Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Іі. Дидактический материал. Эпистемология, или теория познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Что такое эпистемология Эпистемология (от греческих слов epist ȇ m ȇ – «знание» и logos – «учение»), или теория познания, – это философская дисциплина, которая исследует природу, структуру и базовые условия знания. Эпистемология исследует то, что оправдывает или делает рациональным или обоснованным определенное убеждение. Эпистемология является также определенной программой, помещающей проблему знания в центр своих исследовательских интересов. Подробнее эпистемологию, или теорию познания, можно определить как философское исследование (1) главных характеристик, (2) сущностных условий или источников, а также (3) пределов знания и его обоснования (оправдания). Эпистемология осуществляет свою исследовательскую программу в двух направлениях: на (1) экспликативном и на (2) нормативном уровнях. На экспликативном уровне эпистемология стремится прояснить и истолковать понятие знания и познания. Ставится вопрос об отношении понятий «знание» и «познание» к таким понятиям, как «достоверность», «предположение», «убеждение», «верование». Здесь эпистемология сотрудничает также с когнитивными науками и философией языка. На нормативном уровне ставится вопрос об источниках и критериях истинности и обоснованности знания. Другими словами, мы стремимся исследовать не только что такое познание, а прежде всего задаем вопрос о значимости или действенной силе содержания наших знаний. Главные вопросы эпистемологии можно сформулировать таким образом:
· Что такое знание? Что мы имеем в виду под понятием «знание»? · Как мы получаем наши знания? · Что отличает знание от предположений и верований? · Каковы главные источники нашего познания? · Существуют ли пределы человеческого познания? · Что такое истина? Что делает наши утверждения и убеждения истинными? · Какими являются критерии истины и существуют ли эти критерии? · Можем ли мы оправдать наши знания? Существует ли предельно обоснованное знание? Имеется ли неопровержимый фундамент нашего познания?
Классическое определение знания можно представить формально таким образом:
S знает, что p тогда и только тогда, если:
(І) S имеет убеждение, что р (ІІ) р является истинным (ІІІ) Убеждение S, что р является обоснованным.
В этом определении мы видим три вышеупомянутых компонента стандартного анализа знания: убеждение, истинность, обоснованность (иногда понимание знания как justified true belief в сокращенном варианте называют JTB -теорией). Условие (І) указывает на субъективный, а условие (ІІ) – на объективный аспекты знания. Условие (ІІІ) требует, чтобы наше знание было объективным не случайно, а с необходимостью.
Родерик Чизем (Chisholm) модифицирует это определение:
(І) S предполагает, что р (ІІ) р является истинным (ІІІ) S с определенной очевидностью предполагает, что р (т. е. S имеет определенное состояние очевидности для предположения р).
Эдмунд Геттиер (Edmund Gettier) в небольшой статье «Является ли знанием обоснованное истинное убеждение?» (опубликована в 1963 году) предложил аргументы против классического определения знания. Он утверждает, что наличие (І) и (ІІІ) не влечет за собой (ІІ). То есть можно иметь обоснованные убеждения, но они не обязательно будут истинными. Вот один из его примеров. Павел и Петр устраиваются на работу, они конкуренты и только один из них получит место. Директор фирмы сказал Петру, что работу получит Павел. Петр увидел в кошельке Павла 100 евро. Из этого Петр делает вывод, что работу получит тот, у кого в кошельке есть 100 евро.
Представим рассуждения Петра таким образом:
(1) Павел — это тот, кто получит работу и Павел — это человек, в кошельке которого имеется 100 евро. Итак: (2) Получит работу тот, кто имеет в своем кошельке 100 евро.
Но на самом деле работу получил не Павел, а Петр. После этого Петр случайно обнаружил, что у него в кошельке тоже лежат 100 евро. До этого он не знал, что эти самые 100 евро у него были. Таким образом, (a) убеждение Петра оказалось (b) обоснованным и (c) истинным. Присутствуют все три характеристики знания. То есть:
(І) Петр убежден, что (2) (ІІ) (2) является истинным (ІІІ) Петр на основании (1) имеет обоснованное убеждение, что (2).
Но является ли убеждение Петра знанием? Очевидно, что нет. Кажется, что три главных условия знания (убеждение, истинность, обоснованность) необходимо дополнить четвертым условием: обоснование j, которое совершает S, должно быть истинным. Но для того чтобы убедиться, что j является истинным, необходимо выполнить обоснование j *. И так далее. В этом случае мы или попадаем в нескончаемый регресс процесса обоснования, или вынуждены указать на какую-то базовую очевидность, или же очутимся в логическом круге. Дискуссии среди современных эпистемологов продолжаются. Я проанализирую несколько стратегий решения этих проблем в подразделе 3 настоящей книги.
Целый ряд современных философов отрицает, что вопрос о природе знания представляет собой особую сферу философских исследований. Они считают, что теория познания должна быть «натурализирована». Впервые тезис о «натурализации эпистемологии» сформулировал Уиллард Куайн в статье 1969 года «Натурализированная эпистемология» (Epistemology Naturalized).
Натурал и зм – это современная философская позиция, согласно которой достоверное познание реальности можно получить только с помощью методов, присущих естественных наукам (натурализм методологический). С другой стороны, и реальность представители натурализма истолковывают исключительно как физическую реальность (натурализм онтологический). Философы, придерживающиеся позиции натурализма, с одной стороны, вдохновлены значительными достижениями и эффективностью естественнонаучных подходов, а с другой, мотивированы стремлением создать монистическую картину мира. Натурализм – это современная версия материализма. Тезис о натурализации эпистемологии Куайна вкратце можно представить таким образом: эпистемология относится к эмпирическим наукам. Эпистемология рассматривает субъекты познания как физические субъекты. Эти субъекты имеют определенным образом обозначенный и экспериментально контролируемый «вход» (input), а на «выходе» (output) продуцируют описания внешнего мира и всех процессов, которые происходят во внешнем мире. Куайн полагает в основу своей эпистемологии не теорию сознания, а исследование стимуляции чувственных рецепторов. Мы должны исследовать, какие именно психические процессы порождают знание. Даже можно сказать, что эпистемология приобретает у него вид бихевиористически модифицированной психологии чувственного восприятия (psychology of sensation). Похожие подходы к познанию демонстрировала во второй половине ХІХ века тогда еще очень молодая экспериментальная психология. В середине ХХ века проект генетической эпистемологии развивал Жан Пиаже. Сегодня программа натурализации познания уже на другом теоретическом уровне реализуется когнитивными науками (cognitive sciences), т. е. науками, работающими на пересечении философии, информатики, лингвистики, психологии, нейробиологии и других дисциплин. Когнитивные науки демонстрируют междисциплинарный подход в исследовании получения, обработки, передачи и хранения знаний. Среди наиболее известных исследовательских тем когнитивистики – проблема искусственного интеллекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.01 с.) |