Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разминка «зрительная память». Задание на внимание (рис

Поиск

ЗАНЯТИЕ № 1

Разминка

Задание на внимание (рис. 1).
В квадрате в одной из клеток сидит муха. Ведущий говорит, как она двигается, а учащиеся должны следить глазами за ее передвижением и в конце сказать, в какой клетке она остановилась.

Рис. 1

Дискуссия

Для чего нужно быть внимательным в школе? (Вывод: чтобы хорошо учиться.)
Для чего нужно хорошо учиться? (Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.)

Работа в тетрадях

Ведущий. Напишите все, что вы знаете о профессии своих родителей, чем они, по вашему мнению, занимаются на работе.
По окончании этого задания желающие могут зачитать то, что они написали, и обсудить сходства и различия в занятиях родителей.

Игра «Азбука профессий»

Класс делится на три команды, и весь алфавит разбивается соответственно на три части. Команды должны за 5 минут записать у себя в тетрадях названия профессий на все выпавшие им буквы алфавита. Затем на предложенную ведущим букву сначала называет профессии команда, которой эта буква выпала. Если команда исчерпала свои возможности или не знает название профессии, то это право передается другим командам. За каждую названную профессию начисляется очко. В конце игры подсчитываются суммарные очки и объявляется победитель. Ведущий также может зарабатывать очки путем добавления названий профессий на все предлагаемые им буквы алфавита.

Домашнее задание

Поговорить с родителями об их профессиях, подробнее узнать о том, чем они занимаются на работе.

ЗАНЯТИЕ № 2

Разминка «Зрительная память»

Ведущий показывает на отдельных карточках названия профессий. Учащиеся должны запомнить не только слова, но и их написание. После предъявления всех слов они записывают их в тетрадях. Затем ведущий снова показывает слова, и учащиеся сверяют написанное с образцом.
Примерный перечень профессий: программист, натуралист, эквилибрист, каскадер, режиссер.
Далее следуют коллективные ответы на вопросы: Как можно объединить все эти слова? Кто знает, что означают эти профессии?
Ведущий объясняет значение тех профессий, которые никто не смог описать.

Дискуссия

Что нового вы узнали о профессиях своих родителей?
У кого родители имеют одинаковую профессию?
Чьи родители продолжают профессию своих родителей?
У кого родители меняли свою профессию и что можете рассказать о каждой из них?
Если мама — домохозяйка, то в чем состоит ее работа?

Работа в тетрадях

Ведущий. Напишите, кем вы хотите стать в будущем, что вы знаете об этой профессии и почему именно эта профессия вам нравится.
По окончании задания желающие могут зачитать свои записи.
Вопросы:
Кто хотел бы иметь такую же профессию?
Почему она вам нравится?
Что может привлекать в выбранных профессиях?

Игра «Профессии в школе»

Класс делится на три команды. Одна называет профессию, которая имеет отношение к школе (учитель, психолог, завхоз, повар, уборщица и т.д.). Следующая команда дает ее описание и называет еще одну школьную профессию, чтобы ее описала третья команда, и так по кругу. Если команда не может выполнить задание, то шанс получают игроки следующей команды. Команды получают по очку за каждую профессию и за ее описание.
Далее ведущий для каждой команды дает описание профессии, представители которой сделали все, чтобы ребята могли учиться в этой школе (строители, маляры, электрики и т.п.). Учащиеся должны назвать эту профессию. Задание передается следующей команде в том случае, если те, кому вопрос задан, не знают на него ответа или дают неверный ответ. Очки начисляются за каждый верный ответ.

Дискуссия

Предлагается подумать: людей каких профессий не хватает в школе. Обосновать свое мнение.

ТЕМА 2.
ПРОФЕССИЯ — АРХИТЕКТОР

ЗАНЯТИЕ № 3

Обсуждение

Ведущий. Сегодня вы испытаете свои силы в одной очень интересной профессии, которая называется «архитектор». Попробуйте ее сначала описать самостоятельно.
Устные ответы учащихся, затем ведущий обобщает их.
Архитекторы — специалисты, которые создают здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, спортивные, театральные, парковые сооружения, улицы, города.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему архитектору?
Зачем ему нужна математика, русский язык, история, география?
Какими способностями должен обладать архитектор?

Сначала ответы дают учащиеся.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии архитектора из разных источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 4

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся рассказать, что нового они узнали о профессии архитектора.
Вопросы:
Кто знает фамилии знаменитых архитекторов?
Какие архитектурные сооружения в Москве вам нравятся больше всего?
Знает ли кто-нибудь их автора?
Постарайтесь узнать, кто их спроектировал.

Работа в тетрадях

Рис. 4с

Ведущий. На прошлом занятии вы на себе проверили три способности, которыми должны обладать архитекторы. Назовите эти способности. Четвертую способность вы опробовали в процессе выполнения разминки. Называется она — глазомер.
Зачем архитектору нужен хороший глазомер?

(Чтобы грамотно и точно соотносить размеры проектируемых сооружений.)
Пятая способность касается наличия логических способностей. Почему они необходимы архитекторам?
Обсуждение.
Испытать свои логические способности предлагается путем создания проекта дома, где необходимо сначала проанализировать предлагаемые условия, а затем нарисовать и сам дом. Дом должен удовлетворять следующим условиям:
1. Снаружи он должен казаться одноэтажным, а на самом деле быть трехэтажным.
2. Обязательно должен быть балкон, но не на первом этаже.
3. Весь первый этаж должен занимать гараж.
Обсуждение нарисованных вариантов проекта.

Игра

Класс делится на три команды, каждая из команд получает задание на разработку проекта дома. Коллективный проект каждой команды затем обсуждается другими командами на соответствие требуемым условиям. На обсуждение выносятся другие варианты, которые также удовлетворяют заданным условиям.
Затем предлагаются следующие задания.
1. Великан и мальчик-с-пальчик решили жить в одном доме. Каким он должен быть, чтобы им обоим было в нем удобно?
2. Подружились Чиполлино и Буратино и решили выстроить для себя дом. Но в помещении от мальчика-луковицы у Буратино постоянно слезились глаза. Чиполлино же все время натыкался на острый нос своего деревянного друга. Каким должен быть их дом, чтобы они могли общаться друг с другом и при этом не испытывать неудобств?
3. Снегурочка и Огневушка-поскакушка также решили поселиться в одном доме. Каким он должен быть, чтобы ни та, ни другая не пострадали при совместном проживании?

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызвали трудности и почему?

ТЕМА 3.
ПРОФЕССИЯ — СЛЕДОВАТЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ № 5

Дискуссия

Ведущий. Сегодня вы соприкоснетесь с еще одной очень интересной профессией, которая называется «следователь». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
(Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.)
Следователь — человек, который осуществляет сбор и проверку доказательств при расследовании преступлений.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему следователю? Нужны ли ему математика, русский язык, история, география?
Какими способностями должен обладать следователь?

(Сначала дают ответы учащиеся.)
Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания, хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.

ЗАНЯТИЕ № 6

Работа в тетрадях

Ведущий. Расследование любого дела связано с решением логических задач. Одним из примеров такой задачи было последнее дело на предыдущем занятии. Сегодня вам представится возможность расследовать еще два дела, а значит — решить логические задачи.

ДЕЛО № 6. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: «Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: «Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек». Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?

Данное дело расследуется совместно с учащимися. Ведущий показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач такого типа. Строится таблица (рис. 11), в которой записываются все действующие лица (Питер, Джон, Боб) и имеющиеся признаки (украденные вещи). Заполнение таблицы знаками утверждения (+) или отрицания (–) осуществляется исходя из показаний трех действующих лиц. Таким образом, полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.

Рис. 11

Следующее дело учащимся предлагается расследовать самостоятельно также путем построения «логического квадрата».

ДЕЛО № 7. Змей Горыныч, Баба-яга и Кощей Бессмертный, совершив очередное злодейство, разбежались и как следует спрятались. На поиск злодеев отправились три известных сыщика — Шерлок Холмс, Мегре и майор Пронин. Самым расторопным из сыщиков оказался майор Пронин, изловивший первого из злодеев, второго поймал Шерлок Холмс. Кто из сыщиков кого поймал, если известно, что Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена прикинувшаяся невинной старушкой Баба-яга?

Игра «Поиск задуманного лица»
Водящий, который будет исполнять роль следователя, выходит за дверь. В классе выбирается один учащийся, которого впоследствии необходимо будет описать. Некоторое время все внимательно на него смотрят и запоминают его внешность, чтобы затем называть приметы по памяти. Задача следователя: найти «пропавшего» ученика, задавая вопросы по внешнему описанию, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Условие — найти задуманного учащегося, используя наименьшее количество вопросов. (Количество вопросов фиксируется.) Игра может быть повторена несколько раз, чтобы иметь возможность сравнить результаты.

Обсуждение результатов
Какими способностями должен обладать следователь?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызвали трудности и почему?

ЛИТЕРАТУРА

600 задач на сообразительность / Сост. Н.Л. Вадченко. — Донецк: ИКФ «Сталкер», 1995.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. — М., 1997.
Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. — М.: Эйдос, 1994.
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. Для начальной школы. —
М.: Аквариум, 2001.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. —
М.: Гном-Пресс, 1998.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. —
М.: Книжный Дом Локус, 2002.
Психологический справочник популярных профессий / Под ред. Е.С. Романовой. —
М.: МГПУ, 2000.
Развивающие игры: знания и сообразительность. — СПб.: Дельта, 1998.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7–10 лет. — Ярославль: Академия развития, 2001.
Энциклопедия «Я познаю мир. Наука». М.: Астрель, 2002.

ТЕМА 4.
ПРОФЕССИЯ — БИОЛОГ

ЗАНЯТИЕ № 7

Разминка «Слуховая память»

Ведущий. Постарайтесь запомнить следующие слова: слон, муравей, пантера, воробей, окунь, стрекоза, попугай, корова, пчела, щука, ворона, лиса, акула, соловей, мышь.

Рис. 1
Как ты считаешь, чьи это ушки и хвосты?

Ответьте на следующие вопросы:
1. Сколько всего было слов?
2. Во сколько групп можно объединить эти слова?
3. Назовите каждую группу и те слова, которые вошли в каждую группу.
Ведущий. Какие способности вы тренировали во время разминки? Эти способности имеют отношение к следующей теме нашего занятия.

Дискуссия

Ведущий. Сегодня вы испытаете себя, познакомившись с еще одной очень интересной профессией, которая называется «биолог». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.
Биолог занимается изучением живой природы — огромного многообразия вымерших и ныне населяющих Землю живых существ. Изучает их строение, происхождение, что они делают, где жили или живут, чем питаются. Его внимание сосредоточено на животном и растительном мире.

Рис. 2
Найди два одинаковых дубовых и кленовых листочка

Какие учебные предметы необходимо знать будущему биологу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география?
Какими способностями должен обладать биолог?
(Сначала дают ответы учащиеся).
Для биолога очень важно быть наблюдательным. Ему необходимо обращать внимание на мельчайшие детали и изменения, которые происходят в природе. Он должен очень хорошо разбираться, в первую очередь, во всем внешнем многообразии живых существ, населяющих Землю.

Рис. 3
Какая бабочка на какой цветок прилетит?

Работа с подсобным материалом
и в тетрадях

Учащимся даются 5 заданий в виде рисунков для проверки зрительного восприятия, умения находить сходства и отличия. На выполнение заданий отводится строго ограниченное время.

Ведущий. Биолог также должен уметь внимательно слушать и запоминать услышанное. Во время разминки вы пытались запомнить известные слова. Если слов немного, то сделать это просто. Гораздо сложнее запомнить бессмысленный на первый взгляд набор звуков. Биологу приходится этим заниматься, когда он изучает голоса живых существ. Способность, заключающуюся в умении внимательно слушать, запоминать и различать голоса птиц и зверей, можно проверить с помощью аудиозаписи.
Сначала надо дать прослушать выбранные голоса на аудиокассете. Необходимо назвать каждый голос, обратив внимание на особенности их звучания. Затем запись голосов, но уже в другом порядке, учащиеся прослушивают повторно, пытаясь определить и зафиксировать в тетрадях новую последовательность голосов птиц и зверей.

Обсуждение

Ведущий. Голоса каких птиц и зверей вам были знакомы? Где вы их слышали? О чем могут «разговаривать» звери и птицы?

Игра «Чайнворд»

Класс разбивается на три команды. Представитель первой команды называет какое-либо животное (растение). Другая команда должна назвать животное (растение) на последнюю букву. Далее аналогично действует следующая команда. Если никто из команды не смог вспомнить название животного (растения), то ход передается другой команде. За каждое названное животное (растение) начисляется очко. (Пример: носорог, гепард, дикобраз, зебра...)

Обсуждение результатов
Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Рис. 4
Сосчитай количество яблок

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии биолога из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 8

Разминка «Скорость реакции»

Ведущий. Биолог может оказываться в таких ситуациях, когда ему приходится быстро принимать важные решения. Он должен обладать хорошей реакцией. Эту способность можно проверить с помощью блицопроса, во время которого необходимо давать быстрые ответы на вопросы.

Рис. 5
Сравни картинки между собой. Найди отличия

Каждый учащийся получает по одному вопросу.
1. Когда цветет ландыш? (Весной.)
2. Кто ухает в лесу ночью? (Филин.)
3. Не огонь, а жжется. Что это? (Крапива.)
4. Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль.)
5. Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Да.)
6. Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7)
7. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
8. Тюрьма для птиц. (Клетка.)
9. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
10. Растение, похожее на ежа. (Кактус.)
11. Цветок, лысеющий на ветру (Одуванчик.)
12. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет (Комар.)
13. И дорожная разметка, и название животного (Зебра.)
14. Какая птица яиц не несет, а из них выводится? (Петух.)
15. Рыба с усами. (Сом.)

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность рассказать, что нового они узнали о профессии биолога.
Какие разновидности этой профессии они знают?
Чем занимаются люди этих профессий?

Работа в тетрадях

Ведущий. Наличие творческого мышления, богатого воображения также необходимо в работе биолога, особенно в его селекционно-исследовательской деятельности. Представьте себе, что вы биолог-селекционер, которому необходимо вывести растение, удовлетворяющее пяти признакам. Оно должно быть красивым, вкусным, полезным, неприхотливым и обладать свойствами самозащиты.
Новое растение должно быть результатом «скрещивания» пяти известных растений, каждое из которых обладало бы одним из указанных свойств. Для удобства в селекционной работе вам потребуется «логический квадрат», где необходимо указать, части каких растений вы будете использовать для скрещивания. Причем важно брать именно ту часть растения (корень, стебель или ствол, листья, цветок, плод), которая непосредственно обладает требуемым свойством. Результат селекции необходимо зарисовать в тетради и описать полученное новое растение, то есть дать ему название, рассказать, где оно сможет расти, как долго будет расти, каких достигнет размеров, когда зацветет и когда появятся плоды.

Желающие могут представить свои проекты для коллективного обсуждения.

C Корень Стебель (Ствол) Листья Цветы Плоды
Красивое Растение 1 C C C C C
Вкусное Растение 2 C C C C C
Полезное Растение 3 C C C C C
Неприхотливое Растение 4 C C C C C
Самозащита Растение 5 C C C C C

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать биолог?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 5.
ПРОФЕССИЯ — ВОДИТЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ № 9

Разминка «Внимание»

Задание 1. На картинке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество (рис. 8).

Рис. 8

Задание 2. На рисунке требуется найти тень изображенной машины (рис. 9).

Рис. 9

На оба задания дается строго ограниченное время.

Дискуссия

Ведущий. Профессия, с которой вы сегодня соприкоснетесь, всем очень хорошо знакома, так как вы встречаетесь с ней практически ежедневно. Эта профессия называется водитель. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.
Эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности.)
Какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география?
Какими способностями должен обладать водитель?

(Сначала ответы дают учащиеся.)
Очень важно для водителя, находящегося на дороге, быть предельно внимательным. Эту способность в очередной раз вы проверили у себя во время разминки.

Игра «Виды транспорта»

Ведущий. Водитель должен уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, быстро соображать. Эту способность можно проверить с помощью игры.
Один из вас, бросая кому-нибудь мячик, должен сказать, например: «Воздушный транспорт» (варианты — наземный, морской). Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство, относящееся к воздушному (наземному, морскому) виду транспорта, и дает задание следующему ученику. Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому, а сам выходит из игры.

В конце игры подсчитывается количество оставшихся игроков, которые отмечаются как обладатели хорошей реакции.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии водителя из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 10

Разминка «Глазомер»

Задание 1. Водитель должен был привести в магазин коробки для товара, но по дороге они у него рассыпались. Необходимо все коробки закрыть своими крышками (рис. 11).

Рис. 11

Задание 2. На рисунке изображены автобусы. Какой автобус самый большой? Надо отметить его единицей, далее отметить остальные в порядке убывания размеров (рис. 12).

Рис. 12

Ведущий. Какую способность вы тренировали во время разминки? Почему водитель должен иметь хороший глазомер?
(Необходимо уметь соотносить габариты своей и чужих машин, ширину проезжей части, расстояние до ближайшей машины, до поворота, до препятствия и т.д.)

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии водителя. Чьи родители работают водителями или умеют водить машину? Кого из вас обучали элементам вождения? Что должен знать грамотный водитель? Какие правила и указатели дорожного движения вы знаете?

Игра «Зеркала»

Ведущий. Когда водитель сидит за рулем, то многие движения он выполняет автоматически, то есть его руки сами «знают», что нужно делать в данный момент. Это называется моторной памятью. За свою жизнь вы уже накопили определенный опыт автоматических действий: когда пользуетесь ложкой или вилкой во время еды, когда длительное время работаете с какими-либо инструментами, когда играете в знакомые подвижные игры.
Проверить, как быстро вы запоминаете то или иное движение, можно с помощью игры.

Выбирается один водящий и показывает одно за другим движения, все остальные, как в зеркале, должны их повторить. Затем водящий предлагает самостоятельно повторить эти движения в той же последовательности и следит за правильностью исполнения, заставляя ошибающихся выбывать из игры.

ЗАНЯТИЕ № 11

Разминка «Внимание»

Учащимся предлагается посмотреть вокруг и найти все предметы, находящиеся в классе, которые начинаются на букву «п» (или найти все круглые, коричневые, все твердые и т.п. предметы).
Задание ограничено по времени.

Дискуссия

Ведущий. Профессия, о которой сегодня будет идти речь, всем знакома с раннего детства, и связана она с книгами. Сначала вам их читали родители, а потом вы стали это делать самостоятельно. Эта профессия называется писатель. Расскажите, что вы знаете об этой профессии.
Устные ответы учащихся, ведущий обобщает их в виде краткого описания.
Писатель создает словесные картины внешней и внутренней жизни человека, словесные образы. Он обогащает наше представление о мире, в котором мы живем. Благодаря ему мы можем безгранично много узнать и о нашем прошлом, и о нашем настоящем и даже заглянуть в будущее.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему писателю? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать писатель?

(Сначала ответы дают учащиеся.)
Многие события, которые писатель описывает в своих произведениях, он берет из жизни благодаря внимательному наблюдению за ней. В его поле зрения попадает масса окружающих его деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными.
Свою способность быть наблюдательными вы проверяли во время разминки.

Игра «Словесная баталия»

Ведущий. Как вы думаете, интересно ли беседовать с человеком, который в разговоре употребляет не более 10 слов? А если он знает 20, 50, 100 слов? А сколько вообще слов в русском языке? Словари, описывающие значение каждого слова, могут насчитывать несколько десятков тысяч слов. Количество слов, которое использует человек в своем общении, называется словарным запасом. Посмотрите в окно и попытайтесь описать то, что вы видите. Подчеркните в своем тексте слова, которые вы использовали несколько раз. Чем меньше вы насчитаете этих слов, тем богаче ваш словарный запас.Как вы думаете, какой словарный запас должен быть у писателя? Для того чтобы он мог интересно и полно излагать свои мысли, в его багаже должно быть не менее 2000 слов. А теперь попробуем еще раз проверить ваш словарный запас.
1. Напишите как можно больше слов, начинающихся на «ге...» (оканчивающихся на «...ква»).
2. Напишите слова (как можно длиннее) на каждую букву слова «СПУТНИК».
3. Составьте несколько предложений, где каждое слово начинается на одну из четырех букв «З, И, К, Ч».

Для выполнения каждого задания класс можно разбить на команды. Очки начисляются или по количеству написанных слов, или по суммарному количеству букв в словах.

Работа в тетрадях

Ведущий. Вы, наверное, слышали о том, что русский язык очень богат. Что означает это выражение? Одним из доказательств богатства русского языка является наличие синонимов, то есть слов, похожих по смыслу, но разных по написанию. Например, попробуйте найти синонимы к слову «КРАСИВЫЙ». (Прекрасный, великолепный, восхитительный, роскошный и т.д.). В работе писателя очень важно умение употреблять синонимы, любую фразу можно сказать другими словами, сохраняя смысл. Попробуйте и вы написать следующие предложения по-другому, не повторив ни одного слова и не меняя смысла.
— Муха села на варенье.
— На столе стоит стакан.
— Бьют часы двенадцать раз.
— Воробей влетел в окно.
— Стояла очень жаркая погода.
По окончании выполнения задания учащиеся зачитывают свои варианты.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии писателя из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 12

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность поделиться мыслями: что нового они узнали о профессии писателя.
Ведущий. Каких известных писателей вы знаете? Есть ли среди них те, чьи книги вы читаете с наибольшим интересом? Что вам нравится в этих книгах? Есть ли разница между книгой и фильмом, поставленным по ней? Что интереснее и почему?

Работа в тетрадях

Ведущий. Часто про хорошего писателя говорят, что он красноречив. Что означает это слово? (Высокий уровень развития речи.) Что нужно, чтобы обладать красноречием?
1. Богатый словарный запас. То, что вы проверяли у себя на предыдущем занятии.
2. Умение грамотно строить предложения. В каждом предложении обычно слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Попробуйте в следующих предложениях найти первоначальный смысл, переставив слова местами, причем нельзя использовать дополнительные слова и оставлять «лишние» слова, но можно менять окончания.

— Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировать, и, отвертка.
— Кошки, сидеть, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотреть, диван, сиамский.
— Сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый, розовый, большой.
3. Умение кратко и понятно излагать свои мысли. Находить простые и доступные объяснения. Это вы проверите с помощью следующей игры.

Игра «Инопланетяне»

Ведущий выступает в роли инопланетянина. Он ходит по классу, показывает на какой-то предмет (книжка, стул, очки, портфель и т.п.) и просит объяснить, что это такое. Объяснения по каждому предмету продолжаются до тех пор, пока не найдена понятная и краткая формулировка.

Работа в тетрадях

Ведущий. Любой писатель должен обладать богатым воображением. Даже описывая реальные события, он имеет право на художественный вымысел. Чтобы заинтересовать читателя, писатель может включить в свое произведение то, чего в действительности никогда не было. В каких произведениях писатели рассказывают, в основном, о нереальных событиях? (Фантастика, сказки.) Попробуйте и вы немного пофантазировать, придумать новые сказки. Можете выбрать любую из предложенных тем.
1. Старая сказка с новым концом. («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».)
2. Сказки-объяснения про овощи с огорода. (Почему помидор красный? Почему арбуз полосатый? Откуда у капусты столько листьев?)
3. Грибные сказки, у которых уже есть начало:
— «Жила-была семья оранжевых Лисичек, но однажды случилось несчастье: заболела самая младшая из сестер, она не спала, не ела и зеленела день ото дня...»;
— «Родилась у грибного царя Подберезовика I дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей, но не стал приглашать злую колдунью Поганку Белую...»;
— «Посватался как-то красавец Груздь к молодой Волнушке, рыжей хохотушке, что жила на соседней поляне...».
4. Веселая история про...
— ворону, которая любила кататься на велосипеде;
— собаку, которая жила в холодильнике;
— майского жука, который очень боялся высоты.
5. Любая собственная тема.
Предоставить желающим возможность зачитать свою сказку для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать писатель?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 7.
ПРОФЕССИЯ — ПРОДАВЕЦ

ЗАНЯТИЕ № 13

Разминка «Внимание»

Необходимо отыскать и пересчитать все овощи, которые продавались в овощном магазине. Время выполнения ограничено (рис. 15).

Рис. 15

Дискуссия

Ведущий. Профессия, о которой сегодня будет идти речь, вам хорошо знакома, вы с ней постоянно встречаетесь, когда делаете покупки. Эта профессия называется продавец. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания. Продавец – это профессия, связанная с продажей товаров населению, оказанием помощи покупателю в выборе товаров и предоставлением услуг, связанных с подробным описанием интересующего товара.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему продавцу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать продавец?
(Сначала ответ дают учащиеся.)
Способность, которую вы проверяли у себя во время разминки, имеет отношение к профессии продавца. Как называется эта способность?
Почему продавец должен быть внимательным?
(Так как продавец имеет дело с товаром и деньгами, ему необходимо внимательно следить за количеством того и другого. Например, количество проданного товара должно соответствовать полученной сумме денег за него).

Игра

Ведущий. Любой продавец должен не только обладать вычислительными навыками, но и уметь логически мыслить, в частности знать, к какому классу това ров относится продукция, которую он продает.
Ведущий объявляет себя молодым продавцом, который устроился работать в магазин, но забыл, как называется магазин и отдел, в котором он работает. Он просит ребят помочь ему, задавая уточняющие вопросы, на которые он будет отвечать «да» или «нет». Вопросы касаются продаваемых в отделе товаров и строятся по принципу от общего — к частному.

Обсуждение результатов
Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии продавца из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 14

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность поделиться тем, что нового они узнали о профессии продавца.

Ведущий. Чьи родители занимаются продажей какого-нибудь товара? Наблюдали ли вы за их работой? Кому из вас родители доверяют самостоятельно ходить в магазин?

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать продавец?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Рис. 18
ЗАДАЧА 1 На столе: арбуз (7 кг), два ананаса по 800 г, 2 груши по 300 г, 3 гири по 2 кг. Расположите все перечисленное так, чтобы весы были уравновешены.
ЗАДАЧА 2 На столе: гири весом 3, 5 и 8 кг. Как с помощью гирь отмерить 16 кг? 11 кг? 10 кг? 6 кг?
ЗАДАЧА 3 На весах: 2 яблока по 250 г, 2 ананаса. Известно, что один ананас меньше другого на 200 г. Чему равна масса каждого ананаса?
ЗАДАЧА 4 На столе: пакет с картошкой (5 кг), пакет с баклажанами (3кг), пакет с луком (2 кг), пакет с морковью (1 кг), пакет с виноградом (4


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.012 с.)