Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Путешествие седьмое. Имя Бога «Я есмь Сущий» и средневековая теория бытияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В Ветхом Завете в книге Исхода есть фрагмент, которому суждено было стать не только важным теологическим текстом, но и повлиять на философскую теорию бытия. Моисей пас овец в пустыне, у горы Хорив. Он увидел на вершине пламя от огня: горел терновник, но не сгорал. Это явление его заинтересовало, он взошел на гору и там услышал голос, звавший его по имени: «Моисей! Моисей!». Из объятого пламенем куста к Моисею обращается Бог: Он обещает вывести израильский народ из рабства и эту миссию поручает именно Моисею. Но Моисея волнует, что он ответит народу, когда спросят его: с кем ты разговаривал? Моисей спрашивает у Бога, как Его Имя (чтобы известить людей о чудесном Собеседнике). И далее следует фрагмент, который нас интересует: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.» (Исход 3, 14). В еврейском оригинале эта фраза звучит так: ’ ehjeh ’ ǎ š er ’ ehjeh. Имели ли в виду авторы книги Исход бытие? На этот вопрос нет однозначного ответа. Например, немецко-еврейский мыслитель прошлого века Мартин Бубер утверждает, что Бог в этом имени открылся Израильскому народу как Бог истории, как Тот, Кто всегда пребывает со своим народом. В ІІІ столетии до нашей эры, когда александрийские мудрецы перевели Тору на греческий язык (для евреев диаспоры, которые уже не знали иврит), этот фрагмент получил такое истолкование: Egô eimiho ô n. Присутствие Бога приобрело смысл бытия (от греческого существительного ô n). В латинском переводе (Вульгате) это «бытие» было повторено средствами латинского языка: Ego sum qui sum (sum является первым лицом единственного числа глагола «быть» (esse)). Буквально: «Аз есмь Тот, Кто Есмь». Влияние философии Платона на христианских мыслителей первых веков нашей эры привело к неожиданному результату: Платоново учение об истинном бытии (собственно бытии идей) образовало внутреннее единство с библейским монотеизмом. Это сближение и соединение двух разных источников мы находим уже у еврейского мыслителя Филона Александрийского (современника Иисуса Христа). Он описывает бытие Бога как таковое, что по существу отличается от существования всех сотворенных вещей. Только Бог есть правдивым бытием (mono neinai toon). Григорий Назианзин (Богослов) и Григорий Нисский (авторы IV века) усиливают эту тенденцию. Григорий Назианзин говорит, что «мы ищем природу, которой присуще бытие само по себе». «Бытие сие есть вневременным, всегда присутствующим, неизменным совершенством и чистой действительностью». Бог существует всегда, Он имеет в себе «целостность бытия». Он есть «как бы безграничным морем бытия» (pelagostes oysias). Григорий Нисский добавляет к упомянутым свойствам еще само-тождественность (aytos) Божьего бытия, не имеющего никакого начала (anarchos). Иоанн Дамаскин (вторая половина VII – первая половина VIII века) продолжает эту традицию. Так, в его «Точном изложении православной веры» читаем: «Ибо все совместив в Себе, Он имеет бытие, как бы некоторое море сущности – беспредельное и неограниченное».
В латинской патристике находим похожие мотивы. Августин (354–430), комментируя Евангелие от Иоанна, отмечает: «Что же это за бытие как таковое (ipsum esse), которое Ты сохранил только для Самого Себя? Пусть мысль постигнет, что истинно быть значит быть всегда тем самым образом (vere esse est enim sempere odem modo esse)». Истолковывая псалом 101, Августин говорит, что день Бога – всегда присутствует, т. е. всегда пребывает. У Бога нет ни прошлого, ни будущего. Он всегда ЕСТЬ (non estibinise EST). То есть имя Бога, открытое Моисею, истолковывается как «вечное имя» (nomena eternum), как «истинная сущность» (essentia vera) Бога. Удивительным образом это имя описывается с помощью словаря Платонового учения об идеях (идеи – вечны, неизменны, всегда само-тождественны и т. д.). Так встречаются Афины и Иерусалим, философия и библейский монотеизм. Их встреча образует контекст новой теории бытия, которую наиболее совершенным образом развил в ХІІІ столетии Фома Аквинский. Рекомендуемая литература ко второй части
Литература на русском и украинском языках:
Литература на иностранных языках:
1. Carroll John, Markosian Ned. An Introduction to Metaphysics. – Cambridge: Cambridge University Press, 2010. – 267 p. 2. Coreth Emerich. Metaphysik. – Innsbruck, 1964. – 584 s. 3. Gale Richard (Ed.). The Blackwell Guide to Metaphysics. – Oxford: Blackwell, 2002. – 348 p. 4. Garrett Brian. What is this thing called metaphysics? – London and New York: Routledge, 2006. – 176 p. 5. Heller Michał. Filozofia i wszechświat. – Kraków: Universitas, 2006. – 544 s. 6. Inwagen Petervan. Metaphysics. – Boulder, Oxford: WestviewPress, 2009. – 329 p. 7. Kim Jaegwon, Sosa Ernest, Rosenkrantz Gary (Eds.). A Companion to Metaphysics. – Oxford: Willey-Blackwell, 2009. – 665 p. 8. Kim Jaegwon, Sosa Ernest. Metaphysics. An Anthology. – Oxford: Blackwell, 1999. – 676 p. 9. Kołodziejczyk Sebastian Tomasz (red.). Przewodnik po metafizyce. – Kraków: WAM, 2011. – 635 s. 10. Koons Robert, Pickavance Timothy. Metaphysics. The Fundamentals. – Oxford: Blackwell, 2015. – 267 p. 11. Loux Michael J., Zimmerman Dean W. (Eds.). The Oxford Handbook of Metaphysics. – Oxford: Oxford University Press, 2003. – 724 p. 12. Macdonald Cynthia. Foundations of Contemporary Metaphysics. – Oxford: Blackwell, 2005. – 278 p. 13. Meixner Uwe. Einführung in die Ontologie. – Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2004. – 219 s. 14. Mumford Stephen, Tugby Matthew (Eds.). Metaphysics and Sciences. – Oxford: Oxford University Press, 2013. – 244 p. 15. Paź Bogusław. Ontologia // Powszechna encyklopedia filosofii. Tom 7. – Lublin: Polskie towarzystwo Tomasza z Akwinu, 2006. – s. 810–817. 16. Tiercelin Claudine. La métaphysique // Notions de philosophie, II. Sous la direction de Denis Kambouchner. – Paris: Gallimard, 1995. –p. 387–500. 17. Weissmahr Béla. Ontologie. – Stuttgart: Kohlhammer, 1991. – 182 s.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.151 (0.012 с.) |