Тема №1: земельное право как отрасль права, источники земельного права (2 семестр) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1: земельное право как отрасль права, источники земельного права (2 семестр)



1. понятие и предмет земельного права;

2. принципы земельного права;

3. система земельного права, место ЗП в национальной системе права;

4. источники ЗП и их классификация;

5. развитие правового регулирования земельных отношений на территории РБ;

 

1. Земельное право (как отрасль) - это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по поводу использования и охраны земли. ЗП является самостоятельным правовым образованием в системе права РБ, но по поводу самостоятельности отрасли существует дискуссия. (самостоятельная/подотрасль природоресурсного/подотрасль экологического)

Согласно одной из точек зрения это подотрасль экологического права. Вторая точка зрения: подотрасль природоресурсного права. Третья точка зрения – самостоятельная отрасль права.

Самостоятельная так как: свой предмет правового регулирования (общественные отношения, возникающие по поводу охраны и использования земель), специфика метода правового регулирования, актуальность общественных отношений, обособленное законодательство, регламентирующее земельные отношения, которое является иерархичным, устойчивое положение в системе национального права.

ЗП (как наука) - это совокупность научных взглядов, идей, концепций, теорий на проблемы правового регулирования земельных отношений. Наука имеет 2 функции: познавательную и практическую. Познавательная заключается в познании норм, практическая заключается в применении и обобщении этих идей. (статьи Шингель, Шахрай)

ЗП (как учебная дисциплина) представляет собой системное изложение основных положений отрасли земельного права, включает комплекс знаний, которыми необходимо овладеть. Делится на Общую и Особенную часть.

 

2. Принципы земельного права.

 

Это основный начала, в соответствии с которыми строится система земельного права и правовое регулирование земельных отношений. Принципы находят выражение в содержании конкретных норм. Кроме того, принципы используются при преодолении пробелов в законодательстве (аналогия права). В ЗП используются общеправовые принципы, а также отраслевые (специальные) принципы. В ст. 5 КоЗ закреплены основные специальные принципы земельных отношений.

 В научной литературе можно встретить различные перечни специальных принципов.

Принципы:

1) множественность и равноправие различных форм собственности на землю. Равноправие форм собственности декларирует ст. 13 Конституции, а также ст. 12 КоЗ.

2) принцип рационального использования земли. Предполагаемое более эффективное экономическое и экологическое использование земельных ресурсов. Некоторые авторы считают, что это главный принцип ЗП.

3) Принцип признания земли недвижимым имуществом. Правовая характеристика земли как особого вида недвижимого имущества дается в статьях 129, 130 ГК.

4) Установление пределов участия земли в гражданском обороте. Этот принцип связан с необходимостью сочетания публичных и частных интересов.

5) принцип целевого назначения земли. Предоставление земельного участка для определенной цели.

6) Принцип сельскохозяйственного использования земли как приоритетного.

7) Принцип комплексного использования природных ресурсов. Все полезные свойства земельных участков могут использоваться одновременно.

8) Принцип платности использования земли. Использование земель осуществляется за плату, кроме случаев, установленных законодательством. 2 формы платежей: земельный налог и арендная плата.

 

3. Система земельного права.

 

Место земельного права на национальной системе права.

Система земельного права - это обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью регулирования земельных отношений. Можно разделить на общую и особенную часть. Общая часть включает правовые институты, содержащие положение, действие которых распространяется на все регулируемые отношения (Общая часть: 1) Институт, регулирующий право собственности на землю;            2) институт, регулирующих отношения землевладения и землепользования; 3) институт государственного регулирования и управления землями; 4) институт ответственности за нарушение земельного законодательства; 5) институт рационального использования и охраны земель;). Особенная часть: объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливает правовой режим отдельных категорий земель (7 институтов смотри ниже в категориях земель).

Отсутствует специальная часть, так как нормы, содержащиеся в международных соглашениях, единичны.

 

Место ЗП в национальной системе права. ЗП является составной частью национальной правовой системы и находится в той или иной степени во взаимосвязи с иными отраслями.

Конституционное право: земля выступает материальной основой государственного суверенитета, конституцией закрепляются конституционные основы земельного строя.

С иными природоресурсными отраслями и экологическим правом в целом: земля физически взаимосвязана с иными компонентами природной среды.

С гражданским правом: в том, что нормы ГП могут также регулировать земельные отношения, так как земля является имуществом.

С административным правом: с одной стороны в ЗП отражаются управленческие отношения, а с другой стороны можно привлечь к административной ответственности за соответствующее правонарушение.

С УП: уголовная ответственность за соответствующие правонарушения.

 

4. Источники ЗП

 

Это совокупность НПА, которые регулируют земельные отношения.

 

Классификация источников ЗП:

1) по содержанию:

- акты общего характера (нпа других отраслей законодательства, которые содержат нормы по различным вопросам, в том числе и земельно-правовые.);

- специализированные акты (нпа, регулирующие в основном земельные отношения; они и образуют самостоятельную отрасль законодательства); В статье 2 КоЗ разграничивается действие общего и специального законодательства.  Следует разграничивать систему ЗП от системы земельного законодательства. Это совокупность законодательных актов общего и специального характера от системы земельного законодательства (это совокупность только специальзизированных актов)?

2) по предмету правового регулирования: в этом случае источники земельного права могут относится к различным отраслям законодательства (УП,КП,АДП…)

3) по юридической силе: различные виды нпа, иерархия которых определяется Законом о нпа РБ. Можно разделить на законодательные акты и акты законодательства.

 

Иерархия:

1. Конституция

2. Кодексы (обеспечивается системное регулирования различных земельных отношений.) Ключевой - КоЗ от 23 июля 2008 года. Действующий кодекс не содержит деления на общую и особенную часть. До этого кодекс содержал. Кодифицированные акты других отраслей также рассматриваются в качестве источников земельного права (ГК - устанавливает виды личных и обязательственных прав на землю, определяет режим земли как недвижимого имущества; НК – установлен порядок земельного налогообложения; КоН, ЛК, ВК – закрепляют особенности использования земли в процессе соответствующих видов природопользования; УК, КоАП..)

3. Законы (преобладают акты общего характера). Закон о государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним 22 июля 2002 года № 133 (регулирует отношения по регистрации государственных участков, прав на них и сделок с земельным участками).  Закон об ипотеке от 20 июня 2008 года № 345. Закон об объектах, находящихся только в собственности государства и видах деятельности на осуществление которых распространяется исключительное право государства от 15 июля 2010 года №169. Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 5 июля 2004 года № 300. Закон о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС от 26 мая 2012 года №385. Закон о мелиорации земель от 23 июля 2008 года № 423.

4. Указы Президента РБ. Составляют значительную часть источников земельного права. Достаточно широкий круг специальных источников. Указ об изъятии и предоставлении земельных участков от 27 декабря 2007 года № 667 (данным актом утвержден ряд положений о вопросах изъятия и предоставления земельных участков, а также положения о порядке перевода земель из одних категорий в другие и видов в другие и отнесение земель к определенным видам). Указ о совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель от 11 декабря 2009 года № 622 (определил правовое положение землеустроительной службы в структуре местных исполнительных комитетов). Имеется ряд указов президента, которые закрепляют экономический механизм землепользования: Указ о некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для земельных нужд от 2 февраля 2009 года № 58. Указ о взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности от 1 марта 2010 года № 101. Указ об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности от 13 августа 2010 года. Указ президента о некоторых мерах по сокращению незавершенных строительством, незаконсервированных жилых домов и дач от 7 февраля 2006 года № 87 (данный указ определяет сроки строительства жилых домов и дачно-земельных участков, предоставленных для этих целей, а также порядок изъятия участков, в случае их несоблюдения).

5. Иные акты законодательства как источники ЗП. Для нас особое значение имеет Постановление Совета Министров «о некоторых мерах по реализации указа от 27 декабря 2007 года № 667» 26 марта 2008 года № 462. Данным постановлением утвержден ряд положений (о проведении аукционов, продаже земельных участков на праве собственности…около 7-8 положений). Следует обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда «о практике рассмотрения судами земельных споров» от 22 декабря 2011 года №9. ППВС «о применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» от 18 декабря 2003 года № 13.

 

5. Становление и развитие земельных отношений в РБ

История становления и развития земельного законодательства и права это история развития государства и права вообще. Условно можно разделить на ряд этапов: 1 этап: 1917-1938 годы; 2 этап: 1938-1968 годы; 3 этап: 1969-1990 годы; 4 этап 1991 год по настоящее время. 

1 этап. Декрет о земле 1917 год, Крестьянский наказ; Нормы данных актов легли в основу советского земельного законодательства; коренное переустройство земельных отношений и земельного строя; национализация земли; сформулирован принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землей; право землепользования предоставлялось независимо от пола всем гражданам, желающим обрабатывать землю своим трудом; вводилось уравнительное землепользование (земля распределялась по трудовой или потребительской норме); государство приступило к формированию государственного земельного реестра; земельные участки с передовыми хозяйствами не подлежали разделу, объявлялись как показательные и передавались в исключительную собственность государства.

2 этап. Конституция БССР 1937 год; постановления ЦИК и СНК о воспрещении сдачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения от 4 июня 1937 года; закреплялась полная государственная собственность на землю; получил развитие институт колхозного землепользования; бесплатное и бессрочное землепользование закреплялись уже как принципы; запрещен всякий оборот земли; особенно запрещалась аренда земель сельхоз назначения, которые способны были приносить существенные доходы; земля сельхоз назначения предоставлялась в бесплатное пользование учреждениям, организациям и отдельным гражданам;

3 этап. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, были введены в действие с 1 июля 1969 года. Был принят первый кодифицированный акт в этой сфере – ЗК БССР от 24 декабря 1970 года; ЗП стало кодифицированной отраслью; впервые единый государственный земельный фонд был разделен на 6 категорий (во многом сформулированные тогда категории совпадают с действующим делением на категории); расширение круга субъектов права землепользования; право землепользования закреплялось за  а) колхозами, совхозами и другими сельхоз предприятиями, б) промышленными, транспортными и другими не сельскохозяйственными государственными предприятиями, в) гражданами; в пользование граждан могли предоставляться земельные участки для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства;

4 этап. На этом этапе была проведена земельная реформа: ликвидация исключительной собственности государства на землю, переход от национализации к денационализации, право собственности на землю закреплялось не только за РБ, но и ЮЛ и гражданами, расширение круга прав на землю и форм ее использования, вовлечение земли в гражданский оборот, введение платности землепользования. В этот период было принято 3 кодекса: КоЗ с 1 января 1991 года (земля определялась в качестве народного достояния, наряду с правом землепользования возник титул землевладения (право пожизненного наследуемого владения), была установлена возможность аренды земли, но в редакции 1991 года еще право частной собственности не установили, оно появится только в 1993; появилась возможность передачи земли по наследству; уточнили состав единого государственного земельного фонда), КоЗ с 1 января 1999 года (данным актом был расширен круг целей, правовых форм использования земель гражданами и ЮЛ, а также круг их правомочий; предусматривалась судебная форма защиты их прав; приоритетное значение предается землям сельхоз назначения; устанавливается новый порядок изъятия и предоставления земель;) КоЗ от 23 июля 2008 года вступил в силу с 1 января 2009 года.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.)