Путешествие первое. Философия и наука у Платона и Аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие первое. Философия и наука у Платона и Аристотеля



 

1. Греческие слова «философия» и «мудрость». Сначала совершим небольшое интеллектуальное путешествие, чтобы лучше понять, откуда взялись слова «философия» и «мудрость» (sophia) у греков. «Мудростью» греки сначала называли какое-либо умение, мастерство. У Гомера «мудрым» называется плотник, зодчий, который хорошо разбирается в своем деле. Действительно, он «все хорошо разумеет, воспитанник мудрой Афины» (Илиада, 15, 411).

Античные авторы упоминают имена семи мудрецов, от которых остались краткие высказывания-поучения. Платон в диалоге «Протагор» называет имена Фалеса, Солона, Питака, Бианта, Клеобула, Мисона и Хилона. «Сойдясь вместе, они посвятили их как начаток мудрости Аполлону, в его храме, в Дельфах, написавши то, что все прославляют: «Познай самого себя» и «Ничего сверх меры».» (Prot. 343a). Мы видим, что этот образ мудрецов отличается от образа философов. Речь идет скорее о людях добродетельной жизни с большим жизненным опытом. Кто же впервые употребил слово «философия»? Хотя первенство употребления этого слова приписывают то Гераклиту, то Пифагору, вероятнее всего первенство следует приписать все же Платону.

2. «Философия» у Платона. Во времена Сократа в греческих городах развернули свою деятельность необычные учителя. Они за высокую плату обучали молодых эллинов как достигать успеха в жизни, приобретать политическое влияние и получать высокие должности. В общем походили на современных политтехнологов. В платоновских диалогах софисты изображены как представители фальшивой мудрости. Образом же истинного философа у Платона выступает Сократ, его учитель. Сократ считает, что название «мудрец» подходит только богу. Того же, кто самоотверженно ищет истину, лучше назвать «любителем мудрости, философом» (Phdr. 278d). Таким образом, мы видим, что слово philosophos возникает как полемическое название, что должно подчеркнуть скромность искателя мудрости в противовес самоуверенным софистам (которые почитали себя за мудрецов). В диалоге «Пир» философ описывается как человек, которым движет любовь, «эрос». Сама философия здесь изображается как «наука любви». Этой науке Сократа обучает пророчица Диотима. Сначала она рисует портрет бога Эрота, сына Пороса (бога богатства) и Пении (Убогости). Прочитаем внимательно фрагмент из этого диалога:

 

«По природе своей он ни бессмертен, ни смертен: в один и тот же день он то живет и расцветает, если дела его хороши, то умирает, но, унаследовав природу отца, оживает опять. Все, что Эрот ни приобретает, идет прахом, отчего он никогда не бывает ни богат, ни беден. Он находится также посредине между мудростью и невежеством, и вот почему. Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды.» (Symp. 203c-204b).

 

Как видим, Платон пользуется здесь языком мифа (удивительной истории). Делает он это довольно часто, когда нужно прояснить философские аргументы с помощью ярких иллюстраций или сравнений. О чем же нам хочет рассказать Платон в этой удивительной истории? О том, что философ – это человек, который всегда находится на пути к истине, он всегда в поиске, всегда чувствует в себе глубокий внутренний недостаток, «осознает свою убогость». Философ всегда стремится приблизиться к богам, насколько это возможно для человека. Но путь этот долог. Философ уже вышел из состояния невежества (чувства самоуверенности в своих «знаниях») и совершает долгое путешествие, он мотивирован любовным влечением к мудрости, одержим «эротическим» порывом. Таким образом, свойственное ему «эзкистенциальное состояние» (способ его существования) – пребывать между мудрецами и невеждами. В средневековье войдет в обиход термин, смысл которого был связан и с образом Сократа – homoviator («человек-пилигрим», «человек странствующий»). В образе философа, описанного в диалоге «Пир», содержится первый намек на разгадку тайны философии. Философия стала мощной силой, которая сформировала и до сих пор формирует европейскую цивилизацию именно потому, что в ней заложена энергия непрерывного поиска, постоянной открытости к новому, любознательности, жажды к знаниям. Любовная жажда мудрости обнаруживает в человеке его конечность, ограниченность («убогость»), смертность (в противоположность «богам»), но вместе с тем и способность преодолевать эту ограниченность и конечность, раскрывать в себе ничем не ограниченный и неисчерпаемый творческий потенциал. Кстати, это хорошо объясняет и опасность невежества: оно замыкает человека в рамках его ограниченного «я», сдерживает его творческий потенциал и тем самым обрекает человека на однообразное и безрадостное существование. Сила европейской цивилизации – именно в этой творческой динамике, в способности к постоянному возрождению, в вечной юности. Таким образом, удивительный рассказ пророчицы Диотимы, так мастерски описанный Платоном, позволяет нам сделать первый шаг к разгадке нашей тайны …

       Хорошо, скажет добросовестный читатель, образ философа (искателя истины) очень красивый. Но как именно философ ищет истину? Каковы главные свойства философского пути? Для Платона философия – это наука (по-гречески epist ȇ m ȇ). В своих диалогах он много внимания уделяет прояснению сути этого занятия – занятия наукой. Но из контекста самих диалогов заметно, что собеседники Сократа не очень хорошо понимают смысл его вопросов и пояснений. Почему, читая Платона, мы постоянно наталкиваемся на ситуации непонимания? Ответ очень прост: потому что Платон, описывая разговоры Сократа с афинянами, выступает как первопроходец. Это сегодня, слыша слово «наука», мы догадываемся о чем примерно идет речь. А тогда это было совершенно новым и необычным. Научное утверждение – это утверждение, которое можно обосновать. Иными словами, научное знание – это обоснованное убеждение. Об этом подробнее будет идти речь в третьей части этой книги.

3. Философия как наука: вклад Аристотеля. Аристотель развил и переосмыслил Платоново понимание философии как доказательной науки. У Аристотеля мы не найдем ярких мифических и литературных образов, характерных для диалогов Платона. Впрочем, его произведениям присуща своеобразная изысканность и красота. Это красота строгого и последовательного мышления, концентрированности и лаконичности мысли. Если в «Пире» Сократ говорит о философии как о неутомимом поиске истины, то тексты Аристотеля можно считать непосредственным воплощением этого идеала.

Большая часть текстов Аристотеля – это лекции, которые он читал своим ученикам. Перед нами иногда сжатое, иногда подробное изложение определенных тем (с примерами и разъяснениями). Собственно, именно этот стиль «ученого-преподавателя» приобрел значение канона для всех будущих научных произведений. Те, кто сегодня занимаются науками и преподают в университетах, даже уже сугубо стилистически являются последователями Аристотеля.

Как и его учитель, Аристотель отличает философию как научное познание от восприятия и субъективной мысли. Но в отличие от Платона он считает чувственное восприятие началом любого научного познания. Вообще Аристотель придает большое значение опыту, эмпирическим исследованиям. Здесь определенную роль играло и то, что он был сыном врача и сам интересовался медициной и биологией. Если для Платона стандартом науки была математика, то для Аристотеля особое значение приобрели естественные науки. Хотя, употребляя в аристотелевском контексте слово «естественные науки», мы должны быть осторожными. Ибо для Аристотеля, как и для Платона, понятие «философия» и «наука» являются синонимами. Однако Аристотель делает по сравнению со своим учителем важный шаг: он первым в истории разделяет философию (науку) на отдельные дисциплины. Каждая научная дисциплина отличается собственным предметом исследования и своим специфическим исследовательским подходом (методологией). Вот примерная схема аристотелевой «системы наук».

 

І. Теоретическая философия (от греческого theoria – «созерцание») исследует то, что есть необходимым, неизменным и универсальным:

 

1. «Первая философия» (позже получит название «метафизики») исследует первопринципы и причины всего бытия («сущего»). Аристотель здесь имеет в виду нечто вечное, нематериальное и недвижимое. Для него – это Бог. Правда аристотелевский Бог лишен каких-либо антропоморфных черт. Он есть чистое мышление, вечная энергия, приводящая в движение весь космос.

2. Математика («вторая философия») исследует абстрактные универсальные сущности, которые не существуют отдельно от физических вещей.

3. Физика (в широком смысле – естественная наука) исследует необходимые и универсальные свойства материальных вещей и процессов.

 

ІІ. Практическая философия (от греческого praxis – «действия», «поступки») исследует то, что не есть необходимым, а именно принципы и цели человеческих поступков:

 

1. Этика (наука о моральных качествах).

2. Экономика (наука о правилах хозяйствования).

3. Политика (наука о государстве).

 

ІІІ. «Творческая» философия исследует законы человеческого творчества, того, что Аристотель называет греческим словом poi ȇ sis – «творение», «изготовление чего-либо»:

 

1. Искусство.

2. Риторика.

 

Для аристотелевского разделения философии на дисциплины свойственно строгое иерархическое построение. Теория выше практики, ибо изучает неизменные закономерности бытия, как материального («физического»), так и нематериального («метафизического). Другими словами, теория изучает вечные и неизменные объекты, а практика занимается объектами изменчивыми и изменяемыми. Между дисциплинами также существует иерархическая связь. Первая философия является фундаментом для физики и математики. А политика является основополагающей («архитектонической», как говорит Аристотель) наукой для этики и экономики. Ведь философ считает, что в несправедливом и плохо управляемом государстве отдельному гражданину очень трудно быть добропорядочным.

А к какому классу относится логика? Ведь Аристотеля справедливо считают «отцом» этой науки. Логика для него является инструментом познания («органоном» или «орудием»). Поэтому она и отсутствует в вышеприведенной схеме. Но это не умаляет ее значения как для самого Аристотеля, так и для дальнейшего развития наук.

А каковы главные свойства науки как таковой? Для Аристотеля наука – это познание причин вещей. Наука всегда есть познанием универсального (общих характеристик вещей и процессов). В процессе познания мы движемся от конкретных примеров к их обобщениям («индукция») или же продвигаемся от оснований к выводам («дедукция»). Здесь как раз стоит вспомнить центральное для Аристотелевого понимания науки понятие доказательного знания. Для Аристотеля «доказательство» напрямую связано с «научным умозаключением» («силлогизмом»)».

Так впервые в истории возникает концепция науки – практики строго мышления, доказательства и обоснования.

 

 

Путешествие второе. Академия Платона

Академия Платона – это первое учебное заведение Европы, прообраз будущих университетов и институтов. Академия была основана Платоном около 387 года до н. э. и просуществовала вплоть до 529 года, когда по приказу императора Юстиниана она была закрыта (как главный «рассадник» «языческой» мудрости). Поскольку европейские университеты возникли только в XIII столетии, то Академию следует считать наиболее долговременным учебным заведением в истории Европы.

Название школы связано с именем мифического героя Академа (Akad ȇ mos). По преданию он был похоронен в священной роще на северо-западе от Афин. Вся местность вокруг этой рощи (пригородный парк с дорожками для прогулок и строение старого гимнасия) называлась «Академией» еще задолго до Платона. Он приобрел эту местность за немалую сумму (2000–3000 драхм). На территории было возведено в разное время несколько строений, но мы, к сожалению, очень мало знаем об архитектуре Академии. Можно предположить, что на территории школы существовали дома, предназначенные для преподавания, диспутов и для физических занятий. Несомненно, там должны быть также подсобные помещения.

Академия была не только школой для занятий, но и религиозным сообществом, посвященным музам (дом Платона называли «мусейоном» – жилищем муз). В школе придерживались пифагорейского образа жизни. Покровительницей Академии была богиня Афина. Перед входом в гимнасий находился алтарь, посвященный богу Эроту. Вокруг росло много платанов и оливковых деревьев (олива – дерево Афины).

День в Академии начинался с принесения жертвы музам. Занятия были двух типов: до обеда Платон читал лекции для узкого круга своих учеников, а после обеда читались лекции для широкого круга слушателей, на более доступные темы. Кроме философии в школе занимались математикой, астрономией, ботаникой, зоологией, риторикой, политикой и этикой. Кроме лекций и диспутов в Академии проходили совместные встречи («симпозиумы»), которые имели характер дружеских бесед. Ежегодно праздновался день рождения бога Аполлона (21 мая). Ученики проводили на территории школы длительное время. Например, Аристотель прожил в Академии 20 лет (он пришел туда 17-летним юношей и покинул школу только после смерти Платона).

Как же занимались философией в платоновской школе? Мы знаем об этом немного. Мы знаем, что Платон ставил своим ученикам конкретные задачи, например, из области математики или космологии. Очевидно, среди учеников были «продвинутые», те, кто занимался научными исследованиями, и «начинающие», которых интересовали более популярные вещи. Можно с уверенностью предположить, что в кругу учеников читались платоновские диалоги и обсуждались поставленные в них вопросы и апории (сложные проблемы). Платон разрешал критику в свой адрес (можно вспомнить хотя бы критику его теории идей со стороны Аристотеля).

А как понимал процесс обучения сам Платон? Об этом мы можем узнать из VII книги большого диалога «Государство». Читая эту книгу, мы встречаем там ряд неожиданностей. Платон впервые разрабатывает систему наук, которые внутренне связаны между собой, изучаются в строгой последовательности и постепенно готовят учащихся к усвоению философии. То есть перед нами первый проект систематического образования, ориентированной на изучение «высшей», философской науки. Проект включает четыре математические дисциплины (некоторые исследователи говорят о пяти): арифметика, геометрия (и далее – стереометрия), астрономия и теория музыки. Все эти науки приучают учеников ориентировать свое познание на нечувствительное, нематериальное бытие – на умозрительные идеи. Не следует воспринимать этот проект систематического образования только как литературную фикцию. Мы знаем, что изучение математических наук в Академии происходило на очень высоком уровне (там преподавали такие выдающиеся математики,  как Евдокс, Теэтет и другие). Нас не может не удивлять возраст «студентов», определенный Платоном в «Государстве»: математические дисциплины должны изучаться с 20 до 30 лет (десять лет!), а философия («диалектика») – с 30 до 50 лет. Но до 20 лет молодые люди проходят своеобразный отбор в процессе общего образования тех времен, которое состояло из двух частей: физического и «мусического» воспитания. К «философскому образованию» допускаются только лучшие. Платон выступает против принудительной формы обучения, ибо, как он говорит, «ни одну науку не следует изучать рабски» и то, что усвоено через принуждение не задерживается надолго в памяти. И еще одна неожиданность: часть философского образования (последние 15 лет) занимает практика, когда «студенты» занимают государственные должности, демонстрируют свои практические навыки и учатся управлять. Это уже явный пример литературной фикции. Платон хотел, чтобы государством управляли философы. Государственное управление рассматривалось в его проекте как завершающая стадия философского образования. В статусе высших государственных чиновников философы выполняют еще одну функцию – воспитательную. После опыта политического управления философы-правители выходят «на пенсию», по словам Платона – «на Острова блаженных», где они ведут созерцательный образ жизни, уподобляясь богам. Интересно, что Платон видит среди своих философов-властителей и женщин.

Взгляды Платона на управление государством называли утопией (а некоторые считали ее даже опасной утопией). Впрочем важно воспринимать Платонов проект как идеальную модель, которую можно по-разному воплощать. В истории было немало примеров, когда идеал философа-правителя («мудреца на троне») приобретал конкретные черты (вспомним хотя бы Александра Великого, Марка Аврелия, Юлиана Отступника, Карла Великого, Наполеона и других). Понятно, что эти конкретные исторические фигуры не придерживались буквально «рекомендаций» Платона. Речь скорее идет о попытке (различными способами) совместить мудрость и политическую власть. Не всегда это приводит к добру (Сталин, Гитлер и Муссолини тоже считали себя мудрецами «на троне», и мы знаем, что из этого вышло). Здесь нам важно уяснить влияние идеальных моделей на реальную жизнь. И если идея философа-правителя на протяжении истории продемонстрировала свою практическую бесперспективность, то Платонова идея систематического обучения (вместе с ее воплощением в педагогической практике Академии) обнаружила свою производительность и силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.022 с.)