Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая онтология: Творец и творение

Поиск

Теории реальности претерпевают существенные изменения в первых веках нашей эры под влиянием монотеистических религий (христианства, ислама и иудаизма). Новая онтология стала результатом встречи двух разных культурных миров: мира античной философии и мира библейской веры. Это была встреча Афин и Иерусалима.

Важным посредником между двумя мирами был Филон Александрийский (20–10 гг. до н.э. – прибл. 40 г. н.э.), эллинизированный иудей, применивший принципы Платоновой философии к толкованию Библии. Идеи Платона он понимает как замыслы Бога (как элементы единого божественного проекта). Бог-творец в вечности задумывает мир и творит его согласно своему замыслу. В этом контексте возникает понятие «творения из ничего» (creatio ex nihilo). Мастер (демиург) в диалоге Платона «Тимей» только упорядочивает материю. В онтологии Аристотеля первая материя вечна, так же, как и формы. Для Филона и христианских авторов материальный космос является результатом действия Творца, он возникает как нечто принципиально новое и неповторимое. Его раньше «не было». Если для Платона и Аристотеля время является «движимым образом вечности» (т. е. время – это всего лишь модус вечности), то концепция «сотворения из ничего» влияет также и на представление о времени. Временность – это свойство сотворенного бытия. Между вечностью и временем такое же онтологическое расстояние, как между божественным и созданным бытием. Мир Платоновых идей (умопостигаемый или интеллигибельный мир) теперь понимается как совокупность вечных образцов (парадигм), «взирая» на которые Бог создает чувственный (материальный) мир, который существует во времени. Соответственно и человеческое познание, постигая сущности вещей и связи между ними, постепенно «поднимается» до нематериальных и вечных идей-парадигм. А смысл человеческой жизни понимается как преодоление «временности» (смертности). Как Бог дарует бытие каждому существу, так Он открывает для своего создания путь к вечности.

Эту онтологическую схему воспроизводят и обогащают Отцы Церкви IV–V веков: Василий Великий (329–379), Григорий Назианзин (Богослов) (329–390), Григорий Нисский (335–394), Августин (354–430). Например, для Августина Бог есть истинная реальность, которую он описывает при помощи понятия «бытие само по себе» (ipsum esse).

Божественное бытие: несотворенное, вечное, неизменное, необходимое, бытие само по себе (ipsum esse), истинное бытие.

Сотворенное бытие (esse creatum): законченное, изменяемое, не-необходимое, бытие по причастности (esse per participationem).

Все, что существует так или иначе причастно к божественному бытию. В конечных существах их сущность и их бытие не тождественны. Напротив, сущность и бытие Бога полностью тождественны. Августин еще выразительнее развивает идею «творения из ничого». Начало мира есть также и началом существования времени.

Свою совершенную форму новая онтология приобретает в произведениях Фомы Аквинского (1225–1274). Если для Отцов Церкви главным философским источником были Платон и неоплатоники (в особенности для Августина), то для Фомы Аквинского главным философским авторитетом был Аристотель. На средневековые теории реальности — кроме Отцов Церкви и Аристотеля — повлияли идеи арабских и еврейских философов и ученых (например, Авиценны, Аверроэса и Маймонида).

 

Влияние христианства на философскую теорию реальности. Христианство стало мощным источником для возникновения нового образа реальности. Первую черту мы уже отметили: мир мыслится как творение Бога, божественное бытие отличается от сотворенного бытия. А какие еще новые идеи можно приписать влиянию христианства на философские теории реальности?

 

1. Контингентность (не-необходимость) мира и всего сотворенного сущего. Идея сотворения мира из ничего и зависимости мира от воли Творца постепенно формирует представление об уникальности и неповторимости каждой вещи и каждого события. В позднем средневековье (конец ХІІІ – начало XIV веков) даже появляется специальное слово для описания такой уникальности. Это слово «контингентность». Его нельзя переводить просто как «случайность», ведь каждое создание зависит от Творца и обязано Ему собственным существованием. «Контингентность» следует переводить словом «не-необходимость». Определенное событие или определенная личность начинают свое существование в мире и истории. Причина их существования – Бог, и в этом смысле их существование неслучайно. Впрочем они могли бы и не существовать. Их существование не есть необходимым. Необходимо только бытие Бога. Но такая уникальность придает каждой вещи и личности особую ценность. С другой стороны, понятие контингентности употребляется средневековыми авторами (начиная с Дунса Скота) для того, чтобы подчеркнуть свободу божественного решения создавать все, что существует. Мир не с необходимостью возникает из божественной природы (т. е. не является процессом эманации), а есть результатом свободного решения Создателя. Другими словами, фундаментом реальности является свобода.

 

2. Углубление концепции индивидуальности. Метафизика личности. Мы видели, какие проблемы возникают у Аристотеля при формулировке понятия индивидуальной субстанции. В конце концов он отказывается от учения об индивидуальных формах. Однако христианские мыслители осознают, что это Аристотелево учение требует существенных дополнений. Ведь христианская доктрина учит о бессмертии души, о необходимости и неповторимости каждой личности. Сначала на развитие теории личности влияют триадологические дискуссии IV–VII веков («триадология» – учение о Святой Троице). Греческое слово «ипостась» было переведено латинским persona («лицо», «личность»). Латиноязычные теологи учили о единой сущности Бога и о трех Лицах. В частности интерес христианских теологов был направлен на вопрос о природе, личности и воле Иисуса Христа. А природа Христа божественная или человеческая? Действовала ли в Нем божественная воля или также и человеческая (например, когда Он молился в Гефсиманском саду и просил, чтобы Его миновала чаша страдания)? Постепенно на соборах была сформирована доктрина о двух природах, двух волях и одном лице Христа.

В средневековье развитие идеи личности приобретает новые нюансы. Впервые философское определение личности дает Боэций: личность – это «индивидуальная субстанция рациональной природы» (persona est rationalis naturae individua substantia). Фома Аквинский утверждает, что личность – это «наисовершеннейшее во всей природе» (est perfectissimum in tota natura). То есть в теории реальности Аквината личное бытие занимает наивысшую ступень. Каждая личность является уникальной и несообщаемой (incommunicabilis).

Средневековые теологи и мистики особое внимание обращают на земную жизнь Иисуса, на его «человеческие свойства». Возникает традиция следования за Христом, припоминание главных этапов Его земного служения. Рождество, крестный путь, Голгофа… Возникают новые формы благочестия. Все это способствует развитию теологических и философских концепций личности у Дунса Скота и Уильяма Оккама. Интерес к единичному и индивидуальному повышает статус опытного познания и становится важным этапом поворота к эмпирическим исследованиям и становлению современного естествознания.

 

3.Историчность. Идея мировой истории – это христианская идея. Она внутренне связана с идеями создания и уникальности каждой вещи. События происходят не по схеме циклического повторения, а направлены к определенной цели. История становится универсальной, потому что приобретает главный смысл: она является местом Божьего Откровения, пространством, в котором человек совершает путь спасения и обновления.

Новая онтология существенно повлияла на формирование современной науки. Христианские мыслители дополнили концепцию античных философов о рациональной упорядоченности мира учением о Боге-законодателе. Поскольку мир сотворен разумным Творцом, мировое устройство воплощает рациональный план, который человек может познать посредством научных исследований. А поскольку мир одновременно является упорядоченным и контингентным, человеческие знания в значительной степени должны опираться не только на рациональные соображения, но и на наблюдения, на эмпирические исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.009 с.)