Описание экзаменационной работы по русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание экзаменационной работы по русскому языку



СБОРНИК ТЕКСТОВ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КЛАСС

Петропавловск

2021

ББК 81.2

С-23

Рекомендовано решением экспертной комиссии КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования». Протокол № 2 от 03.03.2021 года

П-2-5

Эксперты:

Пустовалова Л. П., учитель русского языка и литературы НИШ
г. Петропавловска, учитель-эксперт

Жулдаспаева А. А., учитель русского языка НИШ ХБН
г. Петропавловска, учитель-эксперт

Составитель: Ельцова Л.Ф., методист КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования», магистр педагогики.

Авторы: Группа творческихучителей русского языка и литературы организаций образования СКО: Оршлет С. Д., Кривошеева М. В., Ионенко О.С., Шубина В.Д., Бурасова Н.В., Аитова Р.С., Лыжина Л.А., Покатилова Т.В., Бобик Г., Сергиенко В.Г., Горохводацкая А.В., Дроб Г. А., Жаналина Г. А., Адилова К. В., Шрайбер Е.Н., Симоненко Л.А., Филимонова А.С.

 

 

С-23 СБОРНИК ТЕКСТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 9 КЛАСС / составитель Ельцова Л.Ф.- Петропавловск, 2021. -72 с.

В пособии собраны практические материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Предназначены для учителей, работающих в выпускных классах.

 

ББК 81.2

С-23

Петропавловск, 2021

КЛАСС

Описание экзаменационной работы по русскому языку

Чтение и письмо. 2 часа

Экзаменационная работа предполагает работу с двумя текстами (общий объем текстов – 400-450 слов). На основе текстов обучающиеся выполняют письменную работу – эссе аргументация (170-200 слов), при этом используя соответствующую лексику, приводя в качестве аргументов переработанную информацию из обоих текстов. Пользоваться словарями запрещается.

Для обучающихся с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла экзаменационная работа предполагает работу с двумя текстами (общий объем – 450-500 слов). На основе текстов обучающиеся выполняют одну письменную работу – эссе/ статья/ рассказ и др. (200-250 слов), при этом используя соответствующую лексику, приводя в качестве аргументов переработанную информацию из обоих текстов. Пользоваться словарями запрещается. Максимальный балл 20 баллов

Пример заданий и схема выставления баллов

Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст А.

Отрывок из статьи

Археологи увлечение кладоискательством называют не иначе как «чумой», а современных кладоискателей – расхитителями гробниц, вандалами XXI века, «черной напастью» или «черными копателями». Как отмечают историки, в последнее время «черная археология» вышла на новый виток своего развития, и, в первую очередь, ее порождает спрос черного рынка на исторические ценности. По словам специалистов, почти каждый казахстанский исторический комплекс когда-либо подвергался воздействию так называемых копателей. Историю мест зачастую приходится собирать по крупицам, в ход идет все – архивные фонды музеев, литературные произведения, летописи, исследования археологов, легенды 7 местных жителей, данные карт и спутниковых снимков. Количество интересных находок на территории напрямую связано с активностью здесь людей в прошлом. А так как основную площадь Казахстана занимают степи, населенные в прошлом кочевниками, число крупных археологических раскопок не уж так велико. Поэтому особый интерес представляют территории, где проходили торговые пути, велась активная торговля. Наиболее крупные исторические места давно изучены археологами, а вот те, что поменьше, часто становятся местом поиска копателей. Из обсуждений в социальных сетях и на специальных форумах, где копатели рассказывают о своих находках, нередко выставляют найденные экспонаты на продажу, советуют, как вести себя при встрече с представителями правоохранительных органов, невольно можно сложить некий портрет типичного кладоискателя: это мужчина среднего возраста и старше, имеющий стабильный доход, неприхотливый, потому что условия на выезде самые что ни на есть походные. Зачастую это образованные люди с широким кругозором, отличные собеседники, у которых в запасе всегда есть интересная история.

Текст Б.

Запись в блоге

«Старьевщик. До чего докатился?!» – часто слышу от прохожих. Но я привык не обижаться. Да и на что? В Европе, например, мое увлечение не считается чем-то постыдным, неприличным, а, наоборот, очень популярно и называется «городской археологией». Кратко поясню, в чем смысл: на городских свалках я ищу интересные предметы, которые за ненадобностью выкидывают люди. В процессе есть, конечно, свои недостатки: неприятный запах, грязь, например. За несколько лет я отыскал более сотни диковин, которые могли бы спокойно разместиться в стенах музея. А пока этого не произошло, моя квартира – это моя коллекция. Здесь есть все: от стульев и комодов до старинных статуэток и граммофона. К слову сказать, не помню, когда я в последний раз покупал какую-то мебель в магазине. Все – из восстановленных. Мои находки ждет разная участь: что-то удается подчистить и восстановить в первоначальном виде, другие вещи получают совершенно новую жизнь. Буквально недавно я нашел старую гитару – несколько струн порвано, поломана задняя часть корпуса. Неудивительно, что хозяева решили с ней расстаться. Но ей можно найти самое необычное 8 применение: вставить в нее динамик и превратить в колонку или распилить и сделать частью инсталляции. При помощи вебсайта надеюсь расширить круг единомышленников. Я также надеюсь встретить спонсора или мецената, который поможет открыть выставку старинных предметов. Ведь они излучают какую-то особую ауру. Они как люди, и многое могут рассказать о прошлом; нужно только уметь услышать и понять.

Задание. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для школьного журнала на тему «Поиск старинных предметов: больше вреда или пользы?».

ОТ ЭКСПЕРТОВ

Общие рекомендации.

Данная работа предполагает развитие у учащихся навыков критического мышления по освещенным проблемам. Учащиеся должны ознакомиться с различными точками зрения (противоположными) по вопросу, определиться со своей позицией и выразить собственное отношение к большинству аргументов, отраженных в тексте. Поэтому содержание текстов должны быть одной тематики, включающие различные точки зрения на одну и ту же проблему. Рекомендуем использовать тексты публицистического стиля (статья, эссе, интервью, дебаты, публичное вступление, запись в блоге и т.д.).

Тексты художественного стиля не содержат достаточно аргументов для написания учащимися эссе.

Требования к содержанию текстов:

1. Строго соблюдать объем, заявленный в тестовой спецификации.

2. Оба текста не должны сильно отличаться по объему.

3. Тексты должны содержать различные мнения по одной проблеме.

4. В каждом тексте должно быть не менее 2-3 аргументов по проблеме.

Рекомендации к составлению заданий:

1. Задания должны быть направлены на подготовку учащихся к написанию эссе аргументации.

2. Тема эссе должна быть сформулирована таким образом, чтобы учащийся оказался перед выбором той или иной позиции. Например, «Существует мнение, что…. Выразите свою позицию», «Интернет: за и против», «Согласны ли вы с мнением, что…», «Возможен ли…» и тд.

Перед отправкой протестируйте свои тексты на предмет наличия разных мнений по вопросу (+, -; позиция «за», позиция «против»; хорошо или плохо; полезно или вредно и т.д.) и предмет наличия не менее двух аргументов в поддержку каждой позиции.

Образец.

Нет диким животным в цирке!

В Волгоград приехал знаменитый бродячий цирк Кроне. Но не все местные жители в восторге от зрелища с клоунами, акробатами и животными. Кто-то расклеил по всему городу перечёркнутые плакаты цирка с логотипом Общества охраны прав животных (ООПЖ) и лозунгом: «Диким животным не место на манеже!» Местное отделение ООПЖ считает использование диких животных в цирках чистым издевательством. «Жестоко заставлять животных выступать для развлечения людей, этим унижается человеческое достоинство», – сказал представитель общества.

Так что же, цирк без животных? Не увидим мы больше обезьян, слонов и тигров? Однако на примере канадского Цирка дю Солей такой цирк может быть не только художественно привлекательным, но также и весьма успешным. Может ли вообще существовать цирк, в традиционном его понимании, без участия животных в программе?

Цирки с участием диких животных всё чаще подвергаются резкой критике. В опросе, проведённом в Великобритании, 94 процента респондентов выступили против использования диких животных в цирке и за принятие программы полного запрета.

В Берлине, например, сенатор по вопросам окружающей среды Катрин Ломпшер предлагает закрыть в столице все цирки, так как они не соответсвуют принципам гуманности: клетки часто слишком малы, животным не хватает места для упражнений, а также не всегда достаточно продовольствия. Такие большие кошки, как например знаменитый белый лев в цирке Кроне, съедают около 125 кг мяса в неделю.

А как насчёт других цирковых животных, таких как лошади? Как долго мы ещё будем смотреть, как эти благородные животные, разряженные в вульгарные перья, выделывают всевозможные трюки по команде изящной дрессировщицы с длинным кнутом? Такие неестественные для лошадей действия являются унизительными, а также потенциально опасными для животных.

 

Четвероногие звезды фильма

Животные принимали участие в съёмках фильмов. В 2011 году в одной из французских кинокартин появилась собака и перетянула всё внимание на себя. Это была кинокартина «Артист», где собака Угги сыграл в ней роль Джека, за что получил уникальную награду.

Угги живёт у дрессировщика Омара фон Мюллера, который дрессировал животных для съёмок в фильмах. 

У Фон Мюллера живёт семь отлично выдрессированных собак, и он выкладывает на YouTube видеоролики, где его собаки делают трюки на скейтбордах и рисуют на холсте кистью, держа ее во рту. 

Есть те, кто считает, что использовать животных в фильмах и на телевидении неэтично, так как вне зависимости от того, как за ними следят и ухаживают, существуют значительные расхождения между благополучием животных и целями данной индустрии. Американская ассоциация по гуманному обращению с животными отметила, что не было никаких подозрений в плохом обращении с собакой во время съёмок фильма. Но эксперты утверждают, что не всегда ситуация обстоит таким образом. Некоторые люди недавно стали задаваться вопросом, действительно ли так необходимо использовать животных в съёмках в наше время, когда технология продвинулась настолько, что кинематографисты могут воссоздавать образы животных с помощью компьютера. Такая технология уже была использована в нескольких фильмах, и результаты получились очень реалистичные.

Задание. Существует мнение, что подвергать животных дрессировке неэтично. Выразите свою позицию по этому вопросу. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе аргументацию (170-200 слов) для школьного журнала.

Задания к текстам

1. Определи тему, которая объединяет оба текста.

2. Какую проблему поднимают авторы текстов?

3. Подбери аргументы из текстов к позициям «за» и «против».

4. Позиция «за»

Аргумент из текста Личное мнение (согласен / не согласен)  Комментарий (почему?)
1    
2    
3    

4. Позиция «против»

Аргумент из текста Личное мнение (согласен / не согласен)  Комментарий (почему?)
1    
2    
3    

5. Определи свою позицию по данной проблеме. Используй

· Я считаю, что животным не место в цирке…

· На мой взгляд, ничего плохого нет в том, что животных дрессируют. Какой цирк без животных?

МУЗЫКА

Оршлет С. Д.,

Текст А

В античное время люди большое внимание уделяли музыке. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку, заметив, что она благотворно влияет на интеллект. Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности. Он видел в ней отличное средство для выработки характера. Аристотель считал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование личности человека. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Музыка действительно очень близко связана с медициной. Она способна восстановить в организме человека гармонию, спасти от головных болей, нарушения сна и других недугов.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека. Учеными давно доказано, что всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Больше всего подчёркивается значимость творений таких признанных гениев, как Моцарт, Вивальди, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ и Шуман. Они трогают душу и сердце, учат любви, заставляют плакать или улыбаться, помогают ощутить всю гамму человеческих чувств. Последние результаты исследований показывают, что прослушивание классической музыки благоприятно влияет на нашу интеллектуальную деятельность, так как содействует увеличению эмоциональной человеческой активности. Произведения классиков способствуют запоминанию информации, помогают быстрее принять нужное решение.

Во все времена музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь во многих жизненных ситуациях. В ней можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

 

Текст Б

В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка не является исключением.

Уже в глубокой древности люди понимали: нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу и разрушает его отношения с окружающим миром. Из века в век менялся ритм жизни, а вместе с ним и ритм музыки. С появлением новомодных музыкальных стилей менялось и мировоззрение общества: снижался общий уровень культуры, изменялись нравственные ориентиры, терялась духовность.

Давно известно, что каждое направление в музыке влияет по-своему на формирование характера человека. К примеру, популярная в современном мире рок-музыка имеет жесткий стиль, монотонные повторения и сильные басы, а все это не самым лучшим образом влияет на поведение человека. Рок – это тяжелая экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков и очень большой громкостью исполнения. При восприятии этой музыки парализуется мысль, теряется концентрация внимания, подавляется сознание. В таком состоянии может проявляться гнев, мнительность.

Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки приводит к стиранию значительной части хранившейся в памяти информации, «перебивает» биение человеческого сердца, нарушает работу нервной системы, приводит к серьезным заболеваниям.

Рок-музыка имеет большое количество направлений. Содержание песен варьируется от простых текстов до глубоко философских, в которых часто содержатся призывы к протесту. Многие слушатели не вникают в содержание песен исполнителей, которыми они увлекаются. Не понимая истинный смысл текстов (часто исполняемых на иностранном языке), все глубже погружаются в творчество своих кумиров. Многие стараются подражать популярным музыкантам, бездумно следуя за ними.

Задание. Согласны ли вы с мнением, что музыка приносит человеку не только пользу, но и вред. Выразите свою позицию по этому вопросу. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для журнала «В мире музыки».

Задания к текстам

1. Какая тема объединяет оба текста? Является ли она актуальной?

2. Определите проблему, которую поднимают авторы текстов.

3. Найдите примеры благотворного влияния классической музыки на человека.

Найдите примеры отрицательного воздействия современной музыки на человека.

4. Выразите личное мнение.

Согласны или не согласны с аргументами, подтверждающими пользу классической музыки? Почему?

Согласны или не согласны с аргументами, подтверждающими вред современной музыки? Почему?

5. Определите свою позицию по проблеме. Используйте предложения.

· На мой взгляд, нужно слушать только классическую музыку. Она делает человека и мир лучше.

· Я считаю, что современная музыка негативно воздействует на человека.

Ионенко О.С.,

СШ №9»  г.Петропавловска

Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст №1

Музыка в современном мире

Современная музыка – это музыка, идущая в ногу со временем, музыка, которая актуальна на данный момент. Практически каждый человек, к примеру, с утра в метро слушает в своих наушниках любимые треки, которые заряжают своей энергией. Без музыки жизнь для современных людей будет скучной и неинтересной. Мы привыкли уже по жизни идти с музыкой, она задает нам правильный ритм.

В настоящее время существует целое направление – музыкотерапия, в котором звучание различных инструментов используется в качестве лекарственного средства. Доказано, что музыка может совпадать по частоте с нашим дыханием, сердцебиением, пульсацией крови по сосудам и может влиять как положительно, так и отрицательно на организм, в зависимости от разновидности и жанра. Еще в древней Греции человек знал об исцеляющих качествах музыки, ее использовали для лечения сердечных болей, при заболеваниях нервной системы и для улучшения заживления ран.

Специалисты департамента внутренней безопасности США провели музыкальный эксперимент, в результате которого подтвердили, что музыка помогает справиться со стрессом. В основе исследования лежали сочетания различных частот, длительности и амплитуды треков, которые включали испытуемым, наблюдая за переходом их состояния от напряжения к расслаблению. Такие произведения снижали уровень кортизола в крови, оказывали седативное и обезболивающее влияние.

Без музыки жизнь многих людей, а особенно молодых людей, была бы серой и неинтересной, она была бы не такой насыщенной, как сейчас, у многих не было бы настроения, что вызывало бы какие-либо заболевания, так что прослушивание свей любимой музыки, лучшее лекарство от всех болезней.

Текст№2

Что перестала ею быть

Наверное, каждому приходилось, слушая свою любимую музыку на своей высококачественной аппаратуре, слышать от своих родителей вот такие высказывания: «В мое время музыка была лучше» или «Я не понимаю, как вы можете слушать такую музыку». Вам, возможно, уже приходилось чувствовать то же самое.

Я верный поклонник таких музыкальных направлений, как рок, блюз, классика, немного попсы, но, прослушав более сотни «лучших» радиостанций, в поиске новых треков, которые будут интересны мне, пришел к некоему разочарованию. Их попросту нет, даже от тех групп, которые ранее очень нравились мне. Так давайте же разберемся, что за феномен происходит с современной популярной музыкой и почему она стала такой плохой?

Один довольно известный исследователь из Испании в 2012 году задался таким же вопросом. Он разработал некий алгоритм, который отследил произошедшие изменения в популярной музыке, начиная с 1955 года.Результаты, конечно, разочаровали. В выбранных для анализа песнях измерялись такие параметры, как тембр, тон и громкость самого музыкального произведения.

В ходе произведенного исследования, в музыке, начиная с 1955 года, происходило уменьшение тембрального разнообразия и содержания нот, а также значительно сократилось количество аккордов и различия мелодий. Если по - простому, песни и музыка с годами становились все более и более однородными. Песни стали менее мелодичными, а певцы, к сожалению, более безголосыми. Их заменяют искусственно созданные голоса, без души, без настроения.

У каждого меломана свои вкусы и предпочтения. Но есть одно мнение, имеющее отношение к современной музыке, которое разделяют многие: современная музыка стала плохой.

Задание. Современная музыка: за или против? Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для школьного журнала.

Задания к тексту.

1. Определи тему, которая объединяет оба текста.

2. Какую проблему поднимают авторы текстов?

3. Подбери аргументы из текстов к позициям «за» и «против».

4. Позиция «за»

Аргумент из текста Личное мнение (согласен / не согласен)  Комментарий (почему?)
1    
2    
3    

4. Позиция «против»

Аргумент из текста Личное мнение (согласен / не согласен)  Комментарий (почему?)
1    
2    
3    

5. Определи свою позицию по данной проблеме. Используй

· Я считаю, что современная музыка делает нас модным и энергичным…

· На мой взгляд, слушая современные треки, наше сознание деградирует...

ПОДРОСТОК

Сергиенко В. Г.,

КГУ «Благовещенская общеобразовательная
школа – ясли/сад»

Жамбылский район

Прочитайте тексты и выполните задание.

Текст А (запись в блоге)

 

Расскажу исходя из своей подростковой жизни.

Плюсы:

1. Меньшая ответственность относительно взрослых. Существует возможность вести жизнь бездельника. Подросток тратит больше времени на себя, потому что семьи у него ещё нет.

2. Гибкое мышление. Не сформировался ещё этот опыт, которое любит демонстрировать старшее поколение. Живя в информационном обществе, нам проще адаптироваться под новые условия жизни. Деление на новаторов-молодёжь и консерваторов-старших было всегда. Если раньше были ограничения в получении информации, то сейчас получать новые знания не составит никакого труда, всё зависит от желания самого человека.

3. Отходчивость. Подростки ссорятся и мирятся, прощают по сто раз на дню. Может быть, это и выглядит забавно, но такие дружелюбные отношения подростков ещё не испорчены «суровой человеческой действительностью».

Теперь перейдём к минусам:

4. Мы всегда пытаемся всех учить. У подростков есть такая странная особенность, мы считаем, что мы всегда правы. Возможно, это вызвано из-за детской наивности и идеализации мира.

5. Поиск кумиров. Большинство современных подростков хотят быть похожими на своих кумиров, теряя при этом свою индивидуальность. На мой взгляд, здесь не нужны никакие лидеры или кумиры, нужен объективный взгляд на себя.

6. Неустойчивая психика. Мы проявляем свои эмоции даже тогда, когда они вообще не нужны и будут крайне нежелательны. Это вызвано чисто биологическими особенностями взросления. Буду откровенен, даже мне очень сложно контролировать свои эмоции в какой-нибудь стрессовой ситуации (хотя, по жизни я очень спокойный человек).

Денис Вагнер-Кузнецов

(215 слов)

 

Текст В (отрывок из статьи)

Легко ли быть подростком? Этот вопрос занимает всех. И у каждого на него свой ответ. Попробуем разобраться. С одной стороны, подростком быть нелегко. У большинства школьников расшатана нервная система, они принимают всё слишком близко к сердцу. Чувствуют себя одинокими и недопонятыми. На многих лежит большая ответственность: присмотр за младшими, непонимание взрослыми, огромная нагрузка в школе, предстоящие экзамены.

Одна из малоприятных черт подростков – резкие перепады настроения. Вот только что он был веселым, улыбался, шутил, принимал активное участие в беседе и вдруг притих, нахмурился, не отвечает на вопросы и просит его не трогать.

Трудно сказать, кто конкретно виноват в депрессиях подростков. Возможно, от них много требуют. Некоторые хотят вырастить гения, и никто не спрашивает ребенка, а хочет ли он им быть? А главное – может ли? В таких ситуациях, как бы подросток ни старался, родителям всегда мало. А тем временем начинают появляться мысли: «Может, я недостаточно умен? Кому я вообще нужен?»

С другой стороны, это замечательный период у каждого человека. Во-первых, материальные проблемы не волнуют, так как обеспечение полностью на родителях. Они стараются выполнять все прихоти, покупают бесконечное количество гаджетов, чтобы ребенок не чувствовал себя белой вороной среди друзей. Во-вторых, это возраст, когда мы начинаем задумываться о нашем будущем, строим планы и ставим цели.

Так легко ли быть подростком? Нелегко, но интересно, волнующе. Ведь это время дружбы, любви, открытий, приключений, великолепное чувство свободы и взрослости. Надо только постараться не испортить это время глупостью и плохими привычками.

(232 слова)

 

Задание. Согласны ли вы с мнением, что быть подростком нелегко? Выразите свою позицию по этому вопросу. Используя информацию из обоих текстов и своё собственное мнение, напишите эссе – аргументацию (170 – 200 слов) для школьного журнала.

Задания к текстам

1. Определи тему, которая объединяет оба текста.

2. Какую проблему поднимают авторы текстов?

3. Подбери аргументы из текстов к позициям «за» и «против».

4. Позиция «за»

Аргумент из текста Личное мнение (согласен / не согласен)  Комментарий (почему?)
1    
2    
3    

4. Позиция «против»

Аргумент из текста Личное мнение (согласен / не согласен)  Комментарий (почему?)
1    
2    
3    

5. Определи свою позицию по данной проблеме. Используй

· На мой взгляд, быть подростком нелегко, но интересно, волнующе…

· Я считаю, что подростковый период – это замечательный период у каждого человека…

 

Шубина В.Д., Бурасова Н.В.

КГУ «Гимназия «БЭСТ»

Прочитайте два текста и выполните задания.

Текст А

Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому.

Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний, обдумывания своих действий.

Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя. Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения. Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совестливостью, осознанием собственной неповторимости.

  (По материалам энциклопедии)

Текст Б

Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, - первое поколение, выросшее в «обществе потребления». У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». Всё взять, всё иметь, всё успеть. Подростки активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей, всё возрастающих. Дети хотят быстрее вырасти. Почему спешат? Чтобы свободно распоряжаться деньгами. Как заработать, пока не знают, не задумываются.

Однако не всё так плохо. В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

У современной молодёжи немало и положительных ориентаций. Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все.

Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование.

Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие.

   (По И. Маслову)

Задание. Напишите тезисы в защиту своего мнения по поднятой проблеме: «Согласны ли вы с тем, что подростковый возраст – возраст дилемм?» Выразите свою позицию по данному вопросу. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для школьного журнала.

Задания к текстам

1. Прочитайте и определите тему и основную мысль текстов А, Б.

2. Сформулируйте проблему, поставленную авторами двух текстов.

3. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера из прочитанных текстов, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходных текстов (избегайте чрезмерного цитирования).

4.Сформулируйте позицию авторов обоих текстов.

Шубина В.Д., Бурасова Н.В.

КГУ «Гимназия «БЭСТ»

Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст А

Когда человек осуществляет сознательный или интуитивный выбор жизненной цели, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

 А в чём самая большая цель жизни? По-моему, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Если человеком поставлена задача приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется ровным счётом ничего. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему ты отдавал силы.

 Интересно, замечали ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается? Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, кто способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

   (По Д.С. Лихачёву)

 

Текст Б

Для чего рождается человек?

Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой, а для того, чтобы оставить по себе след – вечный. Он оставляет себя в человеке. В этом наше бессмертие. Мы живем для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери. В этом высшее счастье и смысл жизни.

Важная воспитательная миссия заключается в том, чтобы человек, которого мы творим, отвечал не только за свое сегодняшнее поведение, но и за будущее, а будущее – это ум, чувства, убеждения живого человека, корни которого закладываются в настоящем.

Маленький человек должен научиться видеть жизнь, чтобы видеть себя. Видеть человека, понимать и чувствовать его. Собираясь в далекий жизненный путь, необходимо помнить, что надо взять с собой как можно больше богатств из отрочества и юности – эти богатства нужны для созидания Человека.

Есть народная сказка о Человеке-Пустоцвете. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растет. Выпрыгнул из колыбельки, подошел к отцу и говорит:

— Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками? Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждет сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

— Может быть, это вы посадили дуб? Наклонил голову отец, молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

— Может быть, это вы вырастили колос? Еще ниже наклонил отец голову, молчит. Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

— Отец, скажите мудрое слово...

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Еще ниже наклонил голову и молчит... Так и превратился он в траву пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не дает.

Как величайшего горя, бойтесь войти в жизнь пустоцветом. Вам стыдно будет перед сыном, перед дочерью, перед людьми за бесследно прожитую жизнь.

Страшно от мысли, что такое может быть: ходит по земле старый, как будто заслуживающий уважения человек, но оказывается, никто не знает, кто этот человек, и не заслуживает он ни уважения, ни памяти.

(По В. Сухомлинскому)

Задание. Напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) по теме «В чем смысл человеческой жизни?» для круглого стола. В качестве доказательства своей позиции используйте аргументы и факты из предложенных текстов.

Задания к текстам.

Индивидуальная работа.

1. Внимательно прочитайте тексты А и Б, используя следующую систему маркировки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.119 с.)