Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты и краткая характеристика учебников истории. Классификация учебников истории. Проблемы учебника истории.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К учебнику предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника: - информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся); - систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его); -обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний); - воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории). Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету. Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала. К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности. Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся. В работе с учебником нужно выделять две стороны. - Первая - это деятельность в классе. Другая - подготовка к ней. Обе эти стороны нужно рассматривать в их единстве, но успех первой стороны зависит преимущественно от второй. С одной стороны, учебник выступает посредником между учителем и учеником, а с другой стороны, учитель выступает в роли посредника между учебником и учеником. По мнению автора, основное внимание должно быть сосредоточено на подсистеме учитель-учебник. Эта подсистема не является замкнутой, т.к. учитель должен работать с учебником для того, чтобы организовать учебный процесс в классе. Учебник и учитель являются двумя источниками знаний для ученика, поэтому целесообразно, чтобы они выступали в единстве, а не противоречили друг другу. Школьный учебник непосредственно предназначен ученику, но в силу этого он выступает в качестве орудия труда и для учителя. Рациональный подход и овладение методикой работы с учебником является залогом успешной профессиональной деятельности. Использование учебника при подготовке к уроку позволяет учителю выделить общий педагогический замысел и цель урока, вытекающие из логики изложения материала и его структуры, позволяют лучше осознать место любой темы в курсе истории. На основе учебника истории возможна организация самых разных вариантов уроков. По сути дела, учебник даёт основу для разработки сценария урока. Структура школьного учебника 1.Текстовый компонент, 2.Основной текст 3 Дополнительный текст 4 Пояснительный текст 1.Текстовый компонент; - Вводный, информационный (учебный), заключительный 2.Основной текст; - Описательный - Повествовательный -Объяснительный - Проблемный - Документы -Научно-популярные тексты - Художественные тексты -постраничный словарь -Пояснения в скобках внутри основного текста - Подписи к иллюстрациям -Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах Внетекстовый компонент Иллюстрации Методический аппарат Аппарат ориентировки А) Изобразительные: Учебные рисунки Репродукции Документальные изображения Б) Условно-графические: Карты, картсхемы, планы Схемы, чертежи
Линии времени А) Вопросы и задания: Воспроизводящие Преобразующие Творческие образные Проблемные Б) Текстовые таблицы: -хронологические -синхронистические -сравнительно-обобщающие -конкретизирующие -иллюстрированные комплексы В) Опорные схемы Г) Планы-схемы, памятки-алгоритмы Д) Тесты самоконтроля А) Оглавление Б) Рубрикация и тематические символы В) Сигналы-символы Г) Выделения в тексте курсивом, жирным и шрифтом и т.п. Д) Словари и указатели: -понятий -дат -имен Е) Глоссарии Ж) Колонтитулы З) Шмуцтитулы И) Библиография К) Справочники Требования к современному учебнику истории: Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования. С одной стороны, учебник - хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности. Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере. Задача современной образовательной системы -- не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника -- как навигатора получения знаний. Содержание современного учебника определяется следующими принципами: -гуманитаризации - основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира; -научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу; -целостности картины мира - предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями; -культуросообразности - отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России; -непрерывного общего развития каждого ребенка - предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка; -наглядности - определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики - с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста; -инструментальность -- это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность -- это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. --Инструментальность -- это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках; - интерактивность -- новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей. Современное образование должно позволить быть разным учебникам - в зависимости от того, какие модели и практики обучения применяются. 1) учебник истории не дает окончательных ответов, а, наоборот, открывает школьнику путь для новых вопросов и дальнейшего творческого исследования заинтересовавших его проблем; 2) учебник истории стимулирует развитие критического мышления на основе работы с разнообразными источниками и освоения методов исторической науки; 3) учебник истории учитывает и отражает достижения современной науки; 4) учебник истории показывает, что люди по-разному воспринимают историю, в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою, к определенной религиозной, политической, профессиональной и возрастной группе, их пола и т.д.; 5) учебник демонстрирует многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогает школьнику понять причины этого многообразия; 6) учебник истории раскрывает перспективы изучения прошлого и анализа современных событий в контекстах региональной, общенациональной и всемирной истории. Признаки учебника истории «нового поколения» В середине 90-х гг. прошлого века к характерным чертам «нового поколения» учебников истории мы отнесли следующие новации: 1) отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического; 2) появление на авансцене всемирной истории новых героев - «маленьких» людей, которым внушили мысль, что они «маленькие», а для историка их жизнь, дела и заботы оказываются не менее интересными и значительными, чем биографии «великих»; 3) замену понятийной системы учебника образной, в результате чего каждая историческая эпоха окрашивается в свой неповторимый цвет, а у школьников при знакомстве с нею пробуждаются живые эмоции и чувства, формируется личностное отношение к «делам давно минувших дней», к «преданьям старины глубокой»; 4) увеличение доли фактографического материала, которое создает информационную избыточность текста и из нормативного документа превращает учебник истории в книгу для чтения, книгу-справочник, книгу-хрестоматию;
5) многоуровневую систему образов, раскрывающую перед детьми историческое прошлое сначала на уровне мифов и легенд, затем на уровне исторических 6) новые выразительные способы изложения, оживляющие и расцвечивающие учебный текст, обеспечивающие ему проблемный и диалогичный характер; 7) яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов и подпунктов, с первых минут чтения втягивающие школьников в историческое расследование, научный спор, нравственную дискуссию; 8) превращение дополнительного текста в равноценный основному источник познавательной информации и оценочных выводов; 9) усложнение пояснительного текста, благодаря чему иллюстрации из «немых наклеек» превращаются в рабочие элементы учебника; 10) становление новой иллюстративной метасистемы, основанной на принципах подлинности, документальности, содержательности, этической и эстетической 11) систему вопросов и заданий, пронизывающих практически все текстовые и внетекстовые компоненты учебника, организующих работу школьников с учебной исторической информацией на всех уровнях познавательной деятельности и, в конечном итоге, ориентированных на формирование личностного отношения к прошлому; 12) сложный состав аппарата ориентировки, благодаря которому учебник истории становится полифункциональным учебным пособием, а его структура «прозрачной» и удобной в работе над познавательными заданиями учащихся в классе и дома. Характерные черты «нового поколения» учебников истории: Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического; Появление на авансцене всемирной истории новых героев «маленьких людей»; Замена понятийной системы учебника образной; Информационная избыточность текста учебника; Многоуровневая система образов; Новые выразительные способы изложения учебного текста; Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов; Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации; Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника; Становление новой иллюстративной метасистемы; Формирование новой системы вопросов и заданий; Сложный состав аппарата ориентировки; Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста; Особенности содержания учебников «нового поколения» - Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения;
- Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящего - Наличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности; - Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует формированию навыка поиска и использования информации. Одним из направлений модернизации общего образования в России является создание вариативных истории. Принципиально новым явлением в педагогической практике России является издание Федеральных перечней и издательских вертикалей учебников «Федеральный комплект учебников» Федеральный комплект учебников: Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на учебный год В Перечне учебных изданий представлены лучшие учебники по всем предметам для всех классов начальной, основной и средней школы, включены пособия для национальных школ. Все эти издания получили одобрение Федерального экспертного совета и рекомендованы к выпуску Министерством образования Российской Федерации. Используется учителями - предметниками, руководителями образовательных учреждений, органами управления образованием и родителями. Альтернативные учебники Школьный учебник истории остается важнейшим условием обновления содержания образования. Сегодня возможность выбора для учителя и ученика школьных учебников становится реальностью. Нет уже одного издательства-монополитста, нет "избранных" авторов, так называемых "стабильных" учебников. И все же школа сегодня не удовлетворена действующими школьными учебниками истории. В них еще очень сильна традиция "переписывания". Меняются фактография, оценки и интерпретация, но не философия истории, которая неизбежно присутствует даже на уровне бытового знания о прошлом. Классовые оценки снимаются, но классовая модель истории мыслится как единственно возможная. Новая, ранее закрытая информация, новые источники включаются в старые парадигмы социологии истории. Приходится отмечать, что и в новых учебниках очень скупы знания о различных философиях истории, о моделях исторического процесса, о разных идеологиях объяснения истории, что мешает формировать основы критического отношения к историческому знанию. Анализ исторических оценок, интерпретаций, их идеологической направленности; попытки объективной реконструкции прошлого должны стать важнейшей частью обновления курсов истории.
Весьма редко в учебниках, в первую очередь для старшеклассников, показана история фальсификаций и манипулирования историческими знаниями, в т.ч. с партийных, религиозных, национальных и других позиций, что мешает на фактах раскрывать несостоятельность новых "мифов" и искажений, рождающихся вместо старых в наши дни и находящих отражение в учебниках. Одна из важных задач - формирование в обучении истории "другого": другого народа, другой культуры, другой цивилизации, иной позиции, точки зрения, ценностных ориентаций и мотивов поведения (причем понимания не только рационального, но и эмоционального). Элементы этики, психологии, взаимоотношений человека и общества, человека и природы должны быть усилены и введены во все разделы курсов истории. Именно это будет означать подлиннуюгуманизацию содержания учебников, которая пока делает первые шаги. Справедливости ради следует отметить, что увеличение материала о человеке, его быте, образе жизни, нравах, мотивах поведения, его чувствах и позициях - характерная черта новых учебников. В новых учебниках истории шире применяются новые подходы и категории, методологические новации: 1. Раскрытие различных исторических альтернатив и путей их реализации на основе сравнения стран, народов, регионов, в первую очередь, по линии "Россия - мир"; построение курса истории по принципу диалога "Россия - мир"; 2. Раскрытие различных моделей исторического развития стран и народов, в том числе с использованием: а) формационного принципа (теория "эшелонов" развития, "догоняющей" и "отстающей" моделей, революционный и эволюционный пути развития и др.); б) цивилизационного принципа (место стран, в т.ч. России, в системе индустриального, постиндустриального, информационного общества), теория модернизации и другое; в) политологического аспекта (особенно - в ХХ веке): тоталитаризм и демократия, радикализм - либерализм - консерватизм как формы общественных идеологий, парламентаризм и диктатура и другое; г) этногеополитического аспекта (национальные особенности развития, их влияние на все сферы жизни общества и человека, этнонациональные и религиозные связи и влияния, в т.ч. вне государственных границ и разных общественных систем); д) психолого-антропологического аспекта (типы мышления, менталитета, поведения разных слоев населения у разных народов России). 3. Раскрытие сущности и своеобразия истории России в контексте мировой истории, показ отношений: "Мы - в мире" и "Мир в нас", "Мы - о мире" и "Мир о нас"; включение для этого новых источников, рассмотрение крупнейших событий российской истории с позиций историков разной ориентации 4. Усиление внимания к общечеловеческим ценностям и принципам, сохранение классового подхода преимущественно в истории классов; показ общегуманистических, нравственных критериев в оценке событий, явлений, деятелей истории России и мира. 5. Включение, наряду с общегосударственным "макроуровнем", "микроуровня" истории малых групп и социальных слоев, этносов и религиозных конфессий. Рассмотрение типичных представлений о человеке и мире, о нормах поведения и жизненных установках, интересах и ценностях, историческом сознании масс и массовых настроениях. 6. Усиление целостного рассмотрения всемирной истории, чему способствуют т.н. "обзорные" темы, где рассматриваются, например, экологические проблемы ХХ в., глобальные проблемы современности, итоги развития мировой цивилизации к началу ХХ века, к концу ХХ века и др. Конечно, не во всех учебниках и не в полном объеме авторам удается реализовать эти методологические требования, но тенденция к этому явно существует, особенно в учебниках по истории античности и средних веков, по истории цивилизаций. Новые ценностные ориентиры в обучении истории выдвигают ряд требований к отбору содержания учебников. Отметим некоторые из них, те, что в той или иной степени, но пока слабо, находят отражение в новых учебниках (с разной степенью полноты): - показ различия исторических фактов и их интерпретаций; объяснение фактов не должно подаваться как истина в последней инстанции, а сами интерпретации могут быть разнообразными, в т.ч. противоположными; разные культуры и их диалог; различия между способами жизни и мыслей в разные эпохи, в разных культурах; - включение не только фактов и их интерпретаций, но и методов познания, аутентичных историческому сознанию; усиление источниковедения; - показ ситуации выбора, альтернативности, изменение соотношения между описанием фактов и показом места событий в сложных ситуациях, требующих выбора; - обучение умению искать в памяти прошлого идеи, образы, символы, которые могут помочь в разрешении сегодняшних проблем; понять ход мыслей, аргументацию прошлых поколений, особенности их видения мира, жизнь в мире культуры; - раскрытие на примере разных народов, поколений, слоев и групп различных ценностей, целей и смысла жизни, критериев социального выбора и поведения (что любили, что ненавидели, чему поклонялись, что сберегли в памяти, что отвергали и преодолевали и др.).Отличительная особенность лучших из новых учебников истории - попытка раскрыть нравственные ценности людей разных эпох, показ понимания (и изменение этого понимания во времени) таких явлений, как добро, зло, справедливость, свобода, независимость и др. Сюда же относятся более общие ценности, такие, как любовь и Родина (патриотизм), уважение к другим народам, защита прав человека. Отметив выше положительные тенденции новых учебников истории, приходится все же говорить о том, что это только тенденции, пока еще слабо выраженные и мало реализованные. Каковы типичные черты большинства новых учебников истории, которые не позволяют учителям и ученикам считать их настоящей учебной книгой, новым типом учебника, отвечающим современным требованиям базовой науки и педагогики? 1. Прежде всего, учебники все перегружены, в 2-3 раза превышают доступный и необходимый объем, включают огромное число дат, событий, имен и фактов, не соответствующих ни требованиям стандарта, ни возрасту учащихся. Учебники не осваиваются учениками соответствующего возраста и в то количество уроков, которое отводится на курс. 2. Абсолютное большинство учебников усложнены и не соответствуют интеллектуальным возможностям школьников соответствующего возраста. Учебники плохо адаптированы для школы, включают много сложных понятий и категорий, содержат сложную логику изложения и требуют детального знания описываемого - ситуаций и событий. Многие учебники по отечественной истории ХХ века скорее подходят для студентов вузов, чем для школьников массовых школ. 3. Учебники слабо структурированы, параграфы в них огромны, не все имеют "фонарики". В учебниках слабо используются шрифтовые выделения определений, выводов, вопросов, познавательных или ситуационных заданий и т.д. Вопросы и задания составляют незначительную часть учебников. Первые издания учебников не содержат (по понятным причинам) ни иллюстраций, ни схем и таблиц, ни карт. 4. Но главное, конечно, фактическое содержание учебников. Надо сразу сказать, что большинство авторов затратили много сил на создание новых книг, ввели в оборот школьного исторического образования новые факты, источники, объяснения, а главное - постарались (каждый по-своему) выстроить новое видение истории, прежде всего отечественной - ХIХ - ХХ вв. И в этом большая заслуга авторов. Но ситуация в базовой науке, неполная открытость архивов, личная научная ориентация авторов, прежние ("доперестроечные") взгляды и позиции, от которых не так легко отказываться даже под давлением неотвратимых фактов, - все это затрудняет и замедляет новое осмысление прошлого и создание новых исторических концепций. Поэтому в новых учебниках встречаются и умолчания, и искажения, и новые мифы, пытающиеся вновь дать искаженную и упрощенную картину. Возникает вопрос об отношении школьников к обновленной системе исторического образования и к новым учебникам истории в частности. Существует мнение, что из-за своей перегруженности, слабой методической проработанности учебники не воспринимаются школьниками, что приводит к падению интереса к предмету, к ослаблению его роли в становлении личности ученика как гражданина своей страны. Определенная доля истины в этом есть. Но в то же время, встречи с учителями и учащимися, анкетирование и наблюдение, анализ сочинений на свободную тему по истории, написанных учащимися разных регионов и разных типов школ, позволяет говорить о сохраняющемся и безусловно растущем (по сравнению с 70 - 80-ми годами) интересе к прошлому своей страны. Старшеклассники хотят получить ответы на вопросы о причинах глубоких кризисов и потрясений в нашей стране в ХХ веке, узнать правду о Ленине, Сталине, Жукове, о причинах военных поражений и миллионах погибших в ГУЛАГе, хотят знать, почему нас называли "империей зла" и, за что проливали кровь их деды и отцы. Школьники хотят понять, что составляет предмет национальной гордости тысячевековой истории России, и в чем они наследуют завещанное предками. Читателями огромного объема исторической литературы, заполнившей магазины и книжные развалы, являются и школьники всех возрастов, которые покупают Ишимову, Соловьева и краткие тома Ключевского, мемуары Деникина и Троцкого, романы Пикуля и Резуна. Быстро раскупаются журналы "Родина" и "Наше наследие". Именно там, а не только в учебниках, они ищут ответы на вопросы о своем прошлом и настоящем. И прекрасно, что такая возможность появилась у населения за последние десять лет в силу ослабления авторитаризма и догматизма, складывания элементов открытого общества, усиления альтернативности, дискуссионности, диалогичности общественной литературы, в т.ч. адресованной школьнику. Задача школьных учебников состоит в том, чтобы полнее, более открыто, честно соотносить реалии истории и ее объяснение, помочь увидеть исторические корни процессов и явлений сегодняшнего дня, показать ученику реальные, жизненные уроки и мотивы, которые он может извлечь для себя из прошлого, готовясь к будущему, помочь молодежи подготовиться к существованию в открытом обществе, в свободной стране, где личность человека определяет многие стороны успеха. Изучение истории, прежде всего истории своего Отечества, осмысление прошлого и конфликтного настоящего помогает определению места личности в настоящей и будущей жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 3072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.015 с.) |