Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разминка «мыслительные операции анализа и синтеза»

Поиск

Ведущий. Назовите слова, в написании которых «спрятались» ноты (до рога, ми на, фа соль, со фа, сире на и т.д.).

Дискуссия
Предоставить учащимся возможность поделиться, что нового они узнали о профессии следователь.
Вопросы:
Каких знаменитых сыщиков вы знаете из литературных произведений детективного жанра?
Кто из них у вас вызывает больше симпатии и почему?

Работа в тетрадях

Ведущий. Расследование любого дела связано с решением логических задач. Одним из примеров такой задачи было последнее дело на предыдущем занятии. Сегодня вам представится возможность расследовать еще два дела, а значит — решить логические задачи.

ДЕЛО № 6. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: «Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: «Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек». Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?

Данное дело расследуется совместно с учащимися. Ведущий показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач такого типа. Строится таблица (рис. 11), в которой записываются все действующие лица (Питер, Джон, Боб) и имеющиеся признаки (украденные вещи). Заполнение таблицы знаками утверждения (+) или отрицания (–) осуществляется исходя из показаний трех действующих лиц. Таким образом, полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.

Рис. 11

Следующее дело учащимся предлагается расследовать самостоятельно также путем построения «логического квадрата».

ДЕЛО № 7. Змей Горыныч, Баба-яга и Кощей Бессмертный, совершив очередное злодейство, разбежались и как следует спрятались. На поиск злодеев отправились три известных сыщика — Шерлок Холмс, Мегре и майор Пронин. Самым расторопным из сыщиков оказался майор Пронин, изловивший первого из злодеев, второго поймал Шерлок Холмс. Кто из сыщиков кого поймал, если известно, что Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена прикинувшаяся невинной старушкой Баба-яга?

Игра «Поиск задуманного лица»
Водящий, который будет исполнять роль следователя, выходит за дверь. В классе выбирается один учащийся, которого впоследствии необходимо будет описать. Некоторое время все внимательно на него смотрят и запоминают его внешность, чтобы затем называть приметы по памяти. Задача следователя: найти «пропавшего» ученика, задавая вопросы по внешнему описанию, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Условие — найти задуманного учащегося, используя наименьшее количество вопросов. (Количество вопросов фиксируется.) Игра может быть повторена несколько раз, чтобы иметь возможность сравнить результаты.

Обсуждение результатов
Какими способностями должен обладать следователь?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызвали трудности и почему?

ЛИТЕРАТУРА

600 задач на сообразительность / Сост. Н.Л. Вадченко. — Донецк: ИКФ «Сталкер», 1995.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. — М., 1997.
Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. — М.: Эйдос, 1994.
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. Для начальной школы. —
М.: Аквариум, 2001.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. —
М.: Гном-Пресс, 1998.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. —
М.: Книжный Дом Локус, 2002.
Психологический справочник популярных профессий / Под ред. Е.С. Романовой. —
М.: МГПУ, 2000.
Развивающие игры: знания и сообразительность. — СПб.: Дельта, 1998.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7–10 лет. — Ярославль: Академия развития, 2001.
Энциклопедия «Я познаю мир. Наука». М.: Астрель, 2002.

ТЕМА 4.
ПРОФЕССИЯ — БИОЛОГ

ЗАНЯТИЕ № 7

Разминка «Слуховая память»

Ведущий. Постарайтесь запомнить следующие слова: слон, муравей, пантера, воробей, окунь, стрекоза, попугай, корова, пчела, щука, ворона, лиса, акула, соловей, мышь.

Рис. 1
Как ты считаешь, чьи это ушки и хвосты?

Ответьте на следующие вопросы:
1. Сколько всего было слов?
2. Во сколько групп можно объединить эти слова?
3. Назовите каждую группу и те слова, которые вошли в каждую группу.
Ведущий. Какие способности вы тренировали во время разминки? Эти способности имеют отношение к следующей теме нашего занятия.

Дискуссия

Ведущий. Сегодня вы испытаете себя, познакомившись с еще одной очень интересной профессией, которая называется «биолог». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.
Биолог занимается изучением живой природы — огромного многообразия вымерших и ныне населяющих Землю живых существ. Изучает их строение, происхождение, что они делают, где жили или живут, чем питаются. Его внимание сосредоточено на животном и растительном мире.

Рис. 2
Найди два одинаковых дубовых и кленовых листочка

Какие учебные предметы необходимо знать будущему биологу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география?
Какими способностями должен обладать биолог?
(Сначала дают ответы учащиеся).
Для биолога очень важно быть наблюдательным. Ему необходимо обращать внимание на мельчайшие детали и изменения, которые происходят в природе. Он должен очень хорошо разбираться, в первую очередь, во всем внешнем многообразии живых существ, населяющих Землю.

Рис. 3
Какая бабочка на какой цветок прилетит?

Работа с подсобным материалом
и в тетрадях

Учащимся даются 5 заданий в виде рисунков для проверки зрительного восприятия, умения находить сходства и отличия. На выполнение заданий отводится строго ограниченное время.

Ведущий. Биолог также должен уметь внимательно слушать и запоминать услышанное. Во время разминки вы пытались запомнить известные слова. Если слов немного, то сделать это просто. Гораздо сложнее запомнить бессмысленный на первый взгляд набор звуков. Биологу приходится этим заниматься, когда он изучает голоса живых существ. Способность, заключающуюся в умении внимательно слушать, запоминать и различать голоса птиц и зверей, можно проверить с помощью аудиозаписи.
Сначала надо дать прослушать выбранные голоса на аудиокассете. Необходимо назвать каждый голос, обратив внимание на особенности их звучания. Затем запись голосов, но уже в другом порядке, учащиеся прослушивают повторно, пытаясь определить и зафиксировать в тетрадях новую последовательность голосов птиц и зверей.

Обсуждение

Ведущий. Голоса каких птиц и зверей вам были знакомы? Где вы их слышали? О чем могут «разговаривать» звери и птицы?

Игра «Чайнворд»

Класс разбивается на три команды. Представитель первой команды называет какое-либо животное (растение). Другая команда должна назвать животное (растение) на последнюю букву. Далее аналогично действует следующая команда. Если никто из команды не смог вспомнить название животного (растения), то ход передается другой команде. За каждое названное животное (растение) начисляется очко. (Пример: носорог, гепард, дикобраз, зебра...)

Обсуждение результатов
Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Рис. 4
Сосчитай количество яблок

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии биолога из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 8

Разминка «Скорость реакции»

Ведущий. Биолог может оказываться в таких ситуациях, когда ему приходится быстро принимать важные решения. Он должен обладать хорошей реакцией. Эту способность можно проверить с помощью блицопроса, во время которого необходимо давать быстрые ответы на вопросы.

Рис. 5
Сравни картинки между собой. Найди отличия

Каждый учащийся получает по одному вопросу.
1. Когда цветет ландыш? (Весной.)
2. Кто ухает в лесу ночью? (Филин.)
3. Не огонь, а жжется. Что это? (Крапива.)
4. Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль.)
5. Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Да.)
6. Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7)
7. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
8. Тюрьма для птиц. (Клетка.)
9. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
10. Растение, похожее на ежа. (Кактус.)
11. Цветок, лысеющий на ветру (Одуванчик.)
12. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет (Комар.)
13. И дорожная разметка, и название животного (Зебра.)
14. Какая птица яиц не несет, а из них выводится? (Петух.)
15. Рыба с усами. (Сом.)

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность рассказать, что нового они узнали о профессии биолога.
Какие разновидности этой профессии они знают?
Чем занимаются люди этих профессий?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.007 с.)