Формирование учебной деятельности в процессе решения простых математических задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование учебной деятельности в процессе решения простых математических задач



  Физико-математический факультет, 1 курс, профиль «Физико-математическое образование»

 

Современную жизнь нельзя представить без математики. Каждый день мы используем числа, обозначаем их цифрами, применяем математические действия, тем самым воплощая фундаментальные принципы математики в жизнь.

При обучении математике очень важно наличие интуиции, понимание ее внутренней логики, гармонии. Развитие этих способностей во многом зависит от того, что было вложено в ребенка еще в детстве. Поэтому на начальном этапе обучения, очень важно сформировать у обучающегося теоретические знания, которые в дальнейшем можно будет применить на практике.

Начальная математика направлена на развитие логического мышления учащихся, следовательно, значительное место в этой системе занимают простые задачи. Их сюжетный характер является важным средством: иллюстрации и конкретизации учебного материала; развития познавательных процессов, овладение приемами умственной деятельности; воспитания волевых качеств, эстетических чувств; развития умения строить суждения, делать выводы; формирования у учащихся мотивации их учебной деятельности, интересов и способности к этой деятельности. Простые «жизненные» задачи ориентированы обеспечивать связь математики с реальностью, при их решении у ребенка формируется основной базовый фонд, без которого невозможно дельнейшее обучение.

Целью моей выпускной квалификационной работы (ВКР) является краткое описание обучающего процесса при решении простых математических задач, а также их разработка.

В ВКР: описываются методы, формы, приемы формирования умений решать простые задачи на уроках математики; приводится последовательный алгоритм действий обучающегося при решении простых задач; объясняются правила составления простых математических задач (для учителя) и показываются примеры, а также предлагается ряд заданий, которые преподаватель сможет использовать при создании базового урока математики.

Работа с простыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание простых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. В. Белошистая. - М.: Владос, 2005. - 455 с.

  2. Сударчикова Л. Г. Педагогическая психология / Л. Г. Сударчикова - Москва: ФЛИНТА, 2015. - 320 с.

УДК 539

Т.С. Зверева

(научный руководитель: Р.А. Кончаков, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики)

РАЗРАБОТКА ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НА ТЕМУ "ОСНОВЫ АСТРОФИЗИКИ. АСТРОФИЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ В АСТРОНОМИИ"

Физико-математический факультет, 1 курс, профиль «Физическое образование»

 

За свою многовековую историю астрономия прошла через несколько этапов, полностью изменивших ее характер. Одним из них явилось возникновение и бурное развитие астрофизики. Астрофизика нацелена на создание физической картины окружающего мира, которая объясняет наблюдаемые явления, на изучение происхождения и эволюции как отдельных классов астрономических объектов, так и Вселенной как единого целого в рамках известных физических законов.

Актуальность выбранной темы состоит в следующем: поскольку современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения средств обучения, появляется необходимость в достаточно большом количестве цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые будут просты в использовании, понятны, позволят повысить интерес к обучению и станут помощником в усвоении учебного материала

ЦОР- это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, текстовые документы и различные учебные материалы, которые необходимы для организации учебного процесса. Целью создания ЦОР является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения астрономии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

В рамках выпускной квалификационной работы создан ЦОР на платформе конструктора сайтов Mobirise на тему «Основы астрофизики. астрофизические инструменты и основные методы наблюдения в астрономии» по дисциплине «Астрономия».

В ЦОР включены такие традиционные разделы как: 1) Задачи и основные разделы астрофизики; 2) Электромагнитное излучение, используемое в астрофизике; 3) Понятие об астрофотометрии; 4) Астрофизика высоких энергий; 5) Инфракрасная астрономия; 6) Космические аппараты для исследования солнечной системы; 7) Свойства излучения и основы спектрального анализа.

Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.

Список литературы

1. Капитонов И.М. Введениев физику ядра и частиц [Текст] /И.М. Капитонов. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 512 с.

2. Кононович Э. В. Общий курс астрономии: Учебное пособие / Под ред. В. В. Иванова. — М.: Едиториал УРСС, 2001. - 544 с

 

 

УДК 372.853

В.Ю. Золототрубова

(научный руководитель: Г.В. Афонин, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики)

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Физико-математический факультет, 5 курс, профили «Естествознание», «Физика»

 

Во всемирных тенденциях развития образования достаточно определенно выделяются особенности роста и развития роли самостоятельной работы обучающихся и перемещения приоритета с преподавания на обучение. Что обуславливает очевидность перехода образования на компетентностный подход и необходимость формирования системы навыков самостоятельной работы, воспитания культуры самостоятельной деятельности обучающихся. По ФГОС ООО основными требованиями к результатам освоения основной образовательной программы являются наличие навыков самостоятельного определения целей обучения, «умений ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности» [1].

Актуальность данной работы обуславливается парадигмой образовательного и воспитательного процесса, которая заключается в предусмотрении существенного роста роли самостоятельности обучающихся и их способности успешно самореализоваться в изменяющемся обществе, а также непрерывно обучаться в процессе всей своей жизни. Ведь целенаправленность систематической самостоятельной работы любого обучающегося способствует более глубокому усвоению знаний, выработке и закреплению умений, а также преобразованию их в соответствующие компетенции для умственной деятельности.

В рамках выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) был разработан комплект заданий для самостоятельной работы обущающихся 9 классов. Для каждой темы были составлены простые задачи-вопросы, которые не подразумевают наличие вычислений при решении, что позволяет сосредоточить внимание обучающихся на физическом смысле. К данным заданиям представлены не просто ответы для самопроверки обучающимися, а еще и комментарии с описанием: почему данный ответ является верным.

С каждой темой задания усложняются, таким образом, к обычным текстовым вопросам постепенно добавляются простые вычислительные задачи на сложение и вычитание известных параметров и работу с графиками.

Далее в задачах обучающимся предстоит все чаще прибегать к вычислениям различных значений и начинать решение кинематических задач с определения вида задания: прямая задача и обратная данной. К таким задачам приведены примеры оформления решения, а также рекомендательные комментарии для учителей, напоминающие о сложностях, с которыми могут столкнуться обучающиеся.

Также в конце каждого раздела приведены задачи для самостоятельного решения обучающимися. В данный пункт включены задачи разнообразной сложности по разным тематикам. Эти задания могут использовать как обучающиеся для отработки навыков по теме, так и педагоги для составления самостоятельных или контрольных работ.

 

Список литературы

1. Основное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт. Сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 152 c.

УДК  378.147.227

 

К.М. Коротенко

(научный руководитель: М. В. Гольдфарб, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.012 с.)