООС».

 

· 1. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами 2.для удовлетворения их потребностей 3.безвозмездно 4.без закрепления этих ресурсов за ними и 5.без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (право общего природопользования).

· Общее природопользование принадлежит лицам в силу естественных прав возникающий и существующих, как результат рождения и существования человека.

 

В природоресурсном законодательстве существует понятие права общего пользования объектами животного мира, право общего пользования объектами растительного мира, объектами водопользования, но отсуствуют такие понятия как право общего землепользования и право общего недропользования. Тем не менее, исходя из контекста соответствующего законодательства к общему землепользованию можем причислять право землепользования на осуществление определенной деятельности на предоставленных земельных участках.

3. Право специального природопользования (ч.3 ст. 16 'закона об охране ос) представляет собой осуществление природопользования в процессе экономической деятельности. Признаки: разрешительный характер (по общему правилу, специальное природопользование разрешается физическим и юридическим лицам только на основании решения специально уполномоченных госорганов (исполкомы, местные советы депутатов, минприроды и его органы, минлесхоз и его органы); целевой характер (госорган указывает цель, для осуществления которой предоставлен природный ресурс (для осуществления личного подсобного хозяйства..) использование не по назначению является основанием прекращения права специального природопользования; рациональный характер (длительный характер пользования без снижения кадастровой оценки), критерием устойчивости выступают данные соответствующего кадастра; платный характер (на платный характер специального природопользования указывают ст. 16 и 83 закона об охране окружающей среды) специальное природопользование осуществляется на платной основе если иное не установлено законодательными актами (платежи могут взиматься в форме налогов, сборов, пошлин, арендной платы); установление сроков природопользования.

Существует проблема универсального критерия разграничения общего и специального природопользования (законодатель разграничивает общее и специальное природопользования, но при этом отсутствует какой-либо из признаков общего или специального природопользования) (ст 29 ВК; охота относится общему пользованию объектами природного мира, но необходимо получать разрешение)

4. Права и обязанности природопользователей. Возникают с момента получения документов, удостоверяющих право природопользования (специальное), либо в момент рождения (общее природопользование). Наиболее общие права природопользователей, которые относятся ко всем компонентам: пр собственности на результаты своей деятельности (посадка, посевы, добытые полезные ископаемые..), самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, использовать природные ресурсы в соответствии с их назначением, право возводить строения, соответствующие целям природопользования, использовать наряду с основным пользованием для своих нужд иные ресурсы. Наиболее общие обязанности: рационально использовать природные ресурсы, использовать в соответствии с условиями их предоставления, осуществлять комплекс мероприятий по охране природных ресурсов, своевременно вносить плату за природопользование, не нарушать права других пользователей. Конкретный перечень прав и обязанностей в зависимости от вида природопользования установлен в соответствующем головном акте.

5. Общая характеристика правовых форм природопользования.

Правовые формы природопользования можно классифицировать:

1) по правовой природе: имеющие гражданско-правовую природу (вещные и обязательственные права), имеющие административно правовую (публичную) природу;

2) по целям использования: смотри отраслевое природоресурсное законодательство и статьи, которые касаются видов природопользования;

3) по срокам: постоянное природопользование/временное природопользование;

 

(Правовые формы использования природных ресурсов)

 

Концессия недр

В национальном законодательстве, наиболее специальное правовое регулирование среди природных ресурсов, в отношении которых возможна концессия, находит концессия недр.

Ст. 5-1 КОН, Указ о некоторых вопросах осуществления инвестиционной деятельности в отношении недр от 03.10.2011.

 

Правовая охрана недр (рациональное использование недр) – это система мер, направленных на обеспечение рационального использования недр, предупреждения их истощения и загрязнения в целях удовлетворения интересов экономики и населения, охраны окружающей среды.

Основные меры охраны – ГЛ 13 КОН.

 Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в частности, являются - ст. 65 КОН: соблюдение порядка предоставления участком недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, обеспечение комплексности и полноты геологического изучение недр и извлечения из них полезных ископаемых, использование геотермальных ресурсов недр, защита месторождений, соблюдение правил консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.008 с.)