Природоресурсные правоотношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природоресурсные правоотношения



Тема №4 Право природопользования

 

1. понятие и виды

2. право общего природопользования

3. право специального природопользования

4. права и обязанности природопользователей

5. общая характеристика правовых форм природовользования

 

В объективном смысле: совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования природных ресурсов (можно рассматривать как комплексный институт природоресурсного права). В субъективном смысле: объем прав и обязанностей субъектов, осуществляющих использование природных ресурсов. Состоит в праве непосредственной эксплуатации природного ресурса. Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду.

Виды.

· В зависимости от вида используемого природного ресурса: землепользование (в законодательстве подвиды четко не указаны, но можем сделать вывод из анализа ст 6,7 КоЗ), недропользования (разновидности – ст 28 КоН), водопользование, лесопользование (ст 36 ЛК разновидности), пользование объектами животного мира (ст 24 Зак о жив мире), пользование объектами растительного мира (ст. 44 о растительном мире).

· В зависимости от основания возникновения: общее и специальное природопользование.

· В зависимости от очереди использования: первичное пользование/ вторичное пользование (аренда – первичное, субаренда – вторичное). Недропользование мб только первичным.

·  Обособленное природопользование / совместное природопользование (терминологически лишь водный кодекс выделяет обособленное пользование – ст.31 ВК);

· по признаку срочности: бессрочное / временное (долгосрочное и краткосрочное);

· в литературе предлагают выделить комплексное использование природных ресурсов (по аналогии с комплексными природоохранными разрешениями);

 

Концессия недр

В национальном законодательстве, наиболее специальное правовое регулирование среди природных ресурсов, в отношении которых возможна концессия, находит концессия недр.

Ст. 5-1 КОН, Указ о некоторых вопросах осуществления инвестиционной деятельности в отношении недр от 03.10.2011.

 

Правовая охрана недр (рациональное использование недр) – это система мер, направленных на обеспечение рационального использования недр, предупреждения их истощения и загрязнения в целях удовлетворения интересов экономики и населения, охраны окружающей среды.

Основные меры охраны – ГЛ 13 КОН.

 Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в частности, являются - ст. 65 КОН: соблюдение порядка предоставления участком недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, обеспечение комплексности и полноты геологического изучение недр и извлечения из них полезных ископаемых, использование геотермальных ресурсов недр, защита месторождений, соблюдение правил консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.

 

Разновидности:

· Разновидности ответственности имеют отношение к подземным водам: возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, имуществу ЮЛ, имуществу, находящемуся в собственности гос-ва, в результате воздействия на окружающую среду (в нашем случае на недра) по нормам об обязательствах вследствие причинения вреда.

· Возмещение вреда, причиненного окружающей среде: по нормам экологического (природоохранного) законодательства ст. 101 - 101-4 Закона об Охране ос, указ о таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, а при отсутствии такс по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния ОС с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, которые определяются в соответствие с положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде и составление акта об установление факта причинения вреда окружающей среде.

· Приостановление (запрет) хозяйственной/иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду по нормам законодательства о контрольно-надзорной деятельности, некоторые правовые нормы в ст 100 – 100-1 Закона об охране ОС.

За одно и то же деяние может быть несколько видов ответственности (особенность природоресурсного законодательства).

· Специальные меры, применяемые при нарушении законодательства о недрах: Применяются при самовольном пользовании недр (ст. 86 КоН).

Могут выражаться: в прекращении пользования недрами без возмещения затрат за время самовольного пользования недрами; приведение участка недр, нарушенных при самовольном пользовании, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Решение о прекращении самовольного пользования недрами принимается госорганами, уполномоченными принимать решение о предоставление недр в пользование или судом. Взыскание затрат на приведение в пригодное для использования состояние участка недр, нарушенных при самовольном пользовании недрами, при отказе лица от исполнения соответствующего решения, производится в судебном порядке.

Разрешение споров по поводу использования и охраны недр разрешаются в судебном порядке, в соответствии с законодательством. Административный порядок здесь не предусмотрен.

Тема 6: Правовой режим вод

1. Воды как объект использования и охраны. Законодательство в области использования и охраны вод

2. Государственное регулирование (управление) в области использования и охраны вод

3. право водопользования

4.  правовая охрана вод (рациональное использование вод)

5. ответственность за нарушение водного законодательства.

 

 

Право водопользования

 

Водопользование – использование водных ресурсов или воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной/иной деятельности (ст.1 ВК).

Необходимо отличать водопользователей от водопотребителей: водопользователи  - ЮЛ гр ИП используют водные ресурсы и оказывают воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной/иной деятельности; водопотребители - ЮЛ ГР РБ, получающие в установленном порядке воду, для обеспечения своих нужд. Водопотребители не являются субъектами водных отношений, на них не распространяется законодательство об охране и использованию вод.

Объектами водных отношений являются водные объекты (их части) в установленных границах.

  Цели пользования водными объектами (ст. 38 ВК): хозяйственно-питьевых нужд (ст. 39), рекреация спорта и туризма (ст. 40 ВК), лечебных (курортных, оздоровительных) (ст. 40), для пожарных нужд (ст. 41 ВК), для нужд промышлености (ст. 42), тепло-энергетических нужд (ст. 43 ВК), нужд внутреннего водного транспорта и воздушного транспорта (ст. 44 ВК), и иные нужны.

 Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд (ст. 3 ВК).

Водные объекты могут предоставляться на срок пользования от 1 года до 20 лет.

 

Виды водопользования: общее, специальное, обособленное водопользование.

· Общее водопользование (ст. 29 ВК): Юл, гр, ИП и без права правоустанавливающих документов. В целях охраны жизни и здоровья населения, местные исполкомы могут устанавливать запреты и ограничения на осуществление общего водопользования на объектах, включая запреты на купание, плавание на маломерных судах, изъятие воды для хозяйственно-питьевых нужд.

Условия общего водопользования доводятся до сведения граждан и ЮЛ местными распорядительными органами посредством опубликования этих сведений в СМИ и своих официальных сайтах. Право общего водопользования распространяется на пруды копани на землях общего пользования и землях запаса. Если на границах участка, предоставленных ЮЛ, гр в пользование, то право общего водопользования не распространяется. 

· Специальное водопользование (ст. 30, 33 ВК). В ВК исчерпывающий перечень случаев специального водопользования. К специальному водопользованию относятся: изъятие поверхностных вод с применением водозаборных сооружений, добыча подземных вод с применением водозаборных сооружений, сброс сточных вод в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений в том числе через систему. Признак: всегда будут применяться специальных технические средства. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений (выдаются территориальными органами Минприроды, за исключением следующих случаев: если вы хотите изымать поверхностные воды в объеме 5 и менее м3 в сутки с применением водозаборных сооружений; добыча подземных вод в объеме 5 и менее м3 в сутки; сброс в окружающую среду сточных вод граждан, за исключением ИП). Выдача разрешений на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешений на добычу подземных вод осуществляется на основании заключений о возможности добычи заявленных водопользователями объемов подземных вод. Выдаются уполномоченной организацией, подчиненной Минприроды РБ. В разрешении на специальное водопользование, комплексе разрешений устанавливаются нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод и условия осуществления специального водопользования в том числе объемы добычи (изъятия) вод, получение воды от других водопользователей, передача воды другим водопользователям, использование воды по определенным целям, потеря воды и объем сброса сточных вод в окружающую среду в том числе через систему канализации.

Действует положение о порядке выдачи разрешения на специальное водопользование Утверждено ПСМ от 2 марта 2015 года.

Водные объекты для осуществления специального водопользования предоставляются водопользователям на следующие сроки: от 1 года до 3 лет (при установлении временных нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод), от 5 до 10 лет (если лица получают комплексные природоохранные разрешения), на 10 лет (для лиц, осуществляющих только добычу/изъятие вод), на 5 лет (в иных случаях).

· Обособленное водопользование.  Обособленное водопользование подразделяется на 2 случая: 1) обособленное водопользования прудами копанными, расположенными в границах земельных участков, предоставленных соответствующим лицам и техническими водными объектами. Осуществляется на основании документов, удостоверяющих права на земельные участки. Срок определяется сроком пользования земельными участками, на которых расположены объекты. 2) Обособленное водопользование поверхностными водными объектами (их частями) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны. Такие объекты в обособленное водопользование: а) могут быть предоставлены ЮЛ; б) не предоставляются если данные объекты расположены полностью или частично на территории населенных пунктов, в) нужно получить государственный акт на право обособленного водопользования, в котором указывается цель, условия и сроки обособленного водопользования, г) получение государственного акта на право обособленного водопользования не исключает необходимости получения разрешения на специальное водопользование или комплексного природоохранного разрешения в случаях, предусмотренных п.2 ст. 30 ВК. Водопользователи обязаны устанавливать информационные знаки, содержащие сведения о режиме осуществления хозяйственно/иной деятельности на таких водных объекта (их частях), опубликовать эти сведения в СМИ и размещать на официальных сайтах местных исполкомов.

Объекты предоставляются на срок до 25 лет. На меньший срок только с согласия водопользователя, которому они предоставляются. Срок указывается в государственном акте на право обособленного водопользования.

Порядок предоставления: 1) подача заявления; 2) принятие решения о предоставлении/об отказе в предоставлении поверхностного водного объекта; 3) оформление и выдача государственного акта на право обособленного водопользования.

Бассейновые советы.

Правовые основы: ст. 19 ВК, Положение о порядке деятельности бассейновых советов Утв. ПСМ от 2 марта 2015 года.

Особенности: 1) создаются в целях разработки рекомендаций по охране и рациональному использованию водных ресурсов для бассейнов рек Днепр, Зап. Двина, Зап. Буг, Неман и Припять. 2) Данные советы являются межведомственным и межтерриториальным консультативным органом, 3) их решения являются рекомендательными и направляются в соответствующие местные исполкомы и в Минприроды РБ, 4) их решения учитываются при разработке планов управления речными бассейнами, а также при разработке программ в области охраны и использования вод в границах речных бассейнов.

В состав бассейновых советов включаются представители госорганов, водопользователей и также общественных объединений и научных организаций. Состав бассейновых советов утверждается Минприроды РБ.

 

Тема: Правовой режим лесов.

 

 

1.Лес как объект использования охраны и защиты. Лесное законодательство.

2.Гос. Регулирование (управление) в области лесопользования.

3.Право лесопользования;

4.Правовая охрана и защита лесов (рациональное использования лесов)

5.Правовое регулирование ведения лесного хозяйства

6. Ответственность за нарушение лесного хозяйства

 

 

31 декабря 2016 года вступает в силу новый ЛК.

 

Лес - это совокупность древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов, образующих природный комплекс. (ст. 1 ЛК 2015)

Объект - лесной фонд, отдельные участки лесного фонда, право ведения лесного хозяйства, право лесопользования., лесные ресурсы, лесная продукция (ст. 6 ЛК 2015).

 

Лесной фонд образуют: 1) леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий и покрытые ими земли; 2) лесные земли, не покрытые лесами; 3) нелесные земли, расположенные в границах земель лесного фонда и земель иных категорий, представленных для ведения лесного хозяйства (ст. 3 ЛК 2015).

В лесной фонд не входит: 1) единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность, в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; 2)единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; 3)единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

 

Лесное законодательство.

 

На международном уровне нет никаких соглашений.

Региональный уровень: модельный ЛК для государств-участников СНГ от 15 ноября 2003 года. 

На национальном уровне: ЛК от 14 июля 2000, с 31.12.16 новый ЛК от 24 декабря 2015 года №332.

Кодификация лесного хозяйства имеет давнюю историю: до принятия действующего ЛК соответствующие отношения регулировались ЛК от 21 июня 1979 года.

Ст. 2 ЛК 2015 разграничивает лесное законодательство с иным законодательством.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются законодательством РБ об охране и использовании земель.

Указ Президента РБ «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» от 7 мая 2007 года № 2014, данным актом утверждены правила отпуска древесины на корню, ее заготовки в лесах РБ, а также правила реализации древесина на внутреннем рынке РБ.

Положение о порядке формирования такс на древесину основным лесных пород, отпускаемых на корню (Утв. ПСМ от 30 мая 2007 года № 508);

 

Положение о порядке внесения платежей за отпуск древесины, основных лесных пород, отпускаемых на корню. (Утв. ПСМ от 20 марта 2008 года);

 

Гос. Регулирование (управление) в области лесопользования.

 

ГЛ. 2 ЛК

В ст. 10 перечисляются основные органы, осуществляющие управление в данной сфере.

 

Органы общей компетенции: Президент, СМ, местные исп/расп органы;

Специальной: Министерство лесного хозяйства РБ, Минприроды;

 

-Президент – ст. 10 ЛК;

-СМ – ст. 11 ЛК;

-Министерство лесного хозяйства - ст. 12 ЛК;

(Вопросы Минлесхоза РБ утв. ПСМ от 16 марта 2004 года №298)

-Местные исп/расп органы - ст. 13 ЛК;

 

 

Право лесопользования

 

Лесопользование - это деятельность, в процессе которой используются лесные ресурсы;

В зависимости от цели виды лесопользования можно разделить на 3 группы: основные (заготовка древесины (гл. 15); заготовка живицы (смолы) гл. 16; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты и др) гл. 17;) побочное лесопользование (гл. 18 ЛК) (сбор дикорастущих ягод, грибов, плодов, орехов, размещение ульев, пасек, сенокошение и др); иные побочные лесопользования (гл. 19 ЛК) (лесопользование в научно-исследовательских и образовательных целях; лесопользование в целях проведения культурно-оздоровительных, туристических, рекреационных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;)

 

Субъекты (лесопользователи) – граждане, индивидуальные предприниматели, ЮЛ, которым в порядке, установленном лесным законодательством, предоставлено право лесопользования.

ЮЛ и ИП могут осуществлять все указанные выше виды лесопользования. Что касается граждан, как физических лиц, то круг пользования уже. Граждане могут осуществлять: заготовку древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов (но только заготовку бересты и веток деревьев), побочное лесопользование (за исключением заготовки/сбора лекарственных растений, а также изъятия дикорастущих растений).

В отличие от законодательства в сфере охраны и использования растительного мира в лесном законодательстве не используются термины «общее» и «специальное» лесопользование, тем не менее такое деление существует исходя их контекста правовых норм.

Общее леспопользование  с присущими ему признаками может выступать в виде: 1) свободное нахождение на территории лесного фонда 2) сбор для удовлетворения собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других лесных ресурсов 3) участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и иных рекреационных мероприятиях. Что касается общего лесопользования, то исключение составляет размещение ульев и пасек, сенокошение, пасьба скота гражданами, осуществляемые на основании лесного билета.

Специальному лесопользованию также присущи признаки специального лесопользования, то есть: возникает в разрешительном или договорном порядке, носит строго целевой характер, является платным. Специальное лесопользование является платным, за исключением заготовки древесины при проведении лесохозяйственных мероприятий, при побочном лесопользовании, осуществляемом ЮЛ, ведущими лесное хозяйство (в этом случае плата не взимается) ст. 102 ЛК 2015.

Платежи за лесопользование включают: а) плату за лесопользование; б) арендную плату за пользование участком лесного фонда.

Размер платы за лесопользование 1) определяется исходя из таксовой стоимости, устанавливаемой СМ РБ 2) в случае проведения лесных аукционов устанавливается по результатам лесных аукционов. Средства от платежей за лесопользование поступаются ЮЛ, ведущим лесное хозяйство и используются ими для финансирования ведения лесного хозяйства.

Документы, на основании которых возникает право лесопользования: 1) решение государственного органа, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении права лесопользования; 2) договор аренды участка лесного фонда; 3) концессионный договор; 4) разрешительные документы;

Предоставление участков лесного фонда в порядке специального пользования осуществляется в соответствии со статьями 41-43 ЛК 2015.

 

Для заготовки древесины ЮЛ, ведущим лесное хозяйство (лесхозы), их структурным подразделениям (лесничество) выдаются лесорубочные билеты или ордера. Для заготовки живицы ЮЛ, ведущим лесное хозяйство, выдают лесные билеты. Для заготовки второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования ЮЛ, ведущим лесное хозяйство, их структурным подразделениям выдаются также лесные билеты. В научно-исследовательских и образовательных целях должно быть принято решение Министерства лесного хозяйства РБ; для туристической, спортивной деятельности – решение исп/расп органа + договор аренды участка лесного фонда.

 

Кроме того, в качестве таковых документов, на основании которых представляется возможность рассматривать протокол проведения аукциона и биржевых торгов. В большинстве случаев, для того, чтобы возникло право лесопользования должно быть несколько из перечисленных оснований.

 

Переход прав на земельные участки при переходе прав на расположенных на них как завершенные, так и не завершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на данные объекты (ст. 55 КоЗ).

При таком переходе также следует руководствоваться принципами следования судьбы участка за судьбой строения, единства судьбы участка и расположенных на нем капитальных строений. Это означает, что к приобретателям переходят права на земельные участки, на которых расположены строения. А в случаях, когда земельный участок предоставлен на праве аренды – переходят права и обязанности по соответствующим договорам на оставшийся срок аренды земельного участка.

Порядок перехода права в данном случае другому лицу упрощенный и различается в зависимости от следующих обстоятельств: 1) если не изменяются целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы, то: не требуется принятие решения соответствующего исполкома об изъятии и предоставлении земельного участка и переходе права на него; государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такие строения или доли в праве на данные объекты. 2) если изменяется целевое назначение участка, его размер и границы, то в том случае исполком принимает решение о его изъятии у прежнего землепользователя и предоставлении другому лицу и делается это на основании проекта отвода этого участка. 3) когда границы остаются теми же, целевое назначение то же, но изменяется вид вещного права на земельный участок – тоже нужно принятие решения исполкома о его изъятии у прежнего землепользователя и предоставлении другому лицу, но без предоставления проекта отвода.

 

Классификация.

По предметному признаку: а) споры, которые непосредственно связаны с земельным участком, как объектом земельных отношений (установление границ, сервитутов…) б) имущественные споры, которые связаны с земельными отношениями (о возмещение правомерных и неправомерных убытков, выплате компенсации или выкупа при прекращении права собственности на землю и другие).

В зависимости от способа разрешения споров: а) в судебном порядке б) во внесудебном порядке (1. споры, разрешаемые в административном порядке 2. споры разрешаемые во вне административном порядке).

 

 

Природоресурсные правоотношения

 

 

1. понятие и виды

2. Объекты

3. Субъекты

 

 

Это урегулированные нормами права общественные отношения по использованию и охране природных ресурсов. Они опосредуют природопользование. Ст.1 Закона об охране ос: Природопользование – хозяйственная и иная деятельности в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду.

Классификация природоресурсных правоотношений:

· В зависимости от форм взаимодействия общества и природы: 1) отношения по использованию природных ресурсов; 2) отношения по восстановлению и охране природных ресурсов;

· По степени воздействия на природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности: 1) связанные с изъятием природного вещества из природной среды (добыча полезных ископаемых, заготовка древесины); 2) не связанные с изъятием вещества из природной среды (все виды землепользования);

· Выделение в природной среде отдельных ее компонентов: земельные отношения, горные отношения, водные отношения, отношения по охране и использованию растительного мира, животного мира, лесные отношения.

· В зависимости от элемента правового режима: 1) правоотношения собственности на природные ресурсы; 2) правоотношения по использованию природных ресурсов; 3) правоотношения по гос регулированию в сфере природопользования; 4) правоотношения по охране того или иного компонента природной среды; 5) правоотношения по применению юридической ответственности.

· В зависимости от национальной принадлежности субъекта природоресурсных правоотношений: правоотношения с иностранным элементом/ без иностранного элемента.

 

Состав природоресурсного правоотношения: субъект, объект и содержание. Содержание – права и обязанности субъектов. Содержание зависит от того, по поводу какого объекта использования и охраны оно возникает.

Юридическое содержание природоресурсных правоотношений – правовые возможности (аналогично правоспособности), а материальное содержание правоотношений - права и обязанности, которые реально реализуются (аналогично дееспособности). Основание возникновения и прекращения природоресурсных правоотношений – юридические факты. Специфика природоресурсных правоотношений заключается в том, что для возникновения или прекращения природоресурсного правоотношения необходимо несколько юридических фактов или сложный юридический состав. Основания возникновения природоресурсных правоотношений подразделяют на 3 группы: событие, действие, бездействие. Основания прекращения: происходящие по воле природопользователя, происходящие по воле гос органа.

2. Объекты природоресурсных правоотношений.  

Объектами природоресурсных правоотношений являются природные ресурсы, т.е. реальные блага. Природные ресурсы – объекты природной среды, антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (ст. 1 закона об охране ос). Не все компоненты из ст. 5 Закона являются объектами природоресурсных правоотношений. В головных природоресурсных актах содержатся определения каждого из приведенных компонентов природной среды (природных объектов). Данные определения имеют правовое значение, так как позволяют определить применимость того или иного законодательства. Компоненты природной среды (природные объекты), чтобы быть признанными объектами прирооресурсных правоотношений должны обладать определенными юридически значимыми признаками: естественное происхождение, естественная связь с окружающей средой, выполнение жизнеобеспечивающих человека функций. Для того, чтобы объект стал объектом природоресурсных правоотношений, он должен находиться в естественной среде обитания. Это позволяет отграничить природные объекты от материальных ценностей(лес/спиленный лес), но в законодательстве существуют некоторые отступления отданного правила, так, к животному миру, согласно ст. 1 закона о животном мире, отнесены также и дикие животные, находящиеся в неволе (например: животные, находящиеся в зоопарках).

Объекты природоресурсных правоотношений можно подразделить на такие группы, как: 1) компоненты природной среды (природные объекты в целом), без выделений индивидуальных частей 2) индивидуально-определенные части природного объекта (земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты, леса..), чаще всего используются при специальном природопользовании. Каждой из природоресурсных отраслей определен перечень объектов соответствующих правоотношений (ст. 3 КоЗ, ст. 3 КоН, ст. 4 ВК, ст.6 ЛК 2015, ст.5 Зак о растит мире, ст. 5 Зак о жив мире). Объектами можно рассматривать и природные комплексы (к примеру, при осуществлении рекреационного природопользования).

4. Субъекты природоресурсных правоотношений. Субъектами природоресурсных правоотношений признаются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными природоресурсным законодательством. Субъекты приводятся в ст. 6 Зак Об охране ос, в головных природоресусрных актах. Отсутствие единообразия при изложении перечня субъектов в указанных выше нпа, не все лица, приводимые в указанных выше актах следует причислять к субъектам природоресурсных правоотношений (Президент, СМ - скорее субъекты права, а не правоотношения). 

Субъекты условно можно сгруппировать в несколько групп: физические лица, ЮЛ, государство (госорганы), международные организации, иностранные государства.

Физические лица как субъекты: гр-не, иностранные граждане, лбг. Признаются субъектами как права общего пользования природными ресурсами, так и права специального природопользования. Объем правомочий граждан РБ и иностранных граждан (лбг) различен (например, земельные участки могут находиться в частной собственности у иностранных граждан, лбг в случае получения ими земельных участков по наследству от родственников; у граждан более широкий перечень случаев получения земельных участков в частную собственность).

ЮЛ как субъекты: ЮЛ РБ, иностранные ЮЛ. ЮЛ могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Объем правомочий у национальных ЮЛ шире, чем у иностранных (национальные ЮЛ могут получить земельный участок на праве частной собственности на всех правовых титулах, кроме права пожизненного наследуемого владения, а иностранные ЮЛ могут осуществлять землепользование лишь в форме аренды и концессии).

Государство и госорганы как субъекты. В природоресурсных правоотношениях в подавляющем большинстве участвует государство в качестве обязательного субъекта.  Государство может участвовать двояко: с одной стороны реализовывать свои правомочия собственника, с другой – осуществлять общее регулирование и управление в данной сфере общественных отношений. Субъектами могут быть: РБ, ате РБ. РБ представляют государственные органы, действующие в пределах своей компетенции. В ате - органы местного управления и самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Международные организации как субъекты природоресурсных правоотношений.  Это организации, созданные для выполнения определенных задач международного характера в соответствии с учредительным актом и обладающие международной правосубъектностью. Перечень таких организаций, признанных в том числе субъектами природоресурсных правоотношений на территории РБ определен в ПСМ от 13. 10. 2002 г. № 1504 «О сотрудничестве РБ с международными организациями». Минприроды сотрудничает с органами, созданными для имплементации конвенций, касающихся охраны компоеннтов природной среды. В частности сотрудничает с органами, созданными для имплементации конвенции о сохранения мигрирующих видов диких животных.

Иностранные государства признаются субъектами природоресурсных правоотношений в случаях, предусмотренных законодательством. В настоящее время иностранные государства названы субъектами лишь в КоЗ. Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранные гос-ва могут приобрести в собственность земельный участков в порядке, установленном Президентом РБ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.074 с.)