Тема 1 Конституционный судебный контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Конституционный судебный контроль



Одним из принципов правового государства является принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип выражается в четком разграничении компетенции между государственными органами, при наличие определенного взаимодействия и взаимоконтроля. Конституция Российской Федерации выступает критерием законности в государстве, незыблемость которой должна обеспечиваться в рамках института конституционного контроля.

В практике различных государств конституционный контроль осуществлялся различными органами. Например, парламентом страны, судебными органами и т.д. При этом практика конституционного судебного контроля наиболее эффективна, поскольку именно судебные органы могут выступать независимыми арбитрами в спорах о конституционности объектов контроля.

Орган конституционного судебного контроля своей деятельности должен ограничиваться рамками конституции, его деятельность должна быть направлена на восстановление нарушенной конституционной законности.

Как отмечает С.Э. Несмеянова под конституционным судебным контролем следует понимать деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, осуществляющих судебную власть, направленную на обеспечение верховенства конституции, предупреждение издания неконституционных нормативных актов, установление неконституционных законов, иных нормативных актов или действий и, в случае необходимости, применения толкования конституции и законов.

Виды современного конституционного судебного контроля:

Классификация видов конституционного судебного контроля по разным основаниям: 1) по времени проведения – различается предварительный и последующий конституционный судебный контроль. Критерием выступает время проведения контроля. Предварительный контроль осуществление до вступления нормативного акта в силу, например, на стадии принятия/одобрения в парламенте или на стадии подписания (Франция, Россия и др.); последующий контроль - после вступления нормативного акта в силу (Россия, Австрия, Германия и др.).


В качестве положительной стороны предварительного контроля отмечается возможность не допустить вступление неконституционного акта в силу, что позитивно отразится на стабильности конституционно-правовых                                     отношений. Последующий конституционный         судебный контроль осуществляется в отношении принятых и вступивших в силу нормативных правовых актов

2) по способу инициирования – выделяется абстрактный и конкретный конституционный судебный контроль. Абстрактный                              конституционный судебный контроль предполагает проверку конституционности нормативного акта без связи с его конкретным применением (Россия, Италия, Германия и др.). Конкретный конституционный судебный контроль предполагает проверку конституционности нормативного акта в связи с применением объекта контроля в каких-либо правоотношениях.

3) по содержанию - выделяется формальный и материальный конституционный судебный контроль. При проведении формального контроля проверяется только правильность процедуры: принятия нормативного акта, вступления его в силу и др. При проведении материального контроля проверяется содержание объекта контроля с точки зрения его соответствия содержанию конституции.

4) по обязательности – выделяется факультативный и обязательный конституционный судебный контроль. Инициирование факультативного конституционного контроля

связано с волей заинтересованного субъекта, наделенного правом обращения в орган конституционной юстиции, то есть процесс будет инициирован, если надлежащий субъект придет, например, к мнению о неконституционности нормативного акта и обратиться в орган конституционного контроля.

При обязательном же конституционном контроле объект контроля должен быть проверен органом конституционного контроля независимо от чьей-либо воли. При этом законодательно обозначается субъект, обязанный инициировать процесс. Например, законодательно предусмотрено обязательное обращение Президента РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ международного договора о принятии в состав Российской Федерации иностранного государства или части иностранного государства в качестве нового субъекта РФ.

5) по       правовым      последствиям -      выделяется      консультативный      и постановляющий конституционный судебный контроль. При осуществлении постановляющего конституционного контроля решение органа, принявшего его, обязательно (Россия, Германия и др.). Консультативный конституционный контроль заключается в высказывании мнения соответствующего органа о конституционности объекта контроля (США, Канада). Такое решение не является обязательным и не ограничивает права представительного органа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.)