Терминологический марафон и понятийно-терминологическая карта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминологический марафон и понятийно-терминологическая карта.



Эта стратегия предложена к.ф.н., профессором Д.Х.Вагаповой в книге

«Риторика в интеллектуальных играх и тренингах».

1 Разделитесь на группы по 5-6 человек. Теперь в течение 10 минут вы

будете работать с понятийно-терминологической картой. Вы видите список

из 10 понятий и их определений. Прочитайте эти определения.

Общение — взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене

информацией,

действиями,

поступками,

мыслями,

чувствами,

переживаниями; это также обращение человека к самому себе — к

собственным воспоминаниям, душе, совести, мечтам.

Рефлексия

— 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2)

(философ.) форма теоретической деятельности человека, направленная на

осмысление собственных действий и их законов.

Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к

окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное

изменение и преобразование в интересах людей, условий существования

общества; деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам

процесс.

Дискуссия — корректное по форме публичное обсуждение какого-либо

спорного, обычно научного вопроса; для нее характерны четкость

формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, найти общее

решение, установить истину, что позволяет отнести дискуссию к высшему

разряду полемического диалога.

Понятие

— мысль о предметах и явлениях действительности,

отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения;

закрепляется и выражается в виде слова или словосочетания (группы £лов).

Таким образом, слово является формой понятия, а понятие, в свою очередь,

выражает смысловое содержание слова.

Чтение — форма языкового общения людей посредством печатных или

рукописных текстов, одна из форм опосредованной коммуникации. В процессе чтения происходит смысловое восприятие информации,

заключенной в тексте.

Инновационные подходы в образовании — подходы, преобразующие

характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально

значимых свойств как целевая ориентация, характер взаимодействия

педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

Педагогическая технология — это воспроизводимый способ организации

учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.

Это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых

результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых,

набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для

данных конкретных условий.

Критическое мышление

— это разумное рефлексивное мышление,

сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Это поиск

здравого смысла — как рассудить объективно и поступить логично с учетом

как своей точки зрения, так и других мнений.

Педагогическая диагностика

— изучение учебно-воспитательного

процесса, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов

педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его

результатов для развития личности внутри образовательной программы.

2 В течение 10 минут Вам необходимо в группе усвоить эти понятия,

выделив в них отличительные признаки. Попробуйте сформулировать

определения этих понятий своими словами, запишите в группе то, что у вас

получилось.

3 Разбейтесь на «двойки». В парах опросите друг друга по определениям

изученных понятий. Можно использовать при этом прием «Толстые и тонкие

вопросы». Фиксируйте свои вопросы в таблице.

Теперь, когда понятия усвоены, каждая группа должна составить,

используя их, связный текст (по предложенному ведущим жанру).

Текст будет оцениваться по следующим критериям:

 Количество использованных понятий, вошедших в понятийно-

терминологическую карту;

 Точность в употреблении понятия;

 Занимательность текста и исполнительское мастерство в его

демонстрации.

Составление текста должно занять не более 10-15 минут.

Работа в парах. Студенты обмениваются словарями (словарь состоит из таблицы: название термина, его расшифровка) и начинают друг друга спрашивать. Опрос в объеме 10 терминов Засекаю время (5 мин, студенты ставят "+", если термин расшифрован верно, "-" - если неверно. Отдельно ведется учет: дата контроля, количество терминов, количество правильно названных терминов. По истечении времени, говорю: "Стоп!" По этой же схеме идет опрос второго студента.

 

44. Дискуссионные технологии на уроке истории.

В педагогическом смысле дискуссия – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.

 

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение и проверка.

Процесс общения в ходе дискуссии направлен на достижение следующих учебных целей:

ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний;

обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности;

освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).

В практике работы возможно использование различных видов дискуссии.

Структурированная, или регламентированная дискуссия – дискуссия, имеющая четкий план, структуру, регламент обсуждения, где “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу. (Например, что произошло на Сенатской площади 14 декабря 1825 года: акт гражданского неповиновения, попытка государственного переворота, восстание, революция?)

Дискуссия с элементами игрового моделирования – дискуссия, где проблема ставится и разрешается не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. (Решение вопроса о выборе нового царя на Земском соборе 1613 года)

Проектная дискуссия – дискуссия, основанная на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении, учащийся в ходе спора намечает возможные попытки выхода, обобщая его в проектах.

“Дебаты” - формализированная дискуссия на заданную тему. Как правило, урок проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. (Кто был прав в гражданской войне: красные или белые?)

 

Имеется также классификация дискуссий по формам проведения. Так выделяют: парную, командную, групповую дискуссии.

Парная дискуссия (модель “вертушка”) направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.

Командная дискуссия (модель “дебаты”) построена на основе соперничающих команд.

Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и “аудитории”. К ним относятся уроки по типу “круглого стола”, “заседание экспертной группы”, “пресс-конференция”, “симпозиум”, “диспут” и т. д. (Реформы Н.С. Хрущева: волюнтаризм или веление времени?).

Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:

- вопросы или проблема дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными;

- учитель должен обладать широкой общественной и научной эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;

- руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, увязывать содержание дискуссии с актуальными вопросами современной жизни.

- обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи учителя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь руководителя дискуссии остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.

К дискуссии надо хорошо подготовиться:

- четко уяснить тему обсуждения;

- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;

- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;

- проверить правильность логической аргументации;

 

- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации. (Приложение 1)

Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно:

- говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;

- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.

В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.

При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов.

Завершается дискуссия подведением итогов. Нужно отметить, изменились ли первоначальные взгляды на проблему, почему, в каких вопросах позиция осталась неизменной. Если дискуссия неудачна, надо разобраться, почему это произошло: виной тому слабость доводов или неумение вести полемику с оппонентами.

«Живая линия»

Ученикам предлагается выстроиться по разные стороны воображаемой линии (линию можно провести мелом по полу или использовать, например, диагональ класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой проблемы. На одном «полюсе» — сторонники определенной точки зрения, на другом — ее противники, в центре — сомневающиеся.

Представителям разных точек зрения предлагается по очереди приводить аргументы в защиту своего убеждения. Остальные участники могут менять свое положение относительно линии в сторону одного или другого полюса в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Можно выбрать двух учеников в качестве «наблюдателей». Они будут отслеживать перемещения участников по отношению к линии и таким образом смогут выявить наиболее убедительные аргументы.

«Техника аквариума»

Для организации занятия ученики разделяются на малые учебные группы в количестве 5±2 человека. Групповая деятельность создает условия свободного общения, обеспечивает большую вовлеченность участников в процесс обсуждения, дает возможность вести поиск истины через сопоставление различных точек зрения, используя «общий котел информации».

Этапы организации дискуссионного занятия:

1. Учитель формулирует проблему для обсуждения. Группам дается небольшое время для обсуждения проблемы, определения точки зрения и выстраивания системы аргументации своей позиции. На этом этапе каждый ученик участвует в полемике по предложенной теме. Можно в каждой группе распределить роли — функции:

• ведущий (организует обсуждение, вовлекает всех членов группы);

• протоколист (фиксирует все, что относится к решению проблемы);

• критик (задает вопросы участникам по ходу обсуждения, подвергает сомнению высказанные идеи, формулировки);

• аналитик (обобщает, подводит итоги);

• наблюдатель (оценивает участие каждого члена группы по заданным учителем критериям).

2. От каждой группы выделяется человек, который будет представлять позицию группы (в случае, если в малой группе определились две разные позиции, то группу представляют два человека). Представители групп собираются в центре аудитории за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, все молча следят за ходом обсуждения (наблюдают, как за аквариумом). Группы могут помочь своему представителю только с помощью записок (подсказать дополнительные доводы, усиливающие позицию группы, сформулировать контрвопрос оппонентам).

3. Обсуждение проблемы заканчивается либо по истечении времени, либо после достижения согласия между представителями групп. В заключение проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание обращается на сам процесс представления точки зрения, обоснованность аргументов, полемические умения участников дискуссии.

Затем на обсуждение выносится следующий вопрос, и этапы работы повторяются, только для участия в публичном обсуждении на втором этапе выйдут другие представители от малых групп.

Для более эффективного наблюдения за дискуссией ученикам можно предложить составлять «лист аргументов», заполняя следующую матрицу:

Фамилия, имя ученика Лист аргументов Оценка аргументов

Убедительный Неубедительный Ошибочный

«Вертушка общения»

Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставлены в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру круга. Во внешнем — ученики расположены лицом к центру круга. Таким образом каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвижный, по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.

Участники внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего — другой точки зрения. Ученики одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педагога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет одновременно включить в дискуссию каждого ученика. Меняется ситуация общения, система аргументов — все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений.

«Дебаты»

Участвуют две соперничающие команды: отрицающая сторона и утверждающая сторона по поводу четко сформулированного тезиса, например: «Начало царствования Александра I можно назвать «эрой либерализма» или «Распад СССР был неизбежен».

От каждой команды выступают по три спикера:

У1, У2, УЗ — спикеры утверждающей стороны, которые должны отстаивать и доказывать положения тезиса.

01, 02, 03 — спикеры отрицающей стороны, которые опровергают данный тезис.

Расписан порядок выступлений и лимит времени дебатов:

Спикер Время Роль

У1 3 мин Раскрывает тезис, представляет аргументы команды утверждающей стороны

03 к У1 2 мин 03 задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1. У1 отвечает

01 3 мин Выдвигает все возможные отрицательные аргументы

УЗ к 01 2 мин УЗ задает вопросы 01 с целью принизить значение его аргументов. 01 отвечает

У2 2 мин Отвергает аргументы 01, усиливает утверждающую линию, предоставляет доказательства

01 к У2 2 мин 01 задает перекрестные вопросы У2, У2 отвечает

02 2 мин Опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию

У1к 02 2 мин У1 задает вопросы 02, 02 отвечает

УЗ 3 мин Представляет финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает доказательства утверждающей линии

03 3 мин Финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает доказательства отрицающей стороны

На дебатах вводится роль тайм-кипера, который следит за временем и оповещает о конце отведенного времени, поднимая табличку с надписью «30 с».

Все остальные ученики класса наблюдают за дебатами и записывают аргументы сторон:

ТЕЗИС

Аргументы утверждающей стороны Аргументы отрицающей стороны

В конце дебатов обсуждаются убедительность аргументов, полемические умения спикеров и делается вывод о победе одной из сторон. Целесообразно ввести группу жюри для занятия в форме дебатов. Жюри заполняет лист оценки аргументов и подводит итоги дебатов.

Возможно на уроках введение только элементов дебатов: речи спикеров, перекрестные вопросы, составление системы аргументации.

«Учебный спор-диалог»

Эта модель позволяет сочетать индивидуальную, парную и групповую формы оценочной деятельности школьников. Этапы занятия:

1. Индивидуальная работа. Ученики делятся на первые и вторые номера. Первым номерам соответствует определенная позиция, например «оптимисты», «радикалы», представители Запада или представители соответствующей политической партии. У вторых номеров — установка на противоположную позицию: «пессимисты», «консерваторы», представители СССР или представители какой-то отличной от первых номеров политической партии. Под заданным углом зрения каждый ученик оценивает изучаемое историческое явление, процесс или деятельность исторической личности. Каждый, например, составляет свой список «плюсов» и «минусов».

2. Ученики объединяются в пары (первые и вторые номера начинают работать вместе). Каждый излагает свою оценку. Задача пары: обсудить вопрос и постараться выработать общий список «плюсов» и «минусов», с которым сможет согласиться каждая сторона.

3. Пары объединяются в «четверки». «Четверка» обсуждает все имеющиеся оценки, мнения и выдвигает суждения, исходя из обеих намеченных ранее позиций.

4. Можно объединить «четверки» в группы по восемь учеников, чтобы ребята еще раз постарались договориться и выработали общую точку зрения (пусть даже состоящую только из одного-двух пунктов, с которыми могут согласиться все).

Таким образом, появляется этап свертывания дискуссии, переход к уравновешенному конструктивному диалогу ради выработки компромиссной единой точки зрения для общего решения.

В педагогическом опыте получил распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссии.

«Круглый стол». Беседа, в которой на равных участвуют небольшие группы участников (обычно около 5). Во время такой беседы происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью участников).

«Панельная дискуссия». Перевод-калька термина «panel discussion» (совещание группы экспертов). Проходит в форме «заседания экспертной группы» (обычно 4-6 участников с заранее назначенным председателем), на котором вначале намеченная проблема обсуждается всеми участниками группы, а затем они излагают свои позиции всей аудитории. Каждый участник выступает с сообщением, которое, впрочем, не должно перерастать в долгую речь.

«Форум». Это обсуждение идентично «заседанию экспертной группы», в ходе которого группа включается в обмен мнениями с аудиторией.

«Симпозиум». Более формализованное по сравнению с форумом обсуждение: участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

«Дебаты». Явно формализованное обсуждение, на основе заранее фиксированных выступлений участников − представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Варианты этого вида обсуждения – «дебаты по модели ООН» или «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в парламенте. Начинаются с выступления представителей каждой стороны, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны.

«Судебное заседание» – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.52 (0.071 с.)